casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Образ будущего Кольского Cевера
Образ будущего Кольского Cевера Печать E-mail

Селин В.С., главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН, д.э.н., профессор

Проблемы и тенденции экономического развития Мурманской области в долгосрочной перспективе

Проблема надежности прогнозов изменения внутренней и внешней среды для любой экономической системы (национальной, региональной, отраслевой и т.п.) является ключевой при выработке долгосрочных стратегий и программ их развития. При этом совершенно очевидно, что точно и однозначно предусмотреть временные параметры, характер изменения и степень влияния всех факторов в их взаимозависимости практически невозможно. Классическим примером являются современные процессы на мировых рынках, которые всего год назад очень туманно просматривались только в редких исследованиях отдельных экономистов. Во всяком случае, ни одна из национальных (отраслевых) или региональных концепций не предусматривала возможности такой драматической динамики. И сейчас стоит вопрос, в какой мере они (концепции) подлежат корректировке и насколько основательна она должна быть. Такой вопрос возник и на завершающем этапе подготовки Стратегии социально-экономического развития Мурманской области на период до 2025 года, в том числе при рассмотрении ее в экспертной организации - Центре стратегических разработок «Северо-Запад».

Очевидно, что ответ зависит от того, насколько длительным будет сам кризис и следующая за ним рецессия, и каким тяжелым будет их влияние. Необходимо отметить, что нестабильность, по нашему мнению, - это нормальное состояние социально-экономических процессов, поскольку они постоянно находятся в динамике. Другой вопрос, какое отклонение от признанной нормы можно рассматривать как опасное, требующее того или иного вмешательства.

Противоречивость процессов развития ситуации

Противоречивы и сами процессы. Например, необходимым элементом рыночной экономики является наличие свободных ресурсов на рынке труда. С другой стороны, безработица является признаком нестабильности. Инфляция служит определенным «стимулятором» спроса, но характеризует и негативные тенденции, особенно если превышает некоторые «пороговые» значения. Поэтому, чтобы сделать выводы о необходимости корректировки уже разработанных прогнозов, необходимо остановиться на методических подходах к их разработке, характерных для последнего пятилетнего периода на национальном и региональном уровнях.

Несмотря на повышение уровня макроэкономической устойчивости российской экономики, прогнозирование перспектив ее развития остается актуальной проблемой как для отдельных специалистов и экспертов, исследовательских институтов, так и для ведомства, отвечающего за разработку официальных правительственных прогнозов - Министерства экономического развития Российской Федерации (МЭР РФ). И диапазон оценок даже краткосрочных тенденций весьма велик. Достаточно сказать, что в 2007 г. первоначальная оценка роста российской экономики - 6,2% - была повышена вначале до 6,5%, а затем до 7,3%. Регулярными и достаточно значимыми были пересмотры прогнозов и в предыдущие годы [1].

Задачи исследователей и политиков

Задача исследователей - обосновать варианты образа будущего, задача политиков, а возможно и населения, - выбрать желательный (оптимальный) путь развития и выразить его в терминах ограниченного набора целей. Четко, внятно сформулированная цель всегда помогает понять, какого рода действия и какая экономика стоят за реализацией этой задачи. Кроме того, масштабные цели, как правило, предполагают наличие огромного количества подцелей и более или менее определенной системы мер и институтов.

В этой связи полагаем, что для долгосрочного плана развития совершенно недостаточно одной цели, например удвоения ВВП. Впрочем, недостаточно и ста целей, если они - не более чем декларация о намерениях. Необходимо, чтобы эти цели превратились в систему обязательств исполнительной власти, в систему, порождающую движение материальных и финансовых потоков. Существенно при этом, чтобы за национальные цели развития отвечали не только отдельные министерства и ведомства, но и правительство.

Изменение критериев и факторов регионального развития

Изменение критериев и факторов регионального развития существенно меняет оценки рациональности сложившегося размещения производительных сил, требует новых адекватных рыночным условиям методов обоснования направлений и мер по его совершенствованию.

Все это предопределяет целесообразность исследования процессов формирования региональных рынков, выявления региональных кризисных ситуаций в социальной, экономической и экологической сферах, оценки финансового и инвестиционного потенциалов регионов и межрегионального перераспределения финансовых ресурсов, изучения особенностей хода экономических реформ и анализа ряда других проблем, непосредственно связанных с современным типом социально-экономических преобразований. Причем задачи научных исследований состояния региональной экономики выдвигаются исходя не только из необходимости прогнозирования социально-экономического развития страны и формирования территориальной стратегии. Не менее важное значение приобретает анализ действенности региональной политики и ее обоснование в различных сферах жизни общества.

Освоение ресурсов шельфа Арктики

В стратегической перспективе освоение ресурсов шельфа Арктики не имеет альтернатив, и мировой финансовый кризис на эти процессы не повлияет. Однако в среднесрочном периоде, с учетом технологических возможностей, ввод новых стратегических объектов, в частности Штокмановского месторождения, вероятнее всего сдвинется не менее чем на 5 лет, то есть до 2017 года.

Финансовый кризис значительно усложнил возможность реализации дорогостоящих проектов, снизил капитализацию и кредитоспособность крупнейших сырьевых корпораций, однако учитывая устойчивость реального сектора экономики и уменьшение доказанных запасов углеводородного сырья развитых стран, потребность в энергоносителях восстановится в ближайшие 3-4 года. Для отечественной экономики освоение шельфа Западной Арктики является долговременной стратегической необходимостью как с позиций закрепления на важнейших акваториях, так и значительного улучшения инновационной динамики, в том числе с учетом прогнозных изменений климата.

Перспективы реализации стратегических проектов в Мурманской области

При разработке сценариев учитывались перспективы реализации на территории области отдельных стратегических проектов. Комплексная оценка внешних факторов, влияющих на развитие Мурманского транспортного узла, позволила считать наиболее важными из них:

Подробнее

При разработке стратегии основными были признаны три сценария

Инерционный - в целом сохраняется структура экономики и промышленности, в отраслях низкий уровень технологических изменений. Темпы роста ВРП ниже среднероссийских: 1-2% в год и не более 50% в прогнозируемом периоде.

Энерго-сырьевой - активно формируется нефтегазовый сектор промышленности и необходимая инфраструктура, однако Мурманская область остается транзитным регионом, перерабатывающие мощности не создаются. Темпы роста ВРП соответствуют среднероссийским, общий рост в прогнозируемом периоде в 2-2.5 раза.

Инновационный - нефтегазовый сектор формирует перерабатывающие предприятия в регионе и инфраструктуру высокого уровня. В традиционных отраслях (горнопромышленный и рыбопромышленный комплексы) отмечаются инновационные тенденции. Рост ВРП в 3-3.5 раза и производительности труда не менее чем в 3 раза, что превышает среднероссийские показатели.

В ИНЕРЦИОННОМ сценарии в силу совокупности экономических и политических факторов затягивается освоение уникальных нефтегазовых месторождений арктического шельфа.

Для учета ситуации предусмотрены соответствующие этапы

На первом (2009-2013 гг.) преодолеваются последствия мирового финансового кризиса, создаются необходимые условия и формируется механизм инновационного ускорения, а на втором (2014-2025 гг.) - значительно повышается технологический уровень производственного комплекса и инфраструктуры, обеспечивается прогрессивный рост добавленной стоимости и социальной ориентации экономики.

Рассматриваемые этапы различаются по условиям, факторам и приоритетам экономической динамики.

Задачи деятельности органов государственной власти Мурманской области

Задачами деятельности органов государственной власти Мурманской области по усилению позитивных факторов и противодействию возникающим вызовам будут организация целенаправленного и долговременного взаимодействия с бизнесом, а также комплекс мер по мобилизации возможностей гражданского общества. В целях перехода к инновационному социально-ориентированному развитию региона в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности стратегические задачи могут быть сформулированы следующим образом:

- защита интересов Мурманской области в Правительстве Российской Федерации, министерствах и ведомствах, в том числе через участие в работе Федерального собрания, Государственного Совета РФ, Межпарламентской ассоциации, Общественной палаты. Усиление участия региона в федеральных целевых программах, национальных проектах, проектах Государственного инвестиционного фонда и т.п.;  

- снижение административных барьеров во всех сферах хозяйственной деятельности, активное противодействие условиям и фактам проявления коррупции;  

- создание условий для развития предпринимательства и конкуренции, активизации механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;  

- активная деятельность органов государственной власти Мурманской области совместно с заинтересованными корпорациями и компаниями по лоббированию интересов экономики региона в Правительстве Российской Федерации, отечественных и зарубежных организациях;  

- формирование условий для масштабного создания новых частных предприятий и компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства;  

- усиление участия Мурманской области в отраслях предпринимательства, связанных с развитием инфраструктуры и обеспечением социальной сферы, с созданием равных условий для конкуренции на тех направлениях, где наряду с государственными функционируют частные компании; 

- поддержание экономической стабильности и инвестиционной привлекательности региона;  

- развитие государственно-частного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной и энергетической инфраструктуры;  

- поддержка инициатив бизнеса на участие в развитие социальной сферы и человеческого капитала;  

- активная поддержка региональных компаний в приграничной деятельности и ресурсопользовании на арктическом шельфе, защита интересов бизнеса в случае нарушения его прав;  

- расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти Мурманской области, связанных с регулированием экономики.

Литература: 3 источника 
 

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.118.152.234

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������