Мурманску есть чем привлечь российских и иностранных туристов |
В числе приоритетных направлений определён въездной внутренний туризмПервый заместитель руководителя Департамента экономического развития правительства Мурманской области Сергей Семенов: Число туристов за последние 3 года возросло примерно вдвое. Определённые подвижки есть, в сфере развития инфраструктуры туризма тоже есть. Число мурманчан, которые выехали за пределы области примерно 330 тыс. с небольшим. Те, кто приехал, и те, кто уехал с туристскими целями – примерно одинаково.Но если рассматривать эти показатели на сегодняшний день – это неплохо, но если нас сравнивать туристским центрами, регионами, странами, экономика которых состоит главным образом из туризма – нам много ещё предстоит работать. В силу того, что активность туристских компаний, вида этой деятельности как вида экономической деятельности – рост инвестиций, налоговые отчисления (33 млн. рублей – отчисления бюджету) небольшие. Общая сумма налоговых доходов бюджету области 27,5 млрд. р. Поэтому потенциал роста туристской деятельности и естественного увеличения вклада в экономику области существенный. Не так давно Губернатор Мурманской области представил в Мурманскую областную думу новый законопроект государственной поддержки развития туризма в Мурманской области, он прошёл 1-е чтение, Дума единогласно поддержала. Сегодня в сфере поддержки туризма специальных институтов нет. Но у нас много инструментов и институтов, которые поддерживают бизнес в целом, в том числе и малый, и средний бизнес. Два с лишним года активно расширяем и поддерживаем финансовые институты поддержки малого бизнеса. В целом поддержка в 2006 г. составила 6 млн. областного бюджета, в 2007 г. - 23 млн. р. Финансовая поддержка (уплата процентной ставки по инвестиционным кредитам): в 2006 г. предприниматели получили 44 субсидии на 2 млн. р., в 2007 г. - уже 62 субсидии на сумму 3,2 млн. р. Ни одного инвестиционного проекта от туристских компаний, которые заявились бы на эту поддержку не было. А ведь областной бюджет правительства Мурманской области поддерживает финансово все виды деятельности за редким исключением (продажа спиртных напитков, продажа акцизных товаров, приобретение легковых автомобилей, строительство офисов). И всё остальное поддерживает. Например, открываете вы турбазу, вкладываете свои ресурсы через кредит, процентную ставку в размере до 50% этих расходов можно получить. Более того, сейчас эта процедура прозрачна. Департамент экономического развития первый провёл административный регламент финансовой поддержки, где прописано от а до я обязанности чиновника, обязанности заявителя. Надо пользоваться этим! В этом году при поддержке Правительства Мурманской области запустили инструмент софинансирования международных проектов. В этом году бюджет 2 млн. руб., т.е. это когда организация получает или претендует на гранд западной организации или зарубежных источников, в этом случае на конкурсной основе организации, которые участвуют в этом деле может получить до 10% возмещение. В этом году поддержали 5 проектов, ни одного проекта в сфере туризма не было. Сейчас мы находимся в преддверии инвестиционного бума, т.е. в ближайшие 2-3 года начнутся крупномасштабные инвестиционные проекты, через 5-7 лет появятся новые виды экономической деятельности, которых не было на территории области (производство газа, производство сжиженного газа, транспортировка газа). Будет создан новый потенциал на транспортном узле и, если быть объективным, то конечно удельный вес туризма (доходов, налогов и т.д.) в экономике области будет сокращаться. Но это как раз не повод для того, чтобы ослаблять внимание к туризму. Наоборот, именно в этих условиях, когда появляются новые экономические возможности, к развитию туризма надо относиться совершенно иначе. Сегодня находимся на таком этапе, когда от небольших задач мы имеем возможность перейти к тому, чтобы не только формулировать, но и начинать практически двигаться к созданию и реализации крупных туристских проектов. Проекты: туристский центр в Хибинах с ориентацией на зимний вид отдыха и туризма, туристский центр в Терском районе. Если сообща и власть, и муниципальные, и региональные, и туристское сообщество объединятся в завершении крупных задач – нам они по плечу. Марина Ковтун, заведующая сектором межрегиональных экономических связей и развития туризма департамента экономического развития Мурманской области:Россия занимает место в мировом туризме, но не такое значительное, как хотелось бы: 23 млн. туристских прибытий на РФ – 2% от общего мирового туристского потока. Хотя несколько лет назад этот процент составлял 1%. Такой темп заставляет задуматься о том, что темпы роста российского туризма приведут к тому, что к 2010 году Россия займёт 9 место по туристским прибытиям, т.е. мы войдём в 10-ку стран-лидеров по туристическим прибытиям. Всемирная туристская организация определила несколько самых перспективных сегментов развития туризма: · культурно-познавательный туризм (растёт опережающими темпами – 10% мирового туристского потока занимает). · Экологический туризм (все туры с использованием природных ресурсов, тур-походы, путешествия). · тематический или специализированный туризм (рыбалка, научный, событийный и т.д.) · круизы (10 млн. туристов путешествуют ежегодно по средствам круизных путешествий) – Мурманская область имеет в этом свой потенциал (незамерзающий порт). Дополняя этот абзац с точки зрения сегодняшнего времени (а на дворе 2011 год), необходимо отметить, что и другие регионы Российской Федерации не дремлют и предлагают нашим гражданам и иностранным гостям в сфере водного туризма свои услуги по вполне приемлемым ценам. В частности, речные круизы 2011 года пользуются заслуженной популярностью ввиду их демократичности и финансовой доступности. К тому же ознакомление с достоянием архитектуры и культурного наследия средней полосы России всегда интересно и познавательно для путешественника. Мурманская область благодаря своим природным ресурсам, благодаря интересу зарубежных туристов к новому не охваченному направлению имеет основания для развития всех перечисленных видов туризма. А приграничное расположение области создаёт особые условия для развития туризма, ориентированного на рынки прилегающих стран. Для трансграничного туризма характерно составляющая краткосрочных туров, экскурсионного однодневного туризма. Такая ориентация формирует туристские предложения в рамках культурно-познавательного, событийного и делового туризма. Правительство Мурманской области определило приоритет дальнейшего развития экономики региона и считает въездной и внутренний туризм одним из самых перспективных. Это определено в документе «Стратегия развития туризма в Мурманской области на период до 2015 года», который был утверждён постановлением Правительства 6 февраля 2004 года. Главная цель туристской политики, проводимой Правительством – это повышение конкурентоспособности регионального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынке. Для этого надо: проведение эффективной рекламной политики, направленной на создание образа Мурманской области как региона благоприятного для туризма. За последние годы в туристской сфере произошли значительные положительные изменения: 1. Мурманская область обрела свой туристский облик, она узнаваема среди других регионов северо-запада России. В этом нам помогают наши уникальные природные возможности, возможность использовать слово «самый» (самый северный город, самая короткая ночь, самый северный троллейбус и т.п.). Это можно использовать в своих слоганах. Это большое преимущество и это всегда отличает регион от других, когда его надо отметить на карте. 2. Некоторые региональные тур-продукты абсолютно прочно занимают своё место на международном рынке, входят в мировую систему продаж и далеко не все продукты России могут похвастаться входят в мировую систему продаж. Это и сёмужья рыбалка, и арктические круизы. Появились новые туристские продукты, основанные на использовании природных ресурсов – дайвинг, сафари на снегоходах, этно-туры и др. По эксклюзивным турам наша область превосходит другие регионы. Это может создать массовые туристские потоки. Структура туристского рынка:· туроператоры (входят в единый федеральный реестр, и могут быть хозяйствующими субъектами, зарегистрированными министерством иностранных дели и имеющими право приглашать туристов);· турагентства (многие выполняют тур-агентские функции, но теперь чётко турагентства живут по правилам оказания туристских услуг, которые приняты Правительством).В 2004-2007 гг. в два раза увеличилось количество туристов, обслуживаемых фирмами на въезд, т.е. объёмы обслуживания увеличиваются в 2 раза. Это достаточно серьёзный темп роста. В Мурманске быстрыми темпами развивается индустрия отдыха и развлечения. С 2005-07 гг. число предприятий общественного питания увеличилось на 10% и составило 371 предприятие. В 2006 г. в области отведено почти 1000 посадочных мест в объектах питания, из которых на долю Мурманска приходится 84%. Тур-предприятия активно инвестируют своё собственное развитие. Сегодня нельзя требовать от туристских предприятий, что они должны изменить туристскую инфраструктуру или карту Мурманска. В рамках возможного за 4 года 295 млн. р. потрачено на своё развитие: построены здания, закуплен транспорт, созданы дороги, проведены линии электропередач в маленькие посёлки и т.д. Очень важно то, что муниципальные образования активно включились в систему управления туризмом. Разрабатываются муниципальные программы, открываются туристские информационные центры, муниципальные образования Печенгского, Кольского районов, все образования юга Кольского полуострова являются участниками международных проектов в сфере туризма. Мешает развитию туризма на сегодняшний день:1. не обрёл массового характера (мы не можем говорить «наши туристские потоки», сегодня это разрозненные ручейки);2. по количеству пересечений на пунктах пограничных пропусков имеет 350 тыс. пересечений, в 4 раза меньше, чем в Карелии;3. низкий уровень инфраструктуры (дороги, отсутствие гостиниц, цены, отсутствие объектов придорожной инфраструктуры);4. малый бизнес не вкладывает деньги в объекты малой инфраструктуры;5. труднодоступны яркие природные и исторические объекты (Терский район – не имеет ни одного легального места для размещения);6. большие потоки самодеятельного туризма (он удовлетворяет потребность в путешествии, но в то же время является объектом пристального внимания и заботы МЧС, оставляет за собой пожарища, уродует природные памятники. Не приносит ничего экономике региона);7. нелегальный туризм (активно развивается, огромные средства оставляются у персональных гидов. Профессионалов много, но они все в тени. Мы не можем подсчитать, сколько средств оставляется на Кольском полуострове мы не можем подсчитать, люди не регистрируются);8. недостаток гостиниц;9. низкий уровень сервиса;10. отсутствие инфраструктуры для бизнеса (особенно актуальна перед началом реализации крупномасштабных проектов. В Мурманске нельзя провести мероприятие, чтобы люди приехали порядка 500 человек одновременно, разместились и получили возможность провести конференцию. Нет мест!);11. низкий уровень сервиса в аэропорту (платный туалет);12. наличие погранично-регламентированной зоны.Гостиницы: у нас есть более 100 коллективных мест размещения (гостиницы, турбазы, кемпинги, базы отдыха), из них около 60 гостиниц, в которых одновременно может быть размещено 4 тыс. человек, 43 специализированных (базы, турбазы), где можно одновременно разместить 3100 человек. Как решать проблемы:Региональные целевые программы. В 2005 г. приняли программу, реализуется она второй год и все кто участвует в реализации программы могут увидеть, что на сегодня это наиболее эффективный инструмент реализации государственной политики. Многое сделано, были затрачены небольшие средства, годовой бюджет 2 млн. р. Из этих средств профинансировали несколько проектов: святые места Терского берега, поморская гребная регата, поморское наследие, Дед Мороз в Лапландском заповеднике, создание туристских информационных центров (Кировск, Умбы, на очереди Апатиты, Кандалакша), издали сборники, путеводители, рекламную продукцию, календарь туристских событий, публикации в ряде туристских изданий, подготовили два фильма о туристских возможностях Мурманской области. Сегодня для продвижения туристского продукта туроператорам бесплатно предоставляется возможность участвовать во всех перечисленных программах и в выставках. В сфере международного сотрудничества проводится большая работа, участник целого ряда соглашений, которые в рамках северо-запада России и РФ способствуют развитию туризма. Роль муниципальных образований: сегодня как никогда велика. 131 закон определяет функции муниципальных образований в сфере организации туристских территорий: · Произвести инвентаризацию своих туристических ресурсов: что вообще они имеют, определить профиль, главное, доминирующее в каждом муниципальном образовании. · Разработать муниципальную программу развития туризма. Развитие туризма немыслимо без общего генерального планирования. Нуждаемся в генеральной схеме развития территорий регионального планирования: · Должны быть предусмотрены перспективные туристские зоны, в которых должны быть определены туристские площадки для строительства тур-объектов. · Разработка наиболее крупные инвестиционные проекты (напр. разработка туристского комплекса в Кировско-Апатитском районе и создание). Маркетинг туристских продуктов: · бесплатное размещение для тур-фирм на туристском портале информации. Новые возможности для размещения фотографий, фоторепортажей. Очень хороший раскрученный ресурс, 200 тыс. заходов в год. Можно без регистрации, без взносов можно разместить информацию о своих туристских возможностях. · бесплатные рабочие места на всех выставках · размещение на бесплатной основе информации в путеводителях, в туристской индустрии, во всех изданиях, которые официально издаются органами власти. Собственный маркетинг: печатная продукция не отличается хорошим качеством полиграфии, тур-операторы очень слабо рекламируют свои туристские продукты даже на бесплатной основе, из рекламы на внутреннем рынке мы видим только бегущую строку внизу телеэкрана и рекламу в газете «Ва-банк». До сих пор приходится сталкиваться с тем, что сначала построят туристский объект, а потом уже думают, что с ним делать. Проблемы турбизнеса: 1. слабая маркетинговая политика тур-фирм – отражение состояния регионального тур-бизнеса 2. проблемы турбизнеса не позволяют ему отдавать те средства, которые необходимы на продвижение. маркетинг и рекламу 3. снижение нормы прибыли на фоне увеличения риска 4. несовершенство законодательства 5. низкая оплата труда, как следствие – текучесть кадров 6. дефицит квалифицированных кадров 7. низкий предпринимательский доход в туроператорском секторе 8. капитализация в турбизнесе 9. неликвидность туристского бизнеса: как можно делать бизнес, который ничего не стоит. На сегодняшний день турфирмы являются двигателями туристского процесса. Именно они из отдельных гостиниц, легенд, сказок, ресторанов создают новый особенный продукт, который в конечном итоге покупает тот самый турист, которого мы ждём. Вывод: являясь межотраслевым комплексом, зависящим от состояния всех отраслей, на которые он опирается (транспорт, размещение, питание, развлечение, политическая обстановка, погода) – успех туризма очень тонкая материя. В мире идёт борьба не за туристские потоки, а за конкретного человека. Предприниматель Чебуханова:131 закон: вопросы туризма были отнесены на полномочия местного самоуправления. За этот период в Мурманской области произошли большие перемены: во многих муниципалитетах появились специалисты, которые курируют вопросы туризма, чего не было в 2006 году. Идёт процесс интеграции муниципальных образований в систему управления туризмом. Система управления туризмом – туристская политика, т.е. политика в области туризма. которая осуществляется местными властями. Это создание оптимальных условий для развития туризма путём правовых, экономических механизмов, распределение материальных и кадровых ресурсов с учётом её приоритета. Основные направления определены законом и они одинаковы как для региональной власти, так и для муниципальной. За рамки этих направлений мы не можем выйти, потому что когда возникают общение с представителями туристской индустрии, получается недопонимание, потому что у нас нет некоторых полномочий, мы ограничены этим законом. Основные направления:1. определение приоритетов развития туризма и разработка соответствующих программ. У каждого муниципального образования есть своя специфика. Региональная программа определяет приоритеты развития именно рассматривая регион в целом. Муниципалитет рассматривает свой муниципалитет и выбирает приоритеты развития для себя. Развивать всё невозможно, надо определить приоритеты.2. создание привлекательного образа муниципального образования и продвижение этого образа на внутреннем рынке и на всероссийском рынке, и на международном. Это то, чем может заниматься муниципалитет и во что должен вкладывать деньги.3. координация усилий и ресурсов государственного частного сектора в создании туристской инфраструктуры: государство не может заниматься постройкой гостиниц, но он может создать условия для того, чтобы инвесторы были готовы вкладывать деньги в создание таких вот крупных объектов, чтобы им было комфортно удобно. Если говорить о том, что относится к полномочию и ведению властей муниципального образования, это категория коммуникаций (водные, электрические, дорожные, подъезды, подводы).4. обеспечение доступа к туристскому региону, охрана туристских достопримечательностей, которые находятся на территории муниципального образования.5. определение приоритетных мероприятий по маркетингу и рекламы туристского района в целях его привлекательности.Актуальность муниципальной политики в области туризма в контексте сравнения с региональной политикой: · необходимость интеграции муниципальных образований в систему региональной туристской политики · учёт специфики муниципального образования, т.е. конечно муниципальные программы могут более подробно раскрыть те уникальные возможности, ресурсы, которые имеются у муниципального образования и на это потом расписываются муниципальные программы. · необходимость разработки собственной политики высока, т.к. позволяет решить широкий круг социально-экономических проблем. Повышая качество и развивая туризм, появляется возможность улучшить условия жизни как для местных жителей. Приоритеты, принципы и задачи туристской политики, условия реализации определяются в рамках программы развития туризма – в этой программе намечаются основные направления развития туристской области, определяются инструменты её регулирования. В целях совершенствования разработки программ и для обеспечения методологического единства муниципальных и региональных программ 11 июля 2007 года Федеральное Агентство по туризму выпустило приказ № 66 «Об утверждении типовой структуры региональной муниципальной программы развития туризма РФ»: на сегодняшний день во многих регионах ведутся попытки и создаются различные муниципальные региональные программы. Конечно, есть какие-то общие принципы их создания, но все они друг от друга отличаются. Чтобы привести это к какой-то единой системе, был разработан этот документ (можете ознакомиться подробнее на сайте федерального агентства). Данная программа представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых на территории муниципального образования в сфере туризма. Основной целью программы является – создание условий для формирования современного конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивая с одной стороны удовлетворение потребностей населения в туристских услугах, с другой стороны вклад в развитие экономики муниципального образования, постоянный приток финансовых средств, увеличение, сохранение и рациональное использование социально-культурного потенциала муниципального образования. Написание подобных программ – инструмент получения денег для муниципалитетов, для выделения средств на развитие туризма. Этапы разработки: 1. оценка текущего состояния туристской отрасли, т.е. внутренних и внешних факторов (природные условия, историко-культурные ресурсы, материально-технические ресурсы и т.п.), схема взаимодействия с частным сектором; 2. определение перспективности развития туризма (анализ реального потенциала – будет ли данный регион иметь спрос на туризм, выявление преимуществ и недостатков данного региона, определение приоритетных туристских потоков с оценкой возможного социально-экономического последствия развития туризма в этом регионе); 3. определение структуры объёма и качественных характеристик (места размещения и объём финансовых средств, которые необходимы для реализации программы туристского развития региона – это источники получения, федеральный, региональный, местный бюджет). В данный момент в Кировске создан информационный центр, который выполняет 2 функции: информационная и организационная. Предприниматель Ермолина (туроператор):Работаем в трёх направлениях: с туристскими судами, принимаем иностранные группы и индивидуалов и работаем с российскими туристами Мурманской области. Приём круизных судов – такой тур-продукт, которым занимаемся только мы и сталкиваемся с достаточно большими проблемами именно в этой работе. Как правило, круизными судами мы занимаемся летом, это 3-4 судна за лето, около 800 пассажиров на судне, маленький – 200 пассажиров. Проблемы с обслуживанием круизных судов: - В нашем городе пассажирских терминалов для обслуживания туристов нет вообще. На морском вокзале есть причал для приёма небольших судов, но он не оборудован для таможни и пограничники, т.е он не является пунктом пропуска. И большие судна приходится ставить или в торговом порту, или в рыбном, т.к. только там есть причал. Но в торговом порту наутро у нас всё завалено углём, приходится принимать в рыбном порту. Неизвестно, всегда ли будет желание у администрации этих портов размещать суда на своих причалах. Порты – предприятия режимные и без пропусков не попасть, а это проблема, потому что нередко приходится производить замены музыкантов, гидов и т.д., и на выписку нового пропуска уходит очень много времени. В прошлые годы судовому агентству, которое обслуживает круизные суда, на получение пропуска пограничного понадобилось 2 месяца. Пограничная, таможенная служба всегда шли навстречу. - автобусы: нет приличных, с работающим микрофоном, чистыми окнами. Требуется 15-18 автобусов, когда приходят большие суда. С годами эта ситуация лучше не становится, т.к. государственный парк автобусов не обновляется. Только частные компании, но цена в 2 раза больше. Приём туристов:- отсутствие гостиниц туристического класса (2-3 звезды)- бронирование задолго- отсутствие лицензированных гидов в области- нечего показывать, ничего не появляется ( не появляется памятников «Чижик-пыжик», например)Большая проблема – дороги!!!!!! Предприниматель Конышев:Необходимо развивать туризм и для привлечения инвестиций в Мурманскую область. Департамент экономического развития пошёл по очень прагматичному пути: тяжёлую ношу привлечения инвестиций вручили профессионалу. Мурманское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса существует 5 лет, на млрд. р. есть 52 реализованных инвестиционных проекта, штатных работников 7 и привлечённых от 14 до 20, где-то половина кандидаты наук. В октябре 2007 года в соответствии с регионально-целевой программой развития инвестиционной деятельности на 200-2010 гг. был создан экспертно – информационный центр инвестиционной деятельности Мурманской области. Будем заниматься теми инвестиционными проектами для малого, среднего и крупного бизнеса. Предприниматель Абозовик: Качество туристических услуг 1. Качество потенциала (техническое качество – модернизация технического оснащения, оборудование, инвентарь); 2. Качество процесса (документация, инструкции, стандарты, планы, система качества на предприятии) Нет таких предприятий, которые разработали бы на базе своего предприятия систему качества. Нет ни гостиниц, ни туристических предприятий. Мы отстали от других стран в этом отношении Задачи в области качества: - удовлетворение желаний потребителя, знать, как меняется их потребности и пожелания; - соответствие туристским стандартам, соблюдение этики; - непрерывное повышение качества туристских услуг; - учёт требований общества защиты окружающей среды; - усиливать эффективность предоставления туристической услуги. 3. Качество культуры (персонал, профессионализм). Предложения: - создание щитов у каждого города, посёлка с картой, на которой будут нанесены карта, достопримечательности, картой въезда; - свой муниципалитет – это важно, но они должны работать сообща; - государство должно повернуться «лицом» к туризму; - разработать критерии, стандарты для гостевых домов; - развитие внутреннего туризма; - делать презентации, ездить на выставки; - планирование туристских территорий; - определить перечень природных объектов, аукцион на аренду - обучение гидов-проводников; - разработать Баренц-маршрут. Предприниматель Горбатов:В сентябре 2006 года на рассмотрение Правительству Норвегии был представлен доклад 2020, один из проектов «Развитие поморской зоны». В Поморской зоне предполагалось объединить возможности района от Киркенеса до Печенги. Правительство Мурманской области поддержало этот проект, т.к. создание такой особой экономической зоны явилось бы хорошим претендентом при граничном и международном сотрудничестве, а упрощённое перемещение через границу улучшило бы контакты между людьми и, в конечном счете, улучшило бы возможности туризма в этом регионе.Создание такой зоны правительство Мурманской области предлагает создать на Шпицбергене. Из материалов конференции по туризму Еще статьи на тему "туризм":Туризм в Мурманске и на Кольском полуострове: есть потенциал для развития Правильно организованный туризм должен пополнять казну Туризм на Мурмане: есть потенциал для развития Деловой туризм как средство просвещения Сельский туризм как подспорье фермерскому хозяйству III Международная конференция «Морской туризм»
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 8266 |