План развития Мурманского транспортного узла |
План развития Мурманского транспортного узла - актуальная тема для обсуждения в Правительстве Мурманской области21 февраля 2007 года состоялось очередное заседание Межведомственного координационного совета по развитию Мурманского транспортного узла. В повестке дня значились пять пунктов, окончательное принятие решений по которым в связи с внесением дополнений отложено до следующего Совета. Президиум состоял из двух человек: Петр Петрович Принц, руководитель департамента промышленности и транспорта Мурманской области и Сергей Максимович Леус, первый заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта Мурманской области. О ходе работ по проектированию и строительству перегрузочного комплекса для обработки экспортно-импортных и каботажных грузов ОАО «ГМК «Норильский Никель» рассказал директор Мурманского транспортного филиала Алексей Михайлович Тюкавин. В 2004 году руководством компании «Норильский Никель» утверждена программа «Концепция оптимизации логистики», предусматривающая создание инфраструктуры, которая позволит обеспечить транспортную независимость предприятия на Севере. Концепция предполагает в первую очередь строительство и модернизацию портовых мощностей. Кстати, «Норильский Никель» уже имеет собственный порт на Енисее, в Дудинке, где сейчас проводится полное перевооружение перегрузочной техники. Концепцией предусматривается создание в Мурманске перегрузочного терминала. Сейчас грузы проходят через два существующих на Северо-Западе порта - Архангельск и Кандалакша. В будущем планируется концентрировать все грузы, связанные с деятельностью «Норильского Никеля», в порту Мурманска. Еще одним пунктом концепции значится строительство собственного флота. В 2006 году компания уже построила первое судно с одноименным названием «Норильский Никель», оно прошло все испытания, в том числе и в Арктике, и доказало все предполагаемые контрактные характеристики. Судно может самостоятельно идти во льдах толщиной до 1,5 метров, морским регистром ему присвоен восьмой ледовый класс. Это означает, что судно имеет право самостоятельно, без ледокольной поддержки круглогодично совершать рейсы на направлении Мурманск-Дудинка. Запланировано строительство еще четырех судов подобного класса (заключен договор с немецкой судоверфью). Конечный срок их сдачи намечен на январь 2009 года. Таким образом, все три пункта завязаны в концепцию для того, чтобы объединить все виды перевозок, существующих в компании «Норильский Никель». Ко времени сдачи судов в эксплуатацию, в Мурманске должен быть построен перегрузочный терминал. А для строительства непосредственно порта уже приобретена территория общей площадью 10 Га - часть Мурманского судоремонтного завода Мурманского морского пароходства и бывшей базы Мурманскморстроя - планируется построить терминал мощностью до 1,5 млн. тонн грузов в год. В настоящее время проект практически закончен, на днях будет получено заключение Минтранса. В качестве дополнения Алексей Михайлович рассказал, что Мурманский транспортный филиал ОАО «ГМК «Норильский Никель» создан в 2005 году специально для строительства терминалов и судов и их последующего управления. Для сравнения: в 2005 году численность конторы составляла всего 26 человек, а бюджет - 11 млн. руб. в год, к концу 2007 года штат сотрудников увеличится до 200 человек, а бюджет -до 440 млн. руб. в год. Можно себе представить, каковы будут налоговые поступления в бюджет области. Сергей Максимович Леус, первый заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта Мурманской области обратился к присутствующим руководителям промышленных предприятий с просьбой. Дело в том, что в 2007 году Дирекция программ развития морского транспорта, Федеральное агентство морского и рыбного транспорта Минтранса России приступили к формированию федеральной целевой программы по развитию морского транспорта в период с 2011 по 2020 годы. Предприятиям, заинтересованным в участии, необходимо подготовить свои предложения в плане развития портовой инфраструктуры. Предложение должно быть оформлено в виде пояснительной записки с обоснованием целесообразности и необходимости реализации предлагаемого проекта. Она должна включать основные характеристики непосредственно проекта или тех объектов, которые будут строиться в его рамках, а также сроки строительства, объемы и источники финансирования и другие данные, которые позволят скомпоновать перечень всех проектов и направить его в Дирекцию государственного заказчика. Если в связи с этим появятся какие-либо вопросы, уточнения - можно обратиться в отдел нефтегазового комплекса, который будет координировать эту работу по телефону 687-248, 687-241 или обратиться в департамент промышленности и транспорта. Сергей Максимович выразил уверенность в том, что предприятия области откликнулся на его просьбу и проинформировал, что дополнительно будут разосланы письма тем, кто не смог присутствовать на заседании. В прошлых выпусках журнала «СЕВЕР промышленный» мы рассказывали о намерениях ЗАО «Северо-Западная Фосфорная Компания» разрабатывать месторождение «Олений ручей», эта инициатива была поддержана губернатором Мурманской области Юрием Алексеевичем Евдокимовым. На состоявшемся заседании генеральный директор компании Сергей Геннадьевич Федоров рассказал присутствующим о проекте развития транспортной инфрастуктуры Хибинского территориально-производственного комплекса в связи со строительством горно-обогатительного предприятия на месторождении апатит-нефелиновых руд «Олений ручей». Напомним, что «Северо-Западная Фосфорная Компания» получила лицензию на освоение апатит-нефелиновых руд в 2006 году. Технико-экономическая оценка, выполненная по заказу предприятия, определила оптимальные технические решения для разработки месторождения и строительства на его базе нового предприятия. Строительство объектов инфраструктуры по лицензионным соглашениям должно начаться до 2009 года, а ввод в эксплуатацию первой очереди обогатительной фабрики в срок до мая 2013 года. Мощность ее по предварительным оценкам будет составлять 970 тыс. тонн в год апатитового концентрата и 940 тыс. тонн нефелинового. Выход фабрики на полную мощность - 1 млн. тонн - намечен на 2018 год. Проектом предусмотрена глубокая переработка апатит-нефелиновой руды. В ноябре 2001 года на площадке компании «Акрон» в Новгороде должна быть введена в строй установка по переработке нефелина мощностью не менее 500 тыс. тонн, реализован пилотный проект по организации производства редкоземельных металлов. При выходе предприятия на проектную мощность, объемы перевозок железнодорожным транспортом составят 3 млн. 800 тыс. тонн исходящих грузов и 1 млн. 300 тыс. тонн с учетом развития инфраструктуры входящих. Из них 200-250 тыс. тонн - должны проходить через Мурманский порт. Для решения вопроса транспортировки потребителям выпускаемых концентратов производится обеспечение примыкания железнодорожных путей предприятия к системам АО «Российские железные дороги». Промышленная площадка месторождения будет расположена на Восточной оконечности Хибинской апатит-нефелиновой дуги. Месторождение «Олений ручей» максимально удалено от железнодорожной ветки Мурманск - Санкт-Петербург, а состояние имеющейся ветки (до станции Ревда) требует значительной реконструкции. Таким образом, чтобы начать доставку потребителям продукции «Северо-Западной Фосфорной Компании», необходимо построить на промплощадке железнодорожную станцию. Компания прилагает усилия для начала добычу и переработки руды в сроки, ранее оговоренных в лицензионном соглашении. Сейчас много времени уходит на процедуру согласования выбора земельных участков и других аспектов, связанных с разработкой проекта. Проведены рабочие встречи с руководством Мурманского отделения Октябрьской железной дороги, с департаментами и отделами российских железных дорог, с Октябрьской железной дорогой. Дано положительной заключение по проекту месторождения «Олений ручей» о существующей пропускной способности Мурманского отделения Октябрьской железной дороги в Южном направлении - это позволяет принять грузопотоки компании без значительных капитальных вложений. О ходе разработки обоснования инвестиций в комплексное развитие Мурманского транспортного узла присутствующим рассказал Сергей Викторович Иванков, директор дочернего предприятия ОАО «Особые экономические зоны - эксперт». Он отметил, что уже собраны двадцать топографических и инженерно-геологических материалов, а также получены исходные данные о состоянии портовой инфраструктуры и грузопотока Мурманского региона. Основным результатом первого этапа разработки Сергей Викторович считает налаживание деловых взаимоотношений со всеми участниками проекта для успешного продолжения работы. В ходе первого этапа разработки обоснования инвестиций наметились и некоторые сложности, которые необходимо устранить. Во-первых, успешной реализации развития проекта Мурманского транспортного узла может препятствовать состояние энергосистемы региона. При наличии приличных запасов генерирующих мощностей отсутствует техническая возможность передачи энергии потребителям. В этой ситуации имеет смысл использовать возможности инвестиционного фонда с целью финансирования строительства объектов системы Колэнерго.Во-вторых, спорным моментом является эффективность капитальных вложений в реконструкцию угольного терминала на Восточном берегу Кольского залива. Целесообразно внести вопрос о внесении части вложений в одну из экологических программ региона.В-третьих, возникает вопрос о размещении контейнерных терминалов. Здесь необходимо определиться с реальной потребностью и возможностью этого направления проекта Мурманского транспортного узла и принять решение о технических параметрах их развития.Также требует обсуждения вопрос автодорог. Анализ показал, что автотрасса Мурманск - Санкт-Петербург в принципе обеспечит потребность в автомобильных перевозках транспортного узла в Мурманске, но гораздо хуже состояние дорог в самом городе. По действующим нормам все развязки должны быть двухуровневыми, но это весьма затруднительно. Комитет по развитию городского хозяйства знает все эти проблемы, но их ликвидация пока не внесена в план развития Мурманска. Сергей Викторович отметил, что работу по разработке проекта обоснования инвестиций нужно рассматривать не как завершенную цель, а как первый шаг к достижению единой цели - создание крупнейшего в европейской части России транспортного узла на территории Кольского полуострова. В рамках работы над проектом планируется создание ряда презентационных и иллюстрационных материалов, которые позволят руководству Мурманской области и Минтрансу РФ привлечь к этому вопросу внимание Правительства РФ, а также российских и зарубежных инвесторов. Мероприятием, где могут быть представлены материалы по развитию проекта Мурманского транспортного узла, является первый российский общетранспортный форум «Транспорт России - 2007», который пройдет в г. Сочи с 31 мая по 3 июня 2007 года при поддержке Администрации президента РФ и Правительства РФ. В рамках форума планируется проведение специализированной выставки «Транспортный проект». Как мы видим, перспективы развития проекта Мурманского транспортного узла, мягко говоря, неплохие. Конечно, все вопросы, рассмотренные на заседании, будут дорабатываться с учетом дополнений участников проектов, но уже сейчас понятно, что изменения будут только в лучшую сторону.Ольга Шматова Журнал "СЕВЕР промышленный" № 3 2007 г. Еще статьи на тему "Транспортного узла":Развитие инфраструктуры Мурманского транспортного узла О перспективах развития Мурманского транспортного узла Проект комплексного развития Мурманского транспортного узла Начало развития Мурманского транспортного узла Первый этап модернизации Мурманского транспортного узла Комплексное развитие Мурманского транспортного узла
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 8052 |