Туристская индустрия |
5.6. Туристская индустрияТуристская индустрия представляет собой комплекс организаций и предприятий по обслуживанию туристов на территории региона.В его состав входят: организации и фирмы, предоставляющие преимущественно платные услуги (по организации туристских туров, транспортному обслуживанию, размещению, питанию, культурному и спортивному досугу, предоставлению средств связи, рекламе, прокату туристского снаряжения и инвентаря, ремонту личных транспортных средств туристов, страхованию, регистрации в стране пребывания, по обеспечению безопасности туристских объектов); предприятия сувенирной промышленности. Туристические фирмы являются ядром индустрии туризма, потребителем услуг и поставщиком клиентов. От уровня развития туристических фирм зависит процесс формирования туристской индустрии в регионе. В связи с тем, что подотрасли туристской индустрии могут самостоятельно развиваться, уровень предоставляемых ими услуг может не удовлетворять потребности туристов, быть как ниже, так и выше их. Поэтому интеграция различных подотраслей туристской индустрии и повышение качества предоставляемых ими услуг являются основными тенденциями развития сектора туризма в Мурманской области в период реформ и наиболее желаемой и экономически эффективной стратегической перспективой. Для туризма как сектора рыночной экономики Мурманской области характерно поступательное развитие на протяжении всего периода трансформации системы хозяйства. В настоящее время на территории Мурманской области зарегистрированы 53 туристические фирмы, большинство из которых функционируют на рынке уже более 10 лет. Все они относятся к предприятиям малого бизнеса, общее число занятых в секторе туризма составляет менее 400 человек (табл. 26). Т а б л и ц а 26
Деятельность туристской индустрии в Мурманской области в период с 2002 по 2007 г.
Источник: Туризм и рекреация в Мурманской области // Мурманск: территориальный орган ФС государственной статистики, 2008. Стоимость услуг (товаров), предоставленных фирмами в расчете на 1 работника в 2007 г., составила 966 тыс. руб., что превышает аналогичный показатель во многих отраслях промышленности. Налоговые платежи туристических фирм в 2007 г. равнялись 7,96 млн руб. и выросли по сравнению с 2002 г. в 1,46 раза. Прибыль региональных фирм невелика, поскольку более 80% стоимости реализованных в области путевок приходится на туры за рубеж, принадлежащие крупным туристическим фирмам Москвы и Санкт-Петербурга, в сеть которых входит большинство фирм области. Наиболее доходными являются рыболовные лагеря и охотничьи базы, которые эксплуатируют ценные рекреационные ресурсы Мурманской области. Деятельность этих фирм характеризуется непрозрачностью: достоверный учет туристов отсутствует, некоторые из лагерей незаконно расположены на землях природоохранного значения, с целью уклонения от уплаты налогов некоторые фирмы не зарегистрированы на территории области. Нецивилизованность бизнеса снижает имидж наиболее привлекательного для иностранных и российских VIP-туристов сегмента регионального туристического рынка. В структуре туристской индустрии важнейшим компонентом являются коллективные и специализированные места размещения туристов, поэтому именно здесь наблюдается наиболее динамичный рост. Только за период с 2002 г. до середины 2008 г. число гостиниц увеличилось на 10 ед., а число мест в них до 4,25 тыс., завершается капитальный ремонт крупнейшей гостиницы региона «Арктика». Сегодня в области насчитывается 62 гостиницы и 44 санаторно-курортных организаций, баз отдыха и туристских баз. Пятая часть всех гостиниц, или 34% общего количества гостиничных мест, находится в областном центре - городе Мурманск (несмотря на это Мурманск испытывает острую нехватку гостиниц). В других городах области гостиничный фонд используется частично, поэтому многие гостиницы убыточны. Во многом это объясняется сезонным характером туризма, пик которого приходится на горнолыжный сезон в марте-мае, а также конкуренцией со стороны населения, которое широко практикует предоставление жилья туристам за сравнительно небольшую плату. К положительным тенденциям в индустрии туризма относится решение проблемы транспортного обслуживания туристического бизнеса. В последние годы преодолен дефицит предложения со стороны транспортных фирм, занимающихся автомобильными, железнодорожными и авиаперевозками; отремонтированы автомобильные дороги федерального значения, создаются объекты придорожной инфрастуктуры. Это позволяет разрабатывать проекты новых туристских маршрутов, в том числе международных, в страны Баренцева региона, например: проект международного автобусного маршрута «Баренц-путь», который пройдет по территории четырех стран - России, Финляндии, Швеции и Норвегии. Реализация плана развития Мурманского порта, а именно создание причала для туристских лайнеров, позволит решить проблему развития морского туризма в регионе, в том числе каботажного - из Баренцева моря в Белое. В настоящее время туры по Арктике на российских ледоколах, которые принадлежат Мурманскому морскому пароходству, являются единственным видом морского круизного туризма и относятся к элитному сегменту рынка туристических услуг. В последние годы организованы туристские прогулки по Кольскому заливу на судах, которые, к сожалению, не отвечают потребностям туристов, так как морально и материально устарели. Значительное развитие получило информационное и рекламное обеспечение деятельности туристского бизнеса. На средства регионального бюджета и международных спонсоров созданы информационные туристические центры в городах Мурманск, Кировск и Кандалакша. В 2007 г. Мурманская область стала одним из 18 российских регионов, чьи туристические возможности были представлены в рамках Международной туристской выставки World Travel Market-2007 в Лондоне (Великобритания), в XV международной выставке «Inwetex - 2007» в Санкт-Петербурге (Россия), в Международной туристской выставке INWETEX - CIS TRAVEL MARKET и в ряде других. Участие в выставках играет важную роль в формировании имиджа Мурманской области как региона, привлекательного для иностранных туристов, продвижении регионального туристского продукта на международном туристском рынке и повышении престижа области как потенциально перспективного региона для развития въездного туризма. В последние годы наметился прогресс в обеспечении туристической деятельности рекламными материалами, которыми располагают более 10 туристических фирм Мурманской области. По заказу областного Министерства экономического развития изданы буклеты «Туризм в Мурманской области» и «Рыбалка на Кольском», а также диски о Мурманской области и туристические путеводители по основным рекреационным районам. Положительной тенденцией в государственном управлении развитием туристской индустрии Мурманской области является долгосрочное территориальное планирование и проектирование использования туристско-рекреационного потенциала региона. На территории области выделено 4 зоны опережающего туристско-рекреационного развития, имеющие наиболее высокий бонитет по показателям природного и культурно-исторического потенциала и уровня развития транспортной и социальной инфраструктуры. В региональной целевой программе по развитию туризма до 2011 г. предусмотрены бюджетные средства для организации на конкурсной основе работ по ленд-девелопменту туристско-рекреационных зон: Терской, Хибинской, Печенгской и Ловозерской. В результате потенциальные инвесторы проектов по развитию туристской индустрии получат подготовленный для строительства земельный участок с необходимыми коммуникациями в рекреационно-привлекательных районах области, что значительно ускорит процесс реализации проектов. Индустрия туризма в Мурманской области с самого начала развивается в жестких условиях международной и внутренней конкуренции. Рынок туристских услуг региона привлекателен для крупнейших туроператоров страны и международных конкурентов, особенно из стран Евро-Арктического Баренцева региона. В кризисный период в процессе диверсификации производства крупнейшие предприятия горнопромышленного комплекса создали новые сферы бизнеса - туристско-рекреационные и спортивно-развлекательные комплексы, в основном горнолыжные. Серьезную конкуренцию для гостиничного бизнеса в малых и средних городах составляет, как уже говорилось выше, население, предлагая жилье в наем по низким ценам. Однако стоит отметить, что организации и предприятия индустрии туризма быстро сокращают разрыв в уровне сервиса и качестве обслуживания, а по ряду показателей уже приближаются к международным стандартам. Основной проблемой государственного управления является отсутствие достоверного статистического учета показателей количества туристов и финансово-хозяйственной деятельности предприятий туристской индустрии. Разрешение этой проблемы включено в число приоритетных мероприятий «Стратегии развития туризма РФ на период до 2015 года». Для планирования развития туризма в регионе особое значение имеет разработка методики и механизмов учета туристов на муниципальном уровне. Сдерживающим фактором для развития туристской индустрии остается регламентация посещений иностранцами приграничных и иных территорий области. В результате эти территории приходится исключать из туристических маршрутов, хотя на них расположены привлекательные объекты для показа. В настоящее время без специального разрешения недоступно посещение заповедника «Пасвик», заказника «Кутса», полуострова Рыбачьего и Терского берега, который имеет общенациональную и международную известность, не уступая по привлекательности Соловецким островам и острову Валаам. Трудности с организацией въездного туризма для иностранных граждан туристические фирмы области пытаются компенсировать, прилагая усилия для развития экологического туризма. Для этого в регионе имеются все необходимые условия, и, прежде всего, ненарушенные антропогенной деятельностью территории. Развитие экологического туризма может эффективно решать задачи устойчивого развития побережья Терского и Кандалакшского районов, экологического просвещения и местного населения, и туристов, создания условий для регулируемого и экологически ответственного туризма и отдыха. Экологический и сопряженный с ним этнографический виды туризма являются наиболее перспективными его видами наряду с рыбалкой на атлантического лосося, горнолыжным туризмом, снегоходным сафари, дайвингом, морскими круизами.Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи по теме "Туризм":Правильно организованный туризм должен пополнять казну Туризм на Мурмане: есть потенциал для развития Деловой туризм как средство просвещения Сельский туризм как подспорье фермерскому хозяйству III Международная конференция «Морской туризм» Туризм на Кольском полуострове: есть потенциал для развития
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 13388 |