Правовое положение иностранных граждан-мигрантов регулируется законом |
197 иностранных граждан трудятся в оптовой и розничной торговле, второе место по использованию труда иностранных мигрантов занимает строительная отрасль - 144 человекаИспользование труда мигрантов в различных областях промышленности, торговли и строительства стало для Российской Федерации явлением привычным и обыденным. Количество иностранцев, изъявивших желание поработать у нас в стране, неуклонно возрастает. Мурманск и область в этом вопросе не составляют исключения.Достаточно сказать, что в нашем регионе уже трудятся 83 гражданина Азербайджана, 90 граждан Кыргызстана, 59 молдаван, 119 представителей Узбекистана, 67 украинцев, 69 приезжих из Турции, 63 из Китая, а также представители других стран и народов. Наибольшее количество приезжих-197 человек - трудятся в оптовой и розничной торговле, второе место по использованию труда мигрантов занимает строительная отрасль - 144 человека, 115 иностранных граждан заняты в обрабатывающем производстве. Труд иностранных рабочих также используется в сельском и лесном хозяйстве, в сфере общественного питания, здравоохранении, на транспорте и других отраслях экономики. Хорошо известно, что в недалёком будущем в Мурманске и области предполагается осуществить несколько грандиозных строительных проектов, как и то, что для их реализации будет явно недостаточно местного резерва трудовых сил. Как следствие, ожидается новый приток рабочих-мигрантов в наш регион. Что следует предпринять, чтобы привлечение иностранной рабочей силы стало взаимовыгодным как для работодателя, так и для самого рабочего и не создавало проблем, мешающих решению производственных задач, нам рассказала Светлана Юрьевна Ильина, заместитель начальника отдела по делам миграции УФМС по Мурманской области. - Как уже было замечено, у нас в регионе начинается массированное привлечение иностранной рабочей силы. Чем это вызвано? С одной стороны, мигрантов устраивает предложенная заработная плата, с другой - работодателя устраивает тот факт, что нанятые им работники трудятся в том производственном режиме, который его устраивает. Они не злоупотребляют спиртными напитками, не устраивают бесконечных перекуров, трудятся слаженно и, по мнению работодателей, более добросовестно, чем наши работники. Ежегодно наши ПТУ выпускают определённое количество специалистов, которые, тем не менее, не всегда могут устроиться на работу. Это происходит потому, что либо уровень подготовки наших выпускников ниже требуемого, либо же они сами не стремятся занять предлагаемые места, предпочитая, скажем, высокооплачиваемый евроремонт работе на открытой всем ветрам стройплощадке. Следует отметить, что иностранные рабочие находятся в Мурманске на законных основаниях, «нелегалов» среди них практически нет. По действующему законодательству все работодатели, все фирмы должны получать разрешение на использование иностранной рабочей силы. Сначала они в установленном порядке обращаются в Центр занятости, там их заявку рассматривают, проверяет обоснованность и целесообразность привлечения. При условии, что на ту или иную специальность имеются вакансии, нет желающих занять её из числа российских граждан либо нет специалистов необходимого профессионального уровня, заявленного компанией, Центр даёт заключение о необходимости привлечения иностранной рабочей силы. На основании заключения миграционной службой работодателю оформляется разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. После этого каждому работнику выдаётся разрешение на работу. Граждане СНГ имеют право прибыть сюда самостоятельно на 90 суток, зарегистрироваться, если у них есть где зарегистрироваться. Те же, кто приезжают по приглашению компаний, имеют возможность зарегистрироваться в общежитиях. Фирма полностью занимается обустройством, регистрацией иностранных граждан и до завершения работ полностью за них отвечает. Иначе обстоит дело с привлечением рабочей силы из дальнего зарубежья: не имея разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, компании не могут пригласить сюда работников. На момент обращения в УФМС иностранцы должны иметь не менее 30 дней до окончания срока регистрации. Как только мигрант получает разрешение на работу, срок его пребывания увеличивается до окончания срока действия данного разрешения.С нового года порядок привлечения рабочих из безвизовых стран изменится в сторону его упрощения. Если иностранный работник обратится к нанимателю с просьбой о предоставлении ему рабочего места и получит его, то после обращения в УФМС ему в течение 10 дней будет выдано разрешение на работу, при условии отсутствия оснований для отказа. Это не касается граждан Белоруссии, которые уже работают у нас наравне с российскими гражданами. Значительно сокращен перечень требуемых документов (при условии, что разрешение выдается на срок до 90 суток). У работника появится возможность личной подачи документов на оформление разрешения на работу, а не через работодателя. Работодателям дается право привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением об этом миграционной службы и службы занятости населения. Одновременно с тем работодатель будет нести полную ответственность за мигрантов, привлечённых к работе на его предприятии, решать все возникающие при этом проблемы. Сейчас наше подразделение совместно с милицией и государственной инспекцией труда проводит регулярные проверки на предмет наличия разрешений на работу, условий работы и быта, соблюдения условий заключённого с иностранными гражданами трудового договора. Недопустимо такое положение дел, когда мигранты ведут образ жизни невольников - проживают в неприспособленных времянках и пьют воду из ручья, как однажды случилось с рабочими - иностранными гражданами, привлечёнными недобросовестным работодателем к резке металла. В настоящее время отмечаются только единичные случаи привлечения к труду нелегалов. Такого масштаба, как, к примеру, в столице это явление у нас не имеет. Во-первых, наниматели знают, что проверки будут проводиться регулярно. Во-вторых, у нас специфика региона немного другая - нет такого наплыва мигрантов даже из-за того, что далеко не каждый вынесет условия жизни на Крайнем Севере. И, самое главное, наши граждане, в данном случае я имею в виду работодателей, более законопослушны. Они никогда не пойдут на нарушение закона, им легче заплатить все налоги и оформить всё официально. Индивидуальные предприниматели тоже соблюдают закон, ведь шила в мешке не утаишь, и о том, что некто применяет труд нелегалов, станет известно всем, в том числе и контролирующим органам. На самом деле, почему один предприниматель должен платить налоги, а другой «жить красиво», утаивая налоги при использовании труда нелегалов?! С 15 января 2007 года вступают в силу два Федеральных закона от 18 июля 2006 года:- № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;- № 110 «О внесении изменений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».Закон № 109 о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в России направлен на сокращение нелегальной миграции и повышение уровня правовых гарантий для иностранных граждан, желающих жить и трудиться в России. Закон изменяет характер самой регистрации иностранных граждан: миграционный учет в отличие от регистрации осуществляется в уведомительном, а не разрешительном порядке (за некоторым исключением, п.2 ст.5). В то же время закон акцентирует внимание на обязательности регистрации иностранных граждан по месту жительства и постановки на учет по месту пребывания. Обязанность и ответственность за постановку на миграционный учет по месту пребывания возлагается не на иностранного гражданина, нередко не знающего ни языка, ни местности, ни самого миграционного порядка, а на принимающую сторону. Ею может быть гражданин России, иностранный гражданин, постоянно проживающий в России, органы государственной власти, местного самоуправления. Определены сроки постановки на учет - для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан - по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, для временно проживающих или временно пребывающих - по истечении 3 рабочих дней со дня прибытия (за исключением регистрации в гостиницах, спецучреждениях). Постоянно проживающие в России иностранные граждане смогут уведомлять власти об изменении места пребывания путем почтового сообщения. Новый порядок миграционного учета позволит снять излишние административные барьеры, в том числе для тех специалистов, в притоке которых наша страна наиболее остро нуждается. В то же время органы государственной власти получат достоверную статистику о пребывании в России иностранных граждан, откроются новые возможности для оздоровления миграционной, демографической ситуации, сокращения коррупции. Иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание и зарегистрированные по месту временного проживания в РФ на день вступления в силу настоящего ФЗ, вправе зарегистрироваться по месту жительства в течение срока действия разрешения на временное проживание. Закон № 110 в первую очередь направлен на предоставление правовых преференций (льгот) гражданам иностранных государств, с которыми у России заключены межправительственные соглашения о взаимных безвизовых поездках. Они направлены, во-первых, на упрощение условий временного проживания иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения виз, во-вторых, на упрощение порядка осуществления трудовой деятельности для данной категории иностранных граждан. Законом детализировано понятие миграционной карты как документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации. Акцентировано внимание на обязательности наличия миграционной карты у граждан, прибывших в безвизовом порядке. Закон дополнен статьями, касающимися временного проживания иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. В отношении данной категории граждан срок оформления разрешения на временное проживание сокращен до 60 суток. После вступления в силу ФЗ медицинские справки гражданин вправе представить в течение 30 суток со дня подачи заявления, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - в течение 1 года со дня въезда в РФ. В заключение хотелось сказать несколько слов о типовом трудовом договоре, разработанном УФМС России по Мурманской области совместно с комитетом по труду и социальному развитию Мурманской области, Государственной инспекцией труда, управлением Федеральной государственной службы занятости населения, Мурманским областным Советом профсоюзов, Управлением Федеральной налоговой службы, который мы настоятельно рекомендуем использовать при заключении договора с иностранными рабочими. Его можно найти на нашем сайте: ufmsmur.ru. Разработка такого договора обусловлена необходимостью создания благоприятных условий иностранным гражданам и лицам без гражданства для осуществления ими трудовой деятельности на территории России. Документ также представляет практический интерес для каждого руководителя, заинтересованного в том, чтобы использование иностранной рабочей силы не создавало проблем, затрудняющих решение производственных задач. Журнал "СЕВЕР промышленный" № 5 2006 г.Еще статьи на тему "иностранных":Трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации Мурманску есть чем привлечь российских и иностранных туристов Путин о законе об "иностранных агентах": такой же действует в США, почему мы не можем? Работа иностранных компаний в Мурманской области Взаимные поездки граждан РФ и граждан иностранных государств Встреча с представителями НО «Бизнес ассоциация иностранных инвесторов»
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5385 |