Главная Главк ( Севрыба ) часть 1
Главк ( Севрыба ) часть 1 Печать E-mail

Управление материально-технического снабжения

10 сентября 1962 года вышло Постановление Совета Министров РСФСР «О централизации руководства работой рыбохозяйственных организаций на бассейнах». В соответствии с указанным постановлением было создано Главное управление рыбной промышленности Северного бассейна «Севрыба», на которое было возложено хозяйственное руководство предприятиями и организациями рыбной промышленности, расположенными в Мурманской, Архангельской областях и Карельской АССР.

В соответствии с этим постановлением в состав Главка «Севрыба» вошли: добывающие флота, рыбоперерабатывающие предприятия, портовские, транспортные, судоремонтные, машиностроительные, снабженческие, сбытовые, тарные, лесоперерабатывающие, строительные, учебные и другие предприятия и организации, в т.ч. в Мурманской области - 15 (плюс в составе Рыбокомбината - 6 и в составе Управления морского лова - 9), в Архангельском территориальном управлении - 16 и в Карельском территориальном управлении - 14. Кроме того, Главком «Севрыба» обслуживались 3 территориальных Рыбакколхозсоюза в составе 14-ти рыболовецких колхозов Мурманской области, ... Архангельской области и ... Карельской АССР.

19 октября 1962 г. распоряжением Всероссийского Совета народного хозяйства при Главке «Севрыба» было организовано Управление материально-технического снабжения.

Главное управление «Севрыба» было приравнено в правах к территориальному совету народного хозяйства. По тем временам - статус высокий.

Начальником Главка «Севрыба» был назначен Анатолий Иванович Филиппов.

Выпускник Московского технического института рыбной промышленности и хозяйства, он долгое время работал в аппарате Минрыбхоза (Наркомрыбпрома) СССР. В период организации Совнархозов, в 1957 г., он в числе большой группы московских работников прибыл в Мурманск Человек бескорыстный, целеустремлённый, прямолинейный и неподкупный, обладающий громадной работоспособностью, эрудицией и природной хваткой, умеющий организовать разработку своих и чужих идей, мобилизуя на их осуществление необходимое число сотрудников-специалистов и сотрудничающие организации. Можно с уверенностью сказать, что за время своей деятельности (...) Филиппов А.И., вывел «Севрыбу» на максимальный уровень эффктивности за все годыя ее существования.

Итак, Филиппов А.И. - начальник вновь созданного Главка «Севрыба». Главным инженером - первым заместителем, назначается Доможиров Александр Борисович (бывший главный инженер Мурманской судоверфи), заместителем по флоту и добыче - Киреев Всеволод Алексеевич (до этого работавший заместителем начальника Управления рыбной промышленности Мурманского Совнархоза), заместителем по обработке рыбы - Данилов Михаил Яковлевич (до этого - заместитель начальника Управления рыбной промышленности Мурманского Совнархоза) и заместителем по капитальному строительству назначается Некрасов Андрей Дмитриевич (до этого работавший главным инженером треста «Печенганикельстрой»). Все вышеназванные руководители входили в состав директивно вновь созданной Коллегии Главка «Севрыба». Кроме них в состав Коллегии входили директор Мурманской судоверфи Крумин Владимир Иванович и начальник Управления материально-технического снабжения Главка «Севрыба» Гехман Арон Липович, ваш покорный слуга, а также начальники Архангельского и Карельского территориальных управлений рыбной промышленности.

Аппарат Главка комплектовался довольно быстро как за счет специалистов-профессионалов из управления рыбной промышленности Мурманского Совнархоза. Распоряжением Всеросийского Совета народного хозяйства 27 октября 1962 при Главке «Севрыба» было создано Управление материально-технического снабжения (УМТС главка «Севрыба»). Вновь созданное УМТС призвано было обеспечить полное и качественное обеспечение предприятий и строек всеми материальными ресурсами и оборудованием, необходимым для выполнения установленных плановых заданий. Деятельность УМТС, безусловно, положительно отразилась на ходе строительства объектов рыбного хозяйства. Более подробно о деятельности УМТС в отдельной главе.

Совершенно неожиданно для меня я был приглашён возглавить вновь создаваемое Управление материально-технического снабжения Главка «Севрыба».

Хорошо зная и постоянно ощущая тяжёлое положение дел в снабжении, бесконечную и яростную критику (по делу и без дела) в адрес снабжающих организаций, попытку отнести все огрехи и откровенно плохую работу на снабженцев, я посчитал такое предложение как наказание, насмешку, окончание «карьеры». Я был в шоковом состоянии. Но чем больше я сопротивлялся, приводя разные деловые и надуманные аргументы, тем больше на меня «давили» и А.И. Филиппов, и А.Б. Доможиров, и В.А. Киреев - люди, которые конечно меня хорошо знали. Потом подключился Сухорученко Михаил Николаевич, по нынешним временам - министр, а тогда - начальник рыбного департамента ВСНХ Российской Федерации, ранее многие годы работавший заместителем министра рыбной промышленности Союза и Федерации, председателем Мурманского Совнархоза. Подключился также начальник Главрыбснаба Михаил Вульфович Ровенский, ранее совершенно незнакомый мне человек, хотя и проработавший в рыбной промышленности очень много лет на снабжении, чуть ли не со времён Микояна А.И. и Жемчужиной П.С. Я до сих пор считаю себя счастливым, что судьба свела меня с этими людьми, строгими ко мне, но справедливыми, искренними, многому меня научившими.

Мои доводы были встречены короткими ответами: «Научим! Заставим!», «Плохого исхода не будет - вовремя выгоним!», «Поможем!», «Что касается инженерной работы, тебе и карты в руки, есть, где постараться и повести дело по инженерному. Ты, что думаешь, что все мы не понимаем, кого на какую работу приглашаем?» До сих пор, через много лет помню этот разговор. Тёплые и внимательные слова и улыбающиеся лица, знакомый, с прищуром через очки, взгляд М.Н. Сухорученко и заключительные слова: «Сколько тебе часов, или дней, на передачу дел? И выходи!».

А М.В. Ровенский тут же озадачил, попросил учесть, что время очень торопит: нужно поделить с Совнархозами фонды, составить разделительные ведомости и при этом не давать себя в обиду! Составить свои заявки, защитить их, получить фонды на первый квартал - предприятия не должны ощущать какое-либо снижение в материальном обеспечении плановых заданий в производственной деятельности и т.д.

Да еще предстояло сформировать аппарат УМТС. Обосновать и согласовать количество заместителей, общую численность аппарата и число отделов. Приходилось решать иметь ли в штате экономиста, высокой квалификации инженера или уборщицу - без нее тоже нельзя, не будешь же работать в грязи! Ещё надо было доказать и обеспечить должный уровень зарплаты. В условиях постоянных командировок (оплата «суточных» - 2,60 руб./день), передвижении только в поездах, никаких «такси», и даже не возмещались расходы на автобусы, метро -ходи пешком! При этом работники сферы снабжения - работники «второго сорта», не относящиеся к ведущим отделам, где зарплата была на 10 - 15 % выше. До сих пор не могу понять эту дикую «логику»: как могут работать ведущие отделы без надежного снабжения? В такой «мудрой» атмосфере, при низких зарплатах, при недостаточной численности, быть главным отрицательным персонажем сатирических эссе. Находились ещё люди, которые недосыпая и недоедая, в ущерб своему здоровью и бюджету семьи, должны были обеспечивать бесперебойную работу предприятий, чтобы всем работающим получать приличную зарплату и премии, кому-то блистать на Досках Почёта и получать правительственные награды (а много ли среди снабженцев награждённых орденами?).

Итак, работа предстояла тяжёлая, кропотливая, сложная. Хорошо, что УМТС Совнархозов успели многое из основных материалов и оборудования занарядить на 1-ый квартал 1963 г., плюс какие-то остатки на предприятиях и базах транспортно-складских конторах, что позволило сконцентрировать внимание на подготовку и защиту годовых заявок на 1963 г., составить необходимые расчёты и с помощью предприятий в необходимых случаях, обоснования. Нужно было также занарядить, получить фонды, наряды и прикрепления к поставщикам на оборудование и материалы, входящие в обязанность поставки заказчика для строящихся и вводимых в текущем году объектов капитального строительства (кабель, арматура, вентиляторы, трубы и задвижки, нержавеющая сталь и ещё десятки наименований).

Требовалось ежегодно доказывать, что уголь нам нужен для паровых бортовых траулеров именно марки ПЖ и только Печорский (с низким содержанием золы), а мазут для паровых бортовых траулеров на жидком топливе - только марки М40, а дизельное топливо - круглый год летнее, и везде - обоснования, расчеты, инструкции по эксплуатации и... множить часы на мили, на тонны, центнеры, сутки ... Сотни тысяч наименований, их размеров, типов, сечений сталей (спокойной, холодной, усиленной, корабельной и др.) в тоннах, метрах, микронах, квадратных метрах, тонно-километрах.

В заявках и спецификациях десятки колонок по вертикали, сотни строчек по горизонтали, «итого», «всего», «в том числе», «кроме того» - бумажные книги и листы, развёрнутые в полстола и стандартные, десятки килограмм возили «на себе» снабженцы в Москву на согласование, рассмотрение, утверждение, защиту - и всё «в срок до...», опоздал - пеняй на себя: могли принять, могли и «поучить»... И ещё ищи себе место, где остановиться, и побеспокойся о билетах на поезда ( в очередях, конечно, которых в то время было не мало и везде). И отпуск не всегда летом, и не всегда (а даже очень редко) «лечебные» или путёвки на организованный отдых... Вот неполный перечень «требований» к работникам снабжения. И ещё, чтобы не злоупотреблял алкоголем, был сдержанным во всех отношениях, не грубил, не нервничал, лучше, если член КПСС (больше ответственности, спроса, и отсюда - старания), и был грамотным инженером, специалистом по своей группе материалов и оборудования и имел определённый стаж работы на флоте или предприятии. И всё это за 110 - 140 руб./месяц.

В ходе комплектования аппарата к нам перешла на работу часть специалистов из бывшего УМТС Совнархоза, которые составили костяк нашего УМТС: Типкова Тамара Викторовна - опытный инженер, специалист высокой квалификации, проработавшая на предприятиях (промысловых) и в органах снабжения много лет. И сменившие её в последующие годы Юрий Александрович Сурков и Ринат Сулейманович Кулахметов были достойными её последователями. Вместе с ней трудились пришедшие из УМТС Совнархоза Баженова Полина Ивановна, Володина Эльвира, Щербакова Наталья; пришедшие с предприятий Иванова Людмила, Кожакина, недолго работал Хохлов Иван Алексеевич, опытный снабженец, перешедший к нам из «Печенганикельстроя» по рекомендации заместителя начальника Главка А.Д. Некрасова.

Несмотря на «отдалённость» от рыбы его прежней деятельности, он вскоре быстро вошёл в курс наших вопросов и оказался очень полезным и прекрасно ориентирующимся сотрудником. Коммуникабельный, порядочный, человек слова и дела, без комплексов,
не имея специального образования, он очень умело организовал работу своего отдела, сложного и привязанного к таким «капризным», привередливым и требовательным судоремонтникам и строителям. Старался удовлетворить все требования, даже тогда, когда они были необоснованны. В прошлом чекист, состоявший на службе в структурах охраны Кремля, по ложному обвинению в подготовке теракта (было модно!) отсидел в лагерях 10 лет, оставлен на поселение. После XX съезда КПСС был реабилитирован со снятием судимости и восстановлен в партии. По материальным причинам оказался на стройках Севера в г. Заполярном. Прошедший такую школу, был очень чувствителен и осмотрителен в отношениях с людьми, тонко разбираясь в характерах и потенциальных способностях, в том числе ненадежности и порядочности.

Он, вместе с пришедшими из УМТС Совнархоза Украинцевой Лидией Иосифовной, Дьяковым Алексеем, Нечаевым Алексеем быстро вошли в курс дела и работа у них пошла и спорилась.

Вскоре, когда мне удалось доказать в Минфине необходимость второго заместителя, Иван Алексеевич стал моим первым заместителем. Впоследствии, после моего назначения заместителем начальника Главка, он принял от меня руководство Управлением материально-технического снабжения. Долгие годы мы с ним продолжали работать вместе, УМТС по моим служебным обязанностям оставалось в моем оперативном подчинении. И когда он ушел на пенсию, мне его еще долго не хватало не только как единомышленника и соратника, но и как надежного друга.

На руководство отдела металлов, стройматериалов и топлива был приглашен из ТСК Иван Егорович Гудков, оказавшийся достойным руководителем отдела. А на место заместителя начальника УМТС (вместо Хохлова И.А.) был приглашен заместитель начальника Мурманского тралового флота Николай Ильич Горбенко, прошедший за долгие годы работы на Севере большую школу жизни: клепальщиком, бригадиром котельщиков и другие «ступеньки» на Мурманской Судоверфи, был на партийной работе, занимал высокую должность уполномоченного ЦК партии на строительстве гидростанции, работал в Траловом флоте заместителем начальника флота, где руководил снабжением и вопросами быта. После ухода на пенсию Хохлова И.А., был назначен начальником УМТС. Будучи прекрасно ориентирован в делах, зная хорошо предприятия и, успев познакомиться с вышестоящими «отцами-родителями» в снабжении, Николай Ильич сохранил традиции, которые существовали в УМТС Главка. Вместе мы работали над вопросами усиления работы снабженческих органов, упорно внедряли централизацию снабжения, искали пути снижения издержек снабженческих расходов в себестоимости продукции предприятий.

Отдел общезаводского и судового оборудования возглавил Валерий Новолоцкий, специалист-судомеханик, длительное время плавал на разных судах. Работал в аппарате Управления Рыбной промышленности Совнархоза. К нему в отдел перешла из УМТС Совнархоза Наталья Швиц, опытный специалист, отлично разбирающийся в технологическом, рыбообрабатывающем и общезаводском оборудовании.

Отдел электрооборудования радио- и поисковой техники, кабельной продукции возглавил пришедший из УМТС Совнархоза Коптилович Николай Александрович, специалист, который по образованию и практической работе хорошо разбирался во вверенной ему «номенклатуре». Имел опыт плавания на промысловых судах , и его не легко было «заговорить» при определении необходимости и объёмах поставки того или иного оборудования или электротехнической продукции. В УМТС трудились: Фёдоров Василий, Капров, Шарапова Ирина, Ельцин Александр, Полежаев Юрий, Беликова, Третьяков Александр и другие.

В последние годы существования УМТС Н.А. Коптилович работал заместителем начальника УМТС.

Отдел тары и леса возглавил демобилизованный офицер тыла Северного Флота Финкель Моисей Миронович, опыт и умение которого нам очень пригодились. В отделе долгие годы успешно трудились: Суслова Раиса, Потурай Александр, Калинина Лидия, Антропова Галина.

Возглавил «десант» сотрудников из УМТС Мурманского Совнархоза заместитель начальника УМТС Совнархоза, перешедший на такую же должность в наше УМТС Сергей Павлович Гастев. Человек в возрасте, длительное время работал в органах снабжения ещё наркомата и министерства рыбной промышленности Союза. Его опыт конечно нам очень пригодился. Он проработал у нас более 10 лет, и мы проводили его в почтенном возрасте на заслуженный отдых.

Но стонать и жаловаться было некогда, да и некому. Очень не хотелось с этого начинать. Надвигался «планируемый год». И так, на ходу доукомплектовав штат УМТС (а удалось получить всего 31 штатную единицу, включая секретаря, машинистку, гл. бухгалтера, начальника и двух его заместителей), уточняя и объединяя заявки от предприятий и территориальных управлений в единые, подготовив целый ворох обоснований, расчётов и сопроводительных писем, мы, не считаясь со временем и здоровьем, упорно «вписывались» в общую схему планового снабжения.

Те же организационные трудности и переживания ощущали в полной мере и структуры снабжения наших территориальных управлений рыбной промышленности в Карелии и Архангельске. Малочисленный и ещё «необстрелянный» коллектив снабженцев прижался к мощнейшему монстру, который объединял свыше 9-ти десятков больших и малых рыбоперерабатывающих предприятий, мощнейшие флоты и рыболовецких колхозов, портов и портопунктов, судоремонтных заводов и мастерских, лесоперерабатывающих и тарных предприятий, машиностроительного завода (Кандалакшский мехзавод одно время входил в состав Главка), строительных, транспортных, научных, учебных и даже сельскохозяйственных предприятий и организаций. Кроме того, лечебные учреждения и места организованного отдыха, жилищные организации и принадлежащие им водопроводы, котельные, производственные и поселковые электростанции и т.д

Более 800 разнотипных судов, многие из которых сами являлись предприятиями, выпускающими ликвидную продукцию. И на них установлена масса разного оборудования, начиная от мощных главных двигателей до малого насоса; радиостанции, поисковое и навигационное оборудование и прочее - всё разнотипное, из разных стран Европы и Африки, разной мощности, разной комплектации. Всем нужны запасные части, ремонтные материалы, судовые запасы... Уже тогда на флотах и предприятиях трудилось несколько тысяч человек. Всем (по разным нормам и срокам носки) нужна была спецодежда и спецобувь,а там -размеры, рост, материал, где промокаемые, где непромокаемые фартуки, косынки, шапочки, халаты и т.д. Отсюда и десятки килограмм заявок, расчётов, спецификаций, занарядок, переписки... Десятки тысяч позиций, размеров, стандартов и техусловий, ГОСТы и прейскуранты - всё обсчитать в рублях и копейках! Тут же - знакомство с многочисленными «отцами-кормильцами» - «Главснабсбытами» по разным направлениям. Их было несколько десятков, где распределялись все ресурсы страны: Главрадиоснабсбыт, Главхимснабсбыт, Главсбыты по машиностроительной продукции, Главнефтеснаб, Главэлектроснабсбьгг и т.д. Каждому - заявки в отдельности на его номенклатуру.

Они рассматривали потребности и наделяли фондами, выдавали наряды на так называемую, планируемую продукцию. А основную, строго фондируемую продукцию, куда относились основные позиции снабжения: металл (чёрный и цветной), трубы, лес и лесоматериалы, консервную жесть, топливо, цемент, кабельная продукция, картонная тара, автотранспорт, строительная и грузоподъёмная техника и ещё несколько десятков позиций, то их потребность нужно было защищать оформлять в Главснабе ВСНХ! Эти позиции скрупулёзно обсчитывались, в соответствии с установленной программой (планом) по выпуску продукции или объёмов строительно-монтажных работ по нормам, утверждённым Госпланом РСФСР. Малейшие отклонения не допускались и при острой необходимости - расчёты-доказательства таких отклонении приходилось согласовывать с соответствующими отделами Госплана.

Многое пришлось, пользуясь помощью искушённых уже работников, изучить и познать. А сколько пришлось поездить в командировки в Москву! Участвовать в защите заявок, посетить многочисленные снабженческие организации, ко всему присмотреться, понять, и часто очень сильно, до сердечных болей, переживать. И постепенно, постепенно я стал втягиваться в эту работу, в эту жизнь, в эти сложные условия и мне показалось, что не всё так страшно, одолею! Я для себя решил, что нужно придерживаться определённых правил:

- во-первых, грамотно, правильно и обоснованно составлять план снабжения. Досконально знать, что и зачем заявляешь, свою потребность.

Знать, что ты имеешь дело со знающими и опытными людьми, которые не ставят себе цель опровергнуть твои потребности, но и не терпят попытки рвачества, обмана, недобросовестности. Работая на взаимном доверии, можно было многое решить. И я, и аппарат, поставили себе такую цель: быть максимум безупречными, с первых дней работы завоёвывать у работников, с кем приходится работать, с кем приходится решать большие или малые проблемы, только хороший имидж (как теперь говорят). Это не означало, что мы «сгибались», выпрашивали, уговаривали. Мы, в уверенных случаях, вступали в официальные разногласия с исполнителями, начальниками отделов - протоколировали, выносили возникшие разногласия на рассмотрение высшего начальства. Часто выигрывали, часто получали заверения, что «будет рассмотрено в году, после уточнения ресурсов и остатков», но иногда и получали отказы. И даже в этих случаях мы большие вопросы настойчиво будировали в году и добивались их положительного решения.

Вот пример. При проведении судоремонтных работ в особенности в междурейсовом ремонте судов широко применялись керосинорезы и бензорезы. Для них требовались специальные бензостойкие шланги. Позиция в то время остродефицитная, и фонды на эти специальные резиновые шланги были очень ограниченные и ни в какой мере не удовлетворяли нужды наших судоремонтников. Крайний износ имеющихся шлангов граничил с опасностью возникновения несчастных случаев, пожаров или остановкой работ. Все потуги предшественников и наших исполнителей, никак не давали ни малейшего результата: «Вот так, сколько получали последние годы при Совнархозе - это Ваша база. Больше нет ресурсов». Никакие угрожающие письма в разные адреса не давали отдачи.

Посетил я как-то «Главхимснабсбыт» - «держателя» всей резинотехнической продукции. Непосредственный исполнитель, обаятельная женщина, после долгих доказательств и уговоров не приняла никаких решений, но намекнула, что эта позиция только в руках начальника отдела или замначальника Главка. Добился приёма к начальнику отдела Лебедеву. Рослый седой мужчина, в годах, с пронизывающим взглядом, смотрел на меня, не понимая вроде, зачем я пришёл? «Тебе разве не дали исчерпывающего ответа?» «Да, ответ исчерпывающий, но шланги-то нужны». Его ответ был очень чёткий и по его мнению доходчивый: «Слушай, молодой человек (это в мои-то 43 года!), ты можешь понять, что ничем тебе не помогу. Ходи к кому хочешь, куда хочешь, не будет тебе прибавки к твоему фонду. Рыбу надо ловить не бензостойкими шлангами, а сетками, крючками. Вот смотри: письма, поручения, телеграммы из разных уровней руководства, просьбы от заводов, воинских частей - всем нужны бензостойкие шланги! А производство их почти не растёт, никто не решает вопрос производства! Стоят на заводах сотни, тысячи готовых тракторов, комбайнов, танки, наконец, автомобили - не могут уйти к потребителю из-за отсутствия каких-то шлангов!

До свидания. Там ещё за дверью сидят много желающих получить эту продукцию». Ушёл я и решил: нужно поосновательней подготовить вопрос. К следующему посещению Москвы я привёз лаконичную, короткую, но ёмкую справку «Что такое «Севрыба»?». Объёмы, виды продукции, корабли, оснащение, ремонтная база, порт. Несколько фотографий, выразительных и снятых в зимнее время, во льдах, и снегах.

Привёз ещё ежедневные дислокации судов в рыбном порту (десятки кораблей у причалов в несколько корпусов) и на рейде, у плавмастерских. На словах ещё добавил, что не привёз дислокацию судов в Териберке, на Архангельском СРЗ. Маймаксанской судоверфи, Мурманской судоверфи и СРЗ № 2, в Беломорском порту. Да ещё приложил сшивку с ежедневными промысловыми сводками из всех морей и океанов, с указанием не только промысловых квадратов, но и вылова, выработанной продукции и пр. Когда Лебедев выслушал все мои доводы, выкладки и про всю «экзотику» лова рыбы, он задумался.

Он ничего больше не спрашивал! Я понял, что Лебедев, непробиваемый Лебедев, попал в угол, и ему нужно что-то решать. Молча покурили и посмотрели друг на друга, и Лебедев изрёк:

- Всё дать не могу, выгонят! Давай так решать: для начала удвою тебе твои фонды (это было не очень много, но уже маленькая победа!), а потом, в году, заходи, по ходу дела будем помогать

Тут же дал распоряжение исполнителю и велел выдать наряды на поставку. И хотя в будущем у меня были сомнения (как никак, слова «снабженца», нигде не записанные, а вдруг...). Но он оказался человеком слова и твёрдых правил. Всё получилось как нельзя лучше: уже к середине 1964 г., т.е. через 1,5 года потребность в бензостойких шлангах была полностью покрыта. Многолетняя и очень каверзная проблема была решена. Все фотографии и документы Лебедев просил оставить у него. Своим же сказал:

- Севрыба» - это не Московский ЗИЛ, эти на земле, рыбакам трудней, а ЗИЛ поищет внутренние резервы, они найдут....

Читать продолжение

Причалы мои путевые


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.225.175.230

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .