Секретарь парткома О.Жиляев |
Меньше всего автору этих строк хотелось бы рассказывать о деятельности наших местных партаппаратчиков на излете КПСС.При любом раскладе - будешь говорить о трудном выборе и моральном разломе или хаять их на чем свет стоит, - все равно останешься крайним. Сам я за годы журналистской службы никогда не писал о партийных работниках. Встречался со многими, как правило принципиальными и думающими людьми. Наверное, в этом и вся правда: в каждом деле есть хорошие и плохие люди. А если копнуть глубже, то в каждом человеке есть и черт, и ангел. Тем, должно быть, и интересны мы друг другу... Помните, я писал о борьбе на редакционных летучках за место на страницах еженедельника, о заветной шестой полосе, где можно было поместить путевые заметки или какой иной материал-раздумье, по объему и стилистике немного выходящий за газетные жанры? В 1989 году у нас, пишущих сотрудников «Рыбного Мурмана», нежданно-негаданно появился еще один претендент на газетную площадь - секретарь парткома БПО «Севрыба» Олег Жиляев. Это в «глухие» советские времена редколлегия планировала регулярные выступления партсовпрофхозлидеров в газете, здесь же секретарь парткома, вернувшись из командировки на промысел, по собственной инициативе написал и принес в редакцию свой «морской дневник». В те годы подобным образом «прогнуться» перед начальством или поставить в отчете очередную галочку было уже ни к чему. Поэтому, думаю, автор вполне искренен в своих путевых впечатлениях. Хотя в «запевке», в самом начале статьи немного лукавит, рассуждая о статусе, о способах выхода в море партийных, советских или комсомольских работников. Якобы одни считают, что выходить можно только пассажирами, не неся никакой ответственности и обязанностей по судну. Другие ратуют за длительные рейсы, когда в море надо идти «при должности», так как пассажир, как бы он ни старался, работой себя в должном объеме не загрузит и положительных эмоций в экипаже тем самым не вызовет. Лучше не командировать в море, а включать человека в штатную судовую должность. А должность эта, о чем скромно умалчивается, кроме определенных обязанностей подразумевает и соответствующую оплату труда. Ни для кого не секрет, что подобным образом очень многие береговые аппаратчики, особенно те, кто имел морское образование, укрепляли свое финансовое положение. Так делали и мы, журналисты, отправляясь в длительные вояжи. Но если, например, Инна Березюк выходила в море в должности уборщицы или прачки и из кожи лезла вон, чтобы справиться с судовыми обязанностями и в редакцию успеть отправить очередную радиограмму, то секретарь парткома Олег Жиляев, естественно, пошел первым помощником капитана. Ну да не будем считать чужие деньги, хотя многие говорят, что деньги эти совсем нам не чужие, а кровно заработанные и беззастенчиво отнятые вожаками перестройки и их подручными... Транспортный рефрижератор «Пролив Надежды», на борту которого находился помполит О.Жиляев, по рейсовому заданию направлялся в ремонт на Канарские острова \«белый» ТР и заход в инпорт, значит, оплата валютой\, а затем шел в район промысла в Норвежское море. По пути в Лас-Пальмас начали раздачу топлива. Далее предоставим слово самому автору: - 17 августа. Очередь на бункеровку почти 30 судов. Непрерывные швартовки. Экипаж работает спокойно, слаженно: чувствуется, что не новички. Занимаюсь почтой промысловикам, знакомлюсь с судовым активом, определяем сроки собраний. Три дня как из порта, а уже чувствую недостаток информации. Радио в эти районы проходит плохо, с газетами тоже напряженно. Проблема не новая, но от этого менее острой не становится... 23 августа. Встреча с экипажем плавбазы «Даурия». Отличный коллектив, со своими традициями, способный сделать многое. В немалой степени заслуга в этом капитана В.В.Соколова100 . Был я здесь в марте, во время предыдущей командировки в море. Тогда кипели страсти по выборам народных депутатов СССР. Помню, трижды собирали экипаж, часами приходилось отвечать на многочисленные вопросы, дискутировать, разъяснять, убеждать. Сегодняшняя встреча прошла намного спокойнее. Вопросов, реплик почти нет. Тишина настораживает. Что это: апатия? неверие? С подобным спокойствием сталкивался и в других экипажах, когда встречался с активом, капитанами, первыми помощниками. Повод для раздумий серьезный... 24 августа. «Открытый эфир». С активом судов беседуют и секретари Октябрьского райкома КПСС, и секретари парткомов, и работники горкома партии. Беседа посвящена проходящей отчетно-выборной кампании в судовых партийных организациях, предложениям по изменению Программы и Устава КПСС. Выступлений с судов мало. Очевидно, в море все-таки трудно сориентироваться, высказать что-то конкретное. Именно сейчас приходит мысль о том, что необходимо было дать ориентиры, довести до первичек позицию вышестоящих партийных комитетов по основным проблемам дальнейшего развития КПСС. Разговор получился бы более живым... 6 сентября. Неделю стоим у причала на верфи «Астикан». Работы никакой, торопились зря. Настроение судовых специалистов тревожное. Переговоры с представителями фирмы показали, что перед ремонтом службы судовладельца организацией работ почти не занимаются. Нет действующих расценок, неправильно оформлена общая стоимость ремонта. Рядом с нами стоит ТР «Мотовский залив». С ним та же самая история, положение усугубляется отсутствием оперативной связи с судовладельцем. Телефонный разговор почти невозможен, телексы опаздывают и решить с управлением какую-то проблему сложно. Люди нервничают. Не особенно радует и порт. Почти все здесь бывали не один раз, и особенного интереса Лас-Пальмас у моряков не вызывает. 8 сентября. Стоим в доке. Местный праздник - День святого покровителя Канарских островов, в связи с чем судоверфь не работает. Впереди суббота и воскресенье - тоже нерабочие дни. Опять потеря времени! Однако это, кажется, не особенно печалит экипаж: камбуз выведен из эксплуатации, и валютная оплата более весомая. Такой системе удивляются иностранцы с судов, стоящих рядом в доках, работники верфи. Почему, говорят, для русских выгоднее стоянка, чем промысел? Для них-то каждый день простоя - большие убытки, их заработок - в рыбе. А у нас получается наоборот. Ведь основная валюта моряку идет как раз в доке, когда получают командировочные. После прихода необходимо обязательно проанализировать проблему со специалистами. 11 сентября. Судовые специалисты разбираются с представителями фирмы в причинах повреждения корпуса судна при постановке в док. Наши уверены, что виновата фирма. «Астикан» выдвигает свои аргументы. Опять всплывают наша неподготовленность и неумение отстаивать собственные интересы. \ От автора. Позволю себе прервать записи О.Жиляева и вклинить в текст его морского дневника свои соображения. Да не неумение и не неподготовленность тому виной, и просто-напросто не из своего кармана платить! Если у флота денег немерено, то зачем пупок надрывать, зачем беспокоиться? Я сам бывал в Лас-Пальмасе и запомнил этих объевшихся русским салом котов - представителей фирмы «Совиспан». Не надо быть великим стратегом или экономистом, чтобы спокойно по полочкам расставить интересы испанцев, представителей Минрыбхоза и флотов, рядовых моряков. К сожалению, с интересами нашей страны ни те, ни другие, ни третьи не совпадали.\ Выясняется, что капитаны, главные механики судов, ремонтирующихся в инофирмах, не только не имеют копий контрактов, но и не знают их содержания, своих прав и обязанностей фирмы. Это делает судовую администрацию практически беспомощной перед инофирмой. Я уж не говорю о достоинстве нашего моряка, которое ущемляется таким положением. Экипажи судов из Греции, Кореи, других государств имеют в распоряжении судна машины, взятые напрокат, спутниковую телефонную связь, считай, со всем миром, причем платит за это моряк отнюдь не из своего кармана. Есть и другие «мелочи», вроде порядка увольнения и передвижения советских рыбаков в этом порту, заставляющие нас чувствовать себя людьми второго сорта. Понятно, что в сегодняшней ситуации говорить о выделении дополнительных валютных средств бесполезно... \ От автора. Вновь прерву повествование Жиляева. Может, у нас уже мозги стали работать в другую сторону, но я не понимаю. Не понимаю, почему можно терять деньги, переплачивая инофирме за выполняемую работу, почему можно так выдавать морякам валюту, что зарплата становится для них не стимулом, а тормозом повышения производительности труда, а купить спутниковый телефон для дневных деловых переговоров капитана с управленцами порта, а для вечерних звонков членов экипажа родным и близким - нельзя. На это валюты нет. Да ведь только возможность оперативно решать с берегом возникающие проблемы по ремонту трижды окупит этот телефон и его эксплуатацию...\ 27 сентября. Вылетаю в Мурманск. Командировка с пользой! Узнал немало нового. Получил множество материала, информацию для размышления. Кое-что надо осмыслить, изучить. В ближайшие месяцы необходимо, наверное, рассмотреть на парткоме вопрос о задачах коммунистов по повышению эффективности работы транспортного флота. Много свежих идей ...* Думаю, что в дальнейших комментариях публикация нашего внештатного автора не нуждается. Пусть читатель сам делает выводы. 100 - СОКОЛОВ Вадим Виссарионович, заслуженный работник рыбного хозяйства РФ \1999\. Родился в 1950-м году в Горьковской области, русский. Окончил Мурманское высшее инженерное морское училище \1973\. Ходил в море третьим, вторым, старшим помощником капитана, в 1984-1992 годах капитан-директор на судах «Севрыбхолодфлота». Затем на руководящих должностях в управлении флота, генеральный директор фирмы «Баренцморепродукт», а с 1997 года гендиректор АО «Севрыбхолодфлот». · Хроника обычного рейса \из дневника секретаря парткома\, «РМ» от 1 декабря 1989 г. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4800 |