Главная Газ севера России и Европа
Газ севера России и Европа Печать E-mail

Положение России как одного из крупнейших мировых производителей энергии основывается на богатых природных ресурсах

Андреев Олег А., управляющий партнёр кадрового агентства «Андреев и партнёры», профессор филиала Балтийского института экологии, политики и права в г. Мурманск.

Тюккюлайнен Маркку, профессор региональной географии университета Йоенсуу (Финляндия.)

Положение России как одного из крупнейших мировых производителей энергии основывается на богатых природных ресурсах. Среди энергоресурсов в России имеется газ, нефть, уголь, гидроэнергия и уран. На севере в поясе хвойных лесов есть много леса и торфа, которые в значительных количествах в качестве энергоресурса не используются. Россия потребляет большое количество энергии. Огромное энергопотребление объясняется развитой промышленностью, специализацией на обработке сырья, а также северным расположением страны.

Энергия необходима в больших количествах как для экономики, так и для содержания жилищно-коммунального хозяйства.

Энергия продаётся в больших количествах и за рубеж. Природный газ вывозится Россией на европейские рынки в большей степени, чем другие виды сырья. Из России в Евросоюз приходит 20 процентов потребляемого там природного газа и 15 процентов ввозимой туда нефти.

По статистическим данным ввоза товаров Евросоюза Россия является самым большим поставщиком природного газа в страны ЕС и вторым после Норвегии поставщиком нефти. С другой стороны, хорошее финансовое положение России в большой степени зависят от доходов, полученных от экспорта энергии, и эта зависимость от экспорта в Европу закреплена сетью трубопроводов.

Крах внешнего курса рубля в 1998 году способствовал подъёму экономики экспортирующих предприятий и их обогащению. Нефтегазовые компании, действующие на экспортных рынках, смогли модернизировать производство, используя зарубежные технологии и капиталовложения, и стать конкурентоспособными на мировом рынке. Такие структурные изменения не явились неожиданными. Компании вынуждены идти в ногу с изменяющейся экономической конъюнктурой для того, чтобы росла их конкурентоспособность.

Природный газ России

Несмотря на то что энергетическое производство России в 1990-е годы сократилось, экспорт природного газа восстановился быстрее других энергоносителей. После нижней точки кривой спада в 1993 году экспорт стал постепенно набирать силу . Потребление природного газа в стране сохранилось даже в период регресса экономики на достаточно высоком уровне. В результате, значение газа в российской экономике выросло.

Газодобыча страны сконцентрирована практически в одних руках. Газпром контролирует 90 процентов добычи газа России, и четыре западно-сибирские, контролируемые Газпромом, компании: «Уренгойгазпром», «Ямбурггаздобыча», «Надымгазпром» и «Сургутгазпром» - производят большую часть природного газа России. Например, в 2000 году предприятия Газпрома в Западной Сибири добывали 83 процента всего природного газа России . Важнейшие газовые площади: Уренгой, Ямбург и Медвежье у Северного полярного круга вблизи Ямала в Ямало-Ненецком автономном округе. Освоение Заполярного месторождения началось в конце 2001 года. Добыча газа существует в Восточной Сибири и европейской части России, в Оренбурге. Природный газ добывается также как побочный продукт нефтепромыслов.

Протяжённость сети газопроводов, являющихся собственностью и объектом управления Газпрома, 150 000 километров.

Газовые месторождения Западно-Сибирской низменности расположены далеко от российских центров потребления и рынков сбыта стран Европы. Расположенные вдоль нижнего течения рек Обь, Таз и Пур газовые площади находятся на широте Финской Лапландии, однако зимы тут холоднее, чем в Финляндии. В 4000 километрах прямо на юг находится Индия. От Нового Уренгоя расстояние по дуге большого круга до Хельсинки - 2695 километров, а до Берлина - 3799 километров. В 1970 году Западно-Сибирская низменность давала только 5 процентов природного газа Советского Союза, а вся газодобыча Сибири не превышала 6 процентов. Северный Кавказ, Волга и Коми производили 35 процентов природного газа.

Оставшаяся часть приходилась на отделившиеся теперь от России территории: газодобыча велась на Украине (31 %), в Узбекистане (16 %), в Туркмении (7 %), в Азербайджане и Казахстане. В 1970-1980-х годах газовая промышленность Западной Сибири быстро росла. Освоенное с 1978 года месторождение Уренгоя дало в 1984 году уже 36 процентов всего газа СССР. Изменение было действительно быстрым.

Одновременно росли бывшие и прежде большими расстояния доставки; с 1975 по 1983 год средняя протяжённость транспортировки газа удвоилась с 1200 километров до 2400 километров. Главным направлением стал трубопровод, следующий через Пермь и Казань. Второй трубопровод, расположенный севернее, доставляет газ через Ухту тоже на запад.

В 1990-х годах в России выросла зависимость от природного газа. На рубеже тысячелетий почти половина электроэнергии производилась с помощью газа. Постепенно половина мощностей производства тепловой энергии стала работать на газе. В 1990-х годах объёмы газовых резервов были увеличены с тем, чтобы было легче реагировать на колебания спроса. Внутренние российские цены на газ и задержки платежей создают проблемы для Газпрома. Поэтому экспорт является важнейшим источником доходов.

Показатели будущего энергетики России и Европейский Союз

После кризиса 1998 года экономика России постепенно развивается. В последние годы было сделано два прогноза производства и потребления в России. Первым является прогноз, опубликованный Международной энергетической ассоциацией (МЭА - IEA) в 2000 году . А в ноябре 2000 года правительство России рассмотрело «Основные положения Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» . Оба прогноза выдали почти одинаковые цифры по производству первичной энергии на 2020 год, однако, они базировались на разных, действительно значимых, аспектах роста экономики и структурных изменений энергетического сектора.

По прогнозу Международной энергетической ассоциации (МЭА) экономика России растёт значительно медленнее (2,9 % в год), так что рост производства энергоносителей предполагается 1,5 процента ежегодно. В этом случае эффективность энергетики в экономике также возросла бы, хотя и не так значительно, как в программе, одобренной правительством. Таким образом, предложение первичной энергии было бы 802 миллиона тонн нефтяного эквивалента. Прогноз Международной энергетической ассоциации не предсказывает роста потребления угля и ядерной энергии. Увеличение доли угля рассматривается как незначительная программа. Сегодняшние газо- и нефтепроводы обеспечивают необходимую инфраструктуру, содержание которой происходит за счёт внутренних и экспортных доходов.

Таким образом, можно относиться с сомнением к увеличению потребления угля.

В Энергетической стратегии правительства РФ рост экономики (при оптимистической альтернативе) планируется в 5 процентов ежегодно.

С помощью таких темпов роста экономики сократилась бы разница между прожиточными уровнями в Западной Европе и в России. Сценарий предполагает, что эффективность энергопотребления России возросла бы значительно, в большей мере за счёт увеличения сервисного сектора, а также за счёт общего экономического роста. Таким образом, сценарий привёл бы к умеренным цифрам роста энергетики.

Предложение первичной энергии выросло бы до 884 миллионов тонн нефтяного эквивалента (toe) , т.е. производство энергии вернулось бы на тот же уровень, на котором оно было перед экономическим спадом. Рост предложения энергии был бы 36 % уровня 2000 года, когда с интенсивным ростом предложения энергии он был бы почти троекратным. На рубеже смены тысячелетий Российская экономика была очень зависима от природного газа. Согласно новой энергетической программе имеется намерение исправить такое положение. Сценарий предполагает компенсировать газовое потребление в производстве энергии с помощью роста потребления угля, а также предполагается дальнейшее увеличение роли атомной энергетики. Если в 2000 году доля атомной энергии составляла 15 процентов электроэнергетики, то к 2020 году рассчитывают поднять этот показатель до 21 процента.

Стратегия России - умеренно увеличивать производство нефти. Нефтяные компании производят пробные бурения, разрабатывают новые нефтяные месторождения, которые компенсируют сегодняшние площади, производительность которых снижается. Нефтедобыча растёт согласно прогнозам МЭА гораздо быстрее, чем намечено в России. Согласно Энергетической стратегии России экспорт нефти в 2020 году должен был бы быть примерно на уровне рубежа тысячелетий.

По прогнозу Международной энергетической ассоциации (МЭА) экономика России растёт значительно медленнее (2,9 % в год), так что рост производства энергоносителей предполагается 1,5 процента ежегодно. В этом случае эффективность энергетики в экономике также возросла бы, хотя и не так значительно, как в программе, одобренной правительством. Таким образом, предложение первичной энергии было бы 802 миллиона тонн нефтяного эквивалента. Прогноз Международной энергетической ассоциации не предсказывает роста потребления угля и ядерной энергии. Увеличение доли угля рассматривается как незначительная программа. Сегодняшние газо- и нефтепроводы обеспечивают необходимую инфраструктуру, содержание которой происходит за счёт внутренних и экспортных доходов.

Таким образом, можно относиться с сомнением к увеличению потребления угля.

Россия стремится уменьшить зависимость от уже наполовину себя исчерпавших газовых месторождений Западной Сибири. На подобные намерения влияет в первую очередь сокращение производительности сегодняшних месторождений. В России много проектов, с помощью которых стремятся укрепить газовую отрасль. Они также имеют значение для развития северных частей России. Существует намерение начать новую газодобычу в районе Оби и Таза так, чтобы оно было рядом с сегодняшними газовыми площадями (Ямбург и Уренгой), а также рядом с сегодняшней инфрастуктурой производства и транспорта. Планируется начать освоение этих новых месторождений в радиусе 300 километров от Надыма.

Газодобычу планируется расширять в Сибири дальше к Иркутску в направлении Ковыктинского месторождения. Другие площади Сибири намерены развивать по мере того, как появятся новые потребители природного газа в Азии. В покупке российского газа заинтересован Китай, а также Япония. На юге России строится газопровод «Синий поток » через Чёрное море в Турцию.

Углеводородные резервы Баренцева моря были исследованы в 1970-80-х годах. Положительные результаты были достигнуты за счёт использования техники, разработанной частично в Финляндии. Корабли, оборудованные буровыми установками, и подъёмные баржи исследовали ресурсы дна Баренцева моря . Выяснилось, что большая часть нефти находится в Печорской губе вблизи побережья (две площади на расстоянии около 20 километров от побережья), в то время как газ нашли в море севернее. Все эти месторождения принадлежат Российской Федерации, потому что расположены на её континентальном шельфе. Разведанные запасы в 400 миллионов тонн обеспечивают возможность годовой добычи в 15-20 миллионов тонн.

На шельфе Баренцева моря находится значительное Штокмановское газоконденсатное месторождение, которое собираются осваивать. В планах упоминается 2006 год как год начала освоения. Но когда бы оно ни началось, в будущем это означает строительство газопровода на юг от Кольского полуострова. Освоение площадей полуострова Ямал запланировано после 2015 года. Эти площади находятся в арктических условиях, к северу от осваивающихся сейчас месторождений Западной Сибири.

Не только обновление старых трубопроводов, но и новые месторождения требуют огромных инвестиций. Газопровод Баренцева моря и трубопровод, соединяющий площади Ямала с Ухтой, представляют наибольшие технические трудности. Оба проекта также влияют на расположенные по соседству области; от Штокмановского газового месторождения трубопровод потянется через Карелию, а от полуострова Ямал построенный трубопровод соединится с трубопроводом «Северное сияние», по которому газ доставляется на рынки Европы. Россия хочет увеличить поставки газа в Европу минуя Украину. Для этого к моменту освоения газовых месторождений полуострова Ямал необходимо профинансировать трубопровод, идущий из Белоруссии в Польшу. Одновременно строился бы соединяющий трубопровод из Польши в Словакию, т.е. на юг по направлению к газопроводу «Братство».

У России есть планы расширить трубопроводную систему в регионе Балтийского моря. Намерение, частично альтернативное проекту Россия-Белоруссия-Польша, построить газопровод, начинающийся севернее Петербурга и идущий в Германию в Грейфсвальд. Трубопровод тянулся бы по дну моря, либо через Финляндию и Швецию. В последнем случае газопровод пришёл бы в Швецию, где относятся к газовому проекту очень прохладно. Планы Северных стран Европы надо рассматривать шире, чем просто проект транспортировки российского газа.

Если бы газ Норвегии добавился к газопроводу Северных стран, то открылись бы действующие рынки многих поставщиков. Такая структура газовых рынков является целью Европейского Союза. Евросоюз стремится с помощью директив ограничить прежние монопольные рынки. Согласно его директивам, владелец газопровода и поставщик газа должны быть юридически разными предпринимателями, что обеспечивает конкуренцию и одновременно увеличивает гарантию сохранности предпринимательства.

Связанные с безопасностью факторы (например, нестабильное положение в Чечне) способствуют росту энергетического сектора России в сторону севера. Требования высоких платежей за транзит со стороны Украины дошли до того, что инвестиции перемещаются на север . Белоруссия также получила погашение долгов, связанных с энергопотреблением, за счёт транзита энергии России. В связи с таким положением дел становятся понятными намерения России расширить сети доставки энергоносителей на север. Самый короткий путь из центра Европы к месторождениям Сибири проходит через Балтийское море, а к Баренцеву морю - через Фенноскандию. Россия хочет снизить транзитную зависимость от стран Балтии. Латвия и Литва имеют значение для нефтяных поставок, поэтому Россия отнеслась отрицательно к проекту расширения порта Вентспилс, ссылаясь на технику безопасности . Однако, значение и положение стран Балтии может измениться, так как они стали членами Европейского Союза.

Северо-Запад России - энергетические ворота Европы

Изменения, происходящие в энергетике Северного и Северо-Западного экономических регионов России, имеют большое значение для Финляндии, а также для стран Балтии. Инвестиции и изменения в производстве влияют на политику ценообразования в этих странах.

Как известно, Россия разделена на 11 экономических регионов. К Северному экономическому региону России относятся: Республика Карелия, Мурманская область, Архангельская область (с Ненецким автономным округом), Республика Коми и Вологодская область. В этом регионе проживает чуть больше 5 миллионов жителей. Территория региона равнозначна по величине пяти Северным и Балтийским странам вместе взятым. Значительные поставщики энергоресурсов имеются в Архангельской области и в Республике Коми.

К Северо-Западному экономическому региону относятся: город С-Петербург, Ленинградская область, Псковская область, Новгородская область, а также Калининградский анклав. Более 50 % жителей Северно-Западного экономического региона проживает в Петербурге. По территории регион чуть больше половины территории Финляндии.

Северный и Северно-Западный экономические регионы вместе имеют большое значение для производства и потребления энергии. Финский залив, Финляндия и моря Северного Ледовитого океана являются важными каналами энергетического экспорта на запад.

В планах до 2020 года нефте- и газодобыча в Западной Сибири снижается. Согласно Энергетической стратегии из Северного региона со временем получится газовый нетто-экспортёр . Северный регион в плане нефти уже является нетто-экспортёром, и здесь планируется увеличить нефтедобычу ещё больше. Экономический подъём прогнозируется также в Азии, поэтому намечено развивать энергетический экспорт в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России. После Западной Сибири Северный экономический регион является самым большим нетто-экспортёром нефти и газа.

Энергетическая стратегия России предполагает значительные инвестиции в Северном экономическом регионе. Цель стратегии - увеличить экспортную составляющую нефте- и газодобычи как на материке, так и в море. Это означает увеличение добычи в Тимано-Печорском регионе и начало освоения шельфа Баренцевого моря. Цель - развить энергетическое производство на базе разнообразных энергоисточников, совершенствуя при этом дистрибьютерскую сеть; в том числе обновить четыре ядерных реактора Кольской АЭС в Полярных Зорях. В стратегии говорится о необходимости содержания в исправности предприятий угле- и газодобычи, а также относящихся к ним сбытовых сетей. Это означает поддержку популярному в России угольному потреблению. Особое внимание в стратегии обращается на энергетические нужды промышленных предприятий, а также на создание предпосылок для их функционирования в будущем. Газовую сеть развивают в Республике Карелия, в Архангельской и Мурманской областях, а также Республике Коми. Практически это означает строительство газопровода Петрозаводск-Мурманск.

В Северо-Западном экономическом регионе Энергетическая стратегия поддерживает модернизацию теплостанций. Согласно стратегии намечена цель - развивать энергетику, обновляя тепловые и ядерные станции, а также строя новые объекты. Четыре реактора Соснового Бора должны быть заменены новыми. В Петербурге будет обновляться производство тепла на базе газа. Развитием производства тепла, а также местного производства электричества снижается энергетическая зависимость Калининградской области. В Стратегии также упоминается о постройке нефтеналивного порта на Балтийском море. Этот проект осуществится, когда будет готов нефтеналивной порт Приморск.

Цель энергетического планирования России - увеличить энергоснабжение и улучшить систему доставки. Географическое положение Финляндии становится более значимым, чем раньше. Строительство газопроводов создаёт новые возможности по расширению предложений для Балтийского региона. Для осуществления Энергетической стратегии необходимы огромные инвестиции, новые технологии контроля безопасности окружающей среды. Российские энергетические решения основываются на национальных интересах.

Например, в снабженческих решениях Россия стремится извлечь все выгоды и держать контроль над экспортом. Энергетическая стратегия России способствует увеличению экономической активности в регионе Балтийского моря.

Заключение

Экономика России постепенно интегрируется в мировую экономику, в которой связи центра с регионами определяются в большей мере условиями рынка. Инвестиции энергетического сектора закрепили направление развития; когда газо- и нефтепроводы, с помощью которых страны СЭВ были экономически связаны с Советским Союзом, стали каналами экспорта. Новые энергетические планы также закрепляют связь с Западом и мировой экономикой. Жизненно важной для России является роль северных регионов. Потенциалы развития энергетического сектора страны большие как в европейской части, так и в Сибири.

Судя по экономическим индикаторам, ядро экономики России строится вокруг больших населённых центров Москвы и Санкт-Петербурга, а также вокруг обеспеченных нефтяных и газовых районов . Они работают в условиях отечественных рынков, либо стремятся на мировые рынки. С помощью инвестиций, политических шагов и программ власти стремятся заботиться о главных базовых экономических структурах (т.е. о производстве, инфраструктуре, жилье). В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке формируется стратегия развития в направлении рынков Китая и Японии, так как спрос стран Азии на энергию и сырьё формирует экономику этих регионов России. Такая рыночная завязка на Азию не является поводом для федеральной дезинтеграции или конфликтов.

Россия и в будущем, находясь под влиянием многих факторов, будет ориентироваться на Европу. Факторы экономического развития России связаны с Европой многочисленными нитями. Энергетический потенциал и состояние энергетической дистрибьютерской системы способствуют интеграции России и Европы. Эта экономическая связь между Россией и развитыми промышленными странами Запада выгодна для обеих сторон, так как системы производств дополняют друг друга. Работа российского энергетического сектора выгодна для ЕС и России. От стабильности работы российской энергетики есть польза и для экономики США. Образование такой взаимной полезности ведёт к переоценкам безопасности внешней политики. Это видно, например, из отношений между Россией и НАТО.

Граничащие с Россией Белоруссия и особенно Украина, явились негативными факторами в спорах о транзитных пошлинах, нежели естественными партнёрами и надёжными компаньонами в совместной работе. Из этого следует, что центр тяжести перспективных энергетических прогнозов географически сместился к северу. Российские компании разрабатывают имеющиеся в наличии северные трубопроводы и порты и планируют строительство новых газо- и нефтепроводов через Фенноскандию. С другой стороны, северные инфраструктурные планы также являются и чисто географической случайностью в том смысле, что новые многообещающие газовые и нефтяные месторождения располагаются именно на северных широтах.

Распределение инвестирования в инфраструктуру вблизи приграничных областей Финляндии поддерживается тем фактом, что кратчайшие пути доставки газа (и частично нефти) в Центральную Европу проходят через регион Балтийского моря.

Инфраструктурные решения энергетики значительно не изменились с вступлением стран Восточной и Центральной Европы в ЕС. После вступления в Евросоюз Латвии и Литвы появилась новая сухопутная граница между Россией и ЕС. Кратчайшие же маршруты из Западной Европы к Баренцевому морю всё равно пойдут через Финляндию. К тому же географическое расположение Финляндии выгодно также с точки зрения газовых и нефтяных проектов Тимано-Печоры и полуострова Ямал.

Энергетическая инфраструктура России построена так, что она обслуживает доставку энергоносителей на запад. Для работы энергосистемы нужны инвестиции. В этом заинтересован Европейский союз, поэтому особенно экспорт газа в Европу по прогнозам будет расти . Россия способна поставить большее количество газа, если планируемые большие инвестиции осуществятся. Деятельность России на нефтяных рынках создаёт также общеевропейские внутренние рынки энергии, снижая тем самым энергетическую зависимость от арабских стран.

Странами ЕС также покупается поставляемое Россией электричество. Его будут покупать и в будущем, поэтому инвестируются электросети, идущие в Европу.

Совместная работа с европейскими предпринимателями имеет смысл для России. Российские компании экспортируют энергию туда, куда её относительно легко им поставлять. Для России такое направление также положительно с политической точки зрения, потому что покупатели энергии в Европе смотрят на Россию как на важного торгового компаньона. Это поднимает в Европе политическую ценность России. Тесное сотрудничество в сфере энергетики между Россией и Европейским Союзом может привести к тому, что страны Балтии и бывшие страны СЭВ по мере их присоединения к ЕС частично интегрируют обратно в энергосистему, от которой десять лет назад захотели отсоединиться.

Условия интеграции, однако, изменились. Например, газовые директивы создают бывшим покупателям советской энергии совсем другие рынки, нежели во времена командной экономики.

В последние годы значимость топливно-энергетического комплекса как источника валютных доходов России была первостепенной. На получаемые от экспорта доходы на Западе можно покупать производственные технологии. Таким образом, потенциалы развития экономики страны в большой степени зависят от того, что происходит в энергетическом секторе. Энергетика с её мультипликативными воздействиями будет ещё долго играть главную роль в экономике, поэтому доходы энергетического комплекса идут на содержание и совершенствование его инфраструктуры. Экономические изменения в России сильно влияют также на нефтехимическую отрасль. Должны быть построены новые производственные мощности, а старые - обновлены.

Если цели Энергетической стратегии России в будущие двадцать лет осуществились бы даже приблизительно, то это обеспечило бы гарантию роста и развития Российской экономики, а также значительное улучшение её функционирования. По мере роста сервиса, потребления и транспорта предполагается крупное изменение экономических структур России. Энергетическая стратегия России стремится создать из транжирящей энергию экономики более эффективную по сравнению с прошлым экономическую систему. Такие намерения способствуют экономической интеграции с Европой, потому что образцы многих энергетически эффективных решений имеются в Европейском Союзе.

Еще статьи на тему "России":

Стандартизация в России

Почта России - в ногу со временем!

Стратегия морской деятельности России и экономика природопользования в Арктике

День Гражданской обороны России

Стань лучшим бухгалтером России

Технологии XXI века в агропромышленном комплексе России

Газ севера России и Европа 250076 из 300500 на основе 27900 оценок. 11562 обзоров пользователей.

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.222.67.8

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .