Политика государства сродни интервенции |
Положение тралового флота сегодня очень и очень сложное. Я бы сказал: крайне тяжелоеВступая в 1994-й год, «Рыбный Мурман» по традиции предоставил слово руководителям основных предприятий Северного бассейна. И тоже по традиции первым было интервью с начальником тралфлота, вернее, с генеральным директором АО «Мурманский траловый флот» Ю.Б.Прутковым. На вопрос «Как живется сегодня флоту?» Юрий Борисович признался:- Положение тралового флота сегодня очень и очень сложное. Я бы сказал: крайне тяжелое. Манны небесной я не жду. Просто нереально ожидать серьезных изменений в бюджете, законодательстве, налогообложении и т.д. Однако человек живет надеждами, и если правительство предпримет что-то в этом отношении, мы сможем сохранить достигнутый уровень поставок. В 1993 году мы не добрали только около 30 тысяч тонн. Флот работал великолепно: то ли люди понимали, что от них зависит все, то ли у нас моряки особые... Потенциал неимоверный! У нас разработана программа самовыживания. И я хочу сказать откровенно: эта программа предусматривает значительное сворачивание флота. Если не будет какого-то правительственного вмешательства - другого пути у нас нет. Мы срочно, «вчера» должны избавиться от устаревших судов. Это потребует определенного финансирования, а поскольку одновременно со списанием необходимо проводить модернизацию флота, то ясно, что потребуются колоссальные средства. Впрочем, мы рассчитываем получить инвестиции под модернизацию. В основном от иностранных банков. Оставляем наиболее рентабельные суда - ПСТ, которые работают на дорогой рыбе и коротком плече, хотя их состояние уже сейчас оставляет желать лучшего. Вторая группа - «Моонзунды», при условии, что они будут работать на приемке. - Наверное, сейчас много желающих приобрести небольшие суда, например СТМы? - Когда-то желающих было много, но очень скоро они убедились, что флот - не автомобиль, и что для хорошей работы необходимы организационные службы, независимо от того, два у тебя судна или десять. Другое дело, что флот должен быть оптимизирован, поскольку такой громадой, как тралфлот - 115 судов, очень сложно управлять. В нынешней ситуации количество судов для нас не должно превышать 50-60 единиц. - Правда ли, что траловый флот мог бы сам справиться с выловом всей квоты, выделенной на Северный бассейн? - Правда, и я говорю об этом на всех совещаниях. Тем более, что траловый флот теперь стал спецэкспортером. Провели колоссальную работу, чтобы получить право внешнеэкономической деятельности, то есть торговать рыбой за рубежом... Недавно мы проводили совещание у мэра Мурманска О.П.Найденова и заявили: город обязан нас поддержать, помочь разрубить узел взаимной задолженности. Не будет флота - не будет у города никакой социальной программы. По сути, на Мурманске можно будет ставить крест. И никакое Штокманское месторождение не спасет, мы просто не доживем до него...* По весне, подбив итоги 1993 года, акционеры Мурманского тралового флота вновь собрались вместе, заслушали гендиректора АО Пруткова, былой оптимизм выступлений которого резко скатился до пессимистических нот. Вылов рыбы сократился по сравнению с 1992-м годом на 22, а с 1991-м - на 34 процента. Списано 20 судов. Износ основных фондов составляет 51,2 процента. Значительны непроизводительные потери и в море, и в порту. Аварии и аварийные происшествия увеличили убытки флота на полмиллиарда рублей. Выпуск некачественной продукции унес из флотского кошелька 887 тысяч долларов и свыше трехсот миллионов рублей... Но самое больное - налоги, проценты за кредиты, цены на топливо. После собрания корреспондент «Рыбного Мурмана» И.П.Березюк побеседовала с одним из грамотнейших флотских экономистов замом гендиректора Ю.А.Зиньковым. - Юрий Александрович, можно ли найти выход из столь кризисного состояния флота? - Мы не единственные. Отдать в виде налогов все заработанное - никакая экономика этого не выдержит. Я не виню налоговую инспекцию, это - механизм, это - руки, которыми государство грабит производителя. Нужно винить законодателей. И если некоторым мелким структурам удается выкручиваться то ли с помощью двойной бухгалтерии, то ли других сомнительных мер, то в масштабе нашего флота это невозможно. Да и самоуважение не позволит нам пойти на такое. Однако при существующей инфляции, при таких налогах и взаимозадолженности жить становится невмоготу. Судя по статистике, зарплата у работников промышленности все больше и больше отстает от заработков, скажем, в банках, от тех, кто торгует деньгами. И это понятно. Мы каждый месяц перечисляем миллиарды рублей только за проценты по кредитам. Ведь кредитные ставки достигают 250 процентов. Как поднимать зарплату, если свободной прибыли практически не остается? А поднимать цену на продукцию уже невозможно. Раз нет свободной прибыли, то нет и возможности выплачивать хорошие дивиденды. Отвлекать большие средства на это неразумно, а выплачивать символические суммы в условиях инфляции просто неэтично. Лучше платить работающим зарплату. - У вас предполагается какая-то перестройка в структуре управления? - Холдинг создавать не будем. Но сейчас работает команда из молодых тралфлотовцев: некий генератор идей по поводу реорганизации управления. Потом обсудим, лучшие идеи осуществим. Но уже сейчас сокращены «бумажные» отделы, усилены коммерческие службы. Но... Короче говоря, еще год такой политики государства - и не надо никакой интервенции. Мы сами умрем. Хотя об этом ни говорить, ни думать не имеем права. Но то, что сегодня весь Северный бассейн вылавливает чуть больше того объема, с которым в былые годы справлялся один тралфлот - это факт...* Летом 1994 года Комитет России по рыболовству провел анализ работы предприятий, которые имели структуру баланса неудовлетворительную, а сами были неплатежеспособны и финансово несостоятельны. Наряду с другими в представленном в правительство списке предприятий числился и Мурманский траловый флот.* После подобных результатов анализа гендиректор тралфлота Ю.Б.Прутков уже не рассуждает о «субъективных недоработках», а говорит прямым текстом об объективных причинах: - Без определенного внимания государства отрасль не может существовать. Внимание это может выражаться в разных формах: это и квотирование, и решения на международном уровне, и разумное налогообложение. А может, определенные дотации. Но то, что творится сейчас, долго продолжаться не может. На развитие флота нет ни копейки...* • Политика жесткая, но не жестокая, «РМ» от 11 июня 1993 года. • Программы есть. Выживем. «РМ» от 7 января 1994 года. • Еще не вечер... «РМ» от 13 мая 1994 года. • О несостоятельности (банкротстве) предприятий по Мурманской области и меры по выходу из создавшегося состояния, «РМ» от 9 сентября 1994 года. • Главное - сохранить флот, «РМ» от 20 января 1995 года. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3618 |