Главная Сохранить флот
Сохранить флот Печать E-mail

- Слыхала? Нету больше тралфлота!

Растащили его по фирмочкам! Большие начальники фирмочки эти на себя зарегистрировали, денежки себе в карман... Все, был тралфлот столько лет и не стало.

- Чего-то я не поняла...

- А что тут понимать? Не видишь, все кругом воруют. А про тралфлот я точно знаю: у моего соседа жена там в управлении работает...*

Таким диалогом начинает один из своих материалов Инна Петровна Березюк. И чтобы получить информацию из первых рук, идет к генеральному директору Мурманского тралового флота Ю.Б.Пруткову.

- Да, - подтвердил «раскол» флота руководитель. - С 1 октября 1997 года стало четыре структуры, потому что появились «Тралфлот-1» и Тралфлот-2». В одну вошли суда, доставляющие охлажденную рыбу, во вторую - суда-морозильщики. «Тралфлот-1» возглавил Александр Варганов, «Тралфлот-2» - Василий Федотенко, оба - капитаны, пришли прямо с мостиков судов...*

На флоте постоянно шел поиск наиболее совершенной структуры управления предприятием. От тралфлота «отпочковались» дочерние фирмы, которым были переданы однотипные суда для работы в тех или иных районах промысла. Была создана и торговая фирма, которая поставляла флоту продукты питания. То же самое в службе снабжения, на рыбофабрике, установленной на одном из старых траулеров, где выпускали продукцию из флотского сырья. Все были на самостоятельном балансе, что облегчало общее управление, помогало выжить в те нелегкие времена. Конечно, можно было пойти другим путем: избавиться от старых и нерентабельных судов, сосредоточить усилия лишь на рентабельном производстве. Но это означало, что более шести тысяч человек враз оказались бы за воротами тралфлота. Что останавливало руководство от такого шага? Человеколюбие? В 1993 году потянулась вереница далеко еще не старых судов на резку в Индию. Надо было спасать флот, пожертвовав частью судов. И спасли его именно созданием новых фирм, то бишь расколом флота. Эта стратегия сохранила не только суда, но и дала возможность тысячам моряков работать и зарабатывать.

Остановить процесс превращения траулеров в металлолом - это было первой задачей. Второй - изменить менеджмент, управление. Понятно, что небольшой структурой проще управлять, чем огромным флотом. Особенно в нашем Отечестве с его, мягко говоря, странными законами.

- Слава Богу, что еще не перевелись у нас на местах неравнодушные люди. Если бы Юрий Борисович Прутков не подписал в свое время документ о создании «Атласа» и «Дельфина», то несколько тысяч мурманских семей пошли бы по миру, - утверждает И.П.Березюк. -

Генеральный директор тралфлота - не благодетель, но и не рвач, а грамотно мыслящий современный руководитель, подобравший и команду таких же, как он, грамотных и неравнодушных. Тралфлотовские «чиновники» постоянно отражают атаки желающих погреть руки на чужом добре. Да, измотали всех проверки, сменяющие одна другую в поиска хоть какого-то компромата в финансовых делах флота. Да, непомерно тяжел воз проблем. Но уже работают в море шесть судов 1997 года постройки, оснащенные суперсовременным оборудованием.

И вообще, есть ли сегодня в России столь же крупное предприятие, которое могло бы похвастаться процветанием? И пусть жизнь тралового флота нельзя назвать процветающей. Пока. Есть надежды. Есть основа. Есть мыслящие руководители...*

Попробуем подкрепить эти высказывания нашего по-женски «восторженного» корреспондента интервью, которое взял у Пруткова по-деловому «сухой» журналист Леонид Павлов.

- Юрий Борисович, в книге академика Владимира Лисичкина «Черная приватизация» я наткнулся на любопытный факсаж. Цитирую дословно: «Факты вопиющего нарушения законности в ущерб государственных интересов имеют место в АООТ «Мурманский траловый флот». В результате приватизации численность занятых на этом флоте сократилась более чем в два раза (на 58 %), а количество судов уменьшилось в 2,4 раза и составляет 47 единиц вместо 112 в 1992 году. Практически разрушена социальная инфраструктура флота».

Утверждения известного экономиста соответствуют действительности? - спрашивает корреспондент «Рыбного Мурмана».

- Его высказывания для меня не новы. Кабинетный академик, не зная наших реалий, явно сгустил краски, - отвечает флотоводец. - Не знаю, из какой отчетности он выбрал упомянутые цифры, истинное положение дел на флоте опровергает их. Не отрицаю, приватизация была проведена поспешно, с ошибками, которые сегодня можно было бы избежать. Но мы все крепки задним умом. Главное - флот сохранен, а не разбазарен, суда не перешли в чужие руки. Старые траулеры вынуждены были отправить на резку. В то же время флот пополнился новыми судами немецкой постройки (головной - «Иван Шаньков»), на деньги западных бизнес-партнеров выполнена модернизация двух БАТов, увеличены их морозильные мощности. Четыре судна переоборудованы под транспорты. Успешно проведена структурная перестройка флота. Наши фирмы «Атлас» и «Дельфин» в паре с иностранными партнерами (Африканская зона) и дочерние предприятия МТФ-1, МТФ-2, МТФ-3 (Баренцево и Норвежское моря) доказали свою экономическую жизнеспособность и успешно работают. Передав полномочия выделившимся подразделениям, мы перешли на более гибкую систему управления, что позволило значительно уменьшить аппарат управленцев, сделать компактными экипажи плавсостава. За годы реформ флот по объективным причинам сократился примерно на 3,5 тысячи человек.

Касательно социальной сферы. Чтобы сгладить последствия финансового кризиса, морякам повысили зарплату. На содержании флота находятся три тысячи пенсионеров...*

После очередного общего собрания акционеров ОАО «Мурманский траловый флот» мы опубликовали цифры, характеризующие работу предприятия в 1997 году. Вот они: недолов составил 10 тысяч тонн (из них 9 тысяч тонн пикши) - случай небывалый, вызванный продолжительными штормами в первом и четвертом кварталах года. Не лучшим образом отразились на экономике флота и субъективные причины: простои судов, потери орудий лова (836 млн. рублей), забраковка продукции и т.д. Убыток от производственной деятельности составил 17,6 млрд. рублей (в ценах 1997 года)S. В налоги ушло 40 млрд. рублей (с пенями и штрафами). Затраты на топливо - 117 млрд. рублей, на закупку снабжения - 55 млрд. рублей. Поскольку флот в течение последних двух лет не имел прибыли, то, естественно, не имел и оборотных средств. Их на флоте недоставало в размере 334 млрд. рублей. Зарплата моряков выросла на 3 процента, у береговых работников зарплата снизилась от 2 до 10 процентов. Задержек с выплатой зарплаты не было. За 1997 год было отгружено рыбы по сниженным ценам для малоимущих мурманчан на полтора млрд. рублей. В целом на социальную сферу перечислено 15,5 млрд. рублей, из них совету ветеранов флота было перечислено 266,5 млн. рублей...*

При всей кажущейся значимости вышеприведенных цифр не стоит впадать в панику или эйфорию. Возьмем тех же ветеранов-пенсионеров, которых, по слова Пруткова, «на содержании флота находится 3 тысячи». Если разделить перечисленные совету ветеранов деньги на количество людей, то получится... 15 с половиной долларов США. В год. На каждого. Конечно, была и другая помощь, но цифры - упрямая вещь.

Несколько иными выглядели показатели работы флота в 1998 году. Выступая с докладом на итоговом собрании акционеров, генеральный директор предприятия сказал, что недолов составил 17 тысяч тонн. Тем не менее флот отгрузил 680 тонн рыбы по программе «Дешевая рыба». На благотворительные цели (ветеранам войны и труда, инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей) поставлено рыбопродукции на сумму 221 тыс. рублей.S Крупные средства были направлены на ремонт судов. На 99 процентов выросла заработная плата, более чем в два раза увеличился объем добычи рыбы. Собрание акционеров приняло решение направить полученные дивиденды на дальнейшее развитие флота.·

· ...И тралфлот разворовали? «РМ» от 24 октября 1997 года.

· Там же.

· ...И тралфлот разворовали? «РМ» от 24 октября 1997 года.

· Мы все крепки задним умом, «РМ» от 30 октября 1998 года.

S Курс доллара в 1997 году колебался от 5500 до 6000 рублей.

· Куда же деньги уходят? «РМ» от 8 мая 1998 года.

S Курс доллара в 1998 году колебался от 6 до 20 рублей.

· Годовые собрания акционеров, «РМ» от 14 мая 1999 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.191.147.146

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .