УКК (Учебно-курсовой комбинат ВРПО «Севрыба») |
УКК являлся наследником ШУКСА - «Школы усовершенствования командного плавсостава». Это учебное заведение было образовано сразу после войны, что было связано с бурным ростом промыслового флота. Из матросов, мотористов и других морских специалистов, имеющих достаточный практический опыт, особенно демобилизовавшихся с военного флота, решено было готовить штурманов малого плавания и механиков третьего разряда. Среднего технического образования курсы не давали. Но на младших командных должностях, имея большой практический опыт, выпускники ШУКСА зарекомендовали себя очень хорошо. Большинство продолжило учёбу и стали капитанами и старшими механиками. Но с первыми выпусками Высшей мореходки необходимость в ШУКСе отпала. Требовались специалисты более квалифицированные. ШУКС был преобразован в Учебно-курсовой комбинат Главка «Севрыба». Основной задачей УКК являлась подготовка рабочих кадров для работы на судах: Матросов, боцманов, мотористов, машинистов и т.п. В июне 1987 года по переводу из МВИМУ, я был принят на работу в УКК. К тому времени это было хорошо организованное и материально обеспеченное учебное заведение с квалифицированным и дружным коллективом. Достаточно сказать, что преподаватели морских дисциплин были капитаны дальнего плавания инженеры. Под стать им были и преподаватели механических дисциплин. Все судовые механики первого разряда, инженеры. Такими специалистами не могла похвастаться и Средняя мореходка. Это было связано с хорошей оплатой, порядком и дисциплиной и организацией учебного процесса. Кроме того все мы с морем уже расстались и наш возраст приближался к пенсионному. После кончины Федотова А.А. должность директора заняла Еремина Галина Сергеевна, долгое время работавшая в УКК завучем. Женщина умная, властная, энергичная. Хороший организатор учебного процесса. Гонорок, с которым я пришел из МВИМУ, имея некоторый опыт преподавательской работы, она скоро сбила. Мне, бывшему стармеху, казалось, что для мотористов и машинистов я в состоянии объяснить материал в стихах. Оказалось, что этого не требуется. Галина Сергеевна требовала, чтобы занятия проводились строго по методике, с заранее написанным доурочным планом. Поворчав, пришлось к этому привыкать. В УКК силами курсантов и преподавателей, были хорошо оборудованы аудитории и учёбные лаборатории. Располагались они в 4-х этажном здании на улице Полярные Зори, 26. Финансирование производилось флотами через ВРПО «Севрыба». Курсанты во время учёбы получали стипендию в размере среднего заработка, поэтому учились усердно и проблем с дисциплиной не было. Мне нравилась эта, порой совсем не простая работа. Нравилась аудитория. В основном это были взрослые, поработавшие в море люди, серьёзно относившиеся к учёбе, которая не для всех давалась легко. В отличие от МВИМУ, где мне тоже приходилось читать лекции и где требовалось поддерживать постоянное внимание курсантов, иначе половина уснёт, здесь режим был менее напряжённым. К своему удовольствию я обнаружил, что у меня есть заинтересованный слушатель. До этого меня стало удручать, что нет возможности поговорить о пережитом, поделиться опытом. Ведь я видел много, приобрёл опыт жизненный. Короче говоря, я получил возможность не только достаточно квалифицированно учить специальности, но и беседовать о вещах, не имеющих к ней иногда прямого отношения. С другой стороны и моряки мне рассказывали много интересного. Я давно уже не ходил в море. На судах многое изменилось, и мне интересно тоже было их послушать. Это не формальное общение было не в ущерб учёбе. Программы были по времени не перегруженными особо, и не формальное общение шло только на пользу. Я преподавал основные дисциплины: «Судовые двигатели», «Паровые котлы», «Судовые вспомогательные механизмы», «Судоремонт». Это основное. При необходимости осваивались и другие специальности, родственные и не очень. Например «Устройство и обслуживание плавучих кранов». Я был настроен посвятить преподавательской деятельности в УКК насколько позволит здоровье. Но в конце 1991 года грянула перестройка. Стал стремительно сокращаться спрос на судовых специалистов и как результат, уменьшилось число преподавателей. Первыми шли под увольнение преподаватели - пенсионеры. В январе 1992 уволил и я. С сожалением. УКК поменял статус. Финансирование прекратилось. Перешли на хозрасчёт. Но оказалось, с этим славным заведением я потерял связь не окончательно. В октябре 1999 г. я был уволен с должности помощника капитана по учебной работе учебно-тренировочного судна «Златоуст» Тралового флота. Мне исполнилось 66 лет. Не имея особых перспектив по дальнейшей трудовой деятельности, решил передохнуть и осмотреться. Но примерно через месяц позвонил директор учебного центра «Курс Норд» Лисименко В. А. предложением занять должность преподавателя механических дисциплин. «Не могли бы вы нас выручить?» - так это прозвучал дословно. Для меня это было хорошее предложение. Я естественно согласился. Под громким названием Учебный центр «Курс Норд» крылись скромные остатки некогда известного УКК, который был ликвидирован. Здание на улице Полярных Зорь было передано владельцу. Но до полной ликвидации деловая Ерёмина заведение не довела. Было зарегистрировано учебное заведение под указанным громким названием, арендовано помещение, перевезено оборудование. Преподавательский состав сохранился. И Галина Сергеевна передала бразды правления своему заместителю Лисименко Владимиру Анатольевичу. Это совпало с периодом, когда в соответствии с новыми стандартами потребовалось «доучивать» моряков, для смены квалификационных документов. Без новых документов выход в море был закрыт. Народ повалил валом. Мы не без труда управлялись с этой задачей. С постепенным сокращением флота, уменьшался и спрос на специалистов. Учебные группы формировались уже с перерывами, моя занятость тоже перестала быть постоянной. Закончил работу я в 2004 г. Уже окончательно в семьдесят лет. 7.Скромное наше жилье Моей первой собственной жилплощадью была комната в Доме молодых специалистов на улице Папанина. Получил я ее после мореходки, будучи холостяком. Это было большой удачей, потому что большинство моих однокашников, уже женатые, снимали комнаты в частных домах. Квартира была пятикомнатная. Четыре комнаты были заняты выпускниками мореходки, уже семейными. Моя комната была площадью 8,42 кв. метра (с точностью до сотых, что я всегда подчеркивал). С соседями жил дружно. Дверь в комнату не запиралась. В гости ко мне любил захаживать Витька Краснощеков, шестилетний пацан. Знал, что у меня всегда есть какое-то угощение. В общем, мы друзья. Слышу из комнаты Витькин рев. Мать лупит его за какую то провинность. Было за что. Через некоторое время, малость успокоившись, Витька заходит ко мне. «Лупили?» - спрашиваю. Отвечает - «Да», «Плакал» - «Нет». «Молодец» - хвалю я. Наливаю треть стакана портвейна и подаю Витьке. Выпивает, закусывает конфетой и успокаивается окончательно. Затем они уехали из Мурманска и по моим слухам мой портвейн Витьку не испортил. Позже в эту комнату я привез молодую жену, которая легко вписалась в женский коллектив. Общая кухня, кишащие в длинном коридоре дети, спотыкающийся в полумраке о коляски Генка - сосед, не портили дружественной атмосферы. Получив в дальнейшем благоустроенные квартиры, мы с любовью вспоминали «скромное наше жилье» и поддерживали дружеские отношения с бывшими соседями. Это была наша молодость.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4384 |