Декретом рынок не создашь |
Нет и никогда не было такой волшебной палочки, по мановению которой все благие пожелания вмиг оборачивались бы благими делами. Обычно получается как раз наоборот. Как только надо от слов переходить к делу, так сразу же находится тысяча отговорок. И это еще не готово, и там соломка не подстелена... Конечно, экономистам-теоретикам намного легче и проще, чем практикам-хозяйственникам. Создалось даже мнение, что в обнищании народа в тот переходный период виноваты прежде всего руководители предприятий, которые не хотят нового и с тоской смотрят назад. И если заменить их, то сразу же все пойдет хорошо и наступит рыночное счастье. Но в экономике действуют объективные законы, которые не зависят от воли и желания отдельного человека. А этот «отдельный человек»» хотел ясности, потому что за ним, за флотоводцем или директором завода, стоял многотысячный коллектив озлобленных людей, а перед ним была выстроена стена проблем, которую лбом, даже самым крепким и высоким, не прошибешь. Начало 1992 года. До сих пор ничего не ясно с госзаказом. Действует грабительский налог на добавленную стоимость. О валюте лучше вообще помолчать и готовиться к передислокации судов из дальних районов промысла в ближние. Что из этого получится, никто не знает. Положение с материально-техническим снабжением катастрофическое. А цены... В объединении «Мурманская судоверфь» совершенно нет валюты для приобретения инструментов, оснастки, в десятки раз выросли цены на материалы, а у заводов нет продукции, которую можно было бы предложить на внешнем рынке. В итоге суда стоят у судоремонтных причалов, нормо-час, который раньше стоил около 7 рублей, теперь - 54. Объединение «Мурманрыбпром» по договору с Николаевским заводом строит на Украине два траулера и перечислило партнерам 37 миллионов рублей. Но из Николаева сообщают: первый траулер будет стоить 46 миллионов «деревянными» плюс два миллиона долларами. А следующий - уже 72 миллиона российско-советскими рублями и опять 2 миллиона долларами. Где брать эти миллионы? Если продать рыбу «капиталистам», то хватит ли и на зарплату экипажам, и на закупку запчастей, и на ремонт в инпортах? А страну чем кормить? Профсоюзные лидеры как попугаи только и знают, что твердить о скором социальном взрыве... - Состояние критическое. Мы на картотеке в банке. Задолженность предприятий - свыше миллиарда рублей, - комментирует ситуацию главный бухгалтер АРП «Севрыба» В.М.Лебедева. - Причина в финансово-кредитной политике правительства, поскольку рост цен - непредсказуемый. И нет гарантии обеспечения дополнительными кредитами. Ресурсы остались теми же, что были в «застойные» времена, а цены подскочили, да еще как! Но принципы кредитования под наличие собственных оборотных фондов остались, таким образом рост цен не дал дополнительных централизованных финансовых ресурсов. Рыбная отрасль специфическая, здесь не может происходить быстрого оборота средств! Чтобы довести до потребителя нашу продукцию, нам нужен транспорт, надо заплатить людям, которые эту продукцию уже произвели. Ведь рыбу ловят по всему Мировому океану, ее нужно доставить, затратить топливо, изнашиваются судовые механизмы - все затраты надо окупить. А товар еще не продан.* Неуютно руководителям в своих кабинетах, тяжко предприятиям врозь, на собственных харчах при полной самостоятельности. Может, сохраняя эту самую хозяйственную самостоятельность, все же попробовать каким-то образом объединиться? Каким? Вот стал новым генеральным в «Севрыбе» Г.В.Тишков, пусть он и подскажет. Если сможет... «Человек и дело» - под такой рубрикой «Рыбный Мурман» весной 1992 года размещает на своих страницах выступление Георгия Васильевича Тишкова, в котором руководитель размышляет о путях развития рыбной отрасли в этот переходный период*. - Рыбная отрасль страны, как и вся экономика, базировалась на дешевой энергии, низкооплачиваемой рабочей силе и богатых ресурсах. Учитывая эти факторы, мы и строили самые большие и энергоемкие, с большой численностью экипажей и приспособленные для обработки большого количества рыбы промысловые суда, - пишет Г.В.Тишков. - Причем обновление флота, его модернизация практически не зависели от воли руководства. Такова была хозяйственная политика, и нам достался сегодня самый большой по численности, по тоннажу, мощности и самый экономически неэффективный в условиях рынка рыбопромысловый флот. Так, вылов рыбы у наших соседей норвежцев составляет примерно 1,9 млн. тонн, а у «Севрыбы» - около 1,5 млн. тонн. Вылов на одного рыбака у нас - 39,14 тонны в год, в Норвегии - 74,78 тонны. К тому же, хотя норвежский флот работает вдоль своего побережья и в Норвежском море, видовой состав улова у него значительно лучше, чем у российских рыбаков. Рентабельность производства на норвежских предприятиях примерно в два раза выше, чем на наших. Из этих данных наглядно видно, насколько мы отстали и что нам надо делать, естественно, учитывая наши условия. Вице-премьер Е.Гайдар в своих интервью говорит, что у нас в народном хозяйстве структурный кризис, связанный с переходом на рыночные отношения и мировые цены. И что экономика должна быстро перестроиться и к концу года стабилизироваться. Давайте же посмотрим, что может произойти в этом случае с рыбной отраслью... И далее руководитель «Севрыбы» вполне трезво оценивает пути выхода из кризиса рыбной отрасли, о чем мы с тобой, уважаемый читатель, можем судить с высоты своего времени. Он говорит о полной замене рыбодобывающего флота, так как суда не соответствуют требованиям рынка. При этом подчеркивает: именно полной. Вопрос же о том, как в таком случае не мешкая построить новый флот без валюты, денег и кредитов, остается открытым. Тишков понимает, что вся отечественная промышленность находится в кризисе, что выжить могут только сырьевые отрасли, например, нефтегазовая. Причем для своего развития ей необходимо оборудование, которое отечественное машиностроение изготовить не может. А значит, большая часть нефти пойдет за рубеж в качестве оплаты за технику. Направление на западный рынок неизбежно, так как и техника там качественнее, и ремонт производится быстрее и лучше. Таким образом российские предприятия останутся без работы, тем более у нас нет никакой защиты внутреннего рынка (таможенные послабления, льготное налогообложение). А отсюда нетрудно сделать прогноз, что нас ждет в ближайшее время. Это остановка экономики, сильное расслоение общества. Незначительное число коррумпированных, очень богатых людей, стоящих у власти, семьи которых будут проживать за рубежом, прослойка богатых и - большая масса нищих граждан, перебивающихся случайными заработками, рост преступности и все вытекающее из этого, то есть примерно такое же положение, как в некоторых слаборазвитых странах. - То, что предпринимает в настоящее время правительство, реформами, даже с большой натяжкой, назвать нельзя, - заявляет Г.В.Тишков. - В нашей высокомонополизированной экономике при отсутствии конкуренции идет беспредельное повышение цен, начисто отсутствуют инвестиции, то есть расширенное воспроизводство. Без жесткой центральной власти, программы, направленной на реформирование экономики, прибыли от роста цен едва хватает на повышение зарплаты. Без насыщения рынка товарами, при сокращении его из-за сворачивания производства, гиперинфляцию не удержать, точно так же, как и падение курса рубля. Потуги правительства, сделавшего залповые выбросы долларов на продажу, могут задержать рубль на определенном уровне на какой-то период времени, но потом последует катастрофическое его падение. Складывается впечатление, что на удушение госпредприятий, на которых работает свыше 90 процентов трудоспособного населения и выпускающих 95 процентов товарной массы, направлена и кредитная политика правительства. Государства рыночной экономики широко пользуются для управления, стимулирования промышленности кредитными ставками, но никогда не ограничивают кредит, особенно для тех отраслей, которые в данный момент или в перспективе имеют важное значение для всей экономики или населения. Процент на кредит устанавливается ниже среднего уровня, или совсем беспроцентный. Могут быть и прямые дотации. Все рисковые отрасли, к ним относится и рыбная промышленность, дотируются из бюджета, как, например, в Канаде и Норвегии. А наше правительство решило оставить всех без дотаций и вовсе не давать кредитов. Просто не дам - и все. При отсутствии инфляции и ежемесячного повышения цен это можно было бы понять, но когда цены поднялись в 10, а то и в 100 раз и сумма кредита осталась на прежнем уровне, то даже при успешной работе предприятиям просто не будет хватать массы денег для нормального функционирования, взаиморасчетов между собой. Как результат - все предприятия, при успешной работе, «сели на картотеку», иными словами, стали задолжниками по платежам. А если не платишь денег, не получаешь товар - топливо, тару и т.д. После чего обычно следует остановка предприятия. Немало доводов изложил Г.В.Тишков, иллюстрируя неправильность пути, выбранного правительством. Что же делать? Продолжать бороться за предприятие, за благосостояние людей, работающих на нем, или плюнуть на все и всех, перейти в частный бизнес и использовать свой ум, связи, энергию ради наживы и личного благополучия? Многие талантливые производственники все более и более склонялись ко второму пути. Они прекрасно понимали ситуацию и предлагали правительству ряд мер на переходный период. Во-первых, коренным образом изменить свое отношение к госсектору, хотя бы потому, что правительство является фактическим собственником средств производства и должно отвечать за их состояние и рациональное использование. Отвечать, пока не будет действенной приватизации госпредприятий, обеспечивающей развитие экономики и насыщение рынка товарами. Во-вторых, при переходе к рыночной экономике неизбежно банкротство и закрытие отдельных предприятий, но это должно носить не обвальный характер, а подконтрольный, более или менее управляемый, поскольку за этим стоят люди, их судьбы. В-третьих, надо разработать программу поддержки и развития ведущих отраслей промышленности, в первую очередь - пищевой. Что же касается рыбной отрасли, то ей, чтобы сделать качественный скачок в рынок, необходима государственная программа, которая должна, кроме защиты от разбазаривания собственности и ресурсов морей, предусматривать прямое госфинансирование и привлечение иностранных инвестиций под гарантии Центробанка страны. - Должно состояться и структурное преобразование отрасли, - доказывал Г.В.Тишков. - На Северном бассейне из АРП «Севрыба», на мой взгляд, следует образовать холдинговую компанию, в которую будут входить все предприятия, занимающиеся рыбным бизнесом, независимо от форм собственности (но контрольный пакет акций каждой фирмы должен принадлежать холдингу). Это позволит концентрировать финансы для решения проблем, общих для всех компаний или какой-нибудь одной, влияющей на работу всех. Кроме того, обладая большими финансовыми ресурсами, можно будет выступать гарантом при получении кредитов в иностранных банках для любой фирмы, входящей в холдинг. Но надо учесть, что кредиты обладают одним отрицательным свойством - их надо возвращать точно в срок и с процентами, а на это пойдет наше ценное сырье или готовая продукция. Следовательно, требуется комплексный подход к решению проблемы, то есть объединение добычи, обработки в один замкнутый цикл. В экономике Северного рыбопромышленного бассейна крупные предприятия и объединения, мне думается, будут и в дальнейшем составлять его основу и обеспечивать достижение лидерства на рынке крупными объемами добычи рыбы и ее глубокой переработкой. Средние специализированные предприятия (тарный комбинат, фабрика орудий лова и другие) уже сейчас отвечают требованиям структуры рыночной экономики и потому должны строить свою деятельность так, чтобы обеспечить лидерство на рынке в своих сферах. А выделение мелких производств (обеспечение материально-техническим снабжением, агентское обслуживание судов, судоремонт и др.) из состава объединений и крупных предприятий не только приведет к снижению затрат, но и переложит многие заботы на плечи арендаторов, то бишь малых предприятий. Одно или несколько МП, действующих в сфере флота, не могут изменить обстановку в целом. Если сила крупных предприятий - в могуществе каждого из них, то сила мелких - в их численности. Они заполнят все мельчайшие «ниши», «норы» экономики рыбной промышленности Севера, обеспечат ее эффективность. Вот такую программу действий выстроил-озвучил на страницах «Рыбного Мурмана» новый руководитель «Севрыбы». Он ратовал за тесный контакт партнеров, входящих в ассоциацию. Призывал сплотиться перед потенциальным иностранным конкурентом, чтобы ставить интересы страны выше интересов фирмы. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы. «Не войдя в воду, не научишься плавать», - говорят в народе. Нашим же флотоводцам приходилось не входить, а нырять в рынок. С открытыми глазами или крепко их зажмурив - от этого практически ничего не менялось. Потому что объективные обстоятельства не зависели от желаний и усилий людей. · Финансы поют романсы, «РМ» от 27 марта 1992 года. · Декретом рынок не создашь, «РМ» от 10 апреля 1992 года. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3150 |