Целеполагание – это постановка цели |
Организация без цели — все равно, что корабль без штурвалаЦелеполагание в бизнесе — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами.В прошлых статьях мы рассматривали более тонкие материи бизнеса, в целеполагании мы связываем воедино все понятия ценности, цели и стратегию развития, причем не только в бизнесе, а скорее в жизни человека, ведь бизнес - это неотъемлемая часть нашей жизни. Залог хорошего целеполагания – это знание себя. “Познай себя, и ты познаешь весь мир…” Сократ (с) Соответственно, целеполагание должно начинаться с изучения и исследования себя, своих ценностей взаимосвязи и взаимовлияний имеющихся целей. Этот момент часто пропускается или выводится за скобки в рамках многих способов целеполагания и дальнейшей цели достижения. В менеджменте для целеполагания организации рекомендуют использовать методики, которые, по сути, имеют аналогичный характер как и в психологии индивидуума, являясь методами целеполагания, например методика SMART целей. Организационные цели - это топливо в печке достижений. Организация без цели — все равно, что корабль без штурвала, дрейфующий бесцельно и постоянно подвергающийся риску налететь на камни. Организация, имеющая цель, подобна кораблю со штурвалом, направляемому капитаном с помощью карты и компаса, знающим место назначения и ведущим корабль прямо в порт по своему выбору. Именно поэтому, люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Вы работаете для достижения либо собственных, либо чужих целей. Самая лучшая работа — для достижения собственных целей и ради помощи другим в достижении их целей. «Удачливые» прямо называют цель деятельности, а «неудачливые» вместо этого пробуют что-либо сделать, заведомо готовясь к неудаче. «Пытаться», «стараться» — это значит готовиться к неуспеху и заранее оправдать его, найти для себя лазейку, освободиться от ответственности за результат, прежде всего перед самим собой.
Посеяв, вы пожнете. Причина порождает следствие, действие — реакцию. Ваша нынешняя жизнь содержит цену, заплаченную вами на сегодняшний день. Ваша жизнь и в будущем будет содержать цену, заплаченную в промежутке времени между сегодняшним днем и будущим. Правила планирования целей1. Пишите о том, что хотите, а не о том, чего не хотите достичь, формулируйте позитив.2. Будьте предельно конкретным, составьте максимально ясное представление о конечном результате.3. Планируйте те цели, которые вы можете достичь самостоятельно, а не с чьей-то помощью или при каких-то других внешних условиях.4. Подумайте о последствиях своих целей — они должны приносить пользу не только вам, но и другим.“Если мы ставим перед собой задачу совершенствования организации, — пишет известный американский специалист по управлению Дж. О’Шонесси, — не уточнив ее целей, мы рискуем предложить лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных результатов”. В результате наших размышлений и приведенных доводов, мы можем выявить основные рекомендации к разработке системы целеполагания:1. Целеполагание является в управлении основным средством воздействия и реализации системного подхода.2. Процесс определения целей и их согласования является чрезвычайно сложным. Специфика формирования и уточнения целей, построения их иерархии, доведения до соответствующего уровня конкретности и соблюдения принципа приоритетности главной цели по отношению к целям нижнего уровня — одна из важнейших задач управления.3. Особое значение в целеполагании занимают цели стратегические, которые выражают долгосрочные и глобальные интересы общества, а потому являются генеральными для всех остальных.4. Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур “древа целей”, где разработка целей осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по определенным правилам.Технологии и модели целеполаганияВ любом производстве товаров или услуг существуют различные технологии, сборки, логистики и т.д.. При этом почему-то крайне редко я встречал предприятия, где существует более менее какая-то технологическая модель управления. В основном управление идет от ежедневного решения оперативных задач. В более развитых компаниях управление основано на еженедельных, ежемесячных и годовых планах, которые в свою очередь как-то коррелируют со стратегическими задачами. Практически на всех предприятиях в развитых странах управление основано на общепринятых моделях, которыми пользуются как инструментами повышения конкурентоспособности. В основе всех моделей лежит одно основное правило ведения бизнеса - измерение деятельности сотрудника, подразделения, компании. Если вы не можете ее оценить - значит, вы не контролируете бизнес! Поэтому предлагаю к рассмотрению основные модели и технологии управления предприятием. Наиболее разработанным методом целеполагания является система процедур формирования “древа целей”. Разработка осуществляется путем последовательной декомпозиции главной цели на подцели по таким правилам: декомпозиция прекращается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.Питер Друкер дал основную базу для зарождения современной концепции "управления по целям" - Системы KPI, задачей которой ставится определение нужных для бизнеса моделей ключевых показателей эффективности (КПЭ). Система сбалансированных показателей
Традиционное измерение эффективности деятельности предприятия, сосредоточенное только на финансовых показателях, полученных из систем бухгалтерского учета, быстро устарело и не дает полной картины состояния предприятия. Так же оно не позволяет построить точный прогноз его развития. Появилась необходимость в более совершенных и эффективных способах глобальной оценки деятельности всего предприятия. Современные подходы к стратегическому менеджменту призывают обращать внимание на следующие нефинансовые составляющие: персонал, бизнес-процессы, инновации, отношения с потребителями. Таким образом, предложенная система (ССП) - это система измерения эффективности деятельности всего предприятия (система стратегического планирования), основанная на видении цели и стратегии, которая отражает наиболее важные аспекты бизнеса. Концепция Сбалансированной Системы Показателей (ССП) поддерживает стратегическое планирование, реализацию и дальнейшую корректировку стратегии, путём объединения усилий всех подразделений предприятия. Модель делового превосходства EFQMМодель является самой совершенной на данный момент времени и самой сложной в использовании. Требует наличие опыта и навыков управленческого состава предприятия в разработке предыдущих моделей. Кроме этого во внедрении данной модели необходимо использовать ресурсы консалтинговых компаний. Радик Сафин, директор по развитию и ведущий бизнес-консультант СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 5 2010 Г. Еще статьи на тему "Цели":Цели и приоритеты социально-экономического развития Мурманской области Цели создания НО «Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф» «Колэнергостройремонт» ставит высокие цели и добивается хороших результатов ИД «Гелион»: МЭФ и «СЕВТЭК-2009» - наши ближайшие цели Кредит всегда должен быть целевым! Целеполагание – это постановка цели на основе 5000 оценок. 350 обзоров пользователей.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 25615 |