Возобновление работ на Арктическом шельфе |
Мурманская область в планах руководства страны и нефтегазовых компаний России, связанных с проблемами развития топливно-энергетического комплекса, занимает все более и более значимые позиции. Именно за счет месторождений углеводородного сырья, находящегося в недрах арктического шельфа, в ближайшие годы будет обеспечиваться прирост добычи нефти, газа и газоконденсата, поставки «голубого топлива» в европейскую часть России, в Восточную и Западную Европу, а сжиженного газа — на Северо-Американский континент. Ресурс месторождений углеводородного сырья суши в пределах Северо-Западного федерального округа и арктического шельфа впечатляет. Он оценивается в 42 миллиарда тонн условного топлива. Из них 20% находится на суше, 15% приходятся на спорную «Серую Зону», 65% на акваторию Баренцева и Печорского морей, из них 7% составляет нефть, 57% газ и остальное – газоконденсат. Разведанные запасы газа на полуострове Ямал и на шельфе Обской и Тазовской губ составляют 10 триллионов кубометров, а ресурсная база в этом регионе оценивается в 50 трлн.У многих жителей Мурманской области, да и России, возникает вопрос: «Ресурсы действительно велики. Разговоров о богатствах шельфа и блестящих перспективах для региона и страны ведется немало, но когда они будут реализованы на практике, когда начнут приносить реальную отдачу?» Сегодня можно с уверенностью говорить: «Скоро!» После вынужденного простоя 1990-х сегодня очевидно возобновление широкомасштабных работ на Арктическом шельфе. Огромный интерес к Мурманскому транспортному узлу, к берегам Кольского залива и побережья Баренцева моря проявляют многие отечественные и зарубежные компании. Но лидером в реализации нефтегазовых проектов является ОАО «Газпром». Мы просто не всегда видим ту гигантскую подготовительную работу, которая проводится дочерними компаниями «Газпрома» - ООО «Газфлот» и ООО «Севморнефтегаз», и которая уже в ближайшие годы воплотится в добытую нефть месторождений Приразломное и Долгинское, в газ Штокмановского ГКМ, Ямала и Обско-Тазовской губ. А развитие топливно-энергетического комплекса станет локомотивом для возрождения на Северо-Западе России машиностроения, судоремонта, строительной индустрии, всех видов транспорта, особенно, железнодорожного и морского, обеспечит рост занятости населения. Если конкретно говорить об арктическом шельфе, то в 80-х годах на шельфе Арктики удалось выявить 60 локальных структур, открыть 11 уникальных и крупных месторождений. В перечне более поздних открытий – три месторождения нефти в Печорском море, 4 месторождения газа в Обской и Тазовской губах, что позволило прирастить запасы газа на 4 трлн м3 и нефти на 500 млн тонн. За счет использования новых технологий в разведке Штокмановского ГКМ удалось прирастить запасы этого уникального месторождения на 400 миллиардов кубометров, и сегодня его запасы оцениваются уже не в 3,2, а 3,66 трлн м3 газа. У обывателя возникает вопрос, а что нам от этих запасов? Где конкретный результат? Резонный вопрос, но все дело в том, что, во-первых, от открытия месторождения на шельфе до его ввода в эксплуатацию в среднем проходит 12 лет. Во-вторых, увеличение подтвержденных запасов способствует росту капитализации компаний и повышению международного авторитета страны в целом. На развитии ситуации с освоением шельфовых месторождений не мог не сказаться период развала экономики, который пережила наша страна, отбросивший освоение кладовых арктического шельфа на целое десятилетие. Но даже в тех сложных условиях «Газпром», не забывая о перспективах освоения арктического шельфа, создал в 1994 году дочернее предприятие ООО «Газфлот», которое стало преемником и продолжателем газпромовских традиций в Арктике и все эти годы, планомерно используя и поддерживая потенциал мурманских компаний, выполняло геолого-разведочные работы, а в ближайшее время приступит и к освоению открытых месторождений на Печорском шельфе Баренцева моря, Обской и Тазовской губ Карского моря. Сегодня «Газфлот» – безусловный лидер в проведении геологоразведочных работ на шельфе Арктики.С 2002 года пробурено и завершено испытанием 16 скважин общей проходкой 32617 метров, обеспечен прирост запасов газа в Обской губе порядка 1 трлн м3. Успешно компания завершила и буровой сезон 2007 года, пробурив в Обской губе три скважины общей глубиной 6781 метров, в том числе одну - с введенного в эксплуатацию в этом году плавучего бурового комплекса ПБК «Обский». По заданию ОАО «Газпром» «Севморнефтегаз» и «Газфлот» осуществляют серьезную программу по строительству нефтегазового флота. В 2007 году парк судов пополнился двумя современными ледоколами-снабженцами, в Астрахани завершается строительство танкера-заправщика, продолжается строительство двух платформ («Арктическая» и «Приразломная») в Северодвинске, приобретено и модернизируется очередное транспортно-буксировочное судно. В планах ООО «Газфлот» на 2008 год — выполнение значительного объема буровых работ в Обской губе, возобновление регулярных буровых работ в Печорском море на Долгинском месторождении, запасы нефти которого в несколько раз превышают запасы Приразломного.Буровые работы на Штокмановском газоконденсатном, нефтяном Приразломном и Долгинском месторождениях и в Обско-Тазовской губе и сейчас выполняет, и будет выполнять в перспективе Мурманский филиал компании ООО «Газфлот», который возглавляет Борис Пальчиков. Базирование филиала в Мурманске имеет для региона серьезное значение, которое с каждым годом будет возрастать. Только в 2007 году на судоремонтных заводах Мурманска выполнен ремонт двух судов этой компании: кранового «Газшельф» и ТБС «Дунай», осуществлена модернизация СПБУ «Амазон», а это — работа для сотен судоремонтников. Обеспечиваются заказами СМНГ и АМИГЭ, расширяется сотрудничество между мурманским филиалом «Газфлота» и Мурманским государственным техническим университетом. Ввод в строй ПБК «Обский» создал 90, а участка по испытанию континентальных скважин в Новом Уренгое 50 высокооплачиваемых рабочих мест, которые укомплектованы мурманчанами. Сегодня можно с уверенностью говорить, что ОАО «Газпром» фактически приступил и к реализации Штокмановского проекта. Свидетельство тому – завершение геологоразведочных работ на Штокмановском ГКМ в 2006 году бурением седьмой разведочной скважины, которая прирастила разведанные запасы на 400 млрд м3 газа. Введен в эксплуатацию Арктический центр, где кроме мурманского филиала ООО «Газфлот», после заключения соглашения с Мурманской областью разместится представительство ООО «Севморнефтегаз» - главного оператора по обустройству и эксплуатации нефтегазовых месторождений на арктическом континентальном шельфе. Уже состоялся конкурс «Газпрома» по выбору подрядчика на строительство двух ППБУ нового поколения для Штокмановского проекта, в котором победил Выборгский судостроительный завод. Научно-исследовательское судно «Газфлота» «Академик Голицын» работает в 2007 в Баренцевом море на трассе будущей прокладки ниток подводного газопровода от Штокмановского ГКМ к берегу Кольского полуострова. Проектная организация «Гипроспецгаз» продолжает изыскания на месте строительства ПТТК СПГ (портового транспортно-технологического комплекса по производству сжиженного природного газа) и прокладки наземного газопровода с компрессорными станциями. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что наконец-то объявлены партнеры по проекту, которыми стали французская компания «Тоталь», подразделение которой уже разместилось в московском офисе «Севморнефтегаза», а также объединенная норвежская компания «СтатойлГидро». Нельзя не отметить и меры по развитию «Газфлотом» своей береговой инфраструктуры. На территории Мурманской судоверфи уже существует и будет совершенствоваться транспортно-складской узел с причальной линией, а на Абрам-Мысе будет создана береговая база для стоянки и ремонта буровых установок, которым предстоит работать на арктическом шельфе. Именно отсюда будет осуществляться обеспечение всем необходимым буровых платформ, которые станут работать на Приразломном и Долгинском нефтяных и на Штокмановском газоконденсатном месторождениях. Для Мурманска, Мурманской области и всего Северо-Западного региона создание такой базы сулит немало преимуществ. Это и появление сотен дополнительных рабочих мест, и заказы для компаний и предприятий региона: судоремонтных, строительных, транспортных, объединенных в ассоциацию поставщиков «Мурманшельф», это, наконец, дополнительные налоговые поступления в бюджет. Освоение Штокмановского ГКМ, нефтяных Приразломного и Долгинского, продолжение работ в Обской губе создают условия для дальнейшего развития производительных сил Мурманской области и региона на долгосрочную перспективу, позволят газифицировать города и населенные пункты на Кольском полуострове и в Карелии, обеспечить только на стадии строительства ПТТК СПГ и наземного трубопровода работой более 3000 тысяч человек, и около 1000 в процессе их эксплуатации. В процессе строительства завода СПГ, трубопроводов, компрессорных станций и наземной инфраструктуры только на территории Мурманской области будет освоено 17 млрд долларов. За время эксплуатации Штокмановского ГКМ федеральный и областной бюджеты получат около 20 млрд долларов налоговых отчислений. К 2014 году только за счет реализации этого проекта объем валового регионального продукта возрастет вдвое. На 40% увеличится доходная часть бюджета Мурманской области. Ежегодное выделение «Газпромом» 5% добытого штокмановского газа на нужды Мурманской области позволит газифицировать населенные пункты Кольского полуострова, снизить цены за теплоснабжение для потребителей на 35 – 40%. Вообще же, в соответствии с графиком реализации Штокмановского проекта, точкой отсчета начала работ можно считать 2 января 2006 года, а датой завершения строительства инфраструктуры - 27 декабря 2019 года, со сроком эксплуатации 50 лет. Так что мурманчанам нужно немного набраться терпения. Обыватель не всегда видит то что происходит в море и на берегу, а потому часто делает скоропалительные выводы. А делается (не только «Газпромом», но и другими компаниями) немало. К примеру, в Печорском море этим летом установлен стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) «Варандей», класса РС КЕ (*) МСП А2И, построенный по заказу ОАО «Варандейский терминал», а фактически НК «ЛУКОЙЛ» на заводе строительных металлоконструкций ООО «ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть». Через это сооружение, восьмиугольную платформу кессонного типа, высотой 65,5 метра, шириной 61,75 и длиной 108,3 метра, способную противостоять напору ледовых полей, 12 млн тонн нефти, добытой на месторождениях Тимано-Печоры, будет отправляться танкерами дедвейтом от 20 до 70 тысяч тонн потребителям в круглогодичном режиме через Кольский залив. А подводные нефтепроводы к СМЛОПу проложил трубоукладчик «Дефендер», принадлежащий ОАО «Межрегионтрубопроводстрой» и базирующийся в Мурманске. В 2008 году ему предстоит работать в Байдарацкой губе, прокладывая газопровод длиной 60 километров и диаметром 1200 миллиметров. Ведутся работы и на берегу. Группа компаний «Синтез» намерена не только построить в Кольском заливе мощный нефтеперевалочный комплекс, но и планирует возвести нефтеперерабатывающий завод в Мурманске, производительностью 6 миллионов тонн нефти в год. Уже созданы и занимаются отправкой нефти на экспорт несколько береговых и рейдовых перевалочных комплексов. Развивает свое производство в Мурманске и норвежская компания «Рейнертсен», которая стремится стать одним из субподрядчиков в производстве подводных добычных комплексов. А вообще, перспективы ошеломляют. Скоро в Кольском заливе станет тесно не от рыболовецких и транспортных судов, а от буровых платформ, танкеров, судов снабжения нефтегазовых компаний. Посудите сами: по прогнозам специалистов и по информации, прозвучавшей на международной конференции «Нефть и газ арктического шельфа 2006», к 2030 году для работ в Баренцевом море следует построить 21 судно усиленного ледового класса, затратив на эти цели $ 300 млн. долларов, соорудить 14 платформ стоимостью $ 11,64 млрд. долларов (в 2010 – 2015 – 5 платформ, в 2015 – 2020 – 2 платформы и к 2030 еще 4), и это — не считая буровых платформ и подводных добычных комплексов для Штокмановского ГКМ. Для сжижения части добытого газа будут возведен завод по сжижению природного газа (СПГ), а для вывоза готовой продукции на экспорт предстоит построить к 2010 году семь и к 2030 году — еще полтора десятка судов-газовозов. Не обойтись и без обновления танкерного флота. Для перевозки нефти к 2030 году предстоит построить 11 танкеров-челноков ледового класса дедвейтом 40-70 тысяч тонн и 7 линейных танкеров дедвейтом 150 тысяч тонн и более. Этот флот обойдется в 1,3 млрд. долларов.
Этот внушительный перечень дополняет необходимость развития береговой инфраструктуры.Реализация этих планов потребует серьезной концентрации усилий и финансовых средств. Таких крупномасштабных задач наша страна не решала уже давно. Так что шельф осваивается, береговая инфраструктура создается.Большой нефти и газа осталось ждать недолго. Юрий Банько Журнал "СЕВЕР промышленный" № 12 2007 г. Еще статьи по теме "шельф":Состояние нефтегазопоисковых работ на шельфе западной Арктики России Новые объекты нефтегазопоисковых работ на арктическом шельфе Первопроходцы арктического шельфа Зоны нефтегазонакопления Баренцевоморского шельфа Стратегия освоения месторождений арктического шельфа России
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6795 |