Главная На фига им ФПГ?
На фига им ФПГ? Печать E-mail

Что же конкретно предлагалось сделать, на базе чего и зачем? По существу речь шла о перегруппировке и объединении капитала (под капиталом подразумевались как финансовые средства, так и основные фонды и материальные ресурсы) и создании на бассейне новой производственной и организационной структуры. Естественно, на базе «Севрыбы».

В те годы АО «Севрыба» представляло собой акционерное общество закрытого типа. Все акционеры-предприятия (юридические лица), в свою очередь акционированные по различным вариантам, имели практически одинаковые доли в акционерном капитале «Севрыбы».

Предлагалось образовать АО со смешанной формой собственности, где основную долю будет представлять государственная собственность. То есть ФПГ (финансово-промышленная группа) будет «сидеть» на госсобственности, точнее - на государственных инвестициях, еще точнее - на бюджетных деньгах и распоряжаться ими. А для того, чтобы некоторым образом обособить-отгородить эти деньги от других, предлагалось передать их в траст правлению ФПГ «Севрыба» - аналогу нынешнего совета директоров.

...Автор этих строк невеликий экономист, но и невооруженным глазом видно, что опять-таки (как и всегда!) все упирается в деньги.

Которых пока нет, но можно придумать, как их достать. Старо как мир, но кто предложит иной путь? Другой вопрос - на что тратить эти деньги? По рыночным законам деньги должны делать деньги, в нашем случае - рыбу. Значит, инвестиции надо вкладывать во флот, ведь одной из главнейших причин спада производства в рыбной промышленности Северного бассейна является низкая эффективность работы промысловых судов. Физически и морально устаревших, строившихся для интенсивного использования судов, когда ремонт флота и его воспроизводство обеспечивались государственными инвестициями. Первые же годы работы в иных экономических условиях, в период перехода к рынку, показали неперспективность использования многих типов судов. Вот, например, какую безрадостную картину описал в короткой газетной информации корреспондент «Рыбного Мурмана»:

- Бывшие государственные флоты выстраивают печальный караван бездействующих судов вдоль «того» берега залива. Продать? Да купите ради Бога! Например, БАТ. Лет ему немного. Работать может хоть у берегов Антарктиды, хоть у Африки, хоть здесь, в родных водах. Или ППР, хоть и старенький, но вполне «рабочий», да еще и экономичный в смысле топлива. Купите! А то ведь на металлолом пойдут суда эти вместе с БМРТ. Почем? Примерно миллион долларов каждое. Считай даром...

А можно и прямо на металлолом купить большой морозильный траулер в «Мурманрыбпроме». И всего за 150 тысяч долларов. Стены, то бишь корпус, есть, то, се, пятое-десятое установил - и работай, не ленись. Есть и такой вариант: продают два СРТМ-к. Но - только в паре.

Один более-менее готовый к работе, второй который год стоит в «глухом» ремонте. Можно приобрести «сладкую парочку» примерно за миллиард-полтора рублей. О долларах здесь ничего не сказали. Предложений много. А покупателей?..

А тем временем ряд судов Мурманского тралфлота берет курс на Индию, в том числе БМРТ «Закавказье», «Диксон», «Ржев», БАТ «Генерал Андрющенко». Направляются в последний путь. На «иголки". *

Что же наши создатели ФПГ думали о развитии флота в существующей ситуации?

Они решили, что в условиях галопирующей инфляции привлечь сторонних отечественных инвесторов (рублевые средства) практически невозможно. Развивать флот надо только за счет кредитов иностранных банков и инвесторов. При этом имеются две альтернативы. Или сознательно идти на допущение дальнейшего снижения объемов вылова и выпуска рыбопродукции в результате потери добывающих мощностей бассейна при списании судов и, как следствие, на дальнейший спад производства, а также неэффективное использование сырьевых ресурсов в отечественной 200-мильной зоне и потерю квот в других районах Северной Атлантики. Или - создание с государственной поддержкой нового современного рыбопромыслового флота, отвечающего рыночным условиям. Флота, который позволит сохранить вылов рыбы в объеме одного миллиона тонн и обеспеченного на перспективу рыбными ресурсами сырьевой базы дальних районов промысла.

Естественно, все руками и ногами были за вторую безальтернативную альтернативу, которая с перспективой. Если так, то севрыбовцы предлагают на рассмотрение два варианта обновления флота. Первый - приобретение новых судов, по мере списания судов старой постройки, для сохранения объема вылова рыбы. Второй - приобретение новых судов в течение четырех лет в необходимом количестве для вылова одного миллиона тонн рыбы. Расчеты показывали, что в любом случае кредиты будут возвращены в течение семи лет. И, как вы понимаете, второй вариант был более привлекателен.

Итак, вопрос рассмотрен, программу на совете директоров «Севрыбы» утвердили, есть ли воздержавшиеся? Кто «за», кто «против»?

Оказывается, таковые нашлись. Со своей точкой зрения на проблемы развития рыбной отрасли Севера на страницах еженедельника выступил научный сотрудник «Арктикцентра» Института экономических проблем Кольского научного центра РАН А.Васильев. Во многом соглашаясь с выводами управленцев-практиков, автор несколько сместил акценты в мотивации поступков флотоводцев в тех или иных условиях. Думаю, что нашему читателю будет небезынтересно с ними ознакомиться.

- Причины уменьшения уловов в 1991-92 годах судовладельцы связывают с ростом цен на топливно-энергетические ресурсы, а в 1993 году - с недостатком оборотных средств и другими факторами, - пишет А.Васильев. - Несомненно, что повышение цен на топливо снизило эффективность рыболовства в дальних районах, и надо было искать приемлемые варианты использования крупных судов по прямому назначению. Судовладельцы знали, что в Северном полушарии нет сырьевой базы для круглогодичной работы БМРТ и БАТов, но осуществили передислокацию их сюда, по моему мнению, в надежде на получение государственных дотаций. Сыграло свою роль и отсутствие мотивации к расширению промысла, так как получение прибыли в первую очередь связывали с ценами, а не расширением производства. Мороки с промыслом в дальних районах много, а навара - мало. А так, нет дела - нет проблем. Руководство четырех акционерных обществ от прекращения промысла только выиграло, сохранив рычаг давления на правительство.

Идеологи перестройки, задумывая приватизацию в нынешнем виде, среди прочего предполагали решить, на мой взгляд, главные проблемы: улучшить использование существующих фондов, провести структурную перестройку производственного аппарата за счет средств предприятий, повысить мотивацию к высокоэффективному труду. В рыбном хозяйстве, как, впрочем, и в большинстве отраслей промышленности, цели остались целями, и не больше. Создается впечатление, что у рыбодобывающих предприятий есть лишь одна задача: полностью освоить выделенные квоты трески и за любую цену продать рыбу за рубеж. Об эффективности труда даже никто не вспоминает.

Да и то сказать, зачем? Вознаграждение за труд ни у управляющих, ни у рыбаков ни с производительностью труда, ни с издержками производства никак не связано. О структурной перестройке, об обновлении состава флота на бассейне много разговоров. Однако не хотят коллективы приватизированных предприятий, в том числе и флотов, откладывать деньги на завтра и все требуют сполна выдать сегодня...*

Можно не соглашаться с точкой зрения автора. Была ли у флотоводцев возможность поступать так или иначе - гадать на эту тему занятие неблагодарное. Но экономист Васильев очень точно подмечает возможные нестыковки интересов участников столь важного дела, как создание финансово-промышленной группы. Он пишет:

- Государство должных средств для производственных капиталовложений не имеет, в условиях гиперинфляции менее всего намерено кредитовать производство и коммерческие банки. В такой ситуации именно интеграция финансовых и производственных единиц в единую крупную организационно-хозяйственную структуру могла бы существенно способствовать реанимации и развитию инвестиционной активности.

Структурная перестройка производственного аппарата находится на начальном этапе, и пока еще не поздно придать ей конструктивный, упорядоченный характер, исходя из интересов не только сегодняшнего дня, но и долгосрочной перспективы. Однако для этого Комитетом по рыболовству должна быть определена рыболовная политика России... Если говорить о неплатежах, из-за которых у предприятий нет финансовых средств для нормального функционирования, то, по-видимому, надо перестать надеяться на взаимозачеты, льготные кредиты или какую-то другую помощь со стороны правительства. Надо самим снижать затраты, учиться торговать, а не отгружать продукцию. В связи с этим вспоминаются слова некоторых руководителей предприятий на заре преобразований: «Вы нам дайте свободные цены на рыбу, а уж мы развернемся!». Свободные цены есть - надо разворачиваться.*

Статьи экономиста-теоретика А.Васильева, время от времени появлявшиеся на страницах «Рыбного Мурмана», вызывали весьма бурную критическую реакцию среди наших управленцев-практиков. Но мы, журналисты, считали, что иная точка зрения не только имеет право на жизнь, но и право быть опубликованной в рыбацкой газете. Во всяком случае, было бы намного хуже и для редакции, и для флотоводцев, если бы эти статьи появлялись в других изданиях. Хотя многие этого не понимали и копили обиды на редакцию...

Но вернемся к основной теме нашего разговора, к созданию финансово-промышленной группы. По большому счету, создавать ФПГ надо было еще вчера, потому что ситуация осложнялась с каждым днем: годовой вылов рыбы снизился до 800 тысяч тонн, выпуск - около 500 тысяч тонн рыбопродукции. И спад продолжался. Простаивали все заводы бывшего рыбокомбината. Промысловые флоты из-за неплатежей и отсутствия денег испытывали большие трудности, ведь им надо закупать топливо, тару, выплачивать зарплату. Эйфория самостоятельности, захлестнувшая бассейн еще в 1990-м году, прошла. Директора предприятий пришли к выводу, что нужна структурная перестройка, разработали программу по замене основных фондов. Они не просили денег - просили правительство страны дать право самим распоряжаться ресурсами Северного бассейна. Но Москву на мякине не проведешь. И не о том болели головы у министров и депутатов. Да и на фига им ФПГ в Мурманске, если можно спокойненько самим в своих столичных кабинетах делить деньги, расписывая квоты на треску и палтус. Или продавать эти квоты с аукционов.

• А ты записался в судовладельцы? «РМ» от 11 февраля 1994 года.

• Развернулись? «РМ» от 1 апреля 1994 года.

• Там же.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.139.72.78

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .