Компания «Рейнертсен НВР» собирает оборудование для нефтяных заводов |
В середине 90-х годов у компании «Рейнертсен НВР» появилась первая производственная площадка, затем наступил черед не только проектирования, но и создания сложных конструкций22 мая от причала компании «Рейнертсен НВР», что расположилась на берегу Кольского залива у поселка Абрам-Мыс, отошла баржа с 322 тонным модулем. Казалось бы, ну что за событие? В мире собирают и отправляют морем и более внушительные конструкции. Но в данном случае, это мероприятие знаковое: впервые российские работники в Мурманске построили подобный модуль.Создали его на предприятии, которому от роду всего лишь 6 лет, но которое успело завоевать свою нишу в поставках нефтегазового оборудования для компаний, занятых освоением углеводородного сырья шельфовых месторождений. Получается, что можно с нуля создать вполне успешное производство. От гражданских к нефтегазовым проектамВ 1946 году в норвежском городе Трондхейм появилась небольшая инженерная компания, занимавшаяся промышленным и гражданским строительством. В 1980 году она приступила к проектированию подводных трубопроводов. В середине 90-х годов у компании появилась первая производственная площадка, затем наступил черед не только проектирования, но и создания сложных конструкций. В 2003 году была открыта новая страница в истории «Рейнертсен»: ее специалисты приступили к выполнению работ по монтажу сложного оборудования в море. Сегодня в портфеле заказов компании модернизация и техническое обслуживание сложных производственных комплексов, проектирование подводных трубопроводов и рейзеров. И не только для норвежских компаний, но и для «Газпрома», в частности, для Киринского месторождения на Сахалине. Компания «Рейнертсен» насчитывает 2100 сотрудников с годовым оборотом в 400 миллионов евро и занимает третье место в Норвегии среди компаний, занятых в сфере модернизации, технического обслуживания платформ и других морских и береговых сооружений нефтегазового комплекса. Именно эта компания занималась проектированием подводных трубопроводов для разработки таких месторождений, как «Ормен Ланге» и «Белоснежка». Учитывая наработанный этой компанией опыт, руководство «Статойла» поручило «Рейнертсену» разработать проект трубопровода для второй фазы освоения месторождения «Белоснежка». 13 лет «Рейнертсен» занималась модернизацией и обслуживанием буровых платформ Асгард А, Асгард В, Хейдрун, Норне, Кристин. Свидетельством авторитета компании в этой сфере стало заключение соглашения сроком на 8 лет по обслуживанию добывающих платформ Тролль А, Тролль Б, Тролль С, Хеймдал, Гране, Хедруп.Компания также подписала крупный контракт сроком на 15 лет на техническое обслуживание, совершенствование технологических процессов, ремонт и установку нового оборудования на метаноловом заводе в местечке Щельдбергодден. Этот завод, расположенный в ста километрах от Тронхейма, соединен подводными трубопроводами с платформами в Северном море. Каждые два года его работа прекращается на 2-3 недели для проведения техобслуживания и профилактического ремонта оборудования, которые выполняют специалисты «Рейнертсен». «Рейнертсен» приходит в МурманскКомпания «Рейнертсен» - постоянный участник Арктического международного форума. Расширяя производство, выполняя заказы крупнейших нефтегазовых компаний, руководство «Рейнертсен» обратило внимание на Россию, решив основать в Мурманске производственную площадку по сборке модульных конструкций для нефтегазового комплекса. В мае 2005 года на территории Мурманской судоверфи было создано и зарегистрировано российское предприятие, получившее название ООО «Рейнертсен НВР» и насчитывавшее порядка 50 сотрудников. Специалисты, в основном сварщики, прошли переподготовку в норвежском городе Оркангер. Все они получили международные сертификаты. Первый крупный проект по сборке металлоконструкций весом в 400 тонн для компании «Статойл» был выполнен в 2005 году. Затем, специалисты компании перешли к сборке более сложных металлоконструкций и трубопроводов. В 2006 году в Мурманске также был создан инженерно-технический департамент. В 2007 году была открыта производственная база на Абрам-Мысе. В церемонии открытия принял участие премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг и губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. Несколько позднее здесь появился огромный цех высотой 35 и шириной 45 метров для сборки металлоконструкций, складские помещения. В Мурманске производились конструкции для 6 норвежских шельфовых проектов: Колснес, Осберг Дельта, Тириханс, Хеймдал, Морвин и Тролль. В 2008 году была отгружена подводная конструкция для защиты устья скважины месторождения Сигрид. Именно на Абрам-Мысе собирался модуль весом 322 тонны для завода «Монгстад». На этом заводе будут отрабатываться новейшие технологии улавливания СО2. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Сегодня все большее внимание в ряду глобальных проблем уделяется изменению климата, на который влияют промышленные выбросы СО2. Перед человечеством стоит задача уменьшить выбросы СО2 к 2020 году на 40% и на 85% к 2050 году. Этого можно добиться, в том числе, внедряя технологии изоляции СО2. В 2005 году в Европейском Союзе была создана Европейская технологическая платформа по электростанциям на ископаемом топливе с нулевым выбросом (European Technology Platform on Zero Emission Fossil Fuel Power Plants - ZEP). Цель платформы - обеспечить к 2020 году повсеместное распространение технологий улавливания (изоляции) углекислого газа. Улавливание и хранение двуокиси углерода (СО2) - это процесс, включающий отделение СО2 от промышленных и энергетических источников, транспортировка к месту хранения и долгосрочная изоляция от атмосферы. К сожалению, в мире имеется всего полтора десятка установок по улавливанию СО2 . Лидерами по внедрению этих технологий является Норвегия. Идея улавливания и хранения углекислого газа далеко не нова. Эксперты норвежской исследовательской организации SINTEF работают над развитием этого метода вот уже двадцать лет. А нефтегазовая компания Statoil использует технологию геологического хранения выбросов углекислого газа с 1996 года. На месторождении Слейпнер, расположенном в Северном море, компания закачивает СО2 в подводный резервуар - водоносный слой, заполненный соленой водой - под названием Утсира. Природный газ, добываемый на месторождении, очищается от почти всего содержащегося в нем углекислого газа. Затем по скважине, работающей на Платформе А, СО2 закачивается внутрь формации. Североморский опыт пригодился и на Снёвите (Белоснежка) - первом газовом месторождении на шельфе Баренцева моря. Но в проекте «Снёвит» были реализованы новые технические решения, в частности система очистки располагается не на платформе, а на берегу. Теперь Statoil использует свой опыт улавливания и хранения углекислого газа при строительстве нефтеперегонного завода в Монгстаде. Вот для этой установки и был собран модуль мурманской компанией «Рейнертсен НВР». Вес же всех металлоконструкций для проекта «Монгстад», собранных на «Рейнертсен НВР» российскими рабочими, составил 2200 тонн. Эти 32 металлоконструкции из 40, необходимые для реализации проекта, и модуль. На создание модуля ушло всего пять месяцев. На пике реализации проекта было занято до 450 человек. Генеральный директор «Рейнертсен НВР» Виктор Бревик рассказал, что работой российских специалистов и он, и заказчики довольны. В сварочных работах было задействовано около 90 человек. Уровень подготовки российских специалистов после переподготовки соответствует всем международным стандартам. При подготовке квалифицированных специалистов рабочих специальностей значительное содействие предприятию оказывает Мурманский Индустриальный Лицей, студенты которого проходят производственную практику в цехах компании и, затем, по завершении обучения, зачастую принимаются в качестве новых сотрудников. Что касается инженерно-технических кадров, то здесь руководство «Рейнертсен НВР» ориентируется на выпускников Мурманского государственного технического университета. Учиться у соседей не зазорноСоздание современного предприятия по сборке металлоконструкций для реализации нефтегазовых проектов - это не альтруизм компании, не забота о развитии российского производства. Понятно, что любая коммерческая структура заботится о прибыли, и, естественно, в России затраты на единицу произведенной продукции ниже, чем в Норвегии. Так что же, нам обижаться на это? Конечно же, нет. Нужно перенимать опыт подготовки специалистов, организацию производственного процесса и технологические наработки норвежцев. Кроме всего прочего, это производство обеспечивает работой несколько сотен человек, а в перспективе, с расширением производственной базы, планируется значительно увеличить штат компании. Пополняется бюджет налоговыми отчислениями, решается проблема подготовки кадров. Нужно отдать должное руководству компании: в период сокращения объема заказов, уменьшение численности персонала не планируется. Появляется опыт сотрудничества и с российскими компаниями. К примеру, в раскреплении на палубе судна «Трансшельф» самоподъемной буровой установки «Кольская» специалисты «Рейнертсен НВР» участвовали вместе с представителями СРЗ «Нерпа». О трудностях в организации производства в России Виктор Бревик особо распространяться не стал. Отметил лишь то, что на решение любой проблемы в России требуется много документов. - Наша компания следует букве закона, - отметил он. Виктор Бревик стоял у истоков создания компании «Рейнертсен НВР» в Мурманске. Затем, вернулся в Норвегию, где руководил крупными проектами. Возвращение в Мурманск воспринимает, как часть своей карьеры. На заре своей трудовой деятельности строил добывающие платформы, 16 лет трудился инженером в нефтегазовой столице Норвегии городе Ставангере.В 1974 году он участвовал в реализации первого морского шельфового проекта. Тогда для строительства морской платформы приехало 2000 человек 21 национальности. Норвегия в ту пору не имела своей промышленности, способной создавать сложные морские платформы. Ключом к успеху стали создание компании «Статойл» и политика государства, нацеленная на создание условий для развития промышленности, направленной на освоение шельфа. С помощью иностранных компаний норвежцы осваивали новые технологии, создавали современное оборудование, готовили специалистов. Сегодня Норвегия лидер в создании добычных комплексов, в том числе, с подводным закачиванием. Эта страна немногим более сорока лет тому назад начала освоение шельфовых месторождений углеводородного сырья с привлечения иностранных компаний, с переоборудования китобойных судов в буровые установки. За эти годы в стране была создана мощная производственная база, которая сумела обеспечить нефтегазовый комплекс самым современным оборудованием, построить самую большую в мире морскую буровую установку. Венцом строительной индустрии по возведению платформ стал колосс для месторождения «Тролль», открытого в 1986 году. Для добычи газа при глубине моря в 303 метра в мае 1995 года было завершено строительство платформы TSGA, обошедшееся в 120 миллиардов крон. При высоте 472 метра она весила более 1 миллиона тонн. Впечатляют и другие морские сооружения. К примеру, возведенная для месторождения «Статфьерд» платформа составила по высоте 223 метра: четыре 175 метровые железобетонные колонны, на которых расположено верхнее строение высотой 30 метров, опираются под водой на 24 блока основания, высотой 18 метров каждое, и, которые, одновременно служат емкостями для хранения добытой нефти. Через две из четырех опорных колонн можно пробурить 42 скважины. Вообще успехи Норвегии в освоении шельфовых месторождений впечатляют. За 42 года на шельфе Норвегии было пробурено более 3000 скважин, открыто более 60 месторождений. Эта отрасль экономики, в которой занято около 100 тысяч человек принесла в бюджет страны более 5 триллионов крон. Следует отметить, что в Норвегии поддержку компаниям, которые осуществляют инвестиции в инновационные программы и НИОКР оказывает Научно-Исследовательский Совет Норвегии. Проекты в промышленности финансируются по схеме SkatteFUNN, предусматривающей льготное налогообложение. Одна из разработок в рамках программы DEMO2000 (программа содействия развития новых технологий и внедрения научно-технических разработок в практику) - проект WS Seabed Rig - испытание прототипа полностью автоматизированной подводной буровой установки. Показатели нашей страны по освоению арктического шельфа пока что значительно скромнее. Но, уже в ближайшее время мы должны стать свидетелями развертывания широкомасштабных работ по освоению Приразломного нефтяного месторождения и газоконденсатного Штокмановского, которые станут трамплином для отработки технологий по разработке других шельфовых месторождений. Однако возникает вопрос: чьим оборудованием будут выполняться эти работы, произведенным за рубежом или созданным российскими компаниями? Наверное, следовало бы воспользоваться опытом Норвегии в создании отечественного производства нефтегазового оборудования для работы на шельфе. Материал подготовил Юрий Банько Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 3 2011 Еще статьи на тему "компании":Польские компании займутся совместной добычей газа В Мурманске оштрафованы управляющие компании Общий знаменатель любого спада в компании Как налоговики собирают компромат на учредителя компании
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 8327 |