О состоянии природопользования и качества окружающей среды Арктической зоны РФ на территории Мурманской области |
Показатели государственной статистики «охраны окружающей среды» в Мурманской области лучше, чем в других северных регионахAbout a condition of wildlife management and quality of environment of the Arctic zone of the Russian Federation on the territory of the Murmansk area (The analytical material and offers to exit session of Committee of the Federation Council on affairs of the North and the small people on October, 19-21th, 2011 in the Murmansk area, is prepared in Department of economy of wildlife management of IEP KSC the Russian Academy of Sciences, the head - The Doctor of Economics Larichkin F.D.) The urgency nature resources and ecological direction of a state policy closely interconnected with it in the Arctic zone of the Russian Federation as a whole, and in particular for the Murmansk area, is caused by following major factors: 1) problems of preservation of fragile Arctic ecosystems for present and the future generations of people in conditions of economic activities in region, including plans of realisation of large-scale projects on mastering of oil and gas resources of the Arctic shelf, development of Murmansk transport knot and others; (Аналитический материал и предложения к выездному заседанию Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов 19-21 октября 2011 года в Мурманской области, подготовлен в Отделе экономии природопользования ИЭП КНЦ РАН, руководитель д.э.н. Ларичкин Ф.Д.)Актуальность природоресурсного и тесно взаимосвязанного с ним экологического направления государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации в целом, и в особенности для Мурманской области, обусловлена следующими основными факторами: 1) задачами сохранения хрупких арктических экосистем для нынешнего и будущих поколений людей в условиях экономической деятельности в регионе, в т.ч. планами реализации крупномасштабных проектов по освоению нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа, развития Мурманского транспортного узла и других; 2) необходимостью выполнения Российской Федерацией и Мурманской областью принятых на себя международных обязательств по обеспечению устойчивого развития циркумполярного региона в соответствии с решениями Арктического совета, Совета Баренцева/Евроарктического региона и других международных организаций; 3) необходимостью защиты среды обитания и традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов Севера (саами); 4) особенностями экосистем и природно-ресурсного потенциала области и состоянием окружающей среды; 5) возрастанием экологических рисков в условиях быстрого изменения климата. Мурманская область относится к старопромышленным районам, ее народное хозяйство базируется на ресурсоэксплуатирующих секторах уже более 80 лет. Несмотря на то, что показатели государственной статистики «охраны окружающей среды» в Мурманской области лучше, чем в других северных регионах, для нее присущи все проблемы природопользования и экологические проблемы, характерные для районов интенсивного природопользования. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 9 сентября 2009 г. в Список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Мурманской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, внесено 403 предприятия, из них более одной трети расположены в Арктической зоне РФ на территории области.В Арктическую зону РФ на территории области входит ОАО «Печенганикель» Кольской горно-металлургической компании, на долю которого приходится львиная доля выбросов в атмосферу региона и основная часть трансграничных переносов серы и тяжелых металлов в зарубежные страны Скандинавии и в акваторию Мирового океана. На побережье области базируется Северный морской флот, расположена его инфраструктура и предприятия оборонного комплекса. Столица региона - город Мурманск - является крупным морским и железнодорожным транспортным узлом, базой российского атомного ледокольного, торгового и рыболовного флотов. В настоящее время Мурманская область является одним из лидеров в стране по накопленным отходам производства и потребления. Только в окрестностях столицы региона заскладировано более 9 млн.т золы и шлаков Мурманской ТЭЦ, на хвостохранилищах и отвалах ОАО «Печенганикель» накоплены миллионы тонн горнопромышленных отходов медно-никелевого производства, горнопромышленные отходы, содержащие радиоактивные элементы, расположены в отвалах ЗАО «Ловозерская горно-обогатительная компания». В акватории и по берегам Кольского залива находятся остовы старых судов, утилизация которых остается нерешенной проблемой и не отражена в областной экологической программе. Актуальной для Арктической зоны РФ на территории Мурманской области является проблема очистки тары, в которой мазут и другое минеральное топливо в огромных количествах поступают на энергетические, транспортные и промышленные предприятия. Кольский район Мурманской области является одним из основных районов заполярного земледелия и животноводства, предприятия района входят в агропромышленный комплекс, который производит диетические мясомолочные продукты для населения всей области. На территории района накоплены сотни тысяч тонн отходов животноводства, полигоны для хранения которых не отвечают экологическим требованиям, и их аварийное состояние уже было причиной масштабного загрязнения питьевой воды в реке Кола, которая принадлежит бассейну Баренцева моря.В Арктической зоне РФ на территории области проживает более одной трети населения региона, в основном, городского. Однако жилищно-коммунальное хозяйство городских поселений не соответствует современным экологическим требованиям: сегодня или отсутствуют очистные канализационные сооружения необходимой мощности, как в г. Мурманске, где только треть стоков подвергается очистке, или их просто нет, и сбросы прямотоком поступают в бассейн Северного Ледовитого океана. Также в ряде поселков городского типа и даже в некоторых малых городах, теплоснабжение осуществляется котельными, которые являются основным источником загрязнения атмосферы, почвы и морских акваторий. В Арктической зоне Мурманской области находятся ягельные оленьи пастбища, качество которых выше, чем где-либо на европейском Севере России. Также в ней расположена основная часть болот региона, которые являются национальным стратегическим резервом пресной воды. В Арктической зоне на территории области протекают самые крупные реки Кольского полуострова, в которых находятся нерестилища ценных анадромных видов рыб, что позволило создать здесь туристические лагеря для рекреационной рыбалки. Несмотря на удаленность водных объектов Арктической зоны на территории Мурманской области от основных промышленных центров они загрязняются тяжелыми металлами и серой за счет аэротехногенных переносов их от горно-металлургических предприятий ОАО «Кольская ГМК». Баренцево море и его шельф, а также Белое море имеют богатейшие биологические водные ресурсы, кроме ценных пород морских рыб, камчатского краба и морского петушка, здесь находятся природные плантации ламинарии и других морских водорослей, производство которых еще только налаживается. Акватория Белого моря является традиционным районом добычи морских животных, также на островах Кандалашского государственного заповедника гнездится гага, стоимость одеяла из пуха которой составляет от 8 до 13 тыс. евро. В Арктической зоне Мурманской области находятся природные и историко-культурные объекты - уникальные в масштабах России и Европы, которые могут рассматриваться как природный рекреационно-туристский потенциал региона. К ним относится полуостров Рыбачий - самая западная точка России, где кроме красивейших ландшафтов сохранились артефакты со времени неолита. Однако сегодня здесь проводится геологоразведка на углеводороды, что создает потенциальную опасность для рекреационного освоения этой территории и создания на ней особо охраняемых территорий. Также следует причислить к уникальным природным объектам туристского показа озеро Могильное, в котором сосуществуют морская и пресноводная экосистемы; к историко-культурным объектам, для сохранения которых необходим особый режим охраны территории, - самый северный в России Трифонов Печенгский мужской монастырь, петроглифы Ловозерского и Терского районов, самую глубокую в мире Кольскую сверхглубокую скважину. С каждым годом антропогенная нагрузка на ценные экосистемы тундры, лесотундры и болот региона увеличивается, т.к. предприятия горнопромышленного, военного и оборонного комплексов региона и его жилищно-коммунальное хозяйство или уклоняются от экологической модернизации применяемых технологий, или принимаемые ими природоохранные меры не адекватны масштабам экологических нарушений, или они не имеют достаточных финансовых и кадровых ресурсов. ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» только в 2011 году объявила о начале кардинальной экологической модернизации производства на базе наилучших существующих технологий на площадках поселка Никель и в г. Мончегорске. Ущерб экосистемам Арктической зоны региона также причиняют геологоразведочные работы, которые иногда проводятся без соблюдения необходимых экологических требований; браконьерство; рекреационная деятельность населения и туристских фирм, которые применяют внедорожники и снегоходы в качестве основного вида транспорта при бездорожье. Сеть особо охраняемых природных территорий в Арктической зоне РФ на территории Мурманской области представлена двумя государственными заповедниками: Государственным природным заповедником «Пасвик» (Печенгский район) и «Кандалакшским государственным природным заповедником» (острова и акватории Белого моря, Терский район), тремя заказниками федерального значения («Канозерский», «Мурманский тундровый», «Туломский») и 6 региональных заказников, один из которых (государственный природный комплексный заказник регионального значения «Лапландский лес») был создан в 2011 году. С начала 90-х годов прошлого века на территории области не был реализован ни один из крупных проектов по развитию сети особо охраняемых природных территорий, например, история организации Хибинского национального парка насчитывает уже 13 лет. В 2011 году Правительство Мурманской области утвердило Концепцию функционирования и развития сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Мурманской области до 2018 года и на перспективу до 2038 года, ее реализация позволит увеличить долю охраняемых природных территорий до почти 17 процентов от площади Мурманской области. В условиях роста экономической активности в Арктической зоне РФ в числе главных целей государственной политики Российской федерации в Арктике определены - обеспечение экологической безопасности, сохранение и защита природной среды в Арктике (п. 6 «в» «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом РФ 18 сентября 2008 г.). Для реализации указанных целей, в т.ч. на территории Мурманской области, необходимо осуществление комплекса мер на федеральном и региональном уровне. Среди таких мер представляются целесообразными следующие. 1. На федеральном уровне:1.1. Правительству Российской Федерации и Государственной думе Российской Федерации:- согласовать и принять пакет законопроектов, разработанных Министерством природных ресурсов и экологии РФ, необходимых для начала реализации кардинальной реформы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды: «о защите морей от нефтяных загрязнений»; «о повышении эффективности государственного экологического контроля», «о совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования негативного воздействия на окружающую среду», «об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами», «о ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью», «об особо охраняемых природных территориях», включив в указанные законопроекты положения, учитывающие особенности природопользования в Арктической зоне. 2.2. Правительству Российской Федерации- утвердить проект создания первого на территории Мурманской области национального парка "Хибины", предусмотренного проектом «Схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года»; 2. На региональном уровне:2.1. Создать в рамках Координационного совета по вопросам взаимодействия исполнительных органов государственной власти Мурманской области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти рабочую группу по вопросам реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» на территории Мурманской области 2.2. Правительству Мурманской области, Министерству экономического развития Мурманской области:- обеспечить синхронизацию (координацию) действующих и разрабатываемых государственных (федеральных) программ РФ, региональных целевых программ и крупных компаний в отношении Арктической зоны на территории Мурманской области Российской Федерации. - предусмотреть в пакете предложений от Мурманской области для включения в проект подпрограммы "Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2012-2020 годы" Государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» следующие мероприятия: а) комплекс мер по ликвидации накопленного экологического ущерба и реабилитации загрязненные территории Мурманской области на побережье Баренцева и Белого морей и Кольского залива (рекультивации трансформированных природных ландшафтов; утилизации токсичных промышленных отходов и других мероприятий) б) проведение работ по инвентаризации и экологическому обследованию земель Министерства обороны РФ на территории Мурманской области для включения их в хозяйственный оборот субъекта федерации; в) проведение научно-исследовательский работ по экологическому обследованию тундровой и лесотундровой зон Мурманской области и состояния кормовой базы северного оленеводства; г) проект по созданию на архипелаге Шпицберген филиала ФГУП «Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н.М. Книповича». 2.3. Комитету промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области:- организовать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников на предприятиях Мурманской области для оценки экологичности используемых технологий и их соответствия техническим и технологическим нормативам выбросов; - разработать комплекс мер по обеспечению экологической безопасности при реализации крупных инфраструктурных проектов регионального значения на территории Мурманской области; - обосновать целесообразность придания полуостровам Рыбачий и Средний (Печенгский район) статуса особо охраняемой природной территории федерального значения и формирования на них туристской дестинации; внести соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации (совместно с Министерством экономического развития Мурманской области). Журнал "Север промышленный" № 1 2012 год Еще статьи на тему "Мурманской области":Заседание правительства Мурманской области Геополитическое положение Мурманской области Экономико-географическое положение области Служба занятости сообщает о занятости населения Мурманской области Актуальные вопросы развития экономики Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5500 |