«Севрыбхолодфлот»: где взять валюту? |
«Мне выпало стать начальником «Севрыбхолодфлота», пожалуй, в самое тяжелое и непростое время. Но самое интересное – я никогда не жалел об этом. Это, в сущности, очень интересное время многому меня научило. Порой я думаю, что, если бы мне достался флот тогда, когда им руководил, скажем, Владимир Павлович Журавлев1, когда рыбы было немерено, когда флот обновлялся по плану, когда не было затруднений с деньгами, - я не стал бы таким, каким стал сейчас. Тогда не нужно было ломать голову ни о чем. Ни о том, как достать деньги? Или где взять рыбу? Или где отремонтировать пароходы, как организовать производство? Не нужно было ежедневно решать очень тяжелые задачи и ощущать при этом над собой висящий на волоске меч возможного банкротства…». Вышеприведенная цитата взята из книги2 А.Ф.Леванова, который стал руководить «Севрыбхолодфлотом» в это переломное для страны время.В 1991-м году ситуация на флоте сложилась так, что вполне серьезно пришлось задуматься о выживании флота. Именно о выживании, а не о процветании. Трудностей и на берегу, и в море хватало с избытком. Объективных, если говорить о повышении цен и отсутствия тары и топлива, и субъективных, зависящих от отношения к холодфлоту руководителей других производств, которые привыкли считать его лишь вспомогательной структурой. - «Севрыбхолодфлот» всю жизнь был самостоятельным, со своим планом, производственной программой, - делится своей обидой первый заместитель начальника флота Н.Н.Старченко, много лет проработавший капитаном-директором плавбаз. – Мы – генеральный перевозчик. А не «подкинь-подбрось». Непонимание этого осложняет жизнь и нам, и другим флотам. Надо отходить от такого стереотипа мышления, видеть в нас не просто перевозчиков, не конкурентов, а деловых партнеров. Пока этого нет. А мы хотим работать честно и иметь четкие, честные взаимоотношения со всеми. И иметь определенную оплату нашего труда. Нужна валюта. Нужна продукция для обменных операций. Многое нужно. А главное – необходимо взаимопонимание между флотами.3 О валюте на эксплуатационные флотские нужды разговор особый. Впрочем, и под производственную программу нужны были доллары: плавбазы работали в зоне иностранных государств, и за сырье надо было платить. Обо всем этом на страницах «Рыбного Мурмана» рассказал начальник флота:- Мы каждый год арендовали у других пароходств несколько танкеров, оплачивая аренду в рублях. Теперь там требуют валюту. Аэрофлот стал осуществлять перевозки лишь за конвертируемую валюту. А ремонт судов? В Союзе сейчас капремонт практически невозможен, а заграницей – опять валюта, - перечисляет Альберт Филиппович Леванов. – Где ее брать? Из кармана моряков? Наверное, все-таки зарабатывать, хотя это весьма непросто. Скажем, за ремонт судов мы рассчитываемся фрахтом, а это бьет по нашим промысловым флотам: у них ведь отрываем транспорты. Жизнь с каждым днем все сложней: налоговая инспекция предполагает брать налоги со стивидорских денег моряков, со средств, заработанных моряками на чистке танков, даже с той валюты, которую опытные судоводители зарабатывают государству, проходя проливами без лоцманов. Мало того – «Севрыбхолодфлот» платит валюту там, где должны платить другие. Например, выгрузка продукции на транспорт на рейде Южной Георгии. Там такой порядок: заход на рейд транспорта – сто долларов, промыслового судна – тысяча. Так вот, за все промсуда платит наш флот. А промысловые флоты перечисляют нам лишь рублевое покрытие. Или: мы платим валюту курсантам, которые проходят практику на наших судах. А ведь они потом придут на все флоты, к нам лишь десятая часть… Перечислять случаи, когда мы поступаем по-доброму, по-человечески, можно долго. И совершенно несправедливо говорят некоторые, что, мол, «Севрыбхолодфлот» живет припеваючи за счет промфлотов: если у них задача только найти и выловить рыбу, то нам надо найти, где рыбу купить, и валюту, чтобы за нее заплатить. На что же рассчитывает флотоводец, что предпринимает, чтобы выжить и не попасть в число убыточных предприятий? Здесь тебе и модный по тем временам бербоут-чартер, и создание совместных предприятий, и освоение лова нового для северян объекта – гребешка. - Большую надежду мы возлагаем на контрактную систему, - продолжает рассказ Леванов. – Со мной заключает контракт министерство, я – со своими заместителями, начальниками отделов и капитанами судов, те – со своими подчиненными. При такой системе не будет разговоров типа «Пусть у капитана голова болит за план…». Ведь мы привыкли жить не думая, выполнит флот план или нет, главное – вовремя получить зарплату. Разве на Западе так работают? Думать надо, искать…4 Энтузиазм и деловая хватка молодого руководителя флота, помноженные на опыт и знания, помогут А.Ф. Леванову в ближайшие смутные годы постперестройки развернуть кипучую деятельность. Сохранив флот, он набьет немало шишек на своем широком, переходящем в залысины лбу. Ведь прошибая головой стену проблем, о которых у нас разговор впереди, всегда рискуешь испортить внешность. У меня осталось двойственное отношение к этому человеку. Я с благодарностью помню, что Леванов по моей просьбе помог в 1992-м году организовать одну из экспедиций клуба «Полярный Одиссей» в Средиземноморье, но помню и как впервые услышал именно от него сакраментальную фразу: «Да, я вчера дал слово помочь редакции, а сегодня сам беру свое слово обратно». Леванов был непредсказуем, от него можно было ожидать всего. Но разве я мог даже предположить, что в один из дней уже ХХI века наш флотоводец окажется в Петрозаводском СИЗО! А мы с супругой соберем ему в тюрьму передачку… Вот уж действительно, знать бы прикуп! 1. ЖУРАВЛЕВ Владимир Павлович, в 1981-86 годах начальник управления «Севрыбхолодфлот», заслуженный работник рыбного хозяйства СССР (1988), почетный работник рыбного хозяйства России (1995). Родился в 1931 году в Московской области, русский. Окончил Мурманское среднее мореходное (1952) и с отличием высшее инженерное морское (1972) училища. Служил в армии. С 1953 года работал в Мурманском траловом флоте судоводителем, с 1956 года капитан на промысловых судах, морской инспектор. В 1965 году вместе с судном «Советск» перешел во вновь созданный «Севрыбхолодфлот», где работал капитаном, капитаном-наставником, капитаном-директором на транспортных и рыбообрабатывающих судах, первым заместителем и начальником флота. С 1987 по 1991 годы генеральный директор советско-шведского СП «Скарус» в Хельсингорсе. В 1991-97 годы вице президент ассоциации «Севрыба». С 1997 года на пенсии. «ВЫЖИВЕМ? НЕ ВЫЖИВЕМ?» - История и современность
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5979 |