Рыбный порт: расчет на свои силы |
В Мурманском морском рыбном порту забастовки докеров проходили с заметным постоянством.В 1991-м году их было две – в феврале и июле. Впрочем, еще в первых числах января коллектив смены № 3 первого грузового района принял пакет требований к администрации предприятия, в котором предлагал: убрать все виды планов, касающихся бригад, смен; привести расценки на все виды работ в соответствие с физическими затратами; ликвидировать премиальную систему, «вложив» премиальный фонд в расценки; убрать потолок северных надбавок к зарплате, увеличить отпуска докерам; сократить штат управленческого аппарата и т.д. и т.п.1 Эти требования поддержали коллективы всех смен обоих грузовых районов. В итоге «бунтарская» третья смена отказалась разгружать суда, если рабочим не будет повышена заработная плата. Забастовщики совершенно справедливо ставили вопрос о том, почему докеры прибалтийского Калининграда, работающие без всяких заполярных накруток, получают столько же, сколько и северяне со всеми своими коэффициентами и прочими надбавками. На заседании согласительной комиссии начальник порта В.В. Кусков умело «перевел рельсы» на Москву, предложив докерам отправить делегацию с пакетом своих требований в союзные органы. Было решено изыскать средства для увеличения отпусков на четыре дня, а также провести эксперимент по упразднению плановых заданий, включив премиальные деньги в основной заработок рабочих.2 Вот на таком фоне Валерию Васильевичу Кускову и пришлось порассуждать на страницах газеты о сегодняшнем и завтрашнем дне рыбного порта.3 Кстати сказать, 1990-й год портовики закончили очень успешно: на триста тысяч тонн увеличился общий грузооборот, сверхплановая прибыль составила около двух миллионов рублей (напомним, что с 1 ноября 1990 года доллар перестал стоить 63 копейки, был введен коммерческий курс - 1,8 рубля за один доллар). Плюс к этому добились значительной экономии заработной платы, сократив около трехсот человек. Но, как говорится, запас карман не тянет – хороший хозяйственник в этом глубоко уверен. Предусмотрительный руководитель пустит все денежки в оборот и затянет пояс потуже. - Чтобы существовать и развиваться рыбному порту, мы подняли вопрос об увеличении тарифов на 35 процентов. Совет директоров ассоциации «Севрыба» пошел нам навстречу и утвердил это положение на 1991-й год, - рассказывает начальник порта. - Ведь мы сейчас ведем две большие стройки. Это вторая очередь котельной (уже освоено около трех миллионов рублей на строительстве нулевого цикла) и угольная база. Раньше такие объекты, как котельная, возводились сообща при долевом участии всех заинтересованных предприятий. Но так как сейчас финансовое положение у наших партнеров довольно сложное, то они отказались выделять средства на строительство. Именно поэтому, в немалой степени, мы и вынуждены были пойти на повышение тарифов за услуги порта. Кстати сказать, в этом повышении не предусматривается истратить ни одной копейки на зарплату – мы должны изыскивать свои внутренние резервы для этого. - И вот сейчас, с ростом цен, у нас возникает масса проблем, - признается Валерий Васильевич. – Я создал комиссию по социальной защите работников рыбного порта, в которую включили и бригадиров, и рабочих. Составили программу по нашей финансовой политике в 1991-м году. Удалось найти средства для повышения потолка зарплаты до четырехсот рублей, решили вопрос компенсации повышения цен на продукты, которые у нас есть в столовых. Конечно, не сумели все сделать в этом плане, тем более что ожидается дальнейшее повышение цен. Одно могу сказать определенно: мы исходили из того, что можем сделать, не рассчитывая ни на кого и ни на что, опираясь только на собственные силы. Пошли в какой-то мере на производственный риск, решив хотя бы в первом квартале года социально защитить своих работников. А как жить дальше, я просто затрудняюсь сказать… Вот так: даже столь опытный руководитель, как Кусков, столь стабильного берегового предприятия, как рыбный порт, не просматривает перспективы на ближайшие месяцы. Если раньше сверстали план на год – и живи по нему спокойненько. А теперь даже при более-менее стабильных объемах грузооборота расчет прибыли, тарифов, цен приходится постоянно менять в зависимости от ситуации. К этому управленцы были не готовы и не приучены. Сложность была еще и в том, что толком никто не знал, кому будет подчиняться порт – Союзу или России? По союзному закону надо платить в налоги 45 процентов, а по российскому – 38. И все же, как видим, даже в столь непредсказуемое время портовики работали на перспективу, отлично сознавая, что должны и сегодня, и завтра обеспечить деятельность всех мурманских флотов. - В отношении техники вопрос чрезвычайно серьезный, - продолжает рассказ В.В.Кусков, - потому что если раньше по линии СЭВ мы получали электропогрузчики за наши советские рубли, то сейчас надо изыскивать валюту для приобретения техники. Провели переговоры с японцами, решили у них купить пятьдесят электропогрузчиков. А единственным источником получения валюты для нас является нефтебаза. Так что производим ее реконструкцию, будем переваливать нефтепродукты на экспорт, получая и тратя валюту на техническое перевооружение порта. При этом решение социальных вопросов всегда стояло и стоит у нас на одном из первых мест. Думаю, что и при рыночных отношениях они останутся во главе угла. На последний вопрос корреспондента «Вы не боитесь рынка? Выживите ли в нем?» Кусков ответил так: - Я бы сказал, что рынка не боюсь, но несколько опасаюсь, что мы ведем недостаточную разъяснительную работу в коллективе по переходу к рыночным отношениям. Меня больше всего беспокоит именно это, а не сам рынок. А выживем ли? Жизнь покажет. Однако, повторю, рассчитывать будем только на себя. 1. Арбитраж рассудил, «РМ» от 5 апреля 1991 года 2. Забастовка докеров, «РМ» от 1 марта 1991 года 3. Своими силами, «РМ» от 5 апреля 1991 года «ВЫЖИВЕМ? НЕ ВЫЖИВЕМ?» - История и современность
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3749 |