casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Возможности развития туризма в Западно-Арктическом регионе России
Возможности развития туризма в Западно-Арктическом регионе России Печать E-mail

В 2009 г. в Мурманской области побывало 240 тыс. туристов, из них 32 тыс. – иностранные туристы

Эдуард ГрушенкоЭ.Б.Грушенко научный сотрудник Отдел экономики морской деятельности в Арктике Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН
e-mail: Ark_centr@pgi.ru

Аннотация
В настоящей статье дана оценка туристско-рекреационного потенциала, перспективных инвестиционных проектов в сфере туризма в Западно-Арктическом регионе России. Основной акцент в работе сделан на исследовании проблем развития туристской отрасли в Терском районе Мурманской области, Соловках, Мурманске. Определены наиболее перспективные виды туризма, среди которых ведущая роль отводится морскому арктическому туризму.

Ключевые слова: Мурманская область, полярный морской туризм, Соловки, высокоширотные архипелаги, круизный маршрут

К региону Западной Арктики России можно отнести: Мурманскую область, северную часть Республики Карелии и Архангельской области, примыкающую к Белому морю, архипелаги и острова Северного Ледовитого океана (Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, российские поселения Шпицбергена). Арктический регион России, несмотря на суровые климатические условия, обладает туристической привлекательностью и определенными рекреационными возможностями.

Мурманская область, омываемая сразу двумя морями, имеет самую длинную в России береговую полосу. Даже студеное северное море дает уникальные возможности для отдыха и путешествий. В 2009 г. в Мурманской области побывало 240 тыс. туристов, из них 32 тыс. – иностранные туристы. Принципиальным шагом в модернизации туристического сектора экономики области станет создание трех туристско-рекреационных территорий (трт) регионального значения: «Русская Лапландия», «Печенгская», «Терская», что позволит увеличить туристский поток к 2013 г. до 355 тыс. человек в год, что повлечет за собой увеличение вакантных мест в области туризма на 11 процентов и в сфере услуг – на 22 процента [1]. В таких условиях начнет развиваться множество сопутствующих видов деятельности – сувенирная торговля, транспортные услуги, гостевые дома. Что, в свою очередь, даст дополнительные возможности для развития малого и среднего бизнеса. Представители природоохранных организаций Мурманской области предлагают организовать в регионе национальные природные парки: «Хибины», «Кутса», этноприродный парк «Ловозерские тундры».

В настоящий период полярный морской туризм активно расширяет границы. В 2009г. общий пассажиропоток морских круизов в Арктике составлял 1300 000 человек. При этом на долю российского сектора Арктики приходилось не более 0,1% пассажиропотока, который обслуживается иностранными круизными компаниями [2]. В настоящее время экспедиционный опыт и финансовая мощь иностранных круизных компаний практически исключают возможность для российских компаний самостоятельно организовывать и продавать на мировом рынке круизы в российской Арктике. Первым российским юридическим лицом-организатором экспедиционных круизов в Арктике становится московская компания «Клуб Путешествий Спешиал», которая организовала собственный круиз на Землю Франца-Иосифа летом 2010 г. на дизельном ледоколе «Капитан Драницын». В дальнейшем компания планирует организовать арктические круизы из Мурманска и Архангельска.

Так, например, летом 2011 г. запланирован новый туристический рейс на теплоходе «Академик Шокальский» из Мурманска в Архангельск по Белому и Баренцеву морям с посещением Соловков.

Российско-английская московская компания «Посейдон Экспедишнз» является туроператором ледокольных круизов на Северный Полюс. Арктический круиз на Северный полюс – это эксклюзивный российский турпродукт. Россия – единственная страна в мире, которая морским путем доставляет туристов на вершину планеты. В летний сезон 2010 г. самый молодой и самый мощный атомоход в мире «50 лет Победы» выполнил 3 круизных рейса на вершину планеты. Стоимость двухнедельного круиза от 16 до 25 тыс. евро, в один рейс отправляется от 115 до 130 туристов. Примечательно, что среди зарубежных туристов второго круиза 2010 г. было 8 россиян, а в последнем рейсе все 115 пассажиров оказались гражданами Японии [3]. Рейсы на Северный полюс выполняются из Мурманска через Шпицберген или через Землю Франца-Иосифа с заходом на Новую Землю с осмотром птичьих базаров и наблюдением за арктическими животными на скале Рубини, в бухте Тихая, на островах Чампа, Рудольфа.

Высокоширотные арктические прибрежные зоны, привлекающие туристов в европейской части России, могут быть разделены на три группы: Баренцевоморское побережье, Беломорское побережье и Высокоширотные архипелаги.

В регионе Высокоширотных архипелагов Баренцева моря следует выделить три перспективные уникальные территории: Шпицберген (российские поселки Баренцбург и Пирамида), национальный парк «Русская Арктика» и арктическая база «Барнео». Создание национального парка «Русская Арктика», учрежденного в 2009 г., перенесено на 2011 год. В состав парка планируется включить северную часть архипелага Новая Земля, природный заказник «Земля Франца-Иосифа» и остров Виктория. Общая площадь парка составит 8,4 млн.га, из них 6,1 млн.га – территориальные воды [4]. Наука и туризм станут главными направлениями работы парка. Появление в Арктических широтах национального парка позволит закрепить присутствие России в этом регионе. В российских поселениях Шпицбергена, по нашему мнению, необходимо сделать акцент на тех видах туризма, в которых они имеют преимущества перед Лонгиербюеном, например, это горнолыжный и лечебно-оздоровительный туризм (прием минеральной воды). Требуется серьезная реконструкция объектов инфраструктуры, перепрофилирование существующих строений под нужды науки и туризма.

Баренцевоморское побережье Кольского полуострова также располагает необходимыми ресурсами для развития прибрежного морского туризма. Здесь на полуострове Рыбачий расположена крайняя северная точка Европейской материковой части России – мыс Немецкий (российский Нордкап). Основным туроператором, специализирующимся на морских прогулках и дайвингу в Баренцевом море, выступает компания «Пилигрим», организующая туры на яхте «Катарина» по Кольскому заливу, на остров Кильдин, полуострова Немецкий и Рыбачий.

Здесь также перспективен военно-исторический туризм и морская рыбалка.

Мурманск с 1990-х гг. развивается как центр международного морского туризма, начальный пункт круизов по северным морям. Заходы круизных судов в Мурманск осуществляются на протяжении последних 12 лет. Мурманская туроператорская компания «Нордморсервис тревел» принимает и обслуживает в торговом и рыбном порту за один летний сезон от 3 до 6 круизных лайнеров с количеством иностранных туристов на борту от 160 до 1000. При этом потенциально можно было бы привлекать до 200 тысяч круизных туристов в год [1]. Для этого необходима коренная реконструкция причального пассажирского комплекса мурманского порта: дноуглубительные и берегоукрепительные работы, удлинение главного пирса, создание пункта пропуска, реконструкция и расширение морского вокзала. К 100-летию Мурманска (2016 г.) предлагается идея строительства морского фасада, который предполагает создание рекреационной, туристической, культурной зоны в районе морского вокзала. Морской фасад – это комплекс, который будет включать в себя причал для круизных лайнеров, набережную, место стоянки для плавучих музеев – атомного ледокола «Ленин» и подводной лодки К-3 [5].

Для превращения Мурманска в привлекательный для туристов круизный центр международного уровня также необходимо законодательно утвердить право на безвизовый прием иностранных туристов с круизных лайнеров на период до 72 часов. Это даст толчок к развитию туристического сектора экономики, будет способствовать созданию современной городской инфраструктуры и расширению рынка труда. В настоящее время прорабатывается вопрос о восстановлении морского пассажирского сообщения между Мурманском и Киркенесом, которое действовало в 90-е годы. Кроме того, в 2010 г. проведены международные переговоры с представителями крупнейшего норвежского круизного туроператора – компании «Хуртигрутен» о продлении популярного круизного маршрута Берген - Киркенес до порта Мурманск и, возможно, далее до Соловков и Архангельска. Компания готова включить этот турпродукт в свою круизную программу уже с 2011 г. В Карелии разрабатывается проект кругового водного маршрута на круизных лайнерах по маршруту: Санкт-Петербург – Балтика – Нордкап – Мурманск – Соловки – Карелия – Санкт-Петербург. Реализация данных проектов позволит к юбилею города принимать до 50 тыс. круизных туристов.

Наибольшим туристическим потенциалом в Западной Арктике обладает Беломорский регион, в котором выделяются перспективные туристские районы - Терский берег, Кандалакша, Карельское Беломорье, Поморское Беломорье Архангельской области, острова и архипелаги Белого моря.

С целью более активного продвижения Архангельской области на российском и международном рынках морского туризма местными туроператорами совместно с областной администрацией разрабатывается проект «Беломорский круиз», предусматривающий развитие круизной линии вдоль побережья Белого моря с заходом на Соловки. Предполагаемый маршрут проекта: Архангельск – остров Мудьюг – Зимнегорский – Соловки – д.Летняя Золотица – д. Лопшеньга – Архангельск [2]. Проект предусматривает создание необходимой причальной инфраструктуры и пунктов приема туристов в прибрежных деревнях, приобретение круизного судна, разработка программ экскурсионного обслуживания.

Соловецкие острова. Самым привлекательным туристическим объектом не только Архангельской области, но и всего Западно-Арктического региона России являются всемирно известные Соловецкие острова. Культурно-исторический комплекс Соловецкого монастыря включен в

Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Высочайший туристский потенциал архипелага состоит из многочисленных историко-архитектурных объектов монастырской эпохи, уникальных природно-ландшафтных памятников, объектов «лагерного» периода СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), редчайших сакральных памятников эпохи неолита. Практически все население архипелага проживает в пос. Соловецкий – 932 человека, в монастыре постоянно проживают около 100 человек, включая трудников (из них 69 монахов и послушников). Основным градообразующим предприятием на Соловках является музей-заповедник, создавший 160 рабочих мест из 450 имеющихся в поселке.

Соловецкий музей-заповедник совместно с паломнической службой монастыря организовал около 20 экскурсионно-туристических программ и маршрутов.

Туристический сезон на Соловках длится 4 месяца – с июня по сентябрь, высокий сезон – июль-август. Максимальный пик туристской посещаемости приходится на период с 10 по 23 августа, на время проведения основных соловецких событийных мероприятий (фестиваль авторской песни и главные православные монастырские праздники Преображения и Соловецких святых). В этот период без предварительного бронирования крайне тяжело найти место проживания, когда не бывает свободных мест в гостиницах, общежитиях, частном секторе. В летний туристический сезон практически все местные жители задействованы в туристическом бизнесе, сдавая все свободные помещения в доме для туристов и паломников по цене от 400 до 1000 руб. с человека. Развитие туризма на Соловках позволило увеличить заработки местного населения. В пос. Соловецкий работает 6 гостиниц, рассчитанных на 400 мест, в основном с довольно высокими ценами (от 1000 до 10000 руб. в сутки), из них только одна гостиница может считаться бюджетной – «Петербургская» (от 450 руб. койко-место) [6]. В поселке открыто 7 кафе и ресторанов с московскими ценами. В последние годы появилось много сувенирных частных магазинов с местной и архангельской продукцией.

Чистый ионизированный морской воздух Соловков без автомобильных выбросов и пробок притягивает сюда много туристов из мегаполисов.

Например, в аномально жаркое лето 2010 г. многие москвичи из задымленной столицы выехали отдохнуть на Русский Север, часто выбирая в качестве турпоездки «прохладные» Соловки. Московские туристы в этом году составили около 90 процентов общего туристического потока на Соловецкие острова. Рост въездного туризма на Соловках стал заметней все последние годы. С 2001 по 2009 год общий объем соловецкого туристического потока ежегодно рос с 17 тысяч до 35-40 тысяч туристов в год [6] . При этом сезон 2009 г. был наилучшим по количеству гостей архипелага. Услугами музея-заповедника пользуются в среднем до 2/3 приезжающих на архипелаг гостей. Иностранные туристы составляют лишь 8 % от общего количества туристов. В общей структуре соловецкого туристического потока, по данным местных экспертов-туроператоров, 25% приходится на организованный паломнический туризм, 60% - на организованный светский туризм, 15% - на неорганизованный «дикий» туризм. Большая часть турпотока (86%) направляется на архипелаг относительно недорогим морским транспортом со стороны Карелии: через Кемь (самый кратчайший путь, 55 км) и Беломорск. На этом направлении 80% туристов перевозит карельский транспорт [7]. Маршрут на Соловки со стороны Архангельска не пользуется большой популярностью из-за высоких цен на авиаперелет и морской круиз. Соловки связаны прямым авиасообщением с Архангельском и Москвой. Редкие морские круизы из Архангельска выполняются теплоходами «Белинский» (Помор-тур) и «Беломорье». В перспективе, возможно, увеличить количество иностранных туристов на Соловках, если восстановить морской круиз из Кандалакши, действовавший в советское время. В Кандалакшу туристы смогут прибывать автобусами со стороны российско-финского пункта пропуска Салла.

Можно отметить следующие проблемы в развитии туристической отрасли на Соловках: уровень сервиса и культуры предпринимательства крайне низок; абсолютная разобщенность туроператоров, представляющих Соловки; отсутствие чёткой региональной политики в области развития соловецкого туризма; высокие цены турпродукта, современное обслуживание турбизнеса в большинстве случаев проходит мимо налоговой базы. Подавляющее число туроператоров и владельцев отелей зарегистрированы в налоговых службах других регионов.

Обслуживающих туристов (принимающих) компаний на Соловках три: федеральный музей-заповедник, паломническая служба ставропигиального монастыря и частная компания, обслуживающая не более 5% соловецких туристов. Так как музей и монастырь не платят налогов в районный и областной бюджет, фактически Архангельская область получает налоги только с этих 5% и почти ничего не имеет с продаж турпутевок. В Архангельске ведущим туроператором по Соловкам является компания «Помор-тур».

В экономико-географическом плане Соловки сейчас более привязаны к Карелии, чем к самой Архангельской области. Фактически, сегодня существует только административное подчинение и дотации из бюджета Архангельской области на содержание соловецкой инфраструктуры.

По оценке основного эксперта по Соловкам, местного гида и журналиста Олега Кодолы, общий совокупный объём соловецкого туристического рынка составляет не менее 20-23 млн.долларов в течение летнего туристического сезона. Непосредственно на Соловках каждый турист в среднем оставляет от 5 до 15 тыс. рублей. По различным оценкам, экскурсионная, сувенирная, транспортная и гостиничная составляющая оценивается в 200-300 тысяч дол. США дохода ежегодно. Большую часть дохода от соловецкого туризма получают Карелия и Москва. Для выхода из сложившейся ситуации Архангельской области необходимо жёстко конкурировать на соловецком туристическом рынке, реализуя собственные проекты в области транспортных перевозок (прежде всего в морском транспорте), гостиничного бизнеса и обслуживании туристов. Имея административные рычаги управления, создавать инструменты поддержки областного туризма, одновременно разрабатывая и внедряя партнерские программы с конкурентами и новыми партнерами, например, с Мурманской областью.

В 2010 г. обострились ценностные разногласия между монастырем и атеистически настроенной частью населения поселка Соловецкий после разработки проекта федеральной целевой программы (концепции) развития Соловецкого архипелага. Проект программы, рассчитанной на 2011 – 2015 гг.предусматривает реставрацию и реконструкцию соловецких объектов, развитие социальной, жилой и транспортной инфраструктуры. Концепция разработана правительством Архангельской области совместно с Московской патриархией РПЦ, объем необходимых средств оценивается в 10 млрд. рублей. Проект предусматривает перенаправление потока туристов на архипелаг из Карелии через Архангельскую область. Архангельский губернатор Илья Михальчук предложил построить туристический комплекс в ближайшей к архипелагу (50 км) материковой поморской деревне Летняя Золотица, чтобы туристы там отдыхали, а с утра на быстроходных судах отправлялись на Соловки. Планируется строительство автодороги до Архангельска. В рамках концепции предусмотрено сократить пребывание туристов на Соловках до однодневного пребывания в целях снижения антропогенной нагрузки и необходимостью сохранения молитвенного покоя православной обители. Гостиничную инфраструктуру архипелага предлагается максимально предоставить паломникам, которым требуется больше времени для посещения монастыря.

В последние годы представители РПЦ неоднократно выражали обеспокоенность по поводу коммерциализации Соловков: попытками распродажи земель под коттеджи, масштабными проектами развития туристической инфраструктуры, организацией на островах развлекательных мероприятий, оскверняющих святость этих мест и память заключенных, принявших здесь мученическую кончину. Дикого неорганизованного туризма, наносящего вред Соловкам, не должно быть на архипелаге.

На Терском берегу Кольского полуострова будет организована туристско-рекреационная территория «Терская»[1]. Природа Терского района является уникальным экосистемным эталоном чистоты, который необходимо оберегать от непродуманной хозяйственной деятельности, а обитающие здесь дикие популяции семги – стратегически важный генофонд атлантического лосося не только в России, но и на планете в целом. Река Варзуга – единственная в мире, куда семга приходит нереститься. Единственную надежду на экономическое возрождение депрессивного и промышленно неперспективного Терского района местные власти и жители связывают с развитием туризма – этнографического, экологического и сельского. Уровень безработицы в районе самый высокий в Мурманской области – 20%. При успешной реализации концепции создания ТРТ «Терская» к 2013 году в Терском районе может быть создано до 800 рабочих мест, а число туристов увеличится до 25 тысяч в год [1]. Туристский проект предусматривает строительство гостевых домов, дорог, кафе, создание мастерских традиционных поморских народных промыслов, бесплатное обучение местных жителей профессиям индустрии гостеприимства.

По данным областного министерства экономического развития, в 2009 г. Терский берег посетило 10 тыс. туристов, 9 тыс. из них – рыболовы-любители, способные заплатить тысячи долларов за недельную рекреационную рыбалку. Однако коммерческая рыбалка в целях извлечения максимальной прибыли часто организована в тех местах, которые для всех поморов были святыми, - у нерестилищ дикой семги. По мнению местных старожилов и ученых-биологов, рекреационная рыбалка по принципу «поймал-отпустил» негативно сказывается на популяции атлантического лосося. Сёмги в Варзуге и её притоке Пане становится всё меньше и меньше. Ставка на развитие туризма в Терском районе уже оправдывается: в 2009-2010 гг. в Умбе открылись 3 базы отдыха, гостевые дома появились в Варзуге, Кашкаранцах, Кузомени, Кузреке. За счет туризма ненамного, но уже ощутимо выросла доходная часть районного бюджета.

Наряду с речным рыболовным туризмом целесообразно развивать в Терском районе лечебно-оздоровительный туризм (на основе талассотерапии и лечебных морских грязей) и морскую рыбалку. Частным предпринимателям вполне по силам организовать выход в море туристов на небольших катерах и баркасах. Развитие устойчивого, экологически гуманного туризма в депрессивных поселениях Беломорья поможет создать новые рабочие места и возродить традиционную поморскую культуру.

Список литературы

1. По данным Министерства экономического развития Мурманской области. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mineconomy.gov-murman.ru
2. По данным Ассоциации Туроператоров по Арктике [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.delinform.ru/article
3. Атомный ледокол с туристами вчера швартовался в Мурманске [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.b-port.com/news/2010-08-18
4. Национальный парк «Русская Арктика» будет создан не ранее 2011 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.travel.ru/news/2010/04/17
5. Морскому фасаду в Мурманске быть // Вечерний Мурманск. - 2010.-05 октября.
6. По данным Соловецкого центра гостеприимства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://welcome.solovky.ru
7. Новости «Независимых гидов» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.inguide.ru/data/news/

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 5 2010 Г.

Еще статьи на тему "туристов":

Туризм в Мурманске и на Кольском полуострове: есть потенциал для развития

Мурманску есть чем привлечь российских и иностранных туристов

Правильно организованный туризм должен пополнять казну

Туризм на Мурмане: есть потенциал для развития

Деловой туризм как средство просвещения

Сельский туризм как подспорье фермерскому хозяйству

III Международная конференция «Морской туризм»


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.149.214.32

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������