О подготовке кадров для освоения шельфа и ресурсов мирового океана-2 |
Без квалифицированных кадров в области освоения шельфовых месторождений углеводородов предстоящие задачи не решитьВремени для "оттягивания" и решения "на потом" у России уже нет, т.к. средневзвешенная стоимость ресурсов для мировой экономики растет, что неминуемо приведет в смене игроков поставляющих эти ресурсы. "Вечных" и неоспоримых технологий, как известно не существует. Новые задачи всегда приводят к новым технологическим решениям и так, конечно будет и с ресурсными технологиями для Мирового океана. Вопрос состоит только в том, кто придет с ними в Мировой океан? 2. Персонал для освоения шельфа и Мирового океанаСформулированный выше вопрос о том "кто придет в Мировой океан", сразу ставит вопрос о надежности собственного кадрового обеспечения, способного, во-первых, продвигать и осваивать новые морские нефтегазовые и океанические (ресурсные) технологии, а во-вторых, эксплуатировать созданные технические (а это, несомненно, будут устройства Hi-Tec) с должным уровнем надежности и безопасности всех работ в море, включая экологическую безопасность. Для того чтобы оценить количество и качество требуемого в будущем персонала необходимо снова опереться на объективные показатели предстоящего освоения в недалеком будущем Штокмановского проекта в Баренцевом море. Как известно, Штокман первый и самый привлекательный для инвестиций на сегодняшний день, проект. По своим запасам, а это 3.7 трлн. газа, - это больше чем все месторождения норвежского шельфа вместе взятые, которые были открыты за 30 лет разведки и освоения. Опыт освоения подобных морских гипер месторождений продолжается не 10 лет, и не 20 лет и даже не 30 лет, а значительно больше, где самый нижний предел составляет 50 лет разработки и освоения. Соответственно сам характер и масштаб предстоящих работ только в Баренцевом море говорит о том, что без квалифицированного, подготовленного и обученного персонала по широкому кругу специальностей в области освоения шельфовых месторождений углеводородов, предстоящие задачи не решить. Так экспертные (в том числе и зарубежные) оценки показывают, что количество персонала с высшим университетским образованием, задействованного в освоении Баренцевоморских месторождений, будет составлять до 12 тысяч человек, причем более половины из которых, будут специалисты с морским нефтегазовым образованием, получивших квалификацию - "Горный инженер". Здесь, когда говорим о горном инженере, то совершенно определенно опираемся на отечественные оценки и отечественный государственный стандарт подготовки специалиста. В данном случае традиционная отечественная высшая школа показала свою состоятельность, т.к. предыдущие поколения горных инженеров (имеются в виду специалисты 70-80-х годов), волей судьбы, переквалифицировавшиеся (или сумевшие самостоятельно освоить новую технологию и технику проведения работ в море) в морских специалистов, достаточно успешно провели разведку (включая морское разведочное бурение) морских месторождений на отечественном шельфе. При этом технологическая база применяемая в море зачастую повторяла традиционные технологические схемы используемые на суше, что и явилось, по сути, объективной предпосылкой для успешного освоения отечественными специалистами "морских" технологий. Однако предстоящие задачи освоения шельфа и минеральных ресурсов океана, судя по всему будут происходить практически одновременно, т.е. по оценкам специалистов и экспертов в морском нефтегазовом деле, в первые десятилетия 21-го века, что сразу поставит перед высшей школой задачу подготовки кадров, как для освоения месторождений углеводородов, так и для освоения ресурсов Мирового океана. Как отмечалось ранее специалистов указанных направлений сможет подготовить отечественная горная школа, как таковая, только при соответствующем дополнении существующих специальностей рядом новых специальностей с морской ориентацией и созданием новых ВУЗов ориентированных на новые технологические решения для Арктического и глубоководного шельфа, ориентированных на рудные и ресурсные океанические технологии и т.п. В данном случае обойтись обычным для государственного менеджмента решением, а именно дополнить и нагрузить существующие ВУЗы морской и океанической составляющими, вряд ли удастся, в силу значительной инерции отечественной высшей школы. Дополнение существующих схем и методик подготовки принципиально новыми идеями всегда вызывает внутреннее сопротивление в сложившихся школах. По-видимому, только инерцией традиционных университетских школ, их неспособностью в быстрому и качественному обновлению на мировом уровне, объясняется создание в России новых, национальных университетов, нацеленных на достижения мирового уровня научных достижений и подготовленных на мировом уровне специалистов с университетским образованием, которое будет конкурентоспособным как в нашей стране, так и за рубежом. Подобный подход приемлем и для освоения новой области деятельности для нашей высшей школы - деятельности направленной на подготовку специалистов для продвижения и освоения технологий для работы на отечественном шельфе и технологий по добыче ресурсов Мирового океана. Повторим, что в настоящее время когда перед страной стоит задача освоения запасов углеводородов шельфа, задача освоения ресурсной (рудной и рассыпной) базы Мирового океана, подобная по важности задача подготовки специалистов не может не оставаться в поле зрения отечественной высшей школы. По оценкам специалистов ведущих нефтегазовых компаний (это, как правило, зарубежные), уже ведущих работу на шельфе Северного и Баренцева морей, потребность в квалифицированном персонале для работы по морским проектам уже превышает суммарные выпуски практически всех университетов (имеются в виду европейские университеты), которые осуществляют подготовку специалистов по морским нефтегазовым технологиям. Однако несмотря на амбициозные планы отечественного правительства и отечественных компаний по освоению нефтегазовых месторождений российского шельфа подготовке и воспитанию (включая и переподготовку!) квалифицированных специалистов для работы на шельфе до сих пор не уделяется должного внимания. Так если говорить о специальностях, то в перечне специальностей Министерства образования Российской Федерации, - специальности для освоения шельфа отсутствуют вовсе, а если говорить об учебных планах (опять же традиционных для подготовки горного инженера), то в них отсутствует целый ряд предметов важных для эффективной и безлопастной работы по освоению шельфа. Океаническое направление в учебных планах отсутствует как таковое. Далее, целые направления деятельности на шельфе, а под этим понятием понимаем, и деятельность на берегу - это нефтяные и газовые морские терминалы, в учебных планах ведущих ВУЗов страны отсутствуют полностью. К таким направлениям относятся, например, подводные технологии освоения, которые в настоящее время уже освоены норвежскими компаниями в Северном и Баренцевом морях, а у нас они даже не рассматриваются при подготовке специалиста. То же самое можно сказать о современных технологиях LNG (технологии сжижения природного газа (СПГ)), т.е. по криогенным технологиям при переработке природного газа, которые включают в себя сжижение (-162 С°) природного газа, хранение на морском терминале, а затем и его транспортировку потребителю. Несмотря на то, что первые криогенные установки появились во ВНИИГАЗе, головном научно-исследовательском центре "Газпрома" несколько десятилетий назад, однако совершенствование производства СПГ западными компаниями, особенно в области энергосбережения, эффективности переработки и безопасности при переработке больших объемов производства, опять поставило нашу страну в позицию догоняющего и в области технологий LNG, включая и строительство заводов по сжижению, как береговых структур морских газоналивных терминалов. Такая же картина наблюдается и в плане подготовки специалистов по технологиям СПГ. Из всего сказанного следует, что в самое ближайшее время необходимо будет произвести серьезную перестройку в подготовке горного инженера для освоения шельфа, с тем, чтобы как можно скорее начать подготовку специалистов по целому ряду новых специальностей. Потребность в новых специалистах для освоения Штокмана, это только часть той новой задачи, которая стоит перед страной и которая направлена на обеспечение персоналом отечественных компаний, работающих на Арктическом шельфе. Не менее важной проблемой, как подготовка персонала для работы на шельфе и в Мировом океане, становится проблема подготовки научных кадров и преподавателей для высшей школы по всем названным выше задачам, включая подготовку специалистов по подводным технологиям, технологиям LNG и ряду других направлений необходимых для освоения современных методик подготовки персонала, обеспечивающего освоение ресурсов шельфа и Мирового океана. К сожалению, таких специалистов-преподавателей в России в настоящее время нет. И здесь, так же как и с непосредственной разработкой и освоением современных технологий для работы на шельфе и в океане, по-видимому, без кооперации с западными университетами - лидерами в области подготовки специалистов для работы на морских месторождениях углеводородов, нашей стране не обойтись. Начальный опыт взаимодействия с университетами Норвегии, а это в первую очередь Университеты в Трондхейме (NTNU) и Ставангере (University of Stavanger), показывает, что их развитие и рост авторитета образовательных методик связан с развитием их собственных, т.е. норвежских технологий добычи на норвежском шельфе. При этом, практически все университеты Норвегии напрямую участвовали в разработке морских технологий добычи и напрямую связаны с технологическими прорывами норвежских нефтегазовых компаний по подводным технологиям освоения месторождений, а это в первую очередь Statoil и Hydro, работающие на шельфе более 30 лет. Такое, пока что неформальное и развиваемое по нескольким направлениям сотрудничество ряда университетов страны с норвежскими университетами в будущем должно предусматривать • стажировку наших преподавателей в западных университетах и компаниях, с целью овладения новыми методами обучения по названным выше направлениям;• согласованию не только отдельных курсов, но и целых образовательных программ подготовки специалистов с целью конкурентоспособности отечественных ООП с международными программами подготовки, когда обучение будет проходить в совместных группах обучения с последующей выдачей дипломов отечественным и зарубежным университетов одновременно. Эта часть работы может и должна выполнятся на начальной стадии кооперации, до тех пор, пока Болонский договор не вступит в силу и не примет повсеместный характер;• разработку планов совместных научных исследований• и наконец разработку и выпуск учебников и учебных пособий по новым курсам и программам обучения.Необходимо отметить, что работа по обучению (переобучению) преподавателей, непростая сама по себе, потребует достаточно большого промежутка времени. По мнению зарубежных экспертов ее необходимо начинать уже сейчас, а не откладывать "на потом" и тем более не надеяться на русское "авось". Опыт Норвегии показывает, что первые специалисты по подводным технологиям освоения морских месторождений выпускаются в 2007 году, т.е. практически в тоже самое время, когда два их больших газовых месторождения в Норвежском - Ormen Lange и Snohvit в Баренцевом морях, разрабатываемые подводными технологиями добычи, вступают в фазу непосредственной эксплуатации. Очевидно, что подобная синхронность двух событий, а именно ввод двух морских месторождений в эксплуатацию и первый выпуск специалистов по подводному освоению месторождений нельзя считать простым совпадением. Слишком большие ставки компаний, участвующих в освоении морских месторождений, в той же Норвегии, чтобы допускать ими увеличение рисков освоения, вследствие, так называемого, "человеческого фактора". И это в Норвегии, в стране, где уже идет полномасштабное освоение морских месторождений подводными технологиями в течение последних десятилетий. Заканчивая о международном факторе взаимодействия, следует сказать, что в настоящее время международное сотрудничество компаний не ограничивается тем, что по российским заказам иностранные партнеры выполнят необходимые заказы и работы. Эта схема успешно работала только в закрытой, советской экономике, результатом которой стала страна с сильно развитой сырьевой экономикой, сильным энергопроизводителем, но не мощной, технологически независимой морской державой. Тогда как в открытой экономике, по нашему мнению, иностранные компании и отечественные фирмы должны работать совместно по одному проекту, будь-то проекты промышленные, научные или образовательные с заранее определенными конечными и достижимыми целями. Без формулировки таких ясных и социально ориентированных целей, иностранные партнеры никогда не станут полноправными участниками отечественных проектов. Таким образом, подготовка собственных специалистов для работы на шельфе и в последующем и в Мировом океане должна стать неотъемлемой частью устойчивого развития страны и гарантом обеспечения ее энергетической и технологической независимости. 3. Необходимы новые подходы в решении проблемы подготовки кадровСложившаяся практика подготовки специалистов для освоения морских нефтяных и газовых месторождений, а в более общем смысле и по освоению в будущем ресурсов Мирового океана, а также по освоению Арктического шельфа страны, позволяет сделать вывод о том, что в случае широкомасштабных работ, только на шельфе Арктики, российская высшая школа может оказаться не в состоянии решить важную государственную задачу - обеспечить в нужном количестве и персонал с необходимым качеством подготовки для работы на шельфе морей Ледовитого океана. В настоящее время из всех ВУЗов Российской Федерации, в той или иной степени вовлеченных в подготовку специалистов нефтегазового направления только в двух имеются подразделения, ориентированные на выпуск специалистов по освоению шельфа. Это - кафедра освоения морских нефтегазовых месторождений РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина (выпуск магистров) и кафедра механики сплошных сред и морского нефтегазового дела Мурманского государственного технического университета, которая выпускает бакалавров техники и технологий и которая в ближайшем будущем будет осуществлять выпуск горных инженеров со специализацией "Физические процессы шельфовых нефтегазовых технологий и производств". Другие ведущие университеты России, такие как Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный горный (технический) университет, государственный технический университет в Архангельске и Поморский государственный университет в настоящее время ведут подготовку специалистов в области освоения морских нефтегазовых месторождений лишь в ограниченном объеме. Во всех названных университетах разработка общих учебных программ подготовки специалистов для моря находится только в начальной стадии формирования. Названное выше направление подготовки специалистов для освоения минеральных ресурсов Мирового океана нигде, ни в одном из университетов страны, даже не обозначено. Для решения этой, нерешенной пока в стране проблемы, на наш взгляд необходимо выполнение как минимум двух условий: • государственное решение об освоении отечественного шельфа и ресурсов Мирового океана, на основании открытого проекта участников, а затем конкурса отечественных и зарубежных компаний и всем тем, что прописано в Законе, но в конечные сроки и с конечными социальными целями освоения; (в этом случае нельзя купить проект, но в нем можно участвовать)• открытие в стране специализированного учебного заведения (университета) по подготовке специалистов для работы на шельфе и в Мировом океане, в рамках либо указанного проекта освоения, либо как отдельного и вновь открываемого учебного заведения.Это позволит в свою очередь решить несколько важных для страны задач: • выполнить средне и долгосрочный анализ потребности отечественной промышленности в количестве выпускников по освоению морских месторождений. Указанный анализ будет содержать методически обоснованные цифры по потребностям и по срокам реализации программы подготовки; • определить перечень специальностей и специализаций, а также соответствующее количество специалистов по уровням подготовки - "горный инженер", "бакалавр", "магистр" • разработать образовательные программы подготовки специалистов и определить их специализации; • скоординировать деятельность отечественных университетов и российских промысловых и сервисных компаний нацеленных на работу на шельфе и в Мировом океане • скоординировать международное сотрудничество • разработать программу переподготовки специалистов и программу переподготовки преподавателей • выполнить работу по признанию дипломов ВУЗами партнерами Далее в рамках поставленной задачи можно распределить содержательную часть в подготовке специалистов между заинтересованными в решении сформулированных и поставленных задач, ВУЗами страны. Потребность в активизации поисково-разведочных работ на отечественном шельфе и в Мировом океане, а также выход российских компаний на мировой рынок ставят перед высшей школой задачу по обеспечению их специалистами нового поколения для работы в море (Мировом океане). В заключение отметим, что будущее отечественной высшей школы состоит в развитии новых, соответствующих мировому уровню, направлений подготовки специалистов. Поэтому в данной работе обозначено одно из таких направлений - направление по подготовке специалистов по освоению минеральных и углеводородных ресурсов шельфа и Мирового океана, которое, с нашей точки знения, стоит перед отечественной горной школой. При решении подобных задач без мирового уровня подготовки персонала не обойтись, риски человеческого фактора в Мировом океане и в Арктике несравненно выше, чем все что было сделано в стране ранее. Заключение Будущее России, несомненно, будет связано с сохранением и развитием лучших традиций инженерного (в том числе горного) образования, которое всегда выполняло важную государственную задачу по подготовке специалистов, задействованных в обеспечивающих и ресурсных отраслях экономики страны и которое будет востребованным при подготовке персонала для освоения минеральных ресурсов Мирового океана (включая углеводороды) и отечественного шельфа, включая Арктический шельф, как поле экстремальной деятельности человека. В заключении необходимо повторить основной тезис сформулированный в начале настоящей работы: Без создания специализированного технологического университета для подготовки кадров для освоения минеральных и углеводородных ресурсов шельфа Северных морей Ледовитого океана, а в перспективе и минеральных ресурсов Мирового океана, России, как морской державе, не обойтись.Благодарности Авторы выражает глубокую признательность заместителям председателя УМО по горному образованию ВУЗов Российской Федерации, как руководителям отечественной высшей школы по горному образованию - профессорам В.В. Хронину и В.Л. Петрову за поддержку продвижения подготовки отечественных специалистов по освоению ресурсов шельфа и Мирового океана. Особая благодарность сотрудникам компании StatoilHydro за представленную возможность и обучение в компании Hydro по подводным технологиям разработки. Литература Нефть и газ арктического шельфа-2008: материалы конференции Еще статьи на тему "освоения":Стратегия освоения морских месторождений нефти и газа Арктики Рыболовство в условиях освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа Концептуальные вопросы программы транспортного освоения Российского Севера Значимые факторы освоения Штокмановского проекта
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6341 |