Главная Кому нужно разорить флот? (Г.Р.Шаташвили)
Кому нужно разорить флот? (Г.Р.Шаташвили) Печать E-mail

Акционирование позволило флоту стать самостоятельнее в формировании цен, найме и расстановке кадров

Акционирование позволило флоту стать самостоятельнее в формировании цен, найме и расстановке кадров, в контактах с иностранными партнерами. На первых порах все это поправило экономическое положение предприятия. Но у людей, у основной массы моряков осталось сознание госрабочих: кто-то прикажет, кто-то заплатит. Не только чувство хозяина, но даже чувство совладельца своего судна оставались в зачаточном состоянии.

- Надо восстанавливать производственный конвейер: берег - промысел - берег. Но ни на одну копейку не уменьшать самостоятельность предприятий, не ограничивать творческой активности, не обстригать права предпринимателей, - горячится эмоциональный Г.Р.Шаташвили в беседе с корреспондентом «Рыбного Мурмана». - Каким образом все это соединить? В этом главная трудность и главный поиск. Согласен, что у многих нет внутренней культуры труда, понимания, что можно и нужно работать в коллективе, но на себя. Нужна и другая культура организационно-управленческого труда. Это очень не простой вопрос. А вообще-то, коллективный труд заразителен. Кто-кто, а моряки умеют работать от души. При этом все видят, помнят каждый вытянутый трал и считают каждый выгруженный строп. Надо только, как хороший футболист на поле, видеть при этом всю ситуацию, взаимосвязь людей и событий. И поверить, что мы можем всего добиться, позволить себе самые смелые планы и мечты, ловить рыбу не для утоления голода, а чтобы красиво и богато жить...*

В чем же видел романтик и оптимист Шаташвили конкретный путь к успеху? Свои планы он строил, опираясь на малые предприятия. Ведь как только рыболовные сейнеры «Мурманрыбпрома» стали частью фирмы «Доброкс», так из убыточных превратились в прибыльные. То есть преимуществ у структур малого и среднего бизнеса перед неповоротливым госпредприятием много. Главное было изначально дать наиболее активным и грамотным людям самостоятельность и возможность реализовать свои идеи. Без этого успеха не будет. И как пример неудачного подхода - плавмастерская «Резец», у коллектива которой были все основания стать самостоятельным предприятием, но не получилось.

Дробление флота на дочерние предприятия - это ли панацея от всех бед? Да, «дочки» росли прямо на глазах. «Мурмансельдь» объединило наиболее рентабельный среднетоннажный флот, на несколько отрядов разбили БМРТ. Для чего все эти организационные перестройки?

Кроме экономической целесообразности был и морально-психологический аспект. В масштабах многотысячного коллектива нивелируется личность, всех загоняют в одно и то же прокрустово ложе: как бы ты ни работал - зарплата единая, каков бы ты ни был инициативный и энергичный - сиди и не высовывайся. А в небольшой структуре масса возможностей реализовать себя, показать, на что ты годишься. Вот по такому курсу пошли в «Мурманрыбпроме»: от госпредприятия - к акционерному обществу, от него - к холдинговой компании. Но уж слишком много было на этом курсе подводных камней!

- Смотрите, как ловко работает налоговая инспекция, как великолепно пользуется она нашей безграмотностью, - рассказывает Г.Р.Шаташвили. - Для нее подробно расписано, как сдирать шкуру с предприятий, а у нас никакой защиты нет. И, естественно, мы, как и все другие коллективы, вынуждены искать «обходы» законов. Ведь если бы наш генеральный директор Л.С.Брейхман вслепую подчинился документу и ввез валюту в Россию, как это требовалось, наши суда давно стояли бы на рейдах иностранных портов, а моряки слали бы домой «приветы» оттуда. Если организационная неразбериха царствует в России - это одно, с этим еще как-то можно разобраться. Но за границей (а у нас весь почти флот там работает) без валюты ничего не решишь. И если для каких-то бюрократов так понадобился обязательный ввоз валюты в Россию, то для флота это было совершенно неприемлемо...

Далее. Правительство разрешило нам 90 процентов валюты оставлять у себя. Но не дописало через запятую, как их расходовать предприятию: по своему усмотрению или привозить-увозить? Ведь мы же сначала послушались и привезли во Внешэкономбанк свою валюту. Потом три месяца искали концы и выяснили: мы получим ее, но... в 2006-м году! Однако за нами бегают некие судари и просят продать им эту очередь. Предлагают заплатить аж 20 процентов! Выходит, наше дорогое государство кому-то дает возможность спекулировать, а трудяге-моряку в инпорту нельзя (не на что) банку пива купить? И наконец. Государство в результате приватизации продало нам предприятие. Почему мы в конце 1992-го и последующие годы должны расплачиваться за «грехи» предыдущих лет? Ах, правопреемники!

Но - во имя чего? Разве, разорив дотла «Мурманрыбпром», «Севрыбхолодфлот» и т.д., государство станет богаче? Спасти его может только создание, укрепление и расцвет таких флотов, как мы.*

Уникальная для «Мурманрыбпрома» ситуация сложилась в 1993-м году. При общих затратах в 39 миллиардов рублей флот получил невиданную прибыль - 19 миллиардов рублей. И это была не «дутая» прибыль, полученная в результате курсовой разницы рубля. Ну разве что миллиарда три...

- Да, мы работали на пределе возможности, - уверяет Г.Р.Шаташвили. - И если где-то и ошиблись в какой-то из многочисленных бумаг, то не надо обвинять флот, его руководителей в злом умысле. Для того, чтобы утаить от государства миллиарды, надо было иметь на предприятии специальную группу хущников-грабителей... Возвращаясь к вопросу о требовании ввоза валюты, спрошу: почему правительство не хочет понять, что 70 процентов затрат флота - валютные затраты, что нельзя флоту уходить из Мирового океана? Иначе скоро будем сидеть с удочками на побережье Баренцева моря или с интересом разглядывать океаническую рыбу в музеях. Зло берет: 19 миллиардов прибыли пошли... не знаю куда! Кроме узаконенных налогов и штрафов с нас содрали еще 2,5 миллиарда под разными предлогами: тут не так написал, тут не ту графу заполнил... Я бы понял, будь штраф 10 тысяч, ну 100 тысяч, но миллиарды, беззастенчиво выдранные из и без того дырявых карманов моряков - не понимаю! Тем более на переходном этапе. Напрашивается мысль, что кому-то очень нужно разорить флот и довести людей до предела (или беспредела?). А если бы нас не обирали? На эти деньги можно было бы купить 3-4 средних рыболовных траулера. Можно было бы сделать вторичную эмиссию и получить оборотные средства, развивать производство...

- Мы стали владельцами флота. Но управлять таким богатством надо с умом. Для этого нужны новые люди, - в очередной раз повторяет Г.Р.Шаташвили. И тут же с сожалением восклицает: - Жаль, что куда-то подевались те напористые, энергичные, жаждавшие свободы действий. Сегодняшние - робкие, безмолвные, покорные. Ну не платят деньги месяц, два, три - и ладно. Попробуй-ка не заплатить государству 10 рублей - шкуру снимет. А тут по полгода не получают, и только ругаются втихомолку. Я призываю моряков уяснить: мы уже живем в других условиях, и вести себя надо иначе. Не платишь мне зарплату - хорошо, приду через месяц. Но тогда уже заплатишь с учетом инфляции плюс пени за просрочку. Нет. Молчат. Боятся, что выгонят, а на дворе безработица. Но она является лекарством, движителем прогресса. А отнюдь не средством для затыкания ртов. Мы 70 лет кричали, что все у нас для блага человека. Так боритесь за свое благо!•

Согласитесь, крайне странная ситуация: управленец призывает рядовых моряков активнее бороться за свои права, смелее выступать против таких же, как он, чиновников, не давать им успокаиваться, спать спокойно. Где еще такое можно увидеть, как не в России, стране парадоксов? Но надо знать деятельную натуру Герцели Рубеновича, ведь все его экономические выкладки и с арендным подрядом, и с малыми предприятиями базировались прежде всего на инициативе снизу, на сопротивлении сильных личностей обстоятельствам и бюрократам. Что же, не стало сильных личностей или перевелись бюрократы? Думается, что в России тех и других было с избытком во все времена. Может, ответ даст небольшая заметка, помещенная в «Рыбном Мурмане» после очередного отчетного собрания акционеров «Мурманрыбпрома»:

- Тридцати судов лишился флот в 1994 году. У оставшихся 52-х судов степень износа составляет 63 процента... Это не единственная боль АО «Мурманрыбпром» и его генерального директора. Как же флот предполагает жить дальше? Л.С.Брейхман доложил собравшимся, что сейчас прорабатывается вопрос получения в будущем году семи новых судов. Правда, для этого потребуются инвестиции, так что это тема пока открытая. Зато почти решена проблема спасения заработной платы моряков от инфляции: за расчетную единицу взят доллар. Получат акционеры и дивиденды, причем вдвое большие, чем в прошлом году: две тысячи рублей на акцию. В районах промысла тоже все идет как надо: промобстановка нормальная, квоты достаточные, экипажи настроены по-ударному. В целом, собрание акционеров «Мурманрыбпрома» прошло в лучших традициях советского времени. Молчание зала, полное отсутствие острых вопросов, единогласное голосование «за». То ли действительно искренне одобряют все происходящее, то ли понимают, что бесполезно «возникать», то ли царит всеобщее равнодушие...*

А ты как думаешь, уважаемый читатель? Одобряют? Или просто опустили руки, смирились, не послушались советов Шаташвили и прочих оптимистов, призывающих «бороться и искать, найти и не сдаваться!» Пусть каждый даст сам себе ответ.

• Геннадий Львов: «Мы махнули через всю лестницу». «РМ» от 29 октября 1993 года.

• Что значит «пережидать»? Дело делать надо! «РМ» от 23 июля 1993 года.

• Денег много - денег нет, «РМ» от 2 сентября 1994 года.

• Там же.

• Грустно! Ну и что? «РМ» от 5 мая 1995 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.138.36.168

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .