Главная Ностальгия по прошлому
Ностальгия по прошлому Печать E-mail

Славилась «Севрыба» огромным флотом, современными траулерами, разнообразной рыбопродукцией, научными специалистами

Да, померкло в начале девяностых годов былое величие «Севрыбы». Казалось бы, еще совсем недавно ее знали не только в Советском Союзе, но и почти по всей планете. Славилась «Севрыба» огромным флотом, современными траулерами, разнообразной рыбопродукцией, научными специалистами... Были крепкие связи внутри страны и с зарубежными странами. Перестройка в отечестве не обошла рыбную отрасль. Но то были лишь цветочки, ягодки появились-созрели лишь сейчас, когда предприятия заявили о суверенитете. Когда жажда мнимой свободы, полной хозяйственной независимости сплошь и рядом торжествовала над здравым смыслом и экономическим расчетом.

Обо всем этом на страницах «Рыбного Мурмана» размышляла директор по экономике АО «Севрыба» Г.С.Подобедова. Галина Сергеевна указывала читателям газеты на обвальный спад производства - по вылову рыбы и по производству пищевой продукции, по изготовлению консервов и выработке рыбной муки, столь необходимой птицефабрикам и рыборазводным заводам. Казалось бы, те же суда, те же люди, то же море... А вот условия не те. Самое главное - рост цен. Особенно на топливо. Экономистами подсчитано, что для выпуска одной тонны рыбопродукции требуется одна тонна топлива. И если раньше его цена в себестоимости рыбопродукции составляла 6 процентов, то теперь - от 30 до 45 процентов (в зависимости от района промысла и типа судна). Прибавьте сюда такие накрутки, как налог на добавленную стоимость, северные надбавки в зарплате людей, - и цена рыбы станет неподъемной. А снизить цену - работать себе в убыток.

Кто же это станет делать в условиях рынка, разве что самоубийца...

К 1993 году «Севрыба» потеряла районы промысла в Тихом океане и других отдаленных квадратах Мирового океана. А это 500-800 тысяч тонн рыбы в год. Восполнить такие объемы промыслом в северных морях невозможно. Итак пресс на рыболовные зоны России уже возрос на 25 процентов. Потеряла рыбная отрасль и ведомственную науку, лишив ее источника для существования. Поначалу решили было перечислять полтора процента во внебюджетный фонд для науки. Но оказалось, что предприятиям невыгодно включать эти полтора процента в себестоимость продукции, увеличивая тем самым затраты. В результате «Севрыбпромразведка» стала добывающим флотом, сократились «Гипрорыбфлот», «Комплексные системы»... А без науки отрасль потеряет влияние на мировом рынке, откуда нас быстренько вытеснят конкуренты.

Если говорить о рыбообработке, то бывший могучий Мурманский рыбообрабатывающий комбинат разбился на семь предприятий. Кому от этого стало легче? Трудно сказать. О судоремонте и говорить не хочется. Сейчас флотам выгоднее поставить старое судно на отстой, чем ремонтировать его. А новое нынче стоит столько, что построить-купить его флоту просто не по силам. За среднетоннажный траулер, например, надо выложить более двух миллиардов рублей! Впрочем, все надо закупать за валюту, которую надо заработать, то есть продать на Запад рыбу, которую отнять у собственного населения... Разрушив систему сбыта, мы превратили «Севрыбсбыт» в посредника, которому вовсе не обязательно искать рынки: флот диктует, кому и сколько отгрузить. Прекратилась коносаментная оплата. Раньше «Севрыбсбыт» платил за продукцию, перегруженную в море на борт транспортного рефрижератора. Сейчас этого нет, и оборот денег на флоте увеличился втрое. Мы просили правительство предоставить флотам льготное кредитование.

Но... Сейчас вынуждены брать кредиты под 170 процентов - вдумайтесь! - и эти проценты вбиваются в стоимость рыбы. Специалисты произвели расчеты и вычислили перспективу жизнедеятельности бассейна до 2000 года. Так вот, при сложившейся тенденции и финансовом положении флот резко сократится, останется примерно 110 судов, из них 40 - крупнотоннажных. Добыча рыбы будет составлять около 890 тысяч тонн, причем использовано будет лишь 40 процентов возможного сырья в Северной Атлантике. Подсчитано, что собственных средств нам хватит на воспроизводство лишь в объеме десяти процентов от потребности. А если еще начнется «война» территорий, Мурманская область останется ни с чем. Ведь тогда придется делить Баренцево море не только между Норвегией и Россией, но и между Мурманском. Архангельском, Петрозаводском.*

Вообще-то флоты, как и вся отрасль, оказались к тому времени в тройной зависимости. С одной стороны ими управлял Комитет РФ по рыболовству, который взял на себя распределение всех квот, с другой - эти квоты делит бассейновое управление в лице «Севрыбы», а с третьей - с разрешения правительства к дележу квот подключились областные власти. Казалось бы, только-только рыбаки сбросили путы административно-командной системы, а их уже снова связывают по рукам и ногам. И чтобы получить свою долю лимитов и право на промысел, снова надо заглядывать в рот властям и выполнять любые их прихоти...

Как уже, наверное, давно понял наш читатель, весь сыр-бор опять-таки разгорелся вокруг денег, самых легких для прикарманивания бюджетных денег, коими можно считать выделяемые флотам промысловые квоты.

· «Севрыба»: за что боролись? «РМ» от 10 сентября 1993 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.17.203.68

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .