Г.А.Сторожев: «Надеюсь на разум правительства» |
Что для «Севрыбпромразведки» значили эти 24 миллиарда рублей? Стоимость всего флота? Нет, даже если трижды продать все суда, то предприятию все равно не хватило бы средств расплатиться с налоговой службой. И в таком положении находились не одни поисковики, добиваясь отсрочки выплат по штрафам.- Именно отсрочки, а не отмены, - поясняет Г.А.Сторожев. - У нас все соответствующие документы находятся на рассмотрении в правительстве. И я глубоко убежден, что правительство должно «простить» нам долги 1991- 1992 годов. Ведь они появились не из-за нашей глупости или нечестности. Я объясню. Я должен был заработанные флотом деньги (валюту) направить во Внешэкономбанк, только он один имел тогда корреспондентский счет за границей. И деньги там бы утонули из-за бюрократических проволочек. Потом счет Внешэкономбанка был заблокирован, поскольку Россия задолжала внешнему миру. Сейчас на те суммы, которые хранились во Внешэкономбанке, а это около 700 тысяч долларов, нам предлагают облигации. А когда они будут погашаться - трудно сказать. Так вот, вся наша «вина» в том, что мы напрямую рассчитывались за все расходы. Повторюсь: не мы не хотели ввозить валюту в Россию, как того требовал указ Президента, а просто не было в то время банка (кроме Внешэкономбанка), который имел бы право работать с валютой. За что нас так наказывать? Напрашивается вывод: кому-то очень надо погубить флот, зарезать курицу, которая несет золотые яйца. - Значит, не будь так жестоки налоговые инструкции, вы бы жили - не тужили? - спрашивает корреспондент. - Если бы! Есть еще одна структура, деятельность которой тоже приводит к мысли: кому-то очень надо... Вроде как назло делают. Это - наша таможенная служба. Вот пример. Выходит в море БМРТ «Павел Кайков» с 17-ю тоннами скумбрии на борту. Мы хотели, чтобы моряки во время перехода на промысел из этой рыбы сделали консервы, флоту такая продукция дала бы большую прибыль, чем если бы мы продали ее здесь. Так вот, таможня затребовала такую пошлину, столько разных бумаг - траулер стоял бы до весны. Но самое смешное, вернее, печальное: потребовали идентифицировать товар. То есть мы должны доказать, что эта скумбрия выловлена нашим судном, перегружена на наше же судно и именно из этой рыбы мы собираемся делать консервы. Пришлось рыбу выгрузить здесь. Скоро придет БМРТ «Полярное сияние», тоже на борту 40 тонн скумбрии. Как теперь ее вывезти в море? О топливе. Купили в Норвегии для судна, скажем, 80 тонн, 50 сожгли. Теперь надо или заплатить за вывоз (обратный) из Мурманска этих 30 тонн, или свихнуть мозги, доказывая, что это - именно «то» топливо... - Вы не хотите приватизироваться? - Примеры-то печальные. «Ленрыбпром» (я про наши флоты говорить не буду) акционировался. Через два месяца его на корню скупило московское товарищество с ограниченной ответственностью в составе 6 человек. «Запрыбпромразведка» акционировалась, сейчас продает суда, сдает в аренду. - Кстати, а вы не продаете суда? - Нет, еще ни одного не продали, не поставили на ту сторону залива на отстой. И не собираемся. Хотим купить новые. - Но говорят, сейчас крайне тяжело содержать большие суда. - Есть в Швеции фирма «Сканси». Там просчитали расходы-доходы и создали экспедицию в южные широты. Из российских судов! Взяли в аренду суда калининградские, питерские, три или четыре судна у «Мурманрыбпрома», два больших транспорта, танкер - всего около 30 судов. Снабдили всем необходимым и отправили. Считают, дело выгодное. Мы вынуждены работать в одиночестве, базируясь на Уругвай, покупая там или в соседних странах топливо, снабжение, продукты. Но это нам выгодно. А если бы группа судов там работала, выгода была бы намного больше. Я предлагал нашим руководителям флотов, но почему-то никого мое предложение не заинтересовало... - Итак, ждем ответа по налогам? - Надеюсь на разум нашего правительства.* Это интервью с управляющим «Севрыбпромразведкой» вызвало неоднозначную оценку на Северном бассейне. Каждый смотрел на проблему со своей колокольни. И в своих выводах были правы и рядовые моряки, и флотоводцы. Например, экипаж МГ-1363 «Геническ», который в рейсе ознакомился с публикацией в «Рыбном Мурмане», написал в письме в редакцию, что моряки не хотят вникать в премудрости рассуждений флотоводца, поскольку «нас в это не посвящают, а раз нам этого знать не положено, то вроде как нас и не касается». И все же моряки задают вопросы: «Кто должен все предусмотреть? Какие планы были строить завод в Уругвае, закупать новые суда, вкладывать средства в коммерческие структуры?». В данном случае, очевидно, подразумевались некие корыстные «планы». Ну а самый актуальный у экипажа вопрос - это зарплата. - Береговым работникам оклад увеличен с января 1994 года на 90 процентов и выплачивается регулярно, без задержек, - пишут моряки. - А нам - лишь на 50 процентов, причем члены нашего экипажа последний раз получили деньги за октябрь 1993 года. Экипажу причитается лишь 0,7 процента от стоимости тонны выловленной рыбы, хотя задание по вылову больше, чем на других флотах. А валюта? Ниже, чем в любом другом флоте: всего два доллара в сутки... На приход судна с моря для разговора с моряками за последние два года никто не приходил, кроме комиссий с проверками и накачками, ни из управления, ни из профкома. А не мешало бы послушать мнения и сомнения, вопросы и проблемы, которые нас волнуют... Как результат такого равнодушия начальства и родилось это письмо.• Больно читать эти строки. Разве моряки не правы? За несколько лет «рыночных отношений» распалась по звеньям золотая цепочка дружеских взаимоотношений внутри трудового коллектива, а заменили ее ржавые оковы подневольного труда. Все так, и об этом мы еще не раз поговорим-поразмышляем на страницах нашей книги. А сейчас давайте вместе с заместителем начальника «Севрыбпромразведки» по внешнеэкономическим связям П.В.Виноградовым попробуем взглянуть на проблемы флота несколько шире, с иной колокольни и под иным ракурсом. - У меня к налоговой инспекции нет претензий, она выполняет Указ Президента и приводит в соответствие с его требованиями движение валютных средств. Все правильно. Контроль должен быть, - делится Павел Васильевич своими мыслями с корреспондентом «Рыбного Мурмана». - Но, к великому сожалению, налоговая инспекция действует, не учитывая реалий 1991-1992 года, когда произошел распад отлаженной системы расчетов, когда Внешэкономбанк приказал долго жить, а аналогов ему еще не создали. Система прохождения валюты, которую установило правительство, была абсолютно неприемлемой для такого живого организма как флот. И мы были вынуждены идти на заведомое нарушение Указа Президента. Надо отправлять суда, платить за топливо, за порт захода и портовые услуги, то есть надо, чтобы суда работали. А мы должны были ввезенную в страну валюту продать на аукционе, часть ее - в бюджет, а из оставшейся части перевести деньги на агентирование, закупку оборудования и т.д. Вот за это теперь на нас налагают штрафы, которые превышают стоимость всех основных фондов. То есть выплатить их немыслимо. Но самое главное: идет обман всего российского народа. Ведь в такой ситуации находится не только «Севрыбпромразведка», а большинство крупных предприятий. В чем обман? Все очень просто. Районная налоговая инспекция сообщает в городскую, что сумма налогов и штрафов будет такая-то. Из городской обобщенная статистика поступает в областную налоговую инспекцию, затем - в федеральную. И «собранные» со всей России суммы «складываются» в федеральный фонд, который распределяет Государственная Дума. Но коли я не заплатил ни налоги, ни штрафы, то в этом федеральном мешке не триллионы, не миллиарды, а... ноль. А мы делаем вид, что ноль, деленный на всех нас, превращается в деньги! Надо повысить зарплату, пенсии, пособия, стипендии? Так вот из этого «мешка» достанем и повысим! Но это же обман и ничего кроме обмана населения! Не только простых смертных, но и тех руководителей страны, которые верят мифическим цифрам «собранных» налогов. Они, эти налоги, никогда не будут собраны, поскольку нереальны. Штраф и недоперечисленный налог в бюджет по нашему флоту составляет более 26 миллиардов рублей. Я повторяю, что ничего не имею против налоговой инспекции, но за подсчетом сумм штрафов должны стоять разумные решения, реальность выплат, а не фантастика со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ведь раз арестованы счета флота, то я не могу отплачивать счета клиентов. Стопорится работа - я не плачу деньги в бюджет, растут пени - на меня налагаются штрафы, которые я не могу оплатить, так как не могу нормально, производительно работать. А раз нет роста производства, идет вымирание флота. Продержаться можно, пока не закончатся сроки эксплуатации судов. А ведь стадия первичного накопления капитала прошла, есть люди, у которых в кармане миллиарды. Объявят нас банкротами, и придет такой дядя, и купит с аукциона флот. Половину или большую судов он продаст, оставит себе десяток «боеспособных» траулеров, получит как судовладелец квоту, реализует улов, прибыль переведет в зарубежный банк и все. Конец. - Так, может, Павел Васильевич, и нам так поступить сегодня: оставить десяток судов, остальное продать на металл и заплатить налоги. Народ отпустить. - Мы же - государственное предприятие. Чтобы продать пароход, надо получить разрешение собственника, то есть государства. Но даже если мы его получим, куда девать полторы тысячи человек, а у них семьи. То есть мы пустим по миру около пяти тысяч мурманчан. Разве это мыслимо? - Предположим, что Вас не волнует чужое горе, - провоцирует собеседника журналист. - Как это? Я же - в их числе. И, значит, должен себя защищать, как и каждый из них, - не поддается на провокацию флотоводец. - Смешно и печально: работник государственного предприятия должен защищать себя... от государства! - Более того, получается, что государство само на себя налагает штраф, раз наш флот - госпредприятие. - Стало быть, нынешнее состояние флота - агония? - В нынешней ситуации - да. К слову, норвежцы будут рады такому повороту событий...• • Г.А.Сторожев: «Надеюсь на разум правительства», «РМ» от 18 февраля 1994 года. • Кормильцев обижают, «РМ» от 29 апреля 1994 года. • Хватит, господа, обманывать народ, «РМ» от 10 июня 1994 года. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3544 |