Материалы Четвертой научно-практической конференции рыбаков Северного бассейна |
Решение Четвертой научно-практической конференции работников рыбного хозяйства Северного бассейна18 ноября 2011 г. г. Мурманск Считая необходимым выработать позицию рыбаков Северного бассейна в преддверии третьего Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства, участники конференции отмечают:После второго всероссийского съезда работников рыбного хозяйства, федеральные органы власти, на основе решений съезда, приняли ряд мер, приведших к стабилизации работы отрасли. Это произошло, прежде всего, благодаря принятию Федерального Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и наделению предприятий рыбной отрасли долями (квотами) на вылов водных биоресурсов на десятилетний период. Это создало уверенность в работе рыболовных компаний и, в итоге, за прошедшее время на Северном бассейне построено или приобретено за границей свыше 50 рыболовных судов, около 30 прошли коренную модернизацию, что позволило увеличить производительность промысла. За счет пополнения флота судами с повышенной производительностью, при общем снижении количества судов за последние 5 лет на 26,3 %, объем добычи увеличился на 12,5%. Это дало возможность списать или реализовать часть малоэффективных судов, одновременно увеличить уровень заработной платы, в среднем в два раза. Происходит дальнейшая капитализация отрасли, часть рыболовных компаний, имеющих недостаточный объем квоты, объединились с более мощными флотами. Практически все рыболовные компании работают прибыльно, отчисления в бюджеты всех уровней возросли почти в два раза. Кроме того, благодаря снижению платы за водные биоресурсы, применению ставок единого сельхозналога, можно считать, что, в целом, создались условия для дальнейшего обновления и модернизации флота. Наряду с ростом общих показателей работы флота, повысилась и ответственность рыболовных компаний за соблюдение правил рыболовства. Этому способствовали принятые в России меры по борьбе с ННН-промыслом, а также международные правила контроля за легальностью выловленной рыбы. Все это привело к исключению незаконного промысла на Северном бассейне, о чем уже последние 4 года отмечается в протоколах Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству. Вместе с тем, общий положительный баланс работы флотов не дает гарантии успешной работы в будущем. До сих пор не созданы условия для ускоренной обработки промысловых и транспортных судов в российских портах, велико негативное влияние контролирующих органов на простои судов под выгрузкой, по сравнению с другими приморскими странами. Выросло количество привлечений судовладельцев и капитанов судов за чисто формальные, технические недоработки ведения документации, не учета возможности расхождения фактически выгруженного груза от заявленного, при его декларировании, возросли затраты на ветеринарное сопровождение доставленной в порты рыбопродукции. Ввиду удаленности промысла, роста цен на топливо, возросли затраты на доставку рыбопродукции в российские порты из норвежской экономической зоны, зоны архипелага Шпицберген, осуществляемых по постановлению Правительства России № 486 от 30 июня 2008 года. В среднем, по году только прямые затраты предприятий на осуществление такой доставки составляют около 600 млн. рублей, что естественно снижает и налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Предприятия рыбопереработки Северного бассейна, не переведенные на единый сельхозналог, практически лишились оборотных средств, что привело или к банкротству части компаний, или сокращению объемов переработки. Особенно остро стоит вопрос резкого роста затрат на электроэнергию, отопление и другие текущие расходы береговых предприятий. Тревожное положение сложилось с научными исследованиями по мониторингу за сырьевыми запасами морских живых ресурсов в районах работы флота Северного бассейна. Хроническое недофинансирование таких исследований, отсутствие современного научно-исследовательского флота, ошибочные решения по уничтожению контрольных уловов и многие другие негативные проблемы науки ведут к потере доказательной базы по обоснованию общих допустимых уловов, к отставанию нашей науки от соседних с нами государств и, прежде всего, Норвегии, ЕС и Канады. Полностью отсутствует поисковое обеспечение рыбопромыслового флота сырьевой базой в традиционных районах промысла - Баренцевом, Норвежском, Гренландском морях и Северной Атлантике. Совершенно не ведутся работы по освоению новых районов и объектов промысла и выявление дополнительной сырьевой базы в традиционных районах лова, что обусловлено ликвидацией промысловой разведки. В последнее время начинает ощущаться дефицит кадров, особенно плавсостава, как рядового, так и командного, высшего звена. Такое положение сложилось ввиду снятия военно-морских кафедр и циклов для морских специальностей, отсутствия необходимой базы для прохождения практики курсантами непосредственно в море. Требуется продуманная, целостная программа подготовки кадров для рыбной промышленности и плавсостава. Федеральные органы власти так и не стали инициатором проведения в жизнь новых нормативно-правовых актов, содействующих устранению бюрократических препон в рыболовной отрасли. Ряд постановлений Правительства России, некоторые приказы и распоряжения Росрыболовства, приняты без учета мнения рыбацких сообществ, что приводит впоследствии к длительной работе по исключению дополнительных барьеров в работе отрасли. До сих пор так и не выработано четкой позиции по финансированию, срокам и стоимости строительства, поставке оборудования и механизмов на суда. Вместо этого просматривается однозначное желание всеми способами перераспределить квоты на вылов водных биоресурсов в пользу судостроителей без какой-либо ответственности за окончательный результат. Не решена проблема «незаходных» судов, а только ее разрешение привело бы к дополнительному доходу береговых предприятий региона на сумму более 4 млрд. рублей. В свое время не были приняты предложения флотов по установлению минимального штата промысловых и транспортных судов, что приводит к массовому участию комсостава в обработке рыбы, отсутствию желающих работать в низшей должности комсостава. До сих пор вызывает недоумение искусственное внедрение системы МКУБ и СУБ на рыболовных судах, что не приводит к реальным результатам безопасного мореплавания, а лишь загружает комсостав дополнительной работой. Такое же положение ждет рыбаков и по некоторым проектам нормативно-правовых актов. Так, несмотря на замечания рыбаков, Росрыболовство пытается утвердить «Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла и Перечень первоочередных мер по реализации указанного плана до 2013 года». В этом документе более десятка пунктов, которые резко и необоснованно создадут дополнительные бюрократические препоны и заставят судовладельцев понести значительные финансовые затраты. Полагаем, что точно с такими же намерениями появился и Проект ФЗ «О внесении изменений, направленных на совершенствование государственного контроля и надзора в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов». Более десятка замечаний направлены и к проекту ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на регулирование деятельности по приемке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов и произведенной на судах рыбной и иной продукции из них», которые длительное время изучаются. Пожалуй, самым безответственным отношением к проблеме флота является игнорирование предложений рыбацкого сообщества, которые были направлены к Договору между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничеству в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Недоучет их уже сказался на массовых арестах российских судов в зоне Шпицбергена, к десяткам миллионов рублей убытков, моральной потере. Новые акты носят не только ограничительный характер, но, и во многом, затрагивают финансовые интересы предприятий. Так, по решению Президиума Высшего Арбитражного суда №6508/09 от 13 октября 2009 года, рассмотревшего частный вопрос о взимании НДС с предприятия за операции по аренде промысловых судов, осуществленную за пределами Российской Федерации (за пределами территориальных вод РФ), со всех рыбаков взыскали НДС за прошедшие три года, хотя суды всех инстанций до этого решения считали такие операции не подлежащими к оплате НДС. Общая сумма взысканий, только по Мурманской области составила около 1 млрд. рублей. На возражения рыбаков, решение носит обязательный характер только для данного предприятия и искового заявления, только в июле 2011 года появился ФЗ, который законодательно закрепил правоту обращений, но денег уже никто не вернет. Такое же положение произошло и с оформлением рыбопродукции российского происхождения в режиме транзита. Практика последних лет неопровержимо подтверждает, что существующий статус Федерального агентства по рыболовству и его ограниченные функции не позволяют этому федеральному органу в полной мере формировать нормативно-правовую базу, контролировать ее исполнение в повседневной практической работе рыбной промышленности, особенного, ее морской составляющей. Назрела необходимость преобразовать этот орган в Министерство со всеми полномочиями, включая контроль за работой и безопасностью флота и ряд других функций, а формирование его руководства да и аппарата должно осуществляться профессионалами - рыбаками. Участники конференции считают, что рыбная отрасль должна стать гарантом продовольственной безопасности населения как приморских регионов Северного бассейна, так и страны в целом, надежным экспортером товаров на международном рынке по своему направлению и предлагают: 1. С целью повышения эффективности промысла и увеличению объемов выпускаемой рыбопродукции:- Отклонить предлагаемые рядом федеральных органов власти и объединенной судостроительной корпорацией предложения по перераспределению квот «под киль», применение повышающих коэффициентов и т.д., как бесперспективные и ведущие к разрушению морского рыболовства Северного бассейна; - Рекомендовать Росрыболовству, совместно с другими заинтересованными ведомствами страны в 2012 году, согласовать программу строительства и модернизации рыболовного флота с учетом предложений Ассоциаций и Союзов рыбаков Северного бассейна, основываясь на «историческом» принципе распределения квот после 2018 года, а также на соответствие объема выделенных ресурсов производительности флота. - Предложить федеральным органам власти ввести таможенную амнистию так называемым «незаходным» судам с целью загрузки предприятий сферы обслуживания флота, увеличения поставок рыбопродукции на территорию России. - Принять комплекс мер по защите рыболовных интересов России в морском районе архипелага Шпицберген. - Осуществить передачу ряда полномочий федеральных органов власти в области рыболовства, касающиеся прибрежного рыболовства, аквакультуры, спортивного и любительского рыболовства, исполнительным органам власти прибрежных субъектов России Северного бассейна. - При принятии решений по разведке и промышленному освоению запасов углеводородов на континентальном шельфе Баренцева моря учитывать приоритет сохранения, и развития исторически сложившегося рыболовства, соблюдения экологических требований применительно к условиям Арктики. - Предложить Росрыболовству совместно с Ассоциациями и Союзами рыбаков Северного бассейна инициировать новую редакцию или пересмотреть нормативно-правовые акты, снижающие эффективность работы флота и прежде всего: *Отмены постановления Правительства РФ № 486 от 30 июня 2008 года «О доставке водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в районах промысла за пределами внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации, а также в Азовском и Каспийском морях, и продуктов их переработки» с учетом положений Договора о разграничении морских пространств в Баренцевом море. *Отменить приказ Росрыболовства № 836 от 21.09.2009г. и приказ № 376 от 05.08.2010 г. о минимальных составах экипажей судов рыбопромыслового флота. *Отменить Приказ Росрыболовства № 277 от 29.10.2008 года о предъявлении на соответствие требованиям МКУБ рыболовных компаний и СУБ судов. - Восстановить поисково-информационное обеспечение рыбопромыслового флота о состоянии сырьевой базы в традиционных районах промысла и проведение работ по выявлению недоиспользуемых объектов в Северо-Восточной Атлантике. В этих целях рассмотреть создание промысловой разведки Северного бассейна с использованием государственно-частного партнерства. - Провести комплекс научных исследований по выявлению возможности круглогодичного рыболовства донных видов рыб в Баренцевом море и выявление дополнительной сырьевой базы с использованием различных способов лова с учетом потепления Арктики. - приступить к обновлению научно-исследовательского флота Северного бассейна и обеспечить полное финансирование рыбных исследований сырьевой базы Северного бассейна. - Организовать на базе МГТУ, ПИНРО, ББТУ с привлечением ассоциаций и объединений рыбаков подразделение по анализу международного сотрудничества и внешне-экономической деятельности в области рыболовства на Северном бассейне с выработкой программы по ее оптимальному развитию. - Осуществить совершенствование федеральной отчетности по рыболовству, рыбоводству и выработке рыбной продукции в целях реального отражения положения дел в рыбной отрасли Северного бассейна, сделав ее доступной для бизнес-сообществ и общественности. 2. Предложить Росрыболовству в целях совершенствования нормативно-правовой базы регулирования промысла:- Принять предложения рыбаков по внесению изменений в проекты правовых актов: *«Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла и Перечень первоочередных мер по реализации указанного плана до 2013 года». *Проект ФЗ «О внесении изменений, направленных на совершенствование государственного контроля и надзора в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов» *Проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленные на регулирование деятельности по приемке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов и произведенной на судах рыбной и иной продукции из них». *Принять меры по завершению формирования Закона «Об аквакультуре», предусмотрев необходимые меры по финансовой поддержке этого направления выпуска рыбной продукции. - Проводить активную позицию по включению представителей рыбаков в комиссии и формирования в федеральных органах власти, рассматривающих вопросы рыбной отрасли. Ввести в практику создание согласительных комиссий по рассмотрению противоречий во вновь издаваемых документах. - Заключить договоры о взаимодействии общественных формирований рыбаков по каждому приморскому региону и Росрыболовством, с целью более тщательной подготовки нормативно-правовых актов, формирования политики в области рыболовства. 3. С целью повышения ассортимента, качества выпускаемой рыбопродукции, созданию условий по снижению уровня цен для населения страны:- Распространить ставки единого сельхозналога на предприятия рыбопереработки, доля которой в общем объеме составляет свыше 75% . - Предложить законодательным органам субъектам РФ Северного бассейна шире применять опыт приморского края по финансовой поддержке береговых предприятий рыбопереработки, позволяющей им иметь достаточно оборотных средств для закупок сырья. - С целью снижения розничных цен на рыбопродукцию, совместно с ассоциациями и Союзами рыбаков, органами местной власти провести широкую работу по минимизации наценок на пути рыбопродукции от судна до магазина в приморских регионах Северного бассейна, с последующим распространением этого опыта и на уровень всей страны. - Рекомендовать ассоциациям и Союзам рыбаков, рыболовным компаниям Северного бассейна заключить соответствующие соглашения с ассоциациями и предприятиями береговой рыбопереработки о предоставлении им права «первой руки» при реализации доставленной в порт рыбопродукции. - Рыболовным компаниям учитывать особенности в упаковке, разделке рыбопродукции, поставляемой с промысловых судов для торговли в приморских субъектах РФ Северного бассейна регионах, а также направляемой на переработку. 4. В связи с предстоящим объединением средних и высших учебных заведений, готовящих кадры командного состава для рыболовного флота, рекомендовать Росрыболовству принять необходимые меры по предупреждению снижения количества выпускников для флота, поднять роль ассоциаций и Союзов рыбаков в помощи и организации работы по подготовке кадров, контроля за учебным процессом. Считать необходимым - укрепить базу учебных судов для прохождения практики курсантами мореходных училищ.5. Предложить законодательным органам субъектов РФ Северного бассейна, совместно с научными организациями рыбного хозяйства, поддержать предложения и внести поправки в ст. 21 «Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» относительно возможности переработки контрольных уловов, а также об обеспечении надлежащего финансирования научных исследований по сырьевой базе, созданию подразделений промысловой разведки.6. Обратиться от имени Конференции к Президенту России и Председателю Правительства РФ о преобразовании Федерального агентства по рыболовству в Министерство рыбного хозяйства Российской Федерации.7. Участники конференции считают необходимым проводить научно-практические конференции Северного бассейна по мере необходимости.Решение принято «единогласно» участниками конференции 18 ноября 2011 года. Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 5 2011 Еще статьи на тему "Северного":Роль северного морского пути в хозяйственном развитии и освоении северных территорий Мурманск – база для Северного морского пути Роль Северного морского пути и ледокольного флота Партнерство Северного измерения по транспорту и логистике Ведущие специалисты 235-го авиаотряда Северного управления ГВФ
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3794 |