Главная Профком и профвзносы
Профком и профвзносы Печать E-mail

Именно для Мурманского тралового флота остро стояла проблема социальной защищенности моряков, работающих в оффшорных компаниях «Дельфин»* и «Атлас».

В начале 1997 года этой теме было посвящено расширенное заседание президиума обкома профсоюза работников рыбного хозяйства. Напомню, что к тому времени профсоюз значительно утратил былое могущество, не было у него ни права законодательной инициативы, ни рычагов воздействия на руководство предприятий. Да, областная профсоюзная организация стала коллективным членом Международной федерации транспорта (МТФ) и вносила на рассмотрение конгресса МТФ немало вопросов, информируя своих западных коллег о том, что российские рыбаки получают за свой труд куда меньше, чем их зарубежные коллеги. Но сложность принятия решений на официальном уровне состояла в том, что Россией не были ратифицированы некоторые международные конвенции. Так что радикальных мер на уровне Москвы ждать не приходилось.

Что больше всего тревожило профсоюз? То, что моряк в оффшорной компании лишен социальной защиты в родном государстве.

Работодатель не платит взносы в социальный, медицинский, пенсионный фонды, в итоге моряк лишен всего того, что имеет его коллега, работающий на российском предприятии. Более конкретно от этом сказал председатель профкома Мурманского тралфлота Борис Алексеев. «Джентльменским соглашением» назвал он договор профсоюзного комитета с руководством «Атласа» и «Дельфина», так как нет, к сожалению, законодательной базы для подобных договоров.

Причины понятны: с одной стороны, оффшорная компания - не российская, стало быть, законы России вроде бы не применить. Но и с МТФ особо не свяжешься - не хочется нанести непоправимый вред самой компании, а значит, лишить рабочих мест многих моряков. А сами моряки идут и идут в профком с просьбами помочь в разрешении конфликтов с администрацией. Суть противоречивости ситуации в том, что для профсоюза главное - сохранить рабочие места, обеспечить социальные гарантии моряку. Но налоговая система в Отечестве такова, что предприятия вынуждены искать такие формы работы, чтобы хоть как-то облегчить налоговое бремя. Законов соответствующих нет, профсоюзу ничего не остается, как соглашаться на заключение тех контрактов фирмы с моряками, которые фирма разработала.

Выступил на том заседании и председатель комиссии областной Думы по рыбохозяйственной деятельности Владимир Тюрин. Он сказал, что претензии моряков понятны: оплата экипажу 12 процентов с тонны рыбопродукции - мизер! Тем более, что полученное за рейс моряк должен растянуть на последующие 6-8 «береговых» месяцев. А спорить с генеральным директором - значит остаться без работы. Такой дешевой рабочей силы, как у нас, нет ни в одной цивилизованной стране. Надо за нижний предел оплаты взять те же 12 процентов, а в целом зарплату поставить в зависимость от количества и качества продукции. Но можно ли проблему решить на областном уровне?

О том, что траловый флот просил побеспокоиться о принятии соответствующих законов и депутатов Госдумы, сообщил собравшимся помощник гендиректора тралфлота Юрий Цуркан. Не все так просто. Вот, скажем, проблема медицинского страхования моряка. Допустим, фирма платит в фонд медицинского страхования, но экипаж-то в море. И там, в рейсе, моряк оказывается по-прежнему без страхового полиса. Компания «Дельфин» за два года израсходовала 485 тысяч долларов на лечение моряков за границей - ни одному не отказано. Так разве можно считать моряка брошенным компанией? Если бы флот не создал оффшорные фирмы, то пришлось бы избавиться от БАТов и «Алтаев». А суда этих типов работают и на них трудятся 3,5 тысячи моряков, имея неплохой заработок... Еще один помощник гендиректора тралфлота (фирма «Атлас») Растям Надыров дополнил выступление коллеги:

- Я присутствую на всех собраниях экипажей: и перед их вылетом в рейс, и по возвращении. И ни один моряк не заявил, что его, мол, насильно отправляют в море...*

Итак, что же лучше, что важней для моряка: работа и неплохой заработок или безработица, пусть даже с полисом медицинского страхования в кармане? Мы, понятно, хотим сразу все: зарплату - как на Западе, а льготы - какие были в Советском Союзе. Но так не бывает и вряд ли будет. Как бы там ни было, но «несчастный» моряк заработал, например, в рейсе около шести тысяч долларов (матрос). Правда, рейс длился около 200 суток. Но за эти же 200 суток из семейного кошелька он ни рубля не взял на питание. На одежку-обувку. И за все эти 200 суток он даже представить не мог, как его молодые здоровые сверстники в Мурманске бьются в тисках безработицы и сатанеют от безденежья, от безнадежности... Может, профсоюзные лидеры действительно не представляют, что их борьба за «права моряка» может привести к ликвидации оффшорных компаний? Или они, профлидеры, просто-напросто обиделись на администрацию флота, что та отказалась централизованно собирать с плавсостава профсоюзные членские взносы, предоставив моряку право самому решать, состоять ли ему в профсоюзе и в каком?

После публикации ряда статей на эту тему, профком тралфлота обиделся и на «Рыбный Мурман», «настоятельно предложив» редакции поместить на страницах еженедельника текст письма профкома и его президиума в Госдуму. Мы выполнили эту просьбу. Приведу некоторые отрывки из этого письма:

- В 1995 году юридически созданы российским судовладельцем (Мурманский траловый флот) две компании, ставшие оффшорными: «Атлас» с численностью работников от 1500 до 2000 (в зависимости от числа арендованных судов) - зарегистрирован на острове Мен (Великобритания) и «Дельфин» (700-1500 работников), место регистрации - порт Гибралтар. Все работники обеих компаний - моряки, уволившиеся из тралфлота, все суда - траулеры тралового флота, переданные в аренду этим компаниям. Ничего, казалось бы, не изменилось в жизни рыбака, кроме одного - он стал бесправным. У него остались прежние обязанности, но прав в отношении своих трудовых вопросов и гарантий уже нет - трудовое законодательство РФ на работающих в оффшорных компаниях не распространяется...

Экипажи судов фактически лишены каких-либо прав в отношениях с работодателем, так как действия последнего бесконтрольны.

Российский суд заявления работников о трудовом конфликте с компанией к производству не принимает. Таким образом рыбаки океанического лова, оставаясь гражданами РФ, казались в положении изгоев: у них прерывается трудовой стаж, «замораживаются» полярные надбавки, они лишены медицинского, социального страхования и пенсионного обеспечения... Тем временем отношение руководства оффшорных компаний к работникам принимает все более беспощадный характер. Условия труда, его оплаты ужесточаются... На судах «Атласа» создан за счет части зарплаты экипажа фонд капитана, который используется единолично капитаном и абсолютно неподконтролен.

Профсоюзный комитет считает, что фактически существующему крепостному праву в отношении работников оффшорных компаний должен быть положен конец путем изменений в российском законодательстве. При этом следует иметь в виду ряд существенных обстоятельств.

Работающие в оффшорной компании граждане должны иметь не только обязанности (в частности, аккуратно уплачивать налоги, что они и делают), но иметь соответствующие трудовые права, обеспеченные законом. Ведь ни для кого же не секрет, что оффшорная компания - никакая она ни иностранная: суда - свои, ходят под своим российским флагом. Руководствуются своим уставом службы на судах флота рыбной промышленности. Набор рабочей силы ведется в родном порту из числа своих работников, руководители оффшорных компаний одновременно являются руководящими работниками ОАО «Мурманский траловый флот», получая здесь и там, то есть в оффшорных компаниях, деньги. Единственный формальный признак, по которому тысячи человек лишаются всех прав и социальной защиты, - заграничные адреса регистрации компаний. Лицемерное, лукавое законодательство реформированной России должно повернуться лицом к ее гражданам и восстановить справедливость. Причина, которая вынуждает создавать оффшорные компании, общеизвестна - это попытка облегчить налоговые проблемы. Но в чем повинны тысячи людей, многократно обманутых государством? А теперь в дополнение ко всему оказавшимся еще и без всяких прав и гарантий?*

В скорейшем разрешении вопроса о социальных гарантиях для моряков тралфлота, давших согласие работать в компаниях «Атлас» и «Дельфин», были заинтересованы все - как работники, так и работодатели. Но повторю - двусмысленность положения состояла в том, что последствия решения этих проблем могли быть для моряков катастрофическими.

- Заработная плата рыбака одной и той же квалификации за одну и ту же проделанную работу в рейсе в упомянутых оффшорных компаниях сегодня в два раза выше, чем та, которую получают те, кто декларативно социально защищен, - пишет в редакцию капитан тралфлота Михаил Лукашевич. - Возьмем, к примеру, страховой полис. Сколько за него ни плати, а все одно: попав в лечебное учреждение, ты по нему получишь лишь минимум услуг, гарантированных государством. Все остальное, медикаменты в том числе, придется оплатить из своего кармана. То же и с отчислениями в пенсионный фонд: сколько ни отчисляй, а больше установленного не получишь. О стаже разговор особый: нет отчислений, нет и стажа.

Работники предприятий, зарегистрированных на территории РФ, отчисляют «автоматом» ежемесячно в установленные госфонды под залог государственных социальных гарантий из своего заработка определенный государством процент независимо от того, воспользуются они этими гарантиями или нет. Система работает безотказно. Иное дело с теми, кто работает за рубежом и получает зарплату там же. В этом случае, кроме обязательной уплаты налога с дохода физических лиц, системой не предусмотрен порядок обязательной индивидуальной оплаты таких отчислений, что в случае их отсутствия автоматически лишает этих граждан прав на гарантированную государственную социальную защиту. Увы, такова жестокая реальность. За все надо платить. Вопрос состоит лишь в малом: как платить, если есть желание и необходимость? Однако это уже прерогатива законодателя. Как видим, в юридическом плане нет никаких нарушений: плати - и пользуйся, не платишь - не требуй...

Если говорить о заинтересованности в защите наших прав профсоюзом, то здесь скорее всего следует вести речь не столько об этих самых правах, сколько об автоматическом отчислении одного процента от заработной платы каждого работника на профвзносы. Учитывая количество работающих в оффшорных компаниях моряков, несложно сосчитать, какие суммы уходят мимо профсоюзной кассы...*

По-моему, автор этого письма в редакцию все расставил по своим местам. Без словоблудства профсоюзных заседаний. Добавлю только, что редакция попыталась подсчитать, сколько же на самом деле профком Мурманского тралового флота недополучил профвзносов? Вышли на сумму около двух миллиардов рублей, которые моряки «Атласа» и «Дельфина» не захотели самостоятельно донести до профкома в 1996 году (по тем ценам). Ни для кого не было секретом и то, что дробление флота на «дочки» и прочая так называемая структурная реорганизация прежде всего подразумевала рост долгов по налогам на головном предприятии. Отпочковавшиеся от флота-матки юридически самостоятельные фирмы начинали работу с чистого листа, а компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, вообще не платили налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Тем временем груз прежних долгов без всякой перспективы их погашения рос на «маточном» предприятии. Кто-то, упираясь, тянул этот воз. Кто-то оставлял его вместе с головным предприятием в когтях налоговых служб. Бросал, как по весне оставляет змея старую, ненужную шкуру. С волками жить...

· Правильное название этой фирмы «Долфин Шиппинг Менеджмент ЛТД», но в разговорный обиход вошло название «Дельфин».

· Кому ты нужен, моряк? «РМ» от 7 февраля 1997 года.

· Отмахиваться аморально, «РМ» от 14 марта 1997 года.

· Чьи интересы защищает профком? «РМ» от 21 марта 1997 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.142.53.68

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .