Цели и приоритеты социально-экономического развития Мурманской области |
Цели и приоритеты социально-экономического развития Мурманской области в рамках целевого сценарияГлавная задача реализации стратегического подхода к развитию региона - определение целей и приоритетов его развития на долгосрочную перспективу. Один из основных принципов стратегического планирования - «от будущего к настоящему», т.е. так называемый «нормативный» подход. В отличие от «генетического» подхода, предполагающего формирование будущего исходя из сложившихся тенденций настоящего времени, этот подход ориентирован на постановку желаемых целей и выбор тех направлений и механизмов, которые в наибольшей степени обеспечивают достижение желаемого будущего. «Нормативный» подход используется в принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепции демографического развития РФ до 2015 г., а также в стратегических документах многих регионов и крупных городов страны (например, Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 г.).При разработке стратегических направлений развития Мурманской области использован «нормативный» подход. Система стратегических целей социально-экономического развития Мурманской области и критериев их достижения определяет образ желаемого будущего региона. Одновременно такая система целей и приоритетов учитывает, с одной стороны, существующие проблемы, определяемые особенностями, внутренними и внешними факторами развития региона, а с другой - обеспечивает адекватный ответ на долговременные системные вызовы, порождаемые глобальными факторами. На основании анализа социально-экономического развития области по отдельным сферам и направлениям были выявлены основные проблемы и на этой основе сформулированы стратегические цели развития по каждой сфере, направлению деятельности. Таким образом, был реализован проблемно-ориентированный подход к постановке целей. Одним из использованных методических приемов при определении приоритетов и целей развития области явился анкетный опрос экспертов1(В опросе приняло участие 22 эксперта, в том числе специалисты КНЦ РАН, Администрации Мурманской области). В предложенной экспертам анкете был предусмотрен открытый вопрос о генеральной цели социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу и обеспечивающих ее достижение подцелях. Результаты были обработаны с помощью типовых методов обработки экспертных опросов и приняты во внимание при формулировании генеральной цели, подцелей и задач, обеспечивающих их достижение. Кроме того, для постановки целей и определения критериев их достижения были использованы результаты сопоставления показателей социально-экономического развития Мурманской области с «пороговыми» значениями показателей устойчивого развития, т.е. предельно-критическими величинами, несоблюдение которых может привести к формированию разрушительных, угрожающих устойчивому развитию, тенденций в социальной, экономической и экологической сферах региона. Ориентирами роста уровня и качества жизни населения области при определении целей избраны стандарты качества жизни, достигнутые в странах Северной Европы, являющихся ближайшими «соседями» Мурманской области. Эти стандарты включают: высокий уровень физического здоровья, образования, благосостояния, обеспеченности жильем; высокую доступность и качество социальных услуг; высокий уровень качества окружающей среды. Один из важнейших аспектов перспективного развития Мурманской области, который в масштабах страны признан в качестве вызова будущего развития, - демографическая ситуация. Большинство прогнозов динамики численности населения России (ООН, Росстат, исследовательские центры) предсказывают ее сокращение в период до 2025 г. В отношении Мурманской области прогнозы (Мурманскстат, ИЭП КНЦ РАН) также указывают на довольно высокую вероятность продолжения процесса сокращения численности населения региона в долгосрочной перспективе. Прогнозные оценки численности населения области колеблются в пределах 693-750 тыс. человек в 2025 г. при нынешнем уровне 850 тыс. человек. Однако такие ожидания не снижают, а повышают значение «нормативного» подхода к стратегическому планированию демографической составляющей, основанного на видении желаемого будущего Мурманской области как региона со стабильной численностью населения. Именно такой подход, на наш взгляд, побуждает к осуществлению активной демографической политики в регионе, соответствующей подходу, целям и задачам Концепции социально-экономического развития РФ до 2020 г., а также задачам реализации инновационного социально ориентированного сценария развития Мурманской области. Ведь известно, что небольшие по численности населения регионы даже в условиях низких инвестиционных рисков имеют ограниченные перспективы экономического роста и уже через 10-15 лет достигают своего «потолка», когда даже высокая инвестиционная привлекательность не в состоянии обеспечить дополнительные инвестиции. Наличие достаточно высокой численности населения, разнообразных социальных слоев и групп - необходимое условие интенсивной инновационной деятельности в регионе и в его местных сообществах. Именно поэтому в качестве целевого ориентира численности населения области в 2025 г. принят уровень 830-850 тыс. человек. При определении целей и приоритетов развития области учтены ключевые идеи и целевые ориентиры Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Таким образом, стратегическими целями и приоритетами инновационного социально ориентированного развития региона в рамках целевого сценария являются следующие. Генеральная цель - рост человеческого потенциала и качества жизни населения Мурманской области на основе ее инновационного, устойчивого социального, экономического и экологически сбалансированного развития, обеспечивающего статус области как конкурентоспособного региона, опорного центра России на Европейском Севере и в Арктике, с качеством жизни на уровне стандартов стран Северной Европы.Главный критерий достижения генеральной цели - продолжительность жизни населения области в 2025 г., соответствующая уровню стран Северной Европы, - 75-77 лет. С учетом установленной генеральной цели приоритетами социально-экономического развития Мурманской области в долгосрочной перспективе будут:1) развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни населения;
2) повышение конкурентоспособности экономики области;
3) формирование эффективных институтов развития региона.В качестве основных подцелей и задач, обеспечивающих достижение генеральной цели, а также критериев достижения целей выступают: 1. Сохранение и развитие человеческого потенциала, рост уровня и качества жизни населения:- преодоление бедности - снижение уровня бедности в 3 раза (до 5-6% доли населения с доходами ниже прожиточного минимума), ликвидация экономической бедности; - повышение уровня здоровья населения - развитие приверженности здоровому образу жизни, сокращение уровня распространенности основных факторов риска (высокого артериального давления, употребления алкоголя, табакокурения, наркотиков) в 2-4 раза; - усиление преимущества региона, достигнутого по уровню образования населения в сравнении со средним по стране; повышение удельного веса населения с профессиональным образованием до 70%; - сохранение для населения экономических преимуществ жизни в регионе; достижение уровня средней заработной платы, в 5-6 раз превышающего величину прожиточного минимума. 2. Улучшение демографической ситуации в регионе:- снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте (не менее чем на 30%), сокращение в 2 раза младенческой смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни не менее чем на 8 лет; рост рождаемости и достижение естественного прироста населения; - преодоление миграционной убыли и достижение на этой основе стабилизации численности населения. 3. Улучшение среды обитания населения области:- сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 30%; - повышение доли населения, проживающего в местах с благоприятной экологической обстановкой, до 95% за счет уменьшения площади зон загрязнения. 4. Повышение качества и доступности социальных услуг, оказываемых населению (здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, социального обслуживания, культуры и спорта):- обеспечение высоких стандартов качества и доступности социальных услуг (здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и др.); рост доли населения, удовлетворенного качеством и доступностью социальных услуг, до 70-80%; - повышение уровня государственных расходов на здравоохранение в Мурманской области до 7-8% от ВРП; - достижение среднего уровня обеспеченности жильем 30-40 м2 на человека. 5. Повышение уровня конкурентоспособности экономики региона, ее диверсификация, формирование производственных кластеров:- развитие новых для области отраслей промышленности и транспорта: нефте- и газопереработки, трубопроводного транспорта, производства редкометалльной и редкоземельной продукции; - формирование не менее 6 производственных кластеров (транспортно-логистического, горно-металлургического, горно-химического, нефтегазового, рыбопромышленного, туристического); - рост числа малых и средних предприятий, повышение доли постоянно занятых на малых и средних предприятиях до 25%, развитие малого инновационного предпринимательства; - развитие агропромышленного комплекса, повышение уровня обеспечения продовольствием за счет собственного (внутрирегионального) производства; - обеспечение ускоренного развития отраслей производственной инфраструктуры (транспорта, энергетики, строительства). 6. Повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала, деятельности традиционных отраслей экономики области на основе внедрения технологических инноваций, обеспечивающих комплексность использования сырья и экологическую безопасность производства:- рост доли промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации до 40-50%; - увеличение доли инновационной продукции в общем объеме выпуска до 30-40%; - повышение комплексности переработки сырья, рост энергоэффективности экономики, снижение энергоемкости ВРП не менее чем на 30%. 7. Повышение производительности труда, рост инвестиций в человеческий капитал и расширенное воспроизводство основных производственных фондов на новой технико-технологической основе:- достижение среднего темпа роста производительности труда по показателю ВРП на одного занятого в экономике, превышающего 8% в год; - снижение доли работников, занятых во вредных и опасных (не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам) условиях, не менее чем в 2 раза; - повышение доли капитальных вложений в ВРП до 23-25%; - рост коэффициента обновления активной части основных фондов до 20-25%. 8. Совершенствование и повышение эффективности функционирования институтов развития области:- повышение эффективности деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях; - укрепление существующих и создание новых региональных институтов развития, в том числе Фонда стратегического развития Мурманской области, Агентства развития производственных кластеров, Агентства развития инвестиционной деятельности; - развитие институтов гражданского общества и различных форм участия населения в управлении регионом. Реализация этих приоритетов и поставленных задач требует разработки системы мер и мероприятий деятельности органов государственной власти, населения и бизнеса. Основные элементы данной системы мер в соответствии с выбранными приоритетами приведены в Приложении. Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи по теме "Развитие Мурманской области":Экономическое и социальное развитие Мурманской области Начало развития Мурманского транспортного узла Назначен министр экономического развития Мурманской области Аналитический обзор социально-экономического развития Мурманской области (по итогам за 2008 год) Социально-экономическое развитие Мурманской области Сценарии социально-экономического развития Мурманской области Оценка промышленного и логистического развития Мурманской области Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 13167 |