Нет тишины на Тихом океане |
Наша сила только в единстве, наш экипаж призывает всех поддержать предупредительную забастовкуПубликаций с промысла, с моря в «Рыбном Мурмане» было немало. Самой большой «непоседой» среди журналистов стала в 1991-м Инна Березюк, побывавшая в странах Латинской Америке, у берегов которой промышляли наши траулеры. Конечно же, наш корреспондент не упустила возможности взять интервью у недавних руководителей предприятий Северного бассейна, ныне работающих вдали от Родины.Таких, как бывший заместитель начальника Мурманского тралового флота, а ныне вице-президент компании «Совинка» в Перу А.В.Ртищев, а также у бывшего руководителя «Севрыбы» М.И.Каргина, возглавившего представительство Минрыбхоза СССР в Лиме. Говорили эти господа-товарищи о сиюминутных производственных проблемах*, а Каргин с присущей ему прямотой выразил и свое отношение к переменам, происходящим в России: - Сейчас все самостоятельные... Но самостоятельность-то эту надо координировать. Что же теперь, на каждом флоте будут изобретать велосипед? У одного это получится лучше, у другого хуже. Мы растаскиваем «Севрыбу» по удельным княжествам, против чего ваш покорный слуга решительно выступал, но поддержки не получил, в том числе и от «Рыбного Мурмана»! Обретя самостоятельность, тралфлот решил свои проблемы? Увеличилось количество рыбы на столе? Социальные вопросы все решены? А ведь начальник флота Г.В.Тишков обещал решить и на конференции, и на предвыборных собраниях, когда баллотировался в народные депутаты СССР. Я выполнил все, что обещал людям: строительство больницы мы протоптали своими ногами совместно с обкомом КПСС, машиностроительный завод тоже. Надо обещания выполнять... - А Вы не меняетесь, Михаил Иванович? - именно так, со знаком вопроса, не подыгрывая, а наоборот, где-то возражая собеседнику, спрашивает Инна Петровна. - А чего мне меняться. Моя задача и здесь состоит в том, чтобы не устраивать ту же свадьбу, какая у нас дома: то есть работать дружно, помогая друг другу.* Интервью с «бывшими», конечно же, не стали основной задачей журналиста. Тишины и на Тихом океане в тот год не было. «В воздухе пахнет грозой» - именно такой заголовок, вернувшись из командировки, дает Березюк своему первому материалу. Дело в том, что несколько экипажей рыбопромысловых судов, работающих в юго-восточной части Тихого океана (район ЮВТО), доведенные экономическими экспериментами руководства страны до отчаяния, провели 1 мая предупредительную забастовку. И получили поддержку от рыбаков других судов. Требования находящихся в ЮВТО судов обобщил один из инициаторов «бунтарской» бассейновой конференции рыбаков в 1989 году капитан-директор БМРТ «Плутоний» «Мурманрыбпрома» Г. Львов. В радиограмме, отправленной всем судам, он пишет: - В последнее время администраторы, ссылаясь на правительство, узаконивают снижение заработной платы по отношению к жизненному уровню, в том числе валюты, единственному оставшемуся стимулу, отличающему оплату рыбака от берегового работника. Прошедшее время показало, что мы не добились того, чего хотели, нас успокоили 33-мя процентами валюты, фарцовые интересы свели на нет разумные требования, нам заморочили головы ассоциациями, испугом разделения, не дали создать свой профсоюз... Нас всех ждет безработица, устранение неугодных. Наша сила только в единстве, наш экипаж призывает всех поддержать предупредительную забастовку в ЮВТО с требованиями: 1. Незамедлительно произвести индексацию зарплаты пропорционально повышенным ценам на жизненно важные продукты питания, предметы обихода по оптовым расценкам на рыбопродукцию. 2. В самое ближайшее время созвать внеочередной съезд профсоюза отрасли с отчетом руководства о выполнении непосредственных обязанностей. В случае неудовлетворения - создание независимого профсоюза. 3. На основании отмены шестой статьи Конституции СССР немедленно департизировать флоты, отменить должность первого помощника капитана, исключить из штата администрации партком, фонд заработной платы первого помощника оставить в распоряжении экипажей. 4. Отменить цензуру на радиоузлах на основании Закона о печати. 5. Раз и навсегда установить порядок выплаты гарантированного минимума зарплаты в инвалюте независимо от района плавания, продолжительности рейса, порта захода в процентах от оклада с учетом индексации, дифференцировать оплату валютой сверх нормативного в зависимости от выполнения рейсового задания без потолковых ограничений. В связи с закрытием «Альбатросов» выдачу инвалютного заработка производить только в СКВ...* Ну а в случае невыполнения вышеизложенных требований звучал призыв к объявлению забастовки, вплоть до невозвращения в порт. Так, экипаж БМРТ «Виктор Стрельцов» не только заявил об отказе вылетать на Родину - таких заявлений было уже немало в Кальяо, - но и действительно остался на судне. - Раньше находились какие-то выходы, - рассказывает И.Березюк. - То «Совинка» вымолит у Панамского банка дополнительные кредиты, то флотоводцы поскребут по сусекам, то уговорят моряков согласиться на получение части заработанной ими валюты, то, как это было перед нашим заходом в Кальяо с архангельскими судами - экипажи оставили несколько человек ждать получения полной суммы, а сами улетели. Но на БМРТ «Виктор Стрельцов» не согласились идти ни на какой компромисс. Моряки не могли поверить, что генеральный директор объединения «Мурманрыбпром» Л.С.Брейхман может так жестоко их обмануть, ведь за четыре дня до захода в порт на судне получили его радиограмму, в которой сообщалось, что экипаж получит валюту полностью. Кстати, несмотря на перевыполнение большинства показателей, команде причиталось всего лишь 22,5 процента валюты. Вот их-то и собирались получить полностью. Но в первый же день захода в порт выяснилось: только по 100 долларов каждому. Капитан-директор Я.А.Лысый предложил экипажу самому решать, как быть. Да, все очень устали за 5,5 месяца тяжелого рейса. Да, все считали часы до долгожданной встречи с семьей. Но моряки твердо сказали: «Нет. Когда-то надо добиваться справедливости. Это - не забастовка. Мы не требуем увеличения каких-то благ, мы требуем свое кровное, заработанное». До вылета первой партии экипажа на Родину оставалось три дня... Обрати внимание, дорогой читатель, что, описывая назревающую кризисную ситуацию, наш корреспондент практически не комментирует события, излагая только факты: - Валюты, зарабатываемой флотами, не хватает на ремонт судов и закупку снабжения за границей, - заявил экипажу прибывший на борт траулера сотрудник представительства Минрыбхоза СССР В.А.Стрельбицкий. - 12 марта министерство было поставлено в известность, что правительство отказало в дотации. Стало быть, судовладельцам надо отзывать корабли в порт. У «Совинки» сейчас долг около 6,5 миллионов долларов. Что касается Брейхмана, думаю, это не обман, возможно, деньги, перечисленные им, еще «не вышли» из Внешэкономбанка... Далее Стрельбицкий рассказал об обстановке в Перу, о холере, о материальных трудностях. И уехал. Моряки разбрелись по судну. Рвались домой, а тут... Но и лететь - значит признать свое бессилие, готовность вкалывать на любых условиях. В тот же день получили радиограмму от капитана-директора В.В.Конева: «Ввиду отказа объединения «Мурманрыбпром» выполнить свои обязательства в отношении выплаты экипажам заработанной инвалюты, экипаж БМРТ «Леонид Иванов» отказывается от вылета в СССР до получения валюты. Подписались под протоколом 70 человек». Наконец, приходит долгожданная радиограмма от Брейхмана: «В соответствии с потребностями объединения в валюте для покрытия выплаты валюты экипажам принято решение на правительственном уровне о выделении на второй квартал текущего года двух миллионов инвалютных рублей. Фактически в связи с отсутствием средств во Внешэкономбанке СССР данное решение осталось на бумаге. Поскольку решение о выплате инвалюты экипажам в размере, предусмотренном в коллективном договоре, в этой ситуации выходит за пределы компетенции администрации, вины руководства объединения нет. С появлением возможности экипажам будет незамедлительно произведена доплата валюты до уровня, предусмотренного коллективным договором. Просим воздержаться от нарушения закона о порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), в противном случае все убытки объединения в случае невылета экипажа будут возложены на виновных». Эту радиограмму капитан Я.А.Лысый зачитал на очередном общем собрании. Моряки недоумевали: какие трудовые споры? Требуем свое, заработанное. Почему угрозы? Однако остались при своем твердом решении - не вылетать. - На Якова Александровича в те дни больно было смотреть, - пишет Инна Березюк о капитане БМРТ «Виктор Стрельцов». - Это был в его жизни первый капитанский рейс. Рыбалка не ладилась (у всех она не ладилась), серьезные поломки механизмов, усталость. А тут такое... Тем временем о «мятежном» экипаже узнали на промысле, а поскольку это беда общая, равнодушных не оказалось. Радиограммы поддержки шли потоком. Ситуация грозила стать очень похожей на шахтерскую. Что это означало бы для страны, представить не трудно: лишить голодающий народ еще и рыбы... Только не надо обвинять моряков в эгоизме и меркантильности. Район ЮВТО стал бесперспективным, старые тихоходные суда здесь влачат жалкое существование. Однако план беспощаден. Так хотя бы знать, за что мучаться! Особенно теперь, когда инфляция повсюду, а цены вызывают истерический смех, вся надежда у моряков на валюту: хоть как-то перебиться в это трудное время. Но не тут-то было. У флотов валюты нет. Что же делать? Остановить флот? Продавать суда? Впрочем, эти вопросы не должны волновать моряков. Их забота - хорошо работать. Свой материал корреспондент заканчивает такими словами: - Валюта для экипажа БМРТ «Виктор Стрельцов» переведена в «Совинку». Моряки дома. Инцидент исчерпан? Я сомневаюсь. Обезболивающая разовая инъекция не излечивает болезнь. Валюта, валюта... Да, не зря флотоводцы буквально молись на нее, делая все возможное, чтобы добыть, заработать, занять - не рубль, а доллар был в те годы кровью экономики. Вернее сказать, спасательным кругом в непредсказуемом море беззакония и хаоса, крушения великих идеалов и возведения новых кумиров на пустующие пьедесталы. Ведь свято место пусто не бывает. · Годы своей работы как в СССР, так и в Латинской Америке М.И. Каргин опишет впоследствии в книге «Воспоминания рыбака», Мурманск, 2005 год. · Вашу руку, партнер! «РМ» от 29 марта 1991 года. · В воздухе пахнет грозой, «РМ» от 8 мая 1991 года. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3403 |