Порт и портовые грузоперевозки |
Опыт организации деятельности морских портовых комплексов в региональном хозяйстве на примере Приморского краяАнна ФОФАНОВА, преподаватель кафедры национальной экономики НОУ «Мурманский гуманитарный институт» В Дальневосточном бассейне России, в Приморском крае, действуют порты Владивосток, Восточный и Находка, представляющие вместе региональный морской портовый комплекс (РМПК, комплекс Приморского края). Их опыт организации портовой деятельности по оказанию услуг переработки грузов особенно интересен в связи с акцентированием государственного внимания на Восток, согласно Стратегии развития морской деятельности РФ до 2020 гг. и на более отдаленную перспективу, принятую в декабре 2009 г.В первую очередь рассмотрим деятельность порта Владивосток - крупнейшего глубоководного тихоокеанского порта России. Он расположен на северо-западном побережье Японского моря, на берегу бухты Золотой Рог (залив Петра Великого), имеет круглогодичную навигацию, связан с железнодорожной системой РФ, с Западной Европой Транссибирской магистралью. Основной стивидорной компанией, осуществляющей перевалку грузов в порту, является ОАО «Владивостокский морской торговый порт». За 2008 г. обществом переработано 5 884,9 тыс. т, за 2009 г. - 6 226,2. [2, с. 48] Его грузооборот вырос на 5,8% - за счет увеличения переработки черных металлов в 1,6 раза; обработки грузов в контейнерах на 4,7%; перегрузки навалочных грузов. Однако вследствие влияния мирового финансового кризиса, была сокращена перевалка металлолома и тарно-штучных грузов.
Все компании порта Владивосток переработали в 2008 г. 14 940,6 тыс. т, в 2009 г. - 15 646,5 тыс. т. Таким образом, у порта отмечен рост грузопереработки на 4,7%. [2, с. 50] Структура портового грузооборота включает потоки, следующие в экспортном, импортном и каботажном направлениях. В экспорте преобладают черные металлы Амурского и Магнитогорского металлургических комбинатов, а также целлюлозобумажная продукция, выпускаемая Братским и Усть-Илимским комбинатами. В импорте - крупнотоннажные контейнеры, автомашины и специальная техника. Порт Владивосток удобно расположен в транспортной структуре региона, что определяет его важную роль в международных и каботажных морских перевозках в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Его торговыми партнёрами являются более двадцати стран. Он имеет соответствующую мировым стандартам сервисную структуру, использует услуги не только стивидоров, но и агентов, экспедиторов, тальманов и пр. Таким образом, порт может предоставлять современное обслуживание своим клиентам в полном объеме.Владивостокский порт имеет возможность переработки навалочных грузов, особенно зерновых. В связи с тем, что зернового элеватора на территории нет, подобные насыпные грузы перегружаются «с моря» по прямому варианту. Для переработки груза «на море» применяется установка для тарировки сыпучих грузов в мешки и биг-бэги. Морской порт осуществляет также перевалку нефтепродуктов наливом. Порт Восточный расположен на берегу Японского моря, в незамерзающей бухте Врангеля и осуществляет свою деятельность с 27 декабря 1973 г., когда в нем была произведена погрузка первого теплохода. Порт использует естественные глубины, достигающие на фарватере 22 метров, позволяющие принимать суда дедвейтом до 150 тыс. т. [3] Среди достоинств порта также отмечаются: отсутствие рекреационной зоны в непосредственной близости, большие складские площади, способность размещать крупные партии грузов, высокопроизводительное перегрузочное оборудование, единая компьютерная сеть управления транспортным узлом и высокая пропускная способность припортовой железнодорожной станции.В августе 1992 г. Восточный порт был преобразован в ОАО «Восточный порт». В настоящее время - это крупнейшая стивидорная компания на Дальнем Востоке России со специализацией по перевалке каменного угля с использованием конвейерного оборудования. В 2009 г. доля экспортного угля в общем грузообороте составила 96,5% (14 млн. 81,8 тыс. т). [1]
В структуру компании входят специализированный угольный комплекс и универсальный производственно-перегрузочный комплекс, который занимается перевалкой генеральных и навалочных грузов (уголь, клинкер, кокс, железорудный концентрат, лес и пр.). Он может перегружать металлы, целлюлозу, глинозём, химические, длинномерные и тяжеловесные грузы. Общество в 2009 г. обработало 14 млн. 585,8 тыс. тонн грузов различной номенклатуры, что на 3% меньше показателей 2008 г. Его специализированный угольный комплекс за 2009 г. обработал 12 млн 277,6 тыс. тонн угля. По отношению к 2008 году грузооборот составил 95%. Через универсальный производственно-перегрузочный комплекс за отчетный период прошло 2 млн 308,2 тыс. тонн различных грузов, по отношению к 2008 г. грузопереработка увеличилась на 10%. Снижение грузооборота по итогам 2009 г. произошло по причине модернизации вагоноопрокидывателя. В связи с этим угольный комплекс работал не в полную силу, что повлияло на грузооборот компании в целом. Универсальный производственно-перегрузочный комплекс, в свою очередь, превысил показатели 2008 года, обработав в 2009 году более 2 млн 300 тыс. т грузов. [1] В результате функционирования всех операторов порта Восточный в 2008 г. им было перегружено 20 446 тыс. т грузов. В 2009 г. - 18 442 тыс. т. Сжижение грузопереработки составило 9,8%. [2, с. 50]. Несмотря на отдельные тенденции деятельности портов (Владивосток, Восточный) в регионе основной поток грузов следует в направлении Находки, с которым данные порты представляют РМПК. Порт Находка расположен на Северо-западном побережье Японского моря в Восточной части залива Петра Великого в заливе Находка. Он связан с любой точкой Евро-Азиатского континента Транссибирской железнодорожной магистралью и играет важную роль, обслуживая грузовые потоки Азия - Европа - Азия. Автомагистраль связывает его с международным аэропортом во Владивостоке.Исходя их данных статистики, планируется, что Находка станет одним из ведущих морских портов России, а также крупнейшим транспортным центром Дальнего Востока. Однако развитие региона в условиях рыночных преобразований страны претерпело существенные изменения. Особенности геополитического положения, высокий уровень значимости сложившихся там социально-экономических проблем предопределили разработку и утверждение Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. (позднее до 2010 г. - Прим.) [5], получившей в 1996 г. статус президентской.
Одна из главных задач программы - это вовлечение данных регионов в мировое хозяйство через экономическое сотрудничество с Азиатско-Тихоокеанскими странами. Таким образом, программа позволила создать локализованную территорию интенсивного международного сотрудничества на основе механизмов свободных экономических зон (СЭЗ), включая СЭЗ «Находка», первую в России, получившую данный статус в 1990 г. В качестве главного российского порта на Тихом океане Находка является ключевым перевалочным пунктом. Её четыре незамерзающие специализированные порта (рыбный, нефтеналивной и два торговых) переработали в 2008 г. 15 177,6 тыс. т грузов - это 30% всех российских внешнеторговых грузов. В 2009 г. - 15 760,7 тыс. т. Таким образом, прирост переработки грузов в порту составил 3,8% [2, с. 52]. Портовые сооружения Находки являются одними из наилучших активов территории: действуют глубоководные причалы, грузы транспортируются по железной дороге, функционирует оборудование для обработки древесины, металлов, автомобилей, продуктов питания и пр. В числе главных морских компаний, обслуживающих порт - ОАО «Находкинский морской торговый порт», - возникшее в 1947 г. Оно стало первым приватизированным портом в России, где государство продало большинство своих акций. Благоприятные климатические условия, удобное географическое положение, современное навигационное оборудование и наличие безопасной системы проводки судов позволяют порту оказывать услуги с минимальными сроками исполнения и при невысокой стоимости в течение всего года. У причалов одновременно могут швартоваться два десятка крупнотоннажных судов, в год - более 1600 судов, хотя всего в порту 22 причала, общей протяженностью 2560 м, из которых 18 предназначены для погрузо-разгрузочных работ и могут перерабатывать различную номенклатуру грузов. [4] Современный уровень механизации и автоматизации позволяет производить погрузо-разгрузочные работы с высокой интенсивностью с тяжелыми, длинномерными, негабаритными, контейнерными, навалочными и насыпными грузами. Например, порт принимает к обработке прокат черных, цветных металлов, металлоизделия, зерно, химикаты, оборудование, круглый лес, пиловочник, целлюлозу, картон, продовольственные и пр. грузы.
В распоряжении порта находятся современные портальные краны грузоподъемностью до 40 т, автомобильные - мощностью до 50 т, авто- и электропогрузчики различной грузоподъемности, трейлеры, роллтрейлеры для перевозки генеральных грузов и контейнеров международного стандарта, используются плавучие краны (грузоподъемность до 300 т). Интенсивность обработки судов составляет более 2600 т в судо-сутки, а время обработки одного вагона составляет 1,9 вагоно/часа. [4] В перегрузочных комплексах оборудованы крытые склады, самые крупные из которых для хранения экспортно-импортных грузов расположены на мысе Астафьева. Учитывая требования рыночной экономики, в порту создана единая автоматизированная система учета груза, основанная на базе ОАО «Информационные системы», которая позволяет полностью автоматизировать процесс учета с момента поступления грузов и до отгрузки. Компьютерная сеть интегрирована в мировую сеть связи, чем обеспечивает эффективную двустороннюю связь с клиентами и партнерами из любой страны мира и осуществляет запросы в портовую базу данных в реальном режиме времени. Исследовав опыт переработки грузов в Находке, были выявлены проблемы в его организации и деятельности. Значительную долю в грузообороте занимают металлы, поэтому порт напрямую зависит от деятельности комбинатов, а также от мировой конъюнктуры цен на продукцию металлургов. Узкая специализация является крайне нежелательной, так как увеличивается риск оказаться при снижении спроса на металлопродукцию невостребованным.Большое влияние на объем грузооборота оказывает разница в уровнях железнодорожных тарифов на перевозку, регулируемых государством, в направлении Дальнего Востока и Балтийском, Черноморском направлениях. Менее выгодные конкурентные условия у порта Находки по данному уровню, в сравнении с Владивостоком. В связи с чем, на деятельность находкинского морского порта может негативно повлиять изменение тарифов. Их повышение выше критического уровня приведет к снижению грузооборота. В том случае, если сумма стоимости железнодорожного тарифа и фрахта судов осуществляемого грузопотока через порт Находка станет больше или равной сумме этих же затрат, но осуществляемых через южные порты, то грузопоток будет переориентирован на порты Южного бассейна. Повышение ставок по судовым сборам приведет к удорожанию фрахта, снижению грузооборота, росту себестоимости, снижению выручки и чистой прибыли. Деятельность портов Приморского края как РМПК, в значительной мере, формирует экономику региона, представляет основу его производительных сил, обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне тихоокеанского экономического сотрудничества, вносит существенный вклад в повышение «связности» территории страны. Изучив функционирование портов Владивосток, Находка и Восточный, приходим к заключению, что их влияние на экономику Приморского края как РМПК состоит в следующем: • платит налоги (увеличивая налоговую базу, возрастают платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды), которые, главным образом, формируют региональный бюджет;• увеличивает занятость населения;• определяет уровень благосостояния местного населения. От стабильной его работы, ежегодного перечисления довольно значительных сумм налогов напрямую зависит благосостояние жителей. Кроме того, за счет прибыли порт финансирует социальную сферу и оказывает благотворительную помощь;• содействует экономическому росту, поскольку еще не достиг в своей работе максимума возможностей;• повышает надежность и укрепляет экологическую безопасность региона;• обеспечивает ускорение движения грузов и пассажиров;• снижает транспортные издержки в экономике;• развивает промышленную и минерально-сырьевую базу;• развивает базовую транспортно-логистическую инфраструктуру;• предоставляет доступ к безопасным и качественным услугам;• активизирует деловую активность.Это означает, что комплекс с улучшением управления, с модернизацией оборудования, с необходимыми инвестициями превращается в крупнейший мультимодальный (интермодальный) центр на Востоке страны. Список литературы СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 1 2010 Г. Еще статьи на тему "Порт":Какой должна быть структура морского порта Марина Ковтун осмотрела объекты морского порта Развитие туризма на базе порта Мурманск Морской порт и железная дорога завязаны в один узел - транспортный Развитие морского порта - гарантия успеха всех отраслей промышленности Океанский глубоководный порт в Мурманске
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 7328 |