Главная Проблема трудовых ресурсов Мурманской губернии и её решение
Проблема трудовых ресурсов Мурманской губернии и её решение Печать E-mail

Мурманский промышленно-транспортный колонизационный комбинат был создан на базе Мурманской железной дороги

Шашков В.Я., историк, академик РАПН

Проблема трудовых ресурсов Кольского Севера была извечной и чрезвычайно сложной. Особенно медленно она решалась в условиях царского самодержавия. Царские сановники считали Кольский полуостров не только бесплодной, но и непригодной для жизни территорией.

Русский исследователь Севера помор М. К. Сидоров попытался заинтересовать судьбой этого края будущего царя Александра III и написал на его имя докладную записку. Воспитатель будущего царя генерал Зиновьев дал грозный и безграмотный ответ. Он писал: «Так как на Севере постоянные льды, и хлебопашество невозможно, и никакие другие промыслы немыслимы, то, то по мнению моему и моих приятелей, необходимо народ удалить с Севера во внутренние области государства, а вы хлопочете наоборот и объясняете о каком-то Гольфштреме, которого на Севере быть не может. Такие идеи могут проводить только помешанные» (Ферсман А. Е. Наш апатит. - С. 21).

Но богатства Кольского полуострова и его загадочная природа привлекали внимание сильных и предприимчивых людей, которые самостоятельно приезжали сюда на постоянное поселение.

Заселение Мурманского края до установления советской власти проходило за счёт колонизации отдельных его районов. Но процесс этот шёл крайне медленно. Первые русские поселения на Кольском полуострове появились в XI—XIV вв. Так, древнейшее из них - Кандалакша (ныне город) было основано в XI в. В XII-XIII вв. на Кандалакшском и Терском берегах возник ещё ряд населённых пунктов: Варзуга, Умба, Порья-Губа, Куз-река, Кашкаранцы, Кузомень, Чаваньга, Тетрино, Чапома и другие.

На Мурманском берегу первые русские колонии возникли только в XVI веке в связи с появлением Печенгского монастыря и Кольского острога. До середины XVII века на Мурманском берегу был только один населённый пункт - крепость Кола, т.к. в 1590 г. Печенгский монастырь был разрушен шведами, а население его истреблено. И только в середине XIX века на месте старого монастыря была возрождена новая монастырская колония, население которой составляло 139 человек {Доброе В. В. Население Кольского Севера. -С. 12).

В 1858 г. на Терском берегу насчитывалось 2 955 человек, на Мурманском побережье проживали только отдельные семьи, а к 1881 г. здесь насчитывалось уже 880 жителей.

В начале 80-х гг. XIX столетия темпы колонизации Мурманского края значительно возросли. Особенно быстрый рост населения наблюдается на Мурманском берегу и на берегах Кольского залива. К 1859 г. здесь в 39-ти колониях проживали уже 1242 человека, а за 4 года (1895-1899) население Мурманского берега возросло до 2 185 человек.

В 1899 г. на восточном берегу Кольского залива был основан город Александровск (ныне Полярный), который стал новым административным центром Кольского полуострова. Значительно быстрее шла колонизация Кандалакшского и Терского берегов полуострова. Сравнительно быстрый процесс колонизации Кольского Севера в конце XIX в. объясняется тем, что царское правительство установило для колонистов льготы. Согласно установленным льготам, колонисты освобождались от податей и рекрутской повинности, бесплатно получали лес для постройки домов и судов.

В 1907 году население Кольского полуострова составляло уже 10,3 тыс. человек, или увеличилось по сравнению с 1858 г. почти в два раза. Население Александровска вместе с судовыми командами составляло в 1907 году 524 человека, а Колы - около 600 жителей.

С 1907 г. процесс колонизации приостанавливается и начинается снижение количества населения Кольского полуострова. Так, с 1907 по 1913 гг. население полуострова уменьшилось на 300 человек, с 10 300 до 10 000. С 1914 г. начинается заметный рост населения в связи со строительством Мурманской железной дороги и основанием города Мурманска.

Строительство дороги было вызвано стратегическими целями. Назревала мировая война, и России нужен был незамерзающий порт для поддержания связей с союзниками. Железную дорогу от Петербурга до Мурманска с расстоянием 1 450 километров начали строить в июле 1914 г.; на конечной станции дороги 21 сентября 1916 г. был заложен город Романов-на-Мурмане, переименованный после Февральской революции 1917 г. в город Мурманск. За период с 1907 по 1920 гг. заметного роста населения Мурманского края не произошло. За 13 лет население здесь возросло с 10 300 до 14 000 человек. Медленно росло население края и в первые годы Советской власти, вплоть до 1929 г. С 1920 года ежегодный прирост населения составлял 1 400 человек, и к 1929 г. количество постоянных жителей Кольского Севера достигло 27 000 человек (Добров В. В. Население Кольского Севера, - С. 22).

С выявлением огромного месторождения апатито-нефелиновой породы (запасы исчисляются несколькими млрд. тонн) и других видов ископаемых в Мурманском округе с конца 1929 года начинается большое хозяйственное и промышленное строительство. В ноябре-декабре 1929 г. началось строительство горно-химического государственного треста «Апатит» и города Хибиногорска. В сентябре 1930 года были произведены первые работы по строительству первенца гидроэнергетики в Заполярье, Невской ГЭС на реке Нива; в 1932 г. началось строительство Мурманской ТЭЦ и шоссейной дороги Мурманск- Ваенга протяжённостью 37 км. В следующие годы намечалось строительство Енского рудника по добыче слюды и крупного промышленного центра на базе медно-никелевого месторождения Мончетундры (Большевики победили тундру: Науч.-попул. И худож. сб./ Под ред. Г. Гебера и др.-Л., 1932. - С. 32).

Для строительства этих объектов требовалась огромная армия рабочих рук. Только для успешного строительства Хибинского промышленного центра необходимо было несколько десятков тысяч человек.

Хозяйственное и культурное строительство на Кольском полуострове в Советский период с особой остротой выдвинуло задачу немедленного разрешения проблемы трудовых ресурсов. Решение этой проблемы шло по трём направлениям: за счёт колонизации Мурманского края, путём вербовки рабочей силы по вольному найму и ссылки сюда спецпереселенцев, выселенных из районов сплошной коллективизации.

Важную роль в хозяйственном освоении Севера сыграл Мурманский промышленно-транспортный колонизационный комбинат, который был создан на базе объединения Мурманской железной дороги, Мурманского и Кемского морских портов. С 1 октября 1923 г. комбинат вступил в строй действующих предприятий. При нём был создан колонизационный отдел с отраслевыми отделениями. В 1927 г. комбинат, выполнив свои задачи, был упразднён.

С 1927 г. по 28 мая 1938 г. территория Мурманской губернии была преобразована в округ Ленинградской области (Территория нынешней Мурманской области до 1859 г. называлась Кольским уездом; в 1859 г. она была включена в состав Кемского уезда; в 1883 г. вновь стала Кольским уездом, преобразованная в 1899 г. в Александровский уезд. С 1920 г. территория называлась Мурманским уездом, с 1921 г. - Мурманской губернией).

В конце 1930 г. Ленинградский обком ВКП (б) объявил мобилизацию членов партии на хозяйственное и культурное строительство в Хибинской тундре. Тысячи коммунистов, комсомольцев откликнулись на призыв. Первыми покровителями суровой Кольской земли в начале 30-х гг. были большевики Ленинграда и его лучшие представители - секретари Хибиногорского горкома партии Таничев и Семячкин, первый директор комбината «Апатит» В. И. Кондриков, начальник строительства комбината и города Хибиногорска Н. Н. Воронцов и многие другие.

Огромное значение в деле разрешения проблемы людских ресурсов в округе сыграло постановление Секретариата обкома ВКП (б) от 10 ноября 1932 г. В постановлении отмечалось: «Для удовлетворения рабочей силой вновь организуемых предприятий на Кольском полуострове и ввиду отсутствия таковой в пределах полуострова считать необходимым срочными и усиленными темпами произвести колонизацию, для чего:

1. Образовать комиссию в составе:  председателя - тов. Зернова и членов: тт. Запорожец, Кондрикова, Горбунова и представителя Карсовнаркома.

2. Поставить в задачу комиссии произвести колонизацию в размере 20-25 тыс. человек рабочих или до 60 тыс. населения в сроки 1923-1933 гг.

3. Наряду с нормальной вербовкой рабсилы считать возможным вербовку как из освобождающихся из лагерей особого назначения, так и путем заселения из лиц, выселенных по решению ПП ОГПУ и судебных органов.

4. Обязать комиссию разработать мероприятия к осуществлению поставленных задач и результаты работ докладывать облисполкому ежемесячно.

5. Обязать комиссию в течение ноября – декабря осуществить переселение двух тысяч рабочих в Кандалакшу, две тысячи в Нивастрой, две тысячи в Хибиногорск и тысячу в Мурманск» (ГАМО, ф. п. - 2, оп. 1, д. 364, л. 6).

Постановление Секретариата обкома ВКП (б) наметило чрезвычайно высокие темпы обеспечения молодой промышленности Кольского полуострова рабочей силой. Только в последние два месяца 1932 г. число рабочих,  направленных в Мурманский округ, более чем в полтора раза превысило количество колонистов, поселившихся на Кольском полуострове за последние 55 лет колонизационного процесса в дореволюционный период. Быстрые темпы наращивания людских ресурсов диктовались всевозрастающими масштабами хозяйственного и культурного строительства в Мурманском округе. В 1928 году дореволюционный уровень промышленного производства округа был превзойдён в 1,7 раза. А валовая продукция крупной промышленности за первую пятилетку возросла в 5,9 раз.

Партийные и советские органы Мурманского округа совместно с комиссией выполнили постановление Секретариата обкома ВКП(б) от 10 ноября 1932 г. Только за четыре года (1930-1933) в Мурманский округ прибыло 80 тыс. человек, из них примерно 40 тыс. колонистов и вербованных и 40 тыс. спецпереселенцев.

Благодаря постоянной заботе правительства о развитии экономики и производительных сил в Мурманском округе темпы роста населения из года в год возрастали. Так, в 1920-1939 гг. среднегодовой прирост населения составлял 14 600 человек, а в 1926 - 1939 гг. - 20 600 человек. В 1940 г. население Мурманской области составляло уже 318 тыс. 400 человек. Таким образом, за 20 лет освоения богатств Кольского полуострова (1920 - 1940 гг.) население Мурманского края увеличилось почти в 23 раза.

Проблема трудовых ресурсов - самая трудная социальная проблема Кольского Севера - была в основном решена в кратчайшие исторические сроки. Большая заслуга в этом деле принадлежит Ленинградской областной партийной организации и её руководителю С. М. Кирову.

Источник: Шашков В. Я. Спецпереселенцы в истории Мурманской области: К 65-летию Мурманской области / Мурманский государственный педагогический университет. - Мурманск: Изд-во «Максимум», 2004. - 210 с: ил. - гл. 1. пр. 2.

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 5 2008 г.

Еще статьи на тему "Мурманской":

Краткая характеристика Мурманской области

Новые времена для Мурманской области

Геополитическое положение Мурманской области

Перспективы развития Мурманской области: где расположены узлы и ворота развития?

Перспективы мурманской энергетики

Спецпереселенцы в истории Мурманской области


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.220.43.27

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .