Главная Штокмановский проект целесообразен и рентабелен
Штокмановский проект целесообразен и рентабелен Печать E-mail

Все большее значение приобретает Арктический регион, и, прежде всего, шельф и прибрежные территории арктических морей с точки зрения добычи углеводородного сырья: нефти, газа, газоконденсата.

К 2026 году Россия сможет добывать в Арктике 145 млн. тонн нефти и 278 млрд. куб. метров газа. К 2020 году добыча составит соответственно 100 млн. тонн и 150 млрд. куб. метров.

Оценочные ресурсы всего арктического шельфа РФ составляют 51 млрд. тонн нефти и 87 трлн. куб. метров газа. В западной части Арктики сосредоточено 42 млрд. тонн ресурсов нефти и 77 трлн. куб. метров ресурсов газа. Реальными работами на арктическом шельфе России сегодня занимаются компания «Штокман Девелопмент АГ», созданная «Газпромом», норвежской компанией «Статойл» и французской «Тоталь» для разработки первой фазы Штокмановского проекта; ООО «Газпром Добыча шельф», которая занимается второй и третьей фазами Штокмановского проекта; ООО «Газпром Нефть Шельф», которая уже осенью 2011 года должна начать добычу нефти на Приразломном месторождении, а затем и на других месторождениях «черного золота» Печорского моря.

Жители Мурманской области живут ожиданиями начала работ в рамках Штокмановского проекта. Но в СМИ появились публикации о том, что некоторые руководители иностранных компаний, партнеров «Газпрома» по данному проекту, считают, что для его реализации нужны особые инвестиционные условия, в честности, президент российского отделения Statoil Ян Хельге Скоген заявил: «Штокмановский проект требует создания с нуля всей инфраструктуры в Баренцевом море. Чтобы создать эту инфраструктуру, нужны огромные инвестиции. Такие инвестиции с учетом нынешней налоговой политики России делают проект экономически нецелесообразным».

Так будет ли реализован Штокмановский проект, или он постоянно будет отдаляться от нас, как линия горизонта?

Проект стратегического значения

Реакция на публикации в СМИ, как и следовало ожидать, последовала незамедлительная. Хельге Лунд настаивает на том, что проект разработки Штокмановского месторождения будет реализован. В компании - операторе Штокмановского проекта - Shtokman Development AG сразу же заявили, что согласно технико-экономического обоснования (ТЭО), проект разработки Штокмановского месторождения технически реализуем и рентабелен.

Конечно же, компании-инвесторы Штокмановского проекта надеются и ожидают, что им будет предоставлено комфортное налогообложение.

Представитель премьера Дмитрий Песков отметил, что проект действительно сложный, но величина его запасов - залог коммерческой привлекательности. И, возможно, налоговое бремя для Штокмана будет снижено.

В этой связи не стоит забывать, что во время посещения Мурманска Премьер-министр РФ Владимир Путин заявил: «Никто не отменял реализацию этого проекта. Весной следующего года должно быть инвестиционное решение - и сразу начнется работа по освоению этого месторождения. Конечно, потребуется несколько лет для того, чтобы месторождение запустить, создать необходимую инфраструктуру, но это обязательно должно быть сделано», - отметил он.

Да и вообще, сейчас трудно себе представить, что Statoil и Total покинут такой перспективный проект, как разработка Штокмановского месторождения.

Не стоит забывать и тот факт, что Штокмановское ГКМ должно обеспечить поставки газа в трубопровод «Северный поток», который уже строится. Для России этот проект имеет стратегическое значение, особенно в свете подготовки новой доктрины энергетической безопасности страны.

По мнению Секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, несмотря на то, что внутренние потребности страны в энергоресурсах обеспечены на десятки лет вперед, привычный потенциал постепенно сокращается. По данным Минприроды России, более 75 % месторождений уже вовлечены в освоение, а их средняя выработанность приближается к 50 %. В этих условиях существенным крупным резервом углеводородного сырья становится континентальный шельф, общие извлекаемые ресурсы нефти и газа которого оцениваются в 100 миллиардов тонн условного топлива. В настоящее время на шельфе России учтено 51 месторождение, из них 6, в том числе и Штокмановское, являются уникальными.

К сожалению, освоению шельфовых месторождений мешает нехватка современных буровых установок и специальных судов, их высокая стоимость и отсутствие необходимой инфраструктуры по транспортировке и переработке добытых углеводородов. Необходимы огромные технологические и финансовые ресурсы, объединение усилий государства и ведущих российских компаний, что мы и наблюдаем в последнее время в рамках Штокмановского проекта.

Вопрос, связанный с необходимостью освоения шельфовых месторождений, обсуждался на заседании Совбеза: правительству поручено до конца 2011 года завершить разработку и утвердить государственную программу разведки континентального шельфа России и освоения его минеральных ресурсов на долгосрочную перспективу.

А на Кольском полуострове в районе поселка Териберка уже ведутся работы по созданию инфраструктуры в рамках Штокмановского проекта, не говоря уже о проведенных морских и наземных инженерных изысканиях и выполненных проектных работах, на которые потрачены сотни миллионов долларов. «Газпромом» заказаны и строятся плавучие полупогружные платформы для бурения эксплуатационных скважин «Полярная звезда» и «Северное сияние», решается вопрос о строительстве судов-газовозов и другой техники. «Газпромовская» дочерняя компания ООО «Газпром добыча шельф» вплотную занимается строительством дороги к губе Орловка, где планируется возведение объектов второй и третьей фаз Штокмановского проекта.

Что касается «Штокман Девелопмент АГ», то эта компания должна в ближайшее время представить акционерам весь пакет документов для принятия окончательного инвестиционного решения по «Пусковому комплексу Первой фазы Штокмановского проекта».

Териберчане голосуют «За»

За реализацию морской части первой фазы Штокмановского проекта териберчане проголосовали единогласно еще 13 мая 2010 года.

15 февраля 2011 года в поселке Териберка состоялись Общественные слушания в рамках обсуждений первой фазы комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, «Береговые объекты пускового комплекса подготовки газа к транспортировке», в том числе, раздела «Перечень мероприятий по охране окружающей среды, включая ОВОС». Слушаниям предшествовала работа общественных приемных, в которых жители Москвы, Мурманска, Колы и поселка Териберка могли ознакомиться с документами по данному проекту, а также оставить свои замечания. Итогом обсуждения стало одобрение предоставленных материалов.

Но чтобы убедить жителей поселков Териберка и Лодейное проголосовать «за», представителям компании Штокман Девелопмент АГ, а также специалистам, разрабатывавшим проект береговых объектов и его экологическое обоснование, пришлось не только провести подробную презентацию проекта, но и ответить на многочисленные вопросы жителей.

Марат Шарифуллин, заместитель технического директора ШДАГ по экологическим вопросам отметил, что разработка проекта освоения первой фазы Штокмановского ГКМ поставила перед государством, проектировщиками, промышленностью, операторами проекта и инвесторами сложнейшие задачи.

Политику ШДАГ в области охраны окружающей среды утвердил совет директоров Штокман Девелопмент АГ 20 мая 2009 года. Она ориентирована на самые высокие российские и международные стандарты в области промышленной безопасности, обеспечения безопасности труда и охраны окружающей среды. В период с 2007 по 2010 год выполнены комплексные инженерно-геологические изыскания по трассе прокладки подводного трубопровода, в месте его выхода на берег, и на площадках, где будут возводиться береговые объекты.

Проект береговых объектов был разработан в конце 2010 года Донецким ОАО «ЮЖНИИГИПРОГАЗ», у которого опыт проектирования береговых объектов насчитывает 80 лет. Заместитель руководителя проекта Сергей Вишняков отметил, что в марте 2009 года была выбрана площадка, площадью 210 гектаров в трех километрах от берега, на которой предстоит за полтора года выполнить большой объем работ. Среди объектов, которые предстоит возвести к 2016 году - береговой участок морского трубопровода, установки комплекса подготовки газа (УКПГ) к транспортировке по наземному газопроводу, электростанция, вахтовый поселок, пожарное депо, вертолетная площадка и административное здание.

Производительность УКПГ составит 23,31 млрд. м3 газа в год. На УКПГ газ будет поступать предварительно очищенный на самоходном ледостойком технологическом судне FPU (Floating Production Unit). На УКПГ произойдет разделение двухфазного потока сырьевого газа на газ и газоконденсат. Стабильный газоконденсат будет отправляться на экспорт танкерами, а газ в трубопровод.

УКПГ займет площадь 18 гектаров и разместится на двух террасах. На нижней расположатся приемные сооружения, на верхней - технологическая установка. УКПГ будет работать без обслуживающего персонала, т.к. управление комплексом будет осуществляться в автоматическом режиме из административного корпуса.

На площадке административной зоны разместятся ремонтно-механические мастерские, склад, сооружения противопожарного водоснабжения и гараж. Вахтовый поселок расположится в трех километрах от УКПГ. Он будет состоять из двух общежитий на 100 человек каждое, с общественным центром, столовой, медпунктом и местами отдыха. Рядом разместится пожарное депо. Электроснабжение берегового комплекса будет осуществляться от электростанции собственных нужд, мощностью 7,1 мегаватта (7 газотурбинных агрегатов).

На береговом комплексе будет применена интегрированная система управления и безопасности береговых объектов. Весь комплекс будет обслуживать 255 человек вахтовым методом (в вахте по 128 человек).

Не обошли вниманием организаторы общественных слушаний и экологические проблемы. О них доложила Галина Андреева, главный инженер ООО «ФРЭКОМ», компании, выполнившей природоохранный раздел проекта. Она проинформировала участников слушаний о том, что при разработке перечня природоохранных мероприятий учитывалось и российское, и зарубежное природоохранное законодательство.

Он включает комплекс мер по очистке сточных вод и охране атмосферного воздуха. В 2007-2010 годах специалистами были проведены исследования, в которых приняли участие Центр Гидроэкологических исследований, Полярный НИИ рыбного хозяйства и океанографии, Кольский центр охраны дикой природы, НПО «Тайфун». По итогам исследований определены границы санитарной зоны в радиусе 600 метров от Установки комплекса подготовки газа (УКПГ) и зона санитарной защиты в радиусе 1000 метров.

- На основе анализа технических решений, - заверила она, - можно сделать вывод о высокой технической надежности объектов берегового комплекса 1 фазы Штокмановского проекта. Воздействие на окружающую среду будет минимизировано.

Представитель экологической организации «Беллона» Нина Лесихина не преминула задать вопрос по принимаемым мерам, направленным на снижение выбросов СО2. Ответ был предельно лаконичным: на стадии строительства выбросы СО2 составят 0,2% от общих выбросов СО2, а на стадии эксплуатации 0,02%. Факельная установка, которая, по мнению экологов-общественников, представляет особую опасность с точки зрения выброса в атмосферу продуктов горения, реально будет использоваться в течение 1 часа 2 раза в год, благодаря нововведению, используемому в данном проекте. Ранее в факельной установке сжигался продувочный газ, чтобы не допустить взрыв.

Сейчас для этой цели планируется использовать продувочный азот. И еще несколько цифр. Сегодня города и предприятия Мурманской области сжигают 1,5 миллиона тонн мазута и 1 миллион тонн угля, выбрасывая в атмосферу огромное количество парниковых газов. С переходом на отопление газом выбросы СО2 сократятся в три раза.

Директор института промышленной экологии Севера КНЦ РАН Владимир Маслобоев сказал: «Я знаком со многими проектами, в том числе, с заводом СПГ «Белоснежка», расположенном в Норвегии. Для Штокмановского проекта, все делается правильно, с учетом жестких российских и зарубежных экологических требований. Что касается поселка Териберка, то реализация Штокмановского проекта вдохнет в него новую жизнь».

И это действительно так. По сравнению с 2009 годом налоговые поступления возросли в три раза. На данном этапе сумма не столь впечатляющая, но это лишь начало реализации грандиозного проекта.

Жителей интересовали меры по обеспечению противопожарной защиты объектов берегового комплекса и поселка, сроки прокладки новой автомобильной дороги в сторону Мурманска, строительства нового водозабора и очистных сооружений. Все эти вопросы находятся в стадии проработки. Но уже сейчас «Штокман Девелопмент АГ» реализует в Териберке ряд социальных проектов. Например, большинство выпускников местной школы имеют возможность получить профильное высшее образование в Мурманском государственном техническом университете.

В общем контексте прошедших слушаний нельзя не остановиться еще на одном мероприятии. 17 февраля 2011 в Совете Федерации прошел круглый стол «Экологически безопасные технические и технологические решения при освоении нефтяных и газовых месторождений в Баренцевом море». В работе круглого стола приняли участие: Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов, Председатель Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, председатель Комиссии СФ по национальной морской политике Вячеслав Попов, заместитель председателя Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Василий Дума, а также представители министерств, добывающих компаний, научных и общественных организаций.

В рамках мероприятия Главный исполнительный директор компании "Shtokman Development AG" Алексей Загоровский познакомил участников круглого стола с результатами масштабной подготовительной работы по обеспечению экологической безопасности проекта.

Разработка Штокмановского месторождения имеет особую важность как стартовый проект по освоению арктической зоны, как с точки зрения его экономической значимости, так и с точки зрения наработки новейших экологически безопасных технологии освоения газовых месторождений в условиях чувствительной экосистемы Арктики.

Полностью осознавая сложность задач, стоящих перед операторами проекта, "Shtokman Development AG" провел большую подготовительную работу по обеспечению максимальной экологической безопасности разработки Штокмановского месторождения.

Депутаты теперь в курсе

16 февраля в Мурманской областной Думе с презентацией первой фазы Штокмановского проекта выступил Кирилл Молодцов, заместитель главного исполнительного директора Штокман Девелопмент АГ.

Ведь от законодателей зависит принятие законов, обеспечивающих благоприятные инвестиционные условия для работы компаний, занятых в проекте.

В настоящее время компанией ШДАГ ведется работа с зарубежными производителями современного оборудования. В соответствии с условиями контрактов, большая часть металлоконструкций будет производиться на российских предприятиях, с передачей передового опыта строительства современных технических комплексов. К ним относятся, и объекты морской части проекта, с морским добычным комплексом, система промысловых трубопроводов и гибких рейзеров для подачи на технологическое судно газоконденсатного потока, технологическая платформа типа FРU, самоходное ледостойкое технологическое судно, длиной 320, шириной 60 метров, водоизмещением 260 тысяч тонн (аналогов такого судна в мире нет), которая сможет отстыковываться в случае опасного приближения айсбергов от подводного добычного комплекса, а также подводный двухниточный трубопровод, диаметром 36 дюймов.

На настоящее время завершены работы по FEED, техническому проектированию проекта, пройдена государственная экологическая экспертиза, получено положительное заключение, проработана вся нормативная база с учетом мирового опыта и действующего российского законодательства, проводятся тендеры по морской части проекта (анализируются технические предложения и готовятся запросы ценовых параметров). Все работы ведутся в точном соответствии с графиком. Сегодня в конкурентной борьбе за получение заказа на строительство FРU участвуют две группы компаний: с одной стороны Самсунг, Сайпем, Софек и с другой Акер, Текнип, СБМоффшор.

Проектируется и завод СПГ, который по своим масштабам будет самым крупным в мире.

Говоря о примерных сроках принятия окончательного инвестиционного решения, он отметил, что 5 февраля 2010 года было принято решение реализовывать Первую фазу Штокмановского проекта в два этапа. На первом этапе, со сроком реализации в 2016 году обеспечить поставки трубопроводного газа, для чего необходимо ввести в строй морские и береговые объекты пускового комплекса, а в 2017 году - дать продукцию с завода СПГ, который к тому времени будет введен в строй. Сейчас идет обсуждение данной проблемы на самом высоком уровне, с тем, чтобы в первом или втором квартале 2011 года принять окончательное инвестиционное решение.

«Штокман Девелопмент АГ» ведет активную работу с властями региона. Успешно функционируют совместные рабочие группы компании и Правительства по вопросам энергообеспечения проекта, землепользования, экологической и промышленной безопасности, сотрудничества с региональными промышленными предприятиями, информационной политики. Серия встреч в региональном парламенте открывает новое направление взаимодействия.

- Мы активно сотрудничаем с региональными властями, - отметил в своем выступлении Кирилл Молодцов. - В настоящее время «Штокман Девелопмент АГ» формирует предложения по совершенствованию законодательства Мурманской области в части развития государственной поддержки инвестиционной деятельности, позволяющей обеспечить взаимовыгодное партнерство инвесторов и региона.

Депутаты Мурманской областной Думы не только проявляют повышенный интерес к крупным инвестиционным проектам, но и готовы подключиться к большой законотворческой работе по улучшению инвестиционного климата в Мурманской области.

Что касается налоговых льгот, то Shtokman Development начала переговоры с правительством об их предоставлении для освоения Штокмановского месторождения. Об этом сообщил глава представительства Total в России Пьер Нергарарьян в рамках конференции "Шельф России-2011". По его словам, в ближайшее время Shtokman Development назовет сумму планируемых капитальных и операционных затрат по проекту, после этого будет понятно, какие налоговые преференции нужны проекту.

Новаторский характер проекта требует не только применения новейших технологий в области обеспечения экологической безопасности проекта в целях соблюдения требований Российского законодательства, но и опережающего развития существующей законодательной и нормативной базы РФ, в том числе в направлении, позволяющем создать благоприятные условия для привлечения инвесторов и компенсировать затраты оператора на развитие.

Участие отечественных предприятий в реализации первой фазы Штокмановского проекта в консорциуме с западными компаниями, позволит им получить опыт проектирования и производства необходимого оборудования для освоения арктических шельфовых месторождений, станет стартовой площадкой для их участия в реализации последующих фаз.

Не Штокманом единым

К компании мировых грандов, ориентированных на арктический шельф России, в число которых входят «Газпром», «Статойл» и «Тоталь» добавились английская «British Petroleum» (ВР) и российская компания «Роснефть», которые намерены развернуть работы на шельфе Карского моря. Только на геологоразведку BP и «Роснефть» намерены затратить 2 миллиарда долларов. Радует то, что свои заказы могут получить отечественные предприятия, а именно Мурманские «Севморгеофизика», «Арктикморнефтегазразведка», «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция».

Придется разрабатывать и новейшие подводные добычные комплексы для работы подо льдами Карского моря, покрытого ледовым панцирем большую часть года. В Мурманске, во время проведения Международной научно-практической конференции «Нефть и газ арктического шельфа-2008» состоялась презентация проектной разработки по добыче газа подводным способом ЦКБ «Лазурит», ОАО «ВНИИНЕФТЕМАШ» и ООО «ВНИИГАЗ». Ими разработана концепция создания подводного промысла для комплексной разработки шельфовых Ленинградского и Русановского месторождений. Получен патент на техническое решение по объектам обустройства.

Это решение включает в себя следующие объекты:

- подводное буровое судно;

- транспортно-спасательный подводный аппарат;

- подводное судно обеспечения;

- опорную технологическую платформу, одну на два месторождения;

- береговую сепарационно-компрессорную станцию на берегу полуострова Ямал, куда газ будет поступать по подводному трубопроводу.

Для создания современной добычной техники Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) намерена создать совместное предприятие (СП) с итальянским концерном Saipem SA для проектирования судов для работы на шельфе.

Для жителей Мурманской области небезынтересен и проект «Ямал СПГ» по освоению месторождений газа на полуострове Ямал компанией «НОВАТЭК».

Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон заявил, что собирается ввести первую очередь завода мощностью 5 млн. тонн в год в 2016 году. И еще две очереди завода построить не позднее 2020-го года.

Ямал де-факто становится важнейшим газовым плацдармом страны. Ресурсы региона огромные.

Компания НОВАТЭК берется за проект по производству сжиженного природного газа (СПГ). Спрос на него в мире устойчивый. Товар предполагается транспортировать с полуострова Ямал Северным морским путем - вдоль омывающих побережье РФ ледяных морей в Азиатско-Тихоокеанский регион, в первую очередь в Китай. Как емкие рынки сбыта рассматриваются также Северная Америка, Европа.
И уже 2 февраля в Москве состоялось событие, напрямую связанное с реализацией данного проекта. Первый заместитель Председателя Правления ОАО «НОВАТЭК» Михаил Попов и Генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша подписали Соглашение о сотрудничестве. Соглашение закрепляет заинтересованность и намерения Сторон развивать стратегическое сотрудничество в сфере обеспечения безопасной транспортировки углеводородов с полуострова Ямал по трассам Северного морского пути (СМП).

Подписанный документ определил приоритетные направления сотрудничества Сторон:

1) совместная разработка схем и организация безопасной транспортировки грузов для обустройства месторождений «НОВАТЭКа» на полуострове Ямал;

2) участие в пилотном проекте «НОВАТЭКа» «Ямал СПГ» в части организации морской транспортировки сжиженного природного газа с привлечением атомного ледокольного флота «Атомфлота»;

3) организация ледокольной проводки судов при транспортировке стабильного газового конденсата «НОВАТЭКа» по трассам СМП из порта Витино в порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона в 2011 году.

Не прочь поучаствовать в реализации проекта «Ямал СПГ» и Финляндия, которая предложила российской стороне свои услуги. Предложение было сделано в ходе заседания рабочей группы по нефти и газу в рамках российско-финляндской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Финская сторона сделала презентацию инновационного сотрудничества в сфере оффшорных проектов. Особый акцент был сделан на буровых платформах, судах и плавающих производственных установках. В частности, было представлено предложение по участию финских компаний в программе СПГ на Ямале. Финские участники рассказали также о возможностях сотрудничества с РФ в области геологической, геофизической и экологической безопасности на море.

Таким образом, события последних лет, связанные с перспективами освоения месторождений углеводородного сырья арктического шельфа, вселяют оптимизм.

Материал подготовлен Юрием Банько

Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 3 2011

Еще статьи на тему "Штокмановский проект":

Штокмановский проект: ход реализации

Россия заинтересована в скорейшем запуске Штокмана

Штокман - приоритетный проект освоения Арктики

Мониторинг зообентоса в районах влияния Штокмановского проекта

Дальнейшая реализация фазы 1 Штокмановского проекта

Штокмановский проект целесообразен и рентабелен 1250 из 1500 на основе 5000 оценок. 350 обзоров пользователей.

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

44.220.251.57

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .