Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Инженерно-геологические работы и изыскания: от Антарктиды до Атлантиды
Инженерно-геологические работы и изыскания: от Антарктиды до Атлантиды Печать E-mail

Инженерно-геологические работы и изыскания на месторождениях арктического шельфа проводили специалисты АМИГЭ

Сегодня у всех на слуху Штокмановское газоконденсатное и Приразломное нефтяное месторождения, разработка которых начнется в ближайшие годы, Баренцевоморская нефтегазоносная провинция, призванная стать важнейшим регионом, который позволит России еще долгие годы обеспечивать себя и зарубежных партнеров нефтью и газом. Но лишь специалисты знают, что к открытиям уникальных и крупнейших месторождений нефти, газа и газоконденсата на шельфе Баренцева, Печорского, Карского морей, моря Лаптевых и Обской губы причастны предприятия Мурманска: АМНГР («Арктикморнефтегазразведка»), СМНГ(«Севморнефтегеофизика»), МАГЭ(«Морские арктические геологические экспедиции») и АМИГЭ - «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции». Все они вписали свою яркую страницу в историю освоения природных богатств арктического шельфа. Но если сотрудники СМНГ и МАГЭ, проводя комплекс сейсмических и геофизических исследований, определяли возможные места залегания месторождений углеводородного сырья, нефтегазоразведчики АМНГР подтверждали прогнозы бурением, то специалистам АМИГЭ принадлежит особое место в этом взаимосвязанном комплексе.

Место работы – Арктика и далее - везде

В послужном списке специалистов этого предприятия исследование площадей арктических морей, изыскания под постановку буровых платформ, в том числе, ледостойкой платформы на Приразломном месторождении, продолжение изысканий на площади Штокмановского газоконденсатного и нефтяного Долгинского месторождений, по трассе прокладки к ним подводных трубопроводов. Это они выполнили изыскания по трассе прокладки газопроводов по дну Байдарацкой губы, строительство которых начнется уже в этом году, площадок для поисково-разведочного бурения в Обской и Тазовской губах, на которых буровым комплексом «Амазон», принадлежащим ООО «Газфлот», сделано несколько крупных открытий. Это их исследования позволили установить в Печорском море Варандейский стационарный морской ледостойкий отгрузочный терминал (СМЛОП). Точность, объективность и достоверность информации, подготавливаемой специалистами АМИГЭ, снискали этому предприятию законное доверие и заслуженный авторитет среди отечественных и зарубежных компаний.

Среди партнеров и заказчиков работ у АМИГЭ такие отечественные гиганты, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Газфлот», «Севморнефтегаз», иностранные компании «Shell», «StatoilHydro», «Total», «Shevron-Texaco», «Amoco», «BP» «Conoco», «Eni», «Exxon», «FUGRO». По их заказам выполняются инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геодезические изыскания на шельфе, прилегающей суше и островах.

Это специалисты АМИГЭ готовят исходные данные для проектирования и строительства морских нефтегазопромысловых и гидротехнических сооружений. И не только в Арктике. Сотрудники АМИГЭ на своих специализированных судах «Бавенит» и «Гео арктик» выполняли геотехнические и геофизические исследования в Атлантике, на шельфе Японии, на Черном и Азовском морях, в Персидском заливе, у берегов Африки, в Антарктике по заказам крупных иностранных компаний.

Среди важнейших проектов, к реализации которых приложили свои усилия специалисты АМИГЭ, также можно назвать газопровод «Голубой поток». Здесь изыскания проводились при глубине моря до 2000 метров. По их данным спроектирован и построен близ Новороссийска нефтеналивной терминал Каспийского трубопроводного консорциума.

С исследовательского судна «Бавенит» был выполнен комплекс геотехнических работ по возможной трассе прокладки подводного туннеля под дном Гибралтарского пролива между Европой и побережьем Северной Африки.

В 90-е годы в Средиземном море с этого же судна выполнены буровые работы и в месте предполагаемого нахождения легендарной Атлантиды. С учетом уже накопленного опыта экипаж «Бавенита» был привлечен для выполнения буровых работ проектировщиками строительства тоннеля через пролив Босфор.


Свод Правил СП 11-104-2004 «Инженерные изыскания на континентальном шельфе для строительства морских нефтегазопромысловых сооружений»


Специалисты АМИГЭ участвовали в разработке нового Свода Правил СП 11-104-2004 «Инженерные изыскания на континентальном шельфе для строительства морских нефтегазопромысловых сооружений», в основу которых положен их четверть вековой опыт исследований на арктическом шельфе. А в настоящее время участвуют в подготовке нового международного стандарта по инженерным изысканиям ИСО «Исследование морских грунтов».

Как все начиналось

На рубеже 70-х - 80-х годов руководство страны обратило внимание на арктический шельф. К тому времени в мире было сделано немало открытий крупных месторождений нефти и газа на прибрежном шельфе, в том числе, Северного и Норвежского морей. Почти одновременно в Мурманске создаются АМНГР, СМНГ, и 17 марта 1980 года – АКМГЭ – «Арктическая комплексная морская геологическая экспедиция», преобразованные в 2003 году в ОАО АМИГЭ - «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции». Это их общими усилиями в невероятно короткие сроки для страны были открыты полтора десятка уникальных и крупнейших в мире месторождений углеводородного сырья на шельфе арктических морей.

Работая первые годы на арендованных у рыбаков судах, специалисты АКМГЭ (АМИГЭ) проводили инженерные изыскания на площадях Мурманской, Северо-Кильдинской, Варандейской, Медынской, Приразломной, Адмиралтейской, Лудловской, Пахтусовской, Андреевской, Ахматовской, Полярной, Ленинградской, Кольском шельфе и других структурах.

С получение четырех специализированных судов – НИС «Бавенит», «Наметкин» («Гео арктик»), «Кимберлит» и «Керн» объем и производительность работ значительно возросли. С этих судов выполнялись изыскания для проектирования и постановки различных буровых платформ, трубопроводов, причальных сооружений и терминалов.

С развалом СССР и началом экономических реформ резко снизились объемы государственного заказа на проведение исследований и изысканий на арктическом шельфе. Компания была вынуждена сама искать источники финансирования, содержать суда, оборудование. Договорные и контрактные работы стали приоритетными и наиболее капиталоемкими. Пришлось осваивать и новые районы работы по заказу иностранных компаний. Первые исследования с судов АМИГЭ были выполнены в Атлантике и Японском море.

Ситуация стабилизировалась, когда среди заказчиков появились отечественные нефтегазовые компании, в сферу интересов которых попал арктический шельф с его огромными запасами нефти и газа. По заказу «Газпрома» выполняются изыскания на Приразломном нефтяном и Штокмановском ГКМ, были начаты работы в Обской и Тазовской губах.

Если говорить об участии АМИГЭ в работах по Штокмановскому проекту, то именно специалистами этого предприятия еще в период с 1988 по 1992 годы были выполнены изыскания по трем вариантам прокладки подводного газопровода от Штокмановского ГКМ: на полуостров Рыбачий, на полуостров Канин и в район Териберки. В нынешних условиях оказался востребованным третий вариант. Тогда же были начаты работы и на площади Штокмановского ГКМ. Изыскания специалистов АМИГЭ предшествовали строительству в 2003-м году шестой и в 2006-м - завершающей седьмой разведочной скважины на этом месторождении. Продолжаются работы в интересах Штокмановского проекта и сейчас. В частности, в 2007 году проведены инженерные изыскания для причальных сооружений в районе Териберки, а также, вдоль трассы трубопровода.

Предстоит продолжение геотехнических работ на площадках размещения добычных и технологических платформ, подводных добычных комплексов.

Работы – непочатый край

Вообще, последнее десятилетие можно отнести к стабильному периоду наращивания объемов выполняемых изыскательских работ на арктическом шельфе и за рубежом. Исследовательские суда «Керн» и «Кимберлит» имеют стабильные заказы на проведение изысканий на арктическом шельфе. Прибавилось работы на структурах Адмиралтейская, Пахтусовская, Варандей море, Долгинская.


последнее десятилетие можно отнести к стабильному периоду наращивания объемов изыскательских работ на арктическом шельфе


Исследовательские суда «Бавенит» и «Гео арктик» оказались не просто востребованными, а прочно обосновались в различных частях Мирового океана (Атлантический, Индийский, Тихий океаны, Средиземное, Черное, Каспийское, Азовское, Охотское, Северное моря). АМИГЭ принимало участие в изысканиях по проекту «Сахалин-1», «Сахалин-2».

Специалистами АМИГЭ с 2000 года по заказу ООО «Газфлот» выполняется подготовка детальных площадок для поисково-разведочного бурения в Обской и Тазовской губах. Всего их подготовлено более трех десятков. А за каждой такой площадкой размером 1000 на 1000 метров стоит большой объем работ, который включает геологическое бурение на глубины до 80 метров, пробоотбор легкими техническими средствами на глубину до 5 метров, статическое зондирование, лабораторные исследования с целью получения данных для расчетов прочностных и деформационных свойств грунтов, сейсмоакустическое профилирование, гидролокация бокового обзора, магнитометрия, многолучевое эхолотирование, И не только. Кроме этого проводятся гидрометеорологические исследования, в ходе которых изучаются течения, волнение, ветровые и другие характеристики, исследуется ледовый покров. Ведь ледовые поля арктических морей имеют огромную разрушительную силу, способную смести буровую установку, а стамухи своими подводными клыками пропахивая дно, способны разорвать, как нитку, даже заглубленный в грунт нефте или газопровод. Без этих данных, воплощенных в отчет с характеристикой природных условий, невозможно проектирование и строительство в Арктике разведочных, добычных и промышленных гидротехнических комплексов, подводных нефте и газопроводов.

За эти годы в АМИГЭ сложился высокопрофессиональный коллектив с богатейшим опытом работы в различных природных и социально-экономических условиях, оперирующий современным парком передовых технических средств и способный решать самые сложные инженерные задачи по выполнению полного комплекса инженерных изысканий. Его специалисты имеют оборудование для сейсмоакустических исследований, магнитометрии, которые позволяют «освещать» разрез на глубину до 500 метров под дном моря, приборы для локации бокового обзора, эхолотирования. Проводя инженерно-геологическое бурение, они изучают физико-механические свойства и состав грунтов, причем, с судна «Бавенит» на глубину до 300 метров, при глубине моря 2000 метров. К слову, «Бавенит» является мировым флагманом геофизического флота.

Эти изыскания крайне необходимы и важны при проектировании морских сооружений, для оценки инженерно-геологических условий осваиваемых шельфовых месторождений. Всего за годы своего существования специалистами АМИГЭ подготовлено около 200 детальных площадок для постановки буровых установок и судов в морях арктического шельфа России. С учетом прогнозируемых темпов освоения месторождений углеводородного сырья арктического шельфа, работы для специалистов АМИГЭ прибавится многократно.

Юрий Банько

НЕФТЬ И ГАЗ 

Еще статьи по теме "Изыскания":

Морские инженерные изыскания под обеспечение строительства линейных объектов в арктическом бассейне

Инженерно-экологические изыскания - основа экологического сопровождения освоения Штокмановского ГКМ

Инженерно-экологические изыскания в районе подводного перехода магистральными газопроводами через Байдарацкую губу Карского моря

Океанографический подход в расчетах динамических свойств осадка для задач морских инженерных изысканий

Современные проблемы технического регулирования инженерных изысканий для строительства: пути решения


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.224.202.224

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

.
Designed by Helion LTD