Кадры решают всё, часть 1 |
Головнин Г.Ф., Никитин В.Ф., Белобров В.В., Николаенко А.В. на церемонии подписания договора «Берег - промыслу, Промысел - берегу» Недавно по делам службы вынужден был снять копию своей трудовой книжки, которая уже много лет хранилась в отделе кадров. Полистал ее, и сами собой возникли люди, события прошедших лет.Среднее мореходное училище в Мурманске считалось кузницей кадров, поэтому не случайно, что конкурс в 1961 году на судомеханическое отделение, куда я подал документы, был 11 человек на одно место. Но вот что было определяющим при поступлении. По всей стране, в том числе и в сельской школе, где я закончил семилетку, была одна программа обучения. Поэтому если ты учился хорошо, то проблем с поступлением особых не было, т.к. уровень вопросов на вступительных экзаменах не выходил за пределы школьной программы. В то время не было необходимости в репетиторах, дополнительном образовании, а значит, возможности всех абитуриентов были равными. Думается, что это может быть главным и в современных условиях, тем более что с техническими кадрами, кадрами флотских профессий становится все хуже. Средняя мореходка - это, прежде всего, начало флотской дисциплины. Здесь не лишним были и командиры по военно-морской подготовке, которые для 15-17 летних курсантов были поистине наставниками и учителями по жизни. Славилось мореходное училище и своими преподавателями. Можно назвать многих, но особенно запомнились Николай Николаевич Блинов, который преподавал паровые машины и его супруга Хрусталева Александра Серапионовна, преподававшая паровые котлы. Дело в том, что мы были последним выпуском механиков- универсалов, как для паровых судов, так и для дизельных. Да еще добавились атомные энергетические установки, которые особенно стали интересными после посещения в 1961 году нашей группой атомохода «Ленин», стоявшего в Мурманске на ремонте. На всю жизнь запомнились примеры из флотской жизни этой семьи, ходившей в море на тральщиках в должности судовых механиков. Как-то уже на третьем курсе, когда мы были достаточно солидными курсантами и готовились к практике, Николай Николаевич спросил нас: - Что надо сделать вначале, когда заходишь в машинное отделение? Мы, уже считая себя опытными, начали отвечать, что надо посмотреть на приборы, работу главной машины и т.д. Николай Николаевич хитро посмотрел и сказал: «В начале нужно посмотреть, есть ли трап в машинное отделение». Мы где-то в душе посмеялись, а уже спустя много лет на одной из встреч выпускников один из стармехов рассказал свою историю: - Стоим как-то на ремонте в Клайпеде. Я, старший механик, смотрю чертежи в своей каюте, как вдруг по связи вызывают старшего механика в машину. Во время ремонта на судне не ахти какое освещение, открываю дверь в машину и ступаю на трап. Не найдя ступеньки, срываюсь и лечу вниз. Сломал пару ребер, набил кучу синяков, и меня едва подняли из машинного отделения. Оказывается, рабочие верфи выгружали через дверь тяжеловесные детали, трап им мешал, они его сняли, а огородить вход забыли». Уже не было в живых Николая Николаевича, но все вспомнили его напутствие и уже не улыбались. Трудно было представить себе третьим механиком на рыболовном тральщике хрупкую женщину Александру Серапионовну Хрусталеву. Много случаев из своей службы на флоте она рассказала. Однажды с некоторым смущением поведала нам историю: - Ходила я в должности третьего механика, а по заведованию на РТ на третьем находились паровые котлы. Перед ремонтом котел остановили, и он остывал. Пар за время остановки сконденсировался и в котле образовался вакуум. Я говорит, решила снять лючок на котле, но так как в котле был вакуум, лючок не отдавался, и я кое-как подорвала. В это время я развернулась и оказалась спиной к котлу. Образовавшимся от вакуума потоком воздуха в котел меня присосало к горловине, а я была пухленькой, закрыла все отверстие и оказалась наглухо прикованной к котлу. Пришлось звать котельного машиниста, который свайкой оторвал меня от котла. Поэтому не забудьте, что после остановки котла в нем образуется вакуум и прежде чем вскрывать котел, откройте клапан для заполнения вакуума. Нам на секунду представилась картина, как «котельный» свайкой отрывает девушку от котла. Еще одна истина открылась в мореходке. Нельзя прожить в одиночку, всегда человек стремится быть в коллективе. И вот тут важно не ошибиться, увидеть, когда порой за внешне крепким парнем, лидером ничего не стоит, кроме пьянства, желания покрасоваться, откровенное разгильдяйство. Это трудно сделать, особенно в 15-17 летнем возрасте, но иногда выбор определяет весь твой жизненный путь в дальнейшем. Мне повезло с выбором, наша дружба выпускников продолжается и до сих пор. А ведь сколько специалистов не смогли дойти по должности даже до стармеха, спились, а многих уже просто нет в живых. Поэтому не надо пытаться догнать кого-либо, надо быть самим собой и с этими критериями подходить к товарищам по окружению. Еще одна, кажется прописная истина. В молодости надо успеть сделать как можно больше заделов для самоутверждения. В период нашей жизни в мореходке престижным было иметь спортивные навыки, хорошо ходить на лыжах и коньках, уметь пользоваться веслами и т.д. Сейчас эти критерии изменились, но остается важным, постараться в молодости получить максимальное количество возможностей для развития в дальнейшем. Ведь порой с возрастом некоторые вещи, как, к примеру, научиться плавать, или будет невозможно осуществить, или дастся с большим трудом, а порой вообще выглядит просто нелепо. Еще не зная, что вся моя судьба будет связана с управлением «Мурмансельдь», мы лихо распевали в мореходке сочиненную кем - то песню со словами: Ах, Мурмансельдь, ходил я в море, (припев) Мы мареманы, веселый народ, Управление «Мурмансельдь» - в воспоминаниях ветеранов
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2014 |