Российско-норвежское экономическое сотрудничество в Баренцевом\Евроарктическом регионе и его перспективы |
В настоящее время зарубежное присутствие в экономике Мурманской области все еще определяется преимущественной ролью Норвегии.
Вместе с тем, международные политические события и экономические процессы, в том числе растущий мировой интерес к арктическому ресурсному и логистическому потенциалу РФ, позволяют уверенно прогнозировать значительное расширение «внерегионального» иностранного присутствия в российской части Баренцева\Евроарктического региона (БЕАР). Исторически Королевство Норвегия имеет с Мурманской областью прочные экономические связи, которые подкрепляются двусторонними контактами органов власти и управления региона и норвежских губерний Финнмарк, Тромс и Рогаланд, а также договорами, соглашениями и меморандумами о взаимопонимании и сотрудничестве. В частности, дружественные связи нашего приграничного региона с губерниями Финнмарк и Тромс развиваются уже более двадцати пяти лет, в то же время Рогаланд это новый и перспективный деловой партнер региона. Стоит отметить, что положительная динамика экономического российско-норвежского сотрудничества подтверждается и ежегодными международными мероприятиями, проходящими в г.Мурманске, например, «Северный топливно-энергетический комплекс», «Мурманская международная деловая неделя» , «Море. Ресурсы. Технологии», «Логистика в Арктике», «Горнодобывающая промышленность» и др. На них регулярно подводятся итоги сотрудничества и взаимодействия в рыболовной, туристической, промышленной, инвестиционной и социальной сферах, а также принимаются решения о мерах по его дальнейшему укреплению. Другим неоспоримым и важным результатом добрососедского межгосударственного сотрудничества Осло и Москвы, является подписание в 2010 году соглашения о разделе так называемой «серой зоны» территории в Баренцевом море. Данное событие, по словам политического руководства России, должно было повлиять на общую ситуацию в регионе, укрепление международной и региональной безопасности, углубление взаимодействия арктических государств. Значимую роль в регионе играет финансовая и организационная поддержка Генконсульства Норвегии в г.Мурманске отдельных международных мероприятий (конференций, семинаров, рабочих встреч), содействие в реализации разноплановых проектов, в т.ч. по линии Норвежско-российской торговой палаты (NRCC).Ежегодно бизнес-миссия Мурманской области выезжает в столицу Норвегии для презентации экономических и инвестиционных возможностей региона с целью расширения двусторонних контактов между предпринимателями, заключению взаимовыгодных соглашений, договоров и контрактов. Так, по оценке Торгпредставительства РФ в Норвегии, визит делегации Мурманской области в Осло в 2014 году стал самым масштабным событием российско-норвежского регионального сотрудничества за последние пять лет. По мнению норвежских участников встречи, Мурманская область, из-за непосредственной близости к Норвегии, входит в сферу кооперационных интересов крупного и среднего норвежского бизнеса. Внешнеторговый оборот ежегодно увеличивается. Говоря языком цифр, инвестиции из Норвегии в 2013 году составили 76 процентов от поступивших в Мурманскую область иностранных вложений. Обрабатывающие производства, оптовая торговля и предоставление услуг являются наиболее привлекательными для вложения норвежского капитала. В настоящее время под патронажем Правительства Мурманской области в регионе создана комплексная инфраструктура для привлечения норвежских компаний и капитала в регион, включающая сервисный центр для норвежского бизнеса, инновационный центр, бизнес-инкубатор, Центр бизнеса и логистики "Технопарк Нор". Активно Правительство взаимодействует с корпорацией промышленного развития Норвегии "SIVA" и «Норвежской бизнес ассоциацией» (NBA), объединяющей около 30 предприятий с норвежским участием, работающих в регионе. Продолжается совместная работа уполномоченных норвежских и российских государственных структур по расширению т.н. «безвизовой зоны» (30 км) для жителей приграничных территорий обоих государств. Нельзя не отметить, роль Норвегии, которая стала первой «шенгенской» страной, реализовавшей возможности безвизового пространства на приграничных с РФ территориях. Как показал опыт предыдущих лет, политическое руководство РФ рассматривает Норвегию в качестве одного из стратегических партнеров России в Арктике. Вместе с тем, не смотря на столь длительный период благоприятного российско-норвежского сотрудничества, украинский политический кризис, рост национализма и укрепление фашизма на Украине, продолжающаяся антироссийская риторика со стороны иностранных государств в т.ч. и Норвегии, в ближайшей перспективе могут негативно отразиться на динамике международных отношений двух стран, как в политической, так и экономической сферах, формирующих стабильность в БЕАР. В основу российского внешнеполитического курса, положены принципы транспарентности, открытости, добрососедства и предсказуемости, что свидетельствует о заинтересованности РФ в продуктивном международном сотрудничестве, поиске эффективных механизмов решения возникающих конфликтных ситуаций, когда во главу угла ставятся интересы Украины, а не каких-либо стран и военно-политических блоков. Отголоски «украинского вопроса», по мнению прогрессивных норвежских предпринимателей, заинтересованных в сотрудничестве с Россией, не должны отражаться на экономических отношениях двух государств. Российско-норвежская граница никогда не знала конфликтов и до сих пор остается самой безопасной, что может являться положительным примером двустороннего сотрудничества. Норвежская бизнес элита, преимущественно севера страны (губернии Финнмарк и Тромс), глубоко интегрирована в экономическое сотрудничество с российскими партнерами, продолжает участвовать в региональных международных мероприятиях (как показал в марте т.г. пример выставки «Море. Ресурсы. Технологии»), высказывается против «слепого» следования Норвегии внешней политике США и других союзников по Североатлантическому альянсу. Эскалация напряженности в международных отношениях с Россией не выгодна ни норвежским и российским предпринимателям, ни общественно-политическому сообществу БЕАР. Она негативно отражается на всех сферах российско-норвежского приграничного сотрудничества, а также на взаимодействии наших стран в рамках таких известных институтов международного сотрудничества как Арктический Совет, Совет Баренцева Евроарктического региона, международные межправительственные комиссии, рабочие группы по актуальным мировым и двусторонним проблемам и вопросам. При этом американский взгляд на, якобы, негативную роль России в локальных событиях на Украине, фактически содействует националистическому геноциду русскоязычного населения, искажению и умалчиванию зарубежными массмедиа кругами фактов нецивилизованных и недемократических процессов, антироссийской пропаганде в западных общественно-политических кругах, что может «свести на нет» результаты многолетнего российско-норвежского взаимодействия в БЕАР. Растущее значение Мурманской области, как «северных ворот» Российской Федерации в Арктике, ставит перед регионом важные задачи в реализации масштабных федеральных проектов в сфере логистики, промышленности, энергетике, экологии. По словам Президента РФ Владимира Путина, развитие Мурманского транспортного узла является важной составляющей развития экономики страны, имеет общенациональное значение. Морские и железнодорожные транспортные коридоры очень эффективны и имеют серьезные перспективы, обеспечивая выход с континента в открытый океан. В апреле т.г. постановлением Правительства Российской Федерации утверждена государственная программа «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», действие которой распространяется на всю Мурманскую область. Реализация мероприятий госпрограммы, наряду с предусмотренными федеральными целевыми и государственными отраслевыми программами окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ, обеспечит национальную безопасность страны, и, в целом, серьезно усилит геополитическое значение региона, которое потребует соответствующего международного внимания и взаимодействия. В условиях повышенной экономической заинтересованности в использовании потенциала Мурманской области, такие страны как Китай, Япония, Южная Корея, Финляндия, Германия, Франция и др., готовы развивать международное сотрудничество, а также инвестировать в региональную арктическую инфраструктуру и Северный морской путь значительные финансовые средства. Таким образом, РФ имеет прекрасную возможность выбора надежных зарубежных партнеров и создания в регионе конкурентно-способного рынка иностранных компаний. Наиболее ярким примером является активность японской стороны, представители которой неоднократно посещали Мурманскую область, как с официальными, так и с частными визитами. Для японского правительства и предпринимателей повышенный интерес представляют возможности г.Мурманска как регионального мультимодального логистического центра, что позволяет в кратчайшие сроки, используя СМП и российскую железнодорожную сеть, осуществлять обмен больших объемов товаров между рынками ЕС, Канады, США и Азиатско-тихоокеанского региона. Вместе с тем, Мурманская область, имеет свои региональные приоритеты, так как РФ дорожит дружбой и существующими отношениями с традиционными партнерами в БЕАР, с которыми длительный период времени создавался эффективный механизм многостороннего международного сотрудничества и добрососедства. Особое отношение к проблемным и острым вопросам международного развития, доверие и помощь в выработке наиболее действенных решений, определяют потребность во взвешенной региональной политике, без провокационных заявлений с опорой на сомнительные политически ангажированные источники. Принятие обдуманных политических и экономически сбалансированных решений, посредством цивилизованного международного диалога, должно определять взаимоотношения между различными государствами в 21 веке. Дмитрий Борисов, журнал «Север промышленный» Еще статьи по теме "норвежское":Российско-норвежское сотрудничество: перспективы в 2012 г. Российско-норвежский бизнес семинар Российско-норвежское сотрудничество в рыбной отрасли Дни российско-норвежского приграничного сотрудничества Развитие приграничного российско-норвежского экономического сотрудничества
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5165 |