Главная Дела в рыбной промышленности решаются не быстро
Дела в рыбной промышленности решаются не быстро Печать E-mail

наш разговор с заместителем руководителя Департамента рыбной промышленности правительства Мурманской области Вадимом Виссарионовичем Соколовым


Несмотря на немалые трудности, которые приходилось преодолевать в последние годы рыбной отрасли страны в целом, Мурманская область, тем не менее, продолжает удерживать ведущие позиции в Российской Федерации по вылову рыбы и морепродуктов. Так, например, в прошлом году доля мурманчан в общероссийском вылове составила 19 процентов.

2006-й год вообще стал одним из самых удачных за несколько последних лет. Общий объем вылова достиг 606 тысяч тонн, товарный выпуск пищевой рыбной продукции - 529 тысяч тонн, из которых 249 тысяч тонн поставлено на внутренний российский рынок. Неплохо пополнили рыбаки и бюджеты всех уровней. В частности, в региональный бюджет за прошлый год перечислено свыше миллиарда рублей. Да и вообще, хоть и жалуются жители Мурманска и области на то, что все больше рыбки уходит за пределы региона, среднее потребление рыбной продукции в нашем заполярном крае составляет почти 20 килограммов на одного человека. Что, между прочим, в полтора раза выше аналогичных российских показателей. Но и это, судя по планам правительства Мурманской области, не предел. Во всяком случае, в долгосрочной стратегии экономического развития региона ставится задача к 2010 году увеличить годовой вылов до 695 тысяч тонн, а к 2015 году так и вовсе -до 700 тысяч тонн.


среднее потребление рыбной продукции в нашем заполярном крае составляет почти 20 килограммов на одного человека


В данный момент, кроме того, действуют две целевые программы: «Развитие прибрежного рыболовства, аквакультуры и рыболовства во внутренних водоемах Мурманской области на 2004-2008 годы» и «Развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса Мурманской области на 2006-2008 годы». Уже семь предприятий на территории Кольского полуострова своим основным видом деятельности избрали промышленное товарное выращивание ценных видов рыб. Крупнейшим из них по праву считается ООО «Гиганте Печенга», производящее в год свыше 300 тонн атлантического лосося. Еще 9 компаний заявили о своем желании заняться рыбоводством и марикультурой.
Со всего мира съезжаются на Кольский полуостров любители спортивного рыболовства. К их услугам 22 спортивно-туристических лагеря в самых живописных уголках региона. И для Мурманской области польза от рыбацкого туризма весьма ощутима. В бюджет от приезжих рыболовов поступает более 20 миллионов рублей.

Все бы ничего, но все последние годы снижалось количество рыболовецких судов. Некоторый прирост произошел лишь за счет маломерных судов, занятых прибрежным промыслом. И тем не менее, на начало текущего года более 60 процентов судов - и океанических, и малых - имели срок эксплуатации свыше 20 лет. К чему это постепенно ведет, понятно: уже сейчас не хватает добывающих мощностей для промысла массовых пелагических видов рыб. Старение флота - одна из острейших проблем, и не только для Северного бассейна.

Возвращаясь к прибрежному промыслу, нельзя не отметить успехи занятых им компаний. Так, в прошлом году прибрежниками Мурмана добыто в общей сложности 13,8 тысячи тонн рыбы, в том числе почти 10 тысяч тонн ценной трески. Рост объемов «прибрежки» в значительной степени связан с расширением в прошлом году разрешенного района прибрежного промысла до границы исключительной экономической зоны Российской Федерации, чего так активно добивались мурманские рыбаки все последние годы. Кстати, не будем забывать и о том, что всю без исключения добытую рыбу прибрежники поставили на береговые рыбоперерабатывающие предприятия Мурманской области.


Не так все просто, так что о каких-то рывках в рыбной промышленности говорить вряд ли приходится 


Впрочем, не все так уж радужно в «рыбацком королевстве». Что в первую очередь нуждается в изменениях, чтобы рыбаки Северного бассейна смогли, наконец, вернуть позиции, утраченные за годы не всегда оправданных реформ? Об этом в преддверии профессионального праздника всех тружеников отрасли - Дня рыбака, наш разговор с заместителем руководителя Департамента рыбной промышленности правительства Мурманской области Вадимом Виссарионовичем Соколовым:

- Положительные сдвиги за прошедший год действительно есть. Но самое главное - объемы вылова увеличиваются все последние несколько лет. А так как все в отрасли взаимосвязано, то соответственно растут и другие важные показатели. В частности, рыбопереработка.

Выпуск готовой продукции в 2006 году довели до 50 тысяч тонн. Подобного не было давненько. И даже результаты первых четырех месяцев текущего года также не могут не вызвать удовлетворения. Пока переработка «идет» на 108-110 процентов. Так что ситуация уже не просто стабилизировалась, налицо первые ростки развития.

На Северном бассейне появилось несколько новых рыбоперерабатывающих фабрик. Причем, действительно новых, а не перекрашенных старых цехов с «бэушным» оборудованием. Техника там самая современная, остается лишь надеяться, что вслед за этим придет и новый менеджмент...

В новые производства вкладываются серьезные, большие деньги. А это значит, что и в текущем, и в последующие годы процесс развития продолжится.

- И смена руководителей, пусть даже на уровне Росрыболовства, уже не так сказывается на общем ходе работы? Как это, увы, часто бывало у нас в стране в целом и в рыбной отрасли в частности.


без помощи государства реальное обновление флота рыбной промышленности практически невозможно


- Ну, вообще-то пресловутый человеческий фактор никто еще не отменял. Хотя главные изменения в отрасли за последние годы происходили бы так и так, по ходу исторического развития. Рыбная отрасль как гигантский наукоемкий и финансово емкий механизм не может делать каких-то резких «скачков в сторону» по воле одного человека. И если новый руководитель даже самого высокого ранга заявит, что вот, мол, за год все показатели увеличу в два раза, то это обыкновенный популизм. Ведь чтобы построить, скажем, новое судно, надо как минимум два года. И то при самых идеальных условиях. А при нынешних темпах развития судостроения надо еще разместить заказ. Не так все просто. Так что о каких-то рывках в рыбной промышленности говорить вряд ли приходится.

Кроме того, теперь у нас все-таки есть Закон о рыболовстве, другие нормативные акты. Рыбная отрасль работает не по желанию какого-то отдельного руководителя, а по действующим документам. Те же квоты вот уже три года у нас не распределяет ни один чиновник. Этим занимается компьютер. Каждый судовладелец с большой долей вероятности задолго до международных переговоров по рыболовству может рассчитать будущую квоту, исходя из объемов общедопустимого улова. Это раньше Госкомрыболовство могло делать какие-то «загашники» и продавать их иностранным компаниям, а иногда (чего уж там) и своим российским. Вот что касательно «роли личности в истории». Отрасль будет в любом случае развиваться и дальше.

Другое дело, что есть проблемы, которые тормозят ее развитие. И из множества таких проблем я бы выделил прежде всего две.

Во-первых, это налоговое законодательство. Рыбная отрасль единственная, получившая за один год два дополнительных налога. В том числе за пользование биоресурсами, превышающий по размеру и налог на прибыль, и НДС. Помимо него - налог на имущество, который раньше рыбаков не касался по федеральному законодательству. Теперь он в ведении региональных властей. Я уж не говорю о том, что налога на биоресурсы для моряков нет в других государствах. И учитывая, что наша «рыбалка» на 80 процентов проходит в тех же районах, где работают иностранные рыбаки, мы оказываемся в неравных условиях. С предстоящим вступлением России в ВТО проблема обострится еще более.

Вторая проблема связана с несовершенством таможенного законодательства. Мы вполне можем «приплыть» к ситуации, когда российские суда вообще перестанут заходить в отечественные порты. Кроме того, отсюда же автоматически вытекает и проблема обновления флота. Да и действующая в стране банковская система вовсе не способствует решению задач приобретения новых судов. Сегодня ни одна российская компания не может себе позволить самостоятельно приобрести судно при их средней стоимости в 20-40 миллионов евро. Выход только в заемных средствах как источнике финансирования. Но новое судно начнет приносить первые рубли только где-то через три года, а проценты по банковскому кредиту ты должен будешь все это время платить исправно. Понятно, что такая схема судовладельцев не устраивает.

Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, что без помощи государства реальное обновление флота рыбной промышленности практически невозможно. Это показывает опыт всех рыболовных мировых держав. Таковы основные проблемы, стоящие перед отраслью требующие оперативного решения.

- А в завершение нашей беседы я поздравляю всех рыбаков Мурмана с нашим профессиональным праздником и от всей души желаю всегда возвращаться с промысла с полными трюмами рыбы и - только в родной порт, где тебя любят и ждут!

Андрей Попов

"СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" 6-7 2007 ГОД 

Еще статьи на тему "рыбной":

Ветеринарный контроль рыбной продукции

Решение проблем рыбной отрасли региона

Мурманск вернет себе звание рыбной столицы!

Актуальные проблемы рыбной отрасли находят решение

Российско-норвежское сотрудничество в рыбной отрасли

Участие спецпереселенцев в развитии рыбной промышленности

Анонс о пресс-конференции в департаменте рыбной промышленности

Развитие рыбного хозяйства Мурманской области


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

52.91.90.122

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2018 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru