Путевку в море дает "Самшит" |
В 1986 году я передал дела на Шпицбергене представителю, сменившему меня, и прибыл в Мурманск, где был назначен капитан-директором учебного судна БМРТ-263 "Самшит".Учитывая то, что суда отошли от мурманских берегов далеко в другие океаны и моря, и то, что мы получали новые БМРТ, нужно было серьезно заниматься подготовкой моряков к плаванию на этих судах и в этих районах. И прежде чем лететь на промысел (а тогда летали самолетами), экипажи у нас на учебном судне проходили специальную подготовку. Подписывался документ о готовности экипажа, и этот документ предъявлялся при прописке судна. У меня на тот момент был не только богатый промысловый опыт, но также и управленческий. При этом я обладал большими теоретическими познаниями. С самого начала своей трудовой деятельности и практически до конца я продолжал учиться. После астраханского техникума окончил курсы усовершенствования и получил звание штурмана дальнего плавания. Одним из первых на Северном бассейне получил звание капитана дальнего плавания (номер диплома 75). В 1970 году окончил Ленинградский экономический институт, потому что в последние годы моя деятельность была больше связана с экономикой. Направлялся на переподготовку в мурманское и калининградское высшие мореходные училища. По этому поводу хочу сказать следующее: все теоретические знания, которые специалисты получают в учебном заведении, необходимо всю жизнь закреплять, совершенствовать на основании практической работы и дальнейшего обучения. Могу привести только один пример. В Мурманском высшем мореходном училище был знаменитый преподаватель морского права и навигации А. И. Васильев. Он нам преподавал теорию магнитного компаса. (Вроде бы эта теория - отвлеченное понятие, а когда я как капитан в 1950 году принял свой первый корабль, на котором не работал компас "Аскания", теория магнитного компаса, которую нам преподавали еще в астраханском техникуме, ох как пригодилась практически!). И при сдаче госэкзамена в высшей мореходке мне попался именно этот вопрос: теория магнитного компаса. Пришлось писать формулы на двух досках. Ко времени моего руководства учебным судном я уже хотел передавать свой опыт молодым специалистам. И позже это было основной целью моей трудовой деятельности. Неважно, какая форма управления в России, морские специалисты остаются морскими специалистами. От их работы, их знаний зависят не только экономические показатели предприятия, но и жизни моряков. Наше учебное судно стояло на 26-м причале вместе с учебным судном тралфлота, а затем "Самшит" был переведен на причал плавмастерской "Резец". Мы сами оборудовали судно, создали учебные классы. Переоборудовали штурманский класс. Особенно обращали внимание судоводительского состава на знание вопросов остойчивости корабля и загрузки - производили все расчеты. Готовили штурманов в отношении оказания первой медицинской помощи, чтобы был этот документ у старпома и второго штурмана. Организовали подготовку механиков в машинном отделении. Был оборудован класс для подготовки к переаттестации. На борту "Самшита" находилась большая библиотека специальной литературы. Был класс для подготовки матросов, здесь же они сдавали экзамены с присвоением классности. Создали класс обработки рыбы, где были установлены механизмы. Обучали моряков борьбе за живучесть. Это и заделка пробоин, в том числе установка цементных ящиков на пробоины, и даже специально был сделан тренажер для борьбы с пожарами. Отрабатывали действия по тревоге. Вот так основательно готовили людей! И сколько "Севрыба" ни проводила соревнований между учебными судами, всегда "Самшит" брал первое место! И самое главное, что было создано, - богатейший музей "Мурмансельди" - "Мурманрыбфлота" - "Мурманрыбпрома". За это мы были отмечены специальной премией "Севрыбы". Перед созданием музея, кроме книги Георгия Михайловича Бородулина по истории флота, мы ничего не имели. Сделали 10 больших альбомов с фото графиями, которые собирали в течение семи лет. Даже был установлен бюст Анастаса Ивановича Микояна. Но перед моим уходом, это моя ошибка, я не потребовал сохранить музей. Очень об этом жалею. Надеюсь, еще можно найти наши экспонаты, ведь кто-то знает, где они сейчас... На учебном судне я работал до 1994 года. После того как ушел, через два года "Самшит" списали на металлолом.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3398 |