Главная 12. Фирма «Север». Какой ей быть?
12. Фирма «Север». Какой ей быть? Печать E-mail

Фирма... В восьмидесятые годы слово для советских людей непривычное, пришедшее из лексикона «загнивающего» Запада. Проще и привычнее сказать «государственное производственное объединение», или ГПО. Что-то в этом слышится родное, типа ГПУ... Ну да ближе к делу.

Правительственное положение о ГПО, применительно к Северному рыбопромысловому бассейну, определяло новые функции ВРПО «Севрыба» и принципы отношений к бассейновому объединению входящих в его состав предприятий, которые получали большую экономическую самостоятельность. Разработки региональных ученых прежде всего учитывали уникальность местных условий, когда все предприятия находятся на одном мурманском «пятачке» и технологически зависят друг от друга. Мыслили так: в состоянии ли рыбокомбинат жить самостоятельно, без добывающих флотов? Нет, конечно. А траловый флот - без комбината? Где тогда будут сдавать посольно-свежьевые траулеры рыбу на окончательную обработку? Может ли «Севрыбхолодфлот» обойтись без флотов? Допустим, что транспортный флот можно разместить где-то для перевозки грузов. А что будут делать плавбазы? Не сможет просуществовать без флота, его ремонта и судоверфь. То есть мы имеем единый, высококонцентрированный комплекс, разорвать который невозможно.

В то же время предприятия Северного бассейна ежедневно раздирают внешние экономические противоречия. Кое-кто стремится удовлетворить свои потребности за счет другого, и зачастую небезуспешно. Слышны стали даже наивные рассуждения о том, что, получив самостоятельность, предприятия ВРПО вообще могут выйти из объединения. Мол, мы теперь о своей выгоде должны думать, а не на дядю работать, с кем выгоднее, с тем и будем сделки заключать. Таким «раскольникам» приходилось напоминать, что все предприятия и организации, входящие в ВРПО «Севрыба», возникли как следствие развития рыбодобывающего флота. Что своим возникновением и существованием они обязаны тому, что участвуют в едином производственном цикле, конечный результат которого - рыбная продукция.

Выпуск ее в необходимом для государства количестве и высокого качества - эта цель остается и в новых условиях хозяйствования. Другой вопрос: как нацелить все предприятия на общий конечный результат? Простой сменой вывески ВРПО на ГПО этого не добиться.

Да, действительно, осуществить экономические реформы часто мешает автоматический перенос старых принципов управления на новую систему взаимоотношений. Идеологи-технологи конца восьмидесятых годов взывали к новому экономическому мышлению, к принципиально новым подходам к таким понятиям, как хозрасчет, самофинансирование, самоокупаемость. Мол, именно в основе этих понятий лежит самостоятельность, предоставленная предприятиям, но все ли умеют пользоваться ею? В качестве примера устаревшего мышления приводился такой факт. Планы на 1988 год в ВРПО «Севрыба» начали формировать «снизу». Еще в мае предприятия получили задания, в которых обязательными были лишь контрольные цифры текущей пятилетки. Однако в результате широкого обсуждения задач на будущий год ни одно предприятие не заложило в план даже контрольных показателей. А когда цифры, принятые в коллективах, обработали управленцы, они стали еще ниже. Сработал отрепетированный годами принцип: взять поменьше, сделать больше и в результате получить премии, награды, знамена и т.д. При этом забывали в коллективах, что хотя им самим и предоставлено право расставлять на уровне экипажа, флота, объединения вехи на пути социального развития, но... Но государственный заказ - это закон. Да, план-заказ должен быть реальным, а значит и напряженным, учитывающим все возможные ресурсы. Так что, дорогие товарищи, включайте внутренние резервы, и - все на борьбу за выполнение плана!

Как же ученые-разработчики новой структуры управления пытались учесть в новом-старом ГПО-ВРПО специфические особенности каждого предприятия? Они попытались перенести старый как мир принцип «ты - мне, я - тебе» на систему взаимоотношений между участниками рыбацкого конвейера. На словах получалось неплохо. Ведь если принцип «ты - мне, я - тебе» поначалу вызывает отрицательные ощущения, свидетельствует о социальной несправедливости, о создании личных благ путем использования порочных связей, то в условиях Северного бассейна он выглядит вполне благопристойно. Общая заинтересованность, желание помочь друг другу - такие отношения между производственными коллективами казались фантастикой. Значит, их надо поставить на прочные реальные рельсы, «обвязать» новым экономическим мышлением, рассчитать кто, что и сколько получит взамен за ту или иную услугу. Эту задачу и решали-обговаривали в 1988-м году специалисты флотов и береговых предприятий рыбного Мурмана. Хотя не всегда этот разговор был конструктивным, не всегда учитывались интересы всех коллективов Северного бассейна. Отдельные авторы грешили бездоказательностью, декларативностью, пытались вновь перетянуть одеяло на себя, оголив так и не решенные общие проблемы. Впрочем, предоставим слово самим участникам разгоревшейся на страницах «Рыбного Мурмана» дискуссии.

- Сейчас все согласны с тем, что структура управления рыбной промышленностью в регионе не только устарела, но и становится тормозом для дальнейшего развития, - пишет первый помощник капитана Мурманского тралового флота Д.Мельников. - Накопившиеся в течение десятилетий противоречия между предприятиями мешают всем, и для их разрешения необходима перестройка управления. Но предлагаемая схема не снимает этих противоречий. Посмотрим за ее пределы: кроме объединенного флота \ОФ\ за бортом остаются Архангельский и Карельский добывающие флоты, колхозные суда. Кто их будет обслуживать? Ведь объединенный флот будет стремиться в первую очередь решить свои задачи, а остальным даст по принципу: «На тебе, Боже, что мне не гоже»! Следовательно, и транспортники, и промразведка должны будут удовлетворять потребности и других предприятий, и подчас в ущерб ОФ! Какой руководитель потерпит такое? Значит, и «Севрыбхолодфлот», и «Севрыбпромразведка» должны быть самостоятельны? А как же с объединением? Как видите, для объединения флотов одного желания \и даже приказа ВРПО\ мало. Нужна экономическая заинтересованность всех подразделений.·

Более категоричен в своих выводах заместитель начальника службы эксплуатации управления «Севрыбхолодфлот» И.Шарагов:

- Углубление специализации производства, его концентрация, усиление договорных обязательств, взаимоувязывание личных интересов работников с общественными, - все это и должно стать альфой и омегой будущих производственных отношений. Да, это трудно. Мы еще не научились отлаживать свои отношения, исходя из экономической взаимовыгоды каждого партнера. В то же время следует особо подчеркнуть, что предприятия, входящие в состав ГПО, сохраняют свою хозрасчетную самостоятельность. Руководители Минрыбхоза и «Севрыбы» предлагают же нам совсем иное: масштабные, разнородные по своей деятельности предприятия объединить и тем самым уйти от договоров, развития специализации, в конце концов - от хозрасчета...Самостоятельность пока что остается на словах и бумаге. «Друзья»-партнеры продолжают диктовать такие условия работы, которые связывают нас по рукам и ногам. Возьмем, к примеру, столь важный процесс, как стоянка в порту, своевременность, качество обработки судов. Сейчас мы не можем в достаточной степени воздействовать на портовиков, которые не всегда эффективно обрабатывают наши корабли. Значит, целесообразно создать производственное объединение, включив в структуру порта транспортный флот, но сохранив его самостоятельность. По такому же принципу следует вести концентрацию коллективов, участвующих в процессе прогнозирования, добычи, обработки, но только на добровольной основе с учетом мнения трудовых коллективов.*

«С учетом мнения трудовых коллективов» написали в газету секретарь парткома Ю.Константинов и председатель совета трудового коллектива объединения «Мурманрыбпром» А.Абакумов. Обобщив мнения 38-ми экипажей флота, они пришли к выводу, что суть большинства предложений сводится к следующему:

- Необходимо дать самостоятельность предприятиям. Основой должен быть добывающий флот, главное звено которого - экипаж. Хозрасчет исключает существование ВРПО «Севрыба» или другого промежуточного звена. На базе «Мурманрыбпрома» и тралового флота создаются два объединения, которым пропорционально передаются суда «Севрыбхолодфлота» и перерабатывающая база на берегу. Все связи с другими предприятиями осуществляются на договорной основе. Флоты имеют прямые связи с Минрыбхозом и инофирмами. Министерство решает только стратегические вопросы, оперативные - совет директоров объединений и предприятий, который создается при горисполкоме...*

Таково коллективное мнение во все времена: отобрать и поделить поровну. Чтобы не обидно было. Раз два основных добывающих флота, то они и есть гегемоны, которым не объединяться надо, а обогатиться за счет других - и флотов, и береговых заводов. Взять и отобрать, и всех делов-то... А раз мы не хотим «Севрыбы», то пусть курирует наши действия горисполком - советская власть не даст пропасть.

- Я считаю, что рано или поздно объединяться все равно придется. Объединяться, то есть работать на один конечный результат, - считает главный конструктор проекта ЦПКТБ И.Минц. - Для всех нас это значит получать зарплату и другие блага от суммы реализованной продукции. Сразу в один день или даже год это сложно осуществить, но и откладывать нельзя. Так почему я за объединение? Работая в ЦПКТБ, мы с 1975 года занимались вопросами совершенствования материально-технического снабжения, в том числе и его централизацией.

Объективные предпосылки в «Севрыбе» для этого - лучше не придумаешь! По самым скромным подсчетам, можно экономить более 700 тысяч рублей в год. Ведь появляется возможность специализировать склады, а без этого не решить на современном уровне вопросы механизации и автоматизации складских работ. Можно было бы хорошо организовать агентирование стоящих в порту судов и освободить экипажи от беготни, дать им возможность нормально отдохнуть...

- И чего же мы за эти годы добились? - спрашивает конструктор. - Практически ничего. Потому что при отсутствии у партнеров общей заинтересованности ничего не получится. И это касается не только снабжения, но и остальных сфер деятельности - добычи, обработки, сбыта, судоремонта и т.п. Ответьте мне: что сулит предлагаемая структура фирмы «Север» основному участнику - рыбаку? Увеличение заработка, улучшение жилищных условий и так далее, то есть улучшение жизни. Через что? Через лучшее хозяйствование. А что это такое?

Максимальная выручка от проданной рыбопродукции при минимальных затратах. Но это возможно только в том случае, когда все участники будут получать свои блага от одного конечного результата, а не так, как сейчас, когда этот конечный результат у каждого свой...*

Довольно-таки неординарный взгляд на проблему высказал со станиц «Рыбного Мурмана» заместитель начальника отдела мореплавания, связи и электрорадионавигации ВРПО «Севрыба» В. Самсонов:

- Со времен Маяковского мы бичуем себя за то, что любим заседать, и по-прежнему заседаем не в меру много. А совещания плодят потоки протоколов, решений, приказов в ущерб живому делу. По состоянию на 17 февраля с начала года на крупнейших флотах издано более 500 приказов и распоряжений, в «Севрыбе» - 62 приказа, значительно возросла исходящая корреспонденция. За 17 дней февраля отправлено 758 экземпляров простой корреспонденции... Все это говорит о том, что административно-распорядительные методы управления в нашем объединении все еще занимают ведущее место. Вот и задумаемся: стоит ли создавать новую структуру, если винт самостоятельности закручивается все туже, а резьба давно сорвана? Может, было бы правильней определить, что важнее - поддержание бесперебойного потока документов, относящихся к производственному планированию и пересмотру целевых программ, или организация выполнения производственных задач?

Крупномасштабное производство хорошо тогда, когда оно обеспечивает эффективную работу каждого рабочего места, участка, судна. Малая структурная единица всегда лучше управляется, да и производительность там выше. Наши суда как нельзя лучше доказывают это, ибо чем больше централизация производства, тем меньше самостоятельности у входящих в него подразделений...*

Вот такой раздрай произошел между экономистами-теоретиками и рыбаками-практиками. А ведь дискутировали только о первом этапе перестройки управления Северным бассейном, когда планировалось объединить два добывающих флота и как бы придать-прикрепить к ним «Севрыбхолодфлот». Два последующих этапа организации фирмы «Север» отодвигались по времени все дальше и дальше, и в разговоре не участвовали портовики и судоремонтники, рыбообработчики и сбытовики. То есть все те, чьи интересы еще более трудно подвести под единый знаменатель работы на общий конечный результат. Не забудем при этом, что конечный результат совместной работы будет в первую очередь зависеть от итогов работы в море. Так что даже если вспомогательные производства полностью выполнят свои обязательства, а рыбаки провалят план - в целом фирма «Север» и все ее звенья окажутся в проигрыше. Может случиться и наоборот: не выполнив своих основных обязанностей, те или иные коллективы смогут воспользоваться плодами чужого труда. Даже если это не отразится на чьей-то зарплате, то обязательно скажется на отчислениях на социальные нужды, использовании фондов развития производства. Получится, что зарабатывают одни, а распределяют материальные блага и пользуются ими - другие. Здесь нарушается сам принцип хозрасчета.

Отдельные авторы опубликованных в «Рыбном Мурмане» писем-мнений считали, что во вновь созданной структуре все вопросы будут решаться экономическими методами и, мол, сами по себе договорные обязательства будут выполняться. Возможно, но тогда зачем, объединившись, составлять договоры? Если придерживаться такой схемы, то нужно собрать в кулак всю отрасль, а то и все народное хозяйство страны и вновь вернуться к абсолютной централизации управления. Это мы уже проходили. Создание совнархозов, всесоюзных объединений дают основание сомневаться в возможной жизнедеятельности подобных структур. И вновь мы возвращаемся к инертности, безынициативности людей, многоступенчатости управления. Когда простой моряк теряется в модели объединенного флота, а тем более фирмы «Север». Таким образом возводится еще большая стена между администрацией и экипажами судов. И это не путь вперед, а отступление...

Жизнь, точнее - московское начальство все расставило по полочкам, издав приказ по Министерству рыбного хозяйства СССР о создании с 1 декабря 1988 года в непосредственном подчинении Минрыбхоза Северного бассейнового производственного рыбохозяйственного объединения \ БПО «Севрыба»\. Новая структура создавалась на базе упраздняемых «Севрыбхолодфлота», «Севрыбсбыта», управления материально-технического снабжения и транспортно-складской конторы. Все было выполнено в лучших традициях командно-административной системы. Без учета специфики регионов под одну гребенку были причесаны все рыбопромышленные бассейны страны.

Ведь так намного удобнее управлять. Словно и не было никакого широкого общественного обсуждения проектов. Просто и сердито. Единым росчерком начальственного пера. Для проформы сделали некий реверанс в сторону модных демократических веяний - разрешили провести конкурс на замещение вакантных должностей заместителей генерального директора, начальников отделов и служб народившегося БПО.

Форма была соблюдена - на 42 должности подали 77 заявок, в результате отбора к конкурсу допустили 63 человека, из которых 19 сняли свои кандидатуры. В результате несложных арифметических действий получим, что на 42 места претендовали...44 специалиста.

· Гладко было лишь на бумаге, «РМ» от 8 января 1988 г.

· Модель или мода? «РМ» от 6 мая 1988 г.

· Предлагают моряки, «РМ» от 20 мая 1988 г.

· Путем референдума, «РМ» от 22 июля 1988 г.

· «Резьба давно сорвана...» «РМ» от 18 марта 1988 г.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.156.51.193

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2018 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru