Э.К.Наумов |
«Секретарь парткома был явно расстроен. Жаловался: - С ним вообще невозможно. Диктатор. Я, говорит, научу вас работать. Да еще как хрястнет по столу кулаком. Жуть. Думает, если академию закончил, значит, умнее всех стал? А мы - дураки, что ли? Не первый год работаем. Нет, если и дальше так себя будет вести, его снимут. Точно. Сняли секретаря, точнее, переизбрали. А того «шумливого» руководителя повысили. Он стал генеральным директором объединения «Мурманрыбпром». Так оценили два года назад способности и деловые качества Эдуарда Константиновича Наумова».* Эти строки Толя Вилов писал с необычным воодушевлением. «Кто как дышит, так и пишет», - сказал Окуджава. А Толя «дышал» к Наумову весьма неровно и с восхищением, взахлеб делился своими впечатлениями о новом флотском «генерале»: - Что верно, то верно - резкости ему, пожалуй, не занимать. А что еще остается делать, как отвечать бездельникам и бюрократам? Это же идет от желания жить и работать по-новому. Он много берет на себя. И не боится. Одно время нас учили: надо бережнее относиться к кадрам. Вот и гладили по голове, благодушничали. Догладились. Хочешь расскажу, в каком состоянии принял «Мурманрыбпром» Наумов? Толя привычным движением рук снимает и кладет на стол очки, вытирает платком вспотевший лоб. Он действительно взволнован, как может быть взволнован человек, долго плутавший по темным закоулкам и, наконец, увидевший свет-выход из лабиринта. - А как же твое правило, что лучше не очаровываться, чтобы потом не разочаровываться? - напоминаю я одну из «виловских» присказок. - Не придется губы кусать, когда поздно будет? Но Толя не слушает. Сейчас я уже понимаю, что будущий редактор нашего «Рыбного Мурмана» именно в те дни четко увидел перспективы, которые открывает перед всеми нами начавшаяся перестройка. А конкретный пример близкого ему по характеру начальника вдохновлял журналиста. «Из молодых, да ранний», - так говорили о Наумове-капитане, для которого охота-рыбалка была состоянием души... - На крыле рулевой рубки загорелый, остроносый, непокорный чуб во власти ветра, клетчатая рубашка - пузырем, уши растопырены, как маленькие локаторы, работающие на слежение. Весь радостный, энергичный, аж распирает, - таким запомнили его товарищи по промыслу. - Он искал свою рыбу, работая на таких грунтах и в таких условиях, где другие капитаны рыбачить не могли. Помню, как на БМРТ «Лазурный» мы, очарованные двадцатитонными уловами Наумова в районе свала на западе от Исландии, подошли в этот район, оставили на дне три трала и ушли несолоно хлебавши. А Наумов и после нашего ухода продолжал «зверствовать», очаровывая других гигантскими уловами палтуса.· «Мурманрыбпром» в середине восьмидесятых годов числился в отстающих. Неоправданно большое количество судов стояло в ремонте, задание по вылову не выполнялось. Новому руководству флота предстояло как можно быстрее избавиться от ненужных инструкций и бесполезных совещаний, призывов и деклараций, не подкрепленных делом. Необходимо было точно определить техническое состояние каждого судна, приложить максимум энергии для продления регистровых документов, чтобы отправить суда на промысел. Поставить траулер в отстой много ума не надо, разместить флот для ремонта в Польше и на Мурманской судоверфи, восстановить те или иные механизмы своими силами на флотской плавмастерской «Резец» - и это полдела, главное - взять на себя ответственность за принятое решение. И проконтролировать его выполнение до конца, до самой малости. Именно техническое состояние флота стало для Наумова головной болью: - В свое время в «Мурманрыбпроме» внедрили систему непрерывного технического обслуживания \СНТО\, научились составлять большие отчеты. А контроль ослабили. Как-то раз мы проверили, пришли на одно из судов, где в отчете значилось, что масляный насос отремонтирован. Посмотрели - а на том насосе даже заводская краска не стерлась, не притрагивались к нему ремонтники, - возмущается Наумов. - Все надеемся на доброго дядю, который, мол, придет и все исправит. Сдают такие ремонтные ведомости, что диву даешься - ведь могли же сами кое-что отремонтировать. Иждивенчество. Как иначе это расценить? Или возьмем поначалу разрекламированный метод управления, внедренный на нашем флоте. Это так называемая трехзвенная цепочка: основной экипаж - сменно-подменный - ремонтно-подменная команда \РПК\. С внедрением этой формы управления заметно ухудшилось техническое состояние судов. Мы сделали анализ и вот что выяснили: практически каждый траулер, приходя на промысел, не мог сразу начать работу - сказывались неполадки механизмов, машин. Почему такое происходило? Во-первых, ни сменно-подменный экипаж, ни основной не поддерживали суда в надлежащем состоянии. Лишь бы сплавить траулер РПК - вот чем были озабочены. А те, в свою очередь, не вникали в суть ремонтных ведомостей. Да и в РПК нередко набирали случайных людей, это во-вторых. В-третьих - нежелание проявить хозяйскую сметку, запастись заранее необходимыми запчастями, электродами, железом, цинком, которые имеются на флотских складах. Ан нет - удобнее заграницей платить за эти материалы валютой. Не из своего же кармана... Эту цепочку безответственности мы ломаем.* «Ломал» Наумов многое и многих. Некоторые воспринимали его требования как придирки, его идею - как маниловщину. И тогда генеральный применил «хирургическое вмешательство». Не сразу, не вдруг, но тем не менее или сами ушли, или были освобождены многие замы директора, которые не сумели или не захотели перестроиться. Прошлые заслуги во внимание не брались. Но один в поле не воин. Основой для обновления, для ускорения \модное в те годы словцо!\ должны бы стать инициатива, творчество людей, которые поддержат новое и прогрессивное. Однако где-то произошел разрыв в управленческой цепи флота, на каком-то уровне оказался тормозящий фактор. Сильные, волевые решения хороши до определенного момента. Но в дальнейшем должен вступать в силу коллективный разум. Этого, к сожалению, не произошло. Береговые службы флота стали ни в грош не ставить мнение экипажей, даже капитанов. Очевидно, беря пример с начальника, чиновники решили, что из окон их служебных кабинетов проблемы виднее, чем в море, на промысле. - Конечно, в ходе такой рубки-ломки и «щепки» летят. Возможно. А ты посмотри, как он работает. Горит! - гнул свою линию-мнение наш завотделом промрыболовства Толя Вилов. - Не можешь - уступи место другому. Вот один из элементов социальной справедливости применительно к кадровой политике. Да, Толя был максималистом. Спрашивал и с других, и с себя по большому счету. В этом они с Наумовым были схожи. Поставить сверхзадачу и добиться ее решения. Сегодня. Для журналиста это очень ценное качество. Потому что каждый номер газеты надо делать так, как будто это последний номер. Завтра будут другие задачи, другие цели - возможно более сложные и высокие. Но то - завтра. А сегодня умри - но сделай. И сделай блестяще, отдав все силы именно этому, первому и последнему газетному номеру... Пример начальника заразителен, так или иначе, но слова и действия Наумова нашли отклик в сердцах людей. Потому что были они подкреплены верой в необходимость и возможность перемен. Наверное, прав Вилов, убеждая меня, что в жизни многого добивается не тот, кто может, а тот, кто хочет. В «Мурманрыбпроме» начали модернизацию судов под выпуск новых рыботоваров, создали двухзвенную цепочку управления, что привело к стабильности экипажей. Сдвинули с места такой, казалось бы, «мертвый» вопрос, как развитие собственной ремонтно-строительной базы, стали готовиться к обновлению и расширению пансионата «Рыбак Заполярья». А директор продолжал с присущей ему категоричностью планировать: надо разработать гибкую систему премирования, каждый отдел должен увязывать свою работу с другими службами флота, пора подумать о разделанной мойве, шпротной продукции. Как-то с большой трибуны Наумов произнес: «Отдайте судоремонтный завод «Мурманрыбпрому» - и проблем с ремонтом судов не будет». В зале раздался смех. Вспомним столь же «смешные» мысли и доводы Тимченко и Леванова. И поговорку о том, кто и когда хорошо смеется... Вскоре Э.К.Наумов стал заместителем начальника ВПРО «Севрыба». Но не столько новая должность, как новые общественные веяния изменили характер руководителя, подняли «задиру и поэта» на качественно иной уровень. Свое последнее интервью «Рыбному Мурману» он дал весной 1989 года, вернувшись из Центрально-Восточной Атлантики. В группе работающих там судов создалась чрезвычайная ситуация. Рыбаки в ультимативной форме требовали от руководства бассейна и отрасли решить ряд экономических и социальных проблем, накопившихся в последние годы. Первым после командировки в море встретил Наумова и побеседовал с ним Вилов: - Что лично Вы, Эдуард Константинович, поняли из контактов с людьми? - Что дальше так руководить нельзя. Нельзя хамить рыбакам, нельзя их больше обманывать, нельзя ими командовать по принципу: «Я - начальник, ты - дурак». А именно этот метод превалировал в нашей системе. - В чем проявилась социальная несправедливость по отношению к рыбакам? - Позвольте на вопрос ответить вопросом: назовите мне страну, где людей посылают на работу, а когда дело доходит до оплаты труда, показывают им кукиш? - Не припомню, разве что у нас... - То-то и оно. Наше бассейновое объединение, судовладельцы завуалировано, а порой и открыто нарушают действующие положения об оплате труда, выплате инвалюты, ее депонированию и т.д., явно ущемляют права плавсостава. Примеры? Их очень много. Вот, скажем, бывшее ВРПО и Мурманский обком профсоюза, решив сэкономить на рыбаках, самовольно изменили расчетные коэффициенты для оплаты продукции, которые были установлены министерством и ЦК профсоюза. А это в свою очередь повлекло за собой снижение сдельных расценок на рыбу... \Далее два профессионала в своем деле - Наумов и Вилов - весьма детально рассмотрели каждый вопрос, волновавший рыбаков. Не буду сейчас приводить эти слишком специфические для массового читателя экономические выкладки и цифры - дойдет и до них время.\ - Эдуард Константинович, напоследок у меня возникают сразу два вопроса. Первый: где же флотам взять деньги для повышения зарплаты рыбакам, реализации других социальных нужд? И второй: «крайними» в Ваших выводах оказались флоты. Неужели во всей этой тяжелой обстановке нет вины бассейнового объединения и лично Вашей? - Нелегкие вопросы... Но, как ни странно, они взаимосвязаны. Почему? Да потому, что сегодняшняя структура бассейнового объединения оказалась несовершенной, беспомощной что-то изменить во взаимоотношениях партнеров рыбацкого конвейера. Невероятно, но это же факт: флоты - в тяжелом финансовом положении, а береговые предприятия живут благодаря им. 45 миллионов прибыли, к примеру, имеет рыбокомбинат, а «Мурманрыбпром» и траловый флот не выполняют планы по прибыли. И в то же время комбинат большую часть этих средств отчисляет «дяде» - в госбюджет. Спрашивается, разве мы не в силах перераспределить прибыль, создав новую структуру? Нужны новые, неординарные подходы. Нужна кадровая и экономическая революция на Северном бассейне. Я в этом убежден.* После выхода газеты с этим интервью редакции \в который раз!\ высказали свое недовольство весьма высокопоставленные чиновники от власти. Им не понравилась позиция Наумова, который прямо и недвусмысленно встал на защиту рыбаков. - Он был плохим дипломатом. Но он был честным человеком, не думал о личной карьере, а, стараясь взять все на себя, взвалить на свои плечи порой непосильную ношу, отбивал атаки тех, кто хотел повернуть перестройку вспять, кто стремился просто перекрасить застойный министерский и севрыбовский фасад. Устал...Заболел... И сгорел... - этими словами прощания подытожит свои встречи-беседы с Э.К.Наумовым Вилов.* Два профессионала, два руководителя. Рыбак и журналист. Один сгорел, второй еще вспыхнет, чтобы осветить страницами «Рыбного Мурмана» первые, самые вдохновенные и противоречивые годы ельцинских перемен. · Обновление, «РМ» от 1 августа 1986 года. · Капитаны, А. Колесов. «РМ» от 5 января 1990 г. · Учиться работать, «РМ» от 12 июля 1985 года. · Время собирать камни, «РМ» от 5 мая 1989 г. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5387 |