casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Цели и приоритеты социально-экономического развития Мурманской области
Цели и приоритеты социально-экономического развития Мурманской области Печать E-mail

Цели и приоритеты социально-экономического развития Мурманской области в рамках целевого сценария

Главная задача реализации стратегического подхода к развитию региона - определение целей и приоритетов его развития на долгосрочную перспективу.

Один из основных принципов стратегического планирования - «от будущего к настоящему», т.е. так называемый «нормативный» подход. В отличие от «генетического» подхода, предполагающего формирование будущего исходя из сложившихся тенденций настоящего времени, этот подход ориентирован на постановку желаемых целей и выбор тех направлений и механизмов, которые в наибольшей степени обеспечивают достижение желаемого будущего.

«Нормативный» подход используется в принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепции демографического развития РФ до 2015 г., а также в стратегических документах многих регионов и крупных городов страны (например, Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 г.).

При разработке стратегических направлений развития Мурманской области использован «нормативный» подход. Система стратегических целей социально-экономического развития Мурманской области и критериев их достижения определяет образ желаемого будущего региона. Одновременно такая система целей и приоритетов учитывает, с одной стороны, существующие проблемы, определяемые особенностями, внутренними и внешними факторами развития региона, а с другой - обеспечивает адекватный ответ на долговременные системные вызовы, порождаемые глобальными факторами. На основании анализа социально-экономического развития области по отдельным сферам и направлениям были выявлены основные проблемы и на этой основе сформулированы стратегические цели развития по каждой сфере, направлению деятельности. Таким образом, был реализован проблемно-ориентированный подход к постановке целей.

Одним из использованных методических приемов при определении приоритетов и целей развития области явился анкетный опрос экспертов1(В опросе приняло участие 22 эксперта, в том числе специалисты КНЦ РАН, Администрации Мурманской области). В предложенной экспертам анкете был предусмотрен открытый вопрос о генеральной цели социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу и обеспечивающих ее достижение подцелях. Результаты были обработаны с помощью типовых методов обработки экспертных опросов и приняты во внимание при формулировании генеральной цели, подцелей и задач, обеспечивающих их достижение. Кроме того, для постановки целей и определения критериев их достижения были использованы результаты сопоставления показателей социально-экономического развития Мурманской области с «пороговыми» значениями показателей устойчивого развития, т.е. предельно-критическими величинами, несоблюдение которых может привести к формированию разрушительных, угрожающих устойчивому развитию, тенденций в социальной, экономической и экологической сферах региона.

Ориентирами роста уровня и качества жизни населения области при определении целей избраны стандарты качества жизни, достигнутые в странах Северной Европы, являющихся ближайшими «соседями» Мурманской области. Эти стандарты включают: высокий уровень физического здоровья, образования, благосостояния, обеспеченности жильем; высокую доступность и качество социальных услуг; высокий уровень качества окружающей среды.

Один из важнейших аспектов перспективного развития Мурманской области, который в масштабах страны признан в качестве вызова будущего развития, - демографическая ситуация. Большинство прогнозов динамики численности населения России (ООН, Росстат, исследовательские центры) предсказывают ее сокращение в период до 2025 г. В отношении Мурманской области прогнозы (Мурманскстат, ИЭП КНЦ РАН) также указывают на довольно высокую вероятность продолжения процесса сокращения численности населения региона в долгосрочной перспективе.

Прогнозные оценки численности населения области колеблются в пределах 693-750 тыс. человек в 2025 г. при нынешнем уровне 850 тыс. человек. Однако такие ожидания не снижают, а повышают значение «нормативного» подхода к стратегическому планированию демографической составляющей, основанного на видении желаемого будущего Мурманской области как региона со стабильной численностью населения. Именно такой подход, на наш взгляд, побуждает к осуществлению активной демографической политики в регионе, соответствующей подходу, целям и задачам Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 г., а также задачам реализации инновационного социально ориентированного сценария развития Мурманской области. Ведь известно, что небольшие по численности населения регионы даже в условиях низких инвестиционных рисков имеют ограниченные перспективы экономического роста и уже через 10-15 лет достигают своего «потолка», когда даже высокая инвестиционная привлекательность не в состоянии обеспечить дополнительные инвестиции. Наличие достаточно высокой численности населения, разнообразных социальных слоев и групп - необходимое условие интенсивной инновационной деятельности в регионе и в его местных сообществах. Именно поэтому в качестве целевого ориентира численности населения области в 2025 г. принят уровень 830-850 тыс. человек.

При определении целей и приоритетов развития области учтены ключевые идеи и целевые ориентиры Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Таким образом, стратегическими целями и приоритетами инновационного социально ориентированного развития региона в рамках целевого сценария являются следующие.

Генеральная цель - рост человеческого потенциала и качества жизни населения Мурманской области на основе ее инновационного, устойчивого социального, экономического и экологически сбалансированного развития, обеспечивающего статус области как конкурентоспособного региона, опорного центра России на Европейском Севере и в Арктике, с качеством жизни на уровне стандартов стран Северной Европы.

Главный критерий достижения генеральной цели - продолжительность жизни населения области в 2025 г., соответствующая уровню стран Северной Европы, - 75-77 лет.

С учетом установленной генеральной цели приоритетами социально-экономического развития Мурманской области в долгосрочной перспективе будут:

1) развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни населения;

2) повышение конкурентоспособности экономики области;

3) формирование эффективных институтов развития региона.

В качестве основных подцелей и задач, обеспечивающих достижение генеральной цели, а также критериев достижения целей выступают:

1. Сохранение и развитие человеческого потенциала, рост уровня и качества жизни населения:

- преодоление бедности - снижение уровня бедности в 3 раза (до 5-6% доли населения с доходами ниже прожиточного минимума), ликвидация экономической бедности;

- повышение уровня здоровья населения - развитие приверженности здоровому образу жизни, сокращение уровня распространенности основных факторов риска (высокого артериального давления, употребления алкоголя, табакокурения, наркотиков) в 2-4 раза;

- усиление преимущества региона, достигнутого по уровню образования населения в сравнении со средним по стране; повышение удельного веса населения с профессиональным образованием до 70%;

- сохранение для населения экономических преимуществ жизни в регионе; достижение уровня средней заработной платы, в 5-6 раз превышающего величину прожиточного минимума.

2. Улучшение демографической ситуации в регионе:

- снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте (не менее чем на 30%), сокращение в 2 раза младенческой смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на 8 лет; рост рождаемости и достижение естественного прироста населения;

- преодоление миграционной убыли и достижение на этой основе стабилизации численности населения.

3. Улучшение среды обитания населения области:

- сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 30%;

- повышение доли населения, проживающего в местах с благоприятной экологической обстановкой, до 95% за счет

уменьшения площади зон загрязнения.

4. Повышение качества и доступности социальных услуг, оказываемых населению (здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, социального обслуживания, культуры и спорта):

- обеспечение высоких стандартов качества и доступности социальных услуг (здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и др.); рост доли населения, удовлетворенного качеством и доступностью социальных услуг, до 70-80%;

- повышение уровня государственных расходов на здравоохранение в Мурманской области до 7-8% от ВРП;

- достижение среднего уровня обеспеченности жильем 30-40 м2 на человека.

5. Повышение уровня конкурентоспособности экономики региона, ее диверсификация, формирование производственных кластеров:

- развитие новых для области отраслей промышленности и транспорта: нефте- и газопереработки, трубопроводного

транспорта, производства редкометалльной и редкоземельной продукции;

- формирование не менее 6 производственных кластеров (транспортно-логистического, горно-металлургического,

горно-химического, нефтегазового, рыбопромышленного, туристического);

- рост числа малых и средних предприятий, повышение доли постоянно занятых на малых и средних предприятиях до 25%, развитие малого инновационного предпринимательства;

- развитие агропромышленного комплекса, повышение уровня обеспечения продовольствием за счет собственного

(внутрирегионального) производства;

- обеспечение ускоренного развития отраслей производственной инфраструктуры (транспорта, энергетики, строительства).

6. Повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала, деятельности традиционных отраслей экономики области на основе внедрения технологических инноваций, обеспечивающих комплексность использования сырья и экологическую безопасность производства:

- рост доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации до 40-50%;

- увеличение доли инновационной продукции в общем объеме выпуска до 30-40%;

- повышение комплексности переработки сырья, рост энергоэффективности экономики, снижение энергоемкости ВРП не менее чем на 30%.

7. Повышение производительности труда, рост инвестиций в человеческий капитал и расширенное воспроизводство основных производственных фондов на новой технико-технологической основе:

- достижение среднего темпа роста производительности труда по показателю ВРП на одного занятого в экономике, превышающего 8% в год;

- снижение доли работников, занятых во вредных и опасных (не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам) условиях, не менее чем в 2 раза;

- повышение доли капитальных вложений в ВРП до 23-25%;

- рост коэффициента обновления активной части основных фондов до 20-25%.

8. Совершенствование и повышение эффективности функционирования институтов развития области:

- повышение эффективности деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях;

- укрепление существующих и создание новых региональных институтов развития, в том числе Фонда стратегического развития Мурманской области, Агентства развития производственных кластеров, Агентства развития инвестиционной деятельности;

- развитие институтов гражданского общества и различных форм участия населения в управлении регионом.

Реализация этих приоритетов и поставленных задач требует разработки системы мер и мероприятий деятельности органов государственной власти, населения и бизнеса. Основные элементы данной системы мер в соответствии с выбранными приоритетами приведены в Приложении.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи по теме "Развитие Мурманской области":

Экономическое и социальное развитие Мурманской области

Начало развития Мурманского транспортного узла

Назначен министр экономического развития Мурманской области

Аналитический обзор социально-экономического развития Мурманской области (по итогам за 2008 год)

Социально-экономическое развитие Мурманской области

Сценарии социально-экономического развития Мурманской области 

Оценка промышленного и логистического развития Мурманской области

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области 

Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 года: результаты первой пятилетки, новые задачи, приоритеты и перспективы


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.92.91.54

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������