Заключение |
Исследование тенденций и перспектив социально-экономического и инновационного развития Мурманской областиЗаключениеПредставленное в работе исследование потенциала, основных тенденций и стратегических перспектив социально-экономического развития Мурманской области позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на наличие определенных проблем и ограничений, область обладает высоким природно-ресурсным, экономическим и человеческим потенциалом для успешного, устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Анализ внутренних и внешних факторов, в наибольшей степени воздействующих на социально-экономическое развитие области, дает представление о том, что стратегические перспективы развития Мурманской области во многом определяются имеющимися у нее сравнительными преимуществами, которые влияют на стартовые условия и конкурентные позиции региона и выделяют его среди остальных субъектов Федерации. Сочетание сильных внутренних (конкурентных преимуществ) и благоприятных внешних факторов развития Мурманской области определяют следующие перспективные возможности:
1) приграничное и приморское положение Мурманской области, ее близость к Северной Европе и Европейскому Союзу, в сочетании с ростом международной торговли и усилением процессов глобализации, способствуют развитию области как важнейшего транспортного узла мирового значения;
2) наличие значительного потенциала минерально-сырьевых, биологических, топливно-энергетических и рекреационных ресурсов, с учетом роста экономики Российской Федерации, создают предпосылки для привлечения инвестиций, успешного развития базовых и перспективных отраслей, формирования Мурманской области как крупного конкурентоспособного экономического центра на Севере России;
3) наличие высококвалифицированного трудового и научно-технического потенциала в регионе, активная политика Российской Федерации в развитии институциональной среды, инноваций и науки обеспечивают возможность формирования региональной инновационной системы и перехода области к постиндустриальному развитию.На основе проведенного системного анализа возможных сценариев перспективного развития области выбран инновационный сценарий как целевой сценарий развития на период до 2025 г. Базой ускоренного инновационного развития являются: наиболее эффективное использование возможностей, создаваемых факторами внешней среды, и таких конкурентных преимуществ региона, как природно-ресурсный и рекреационный потенциал; наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, способных осваивать новые, высокотехнологичные виды деятельности; развитая система профессионального образования; высокий научный потенциал региона. Реализация инновационного сценария, предусматривающая в том числе активное взаимодействие и партнерство органов государственного управления, бизнеса и гражданского общества, обеспечивает достижение наилучших показателей социально-экономического развития Мурманской области. Стратегическим приоритетом инновационного сценария является развитие человеческого потенциала, повышение уровня и качества жизни населения, рост конкурентоспособности экономики за счет ее диверсификации, внедрения инноваций, т.е. реализации социально ориентированной, инновационной модели регионального развития. Область при этом приобретает роль опорного региона для освоения ресурсов Арктического шельфа, реализации крупных проектов по развитию транспортных коммуникаций в Арктике, овладения инновационными технологиями. Обеспечивается дальнейшее развитие традиционных видов производственной специализации региона - добычи и переработки минерального сырья, морских биологических ресурсов, цветной металлургии, энергетики. Анализ тенденций, вызванных мировым финансово-экономическим кризисом, показал, что в силу высокого уровня интеграции области в мировое хозяйство кризис оказал определенное негативное влияние на развитие региона, связанное со снижением цен на мировом рынке на основную продукцию региона. Однако крупнейшие предприятия в целом сохранили докризисные тенденции по производству продукции при некотором сокращении номенклатуры продукции. Массовых сокращений на предприятиях не произошло, хотя и проводятся мероприятия по оптимизации численности. По мнению авторов, финансовый кризис не окажет масштабного влияния на экономическую и социальную ситуацию в Мурманской области. Однако в стратегической перспективе могут произойти изменения, что потребует разделения будущего развития на два этапа. На первом этапе (2009-2013 гг.) преодолеваются последствия экономической нестабильности, создаются необходимые условия и формируется механизм инновационного ускорения, а на втором (2015-2025 гг.) - значительно повышается инновационный уровень производственного комплекса и инфраструктуры, обеспечивается прогрессивный рост добавленной стоимости и социальной ориентации экономики, т.е. реализуются все те стратегические перспективы, которые заложены в инновационный сценарий социально-экономического Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи по теме "Развитие Мурманской области":Экономическое и социальное развитие Мурманской области Начало развития Мурманского транспортного узла Назначен министр экономического развития Мурманской области Аналитический обзор социально-экономического развития Мурманской области (по итогам за 2008 год) Социально-экономическое развитие Мурманской области Оценка промышленного и логистического развития Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4941 |