Мурманская область в первом полугодии 2009 года часть 2 |
Продолжение Начало читайте здесь Общественный сектор и социальное развитиеБюджет области: доходы снизились, расходы возрослиКонсолидированный бюджет области в 1П 2008 г. исполнен с дефицитом (см. табл.). Номинальная сумма доходов бюджета уменьшилась по сравнению таким же периодом предшествующего года на 7,1%. Очевидно, что с учетом инфляции, реальное сокращение доходов было еще больше. Сумма расходов увеличилась на 4,1%. В структуре доходов заметно снизилась в абсолютном и относительном выражении налоговые доходы. Такое падение обусловлено главным образом снижением поступлений по налогу на прибыль организаций (более чем в два раза), что является прямым последствием кризиса. Частично восполнили потерю собственных доходов бюджета различные формы финансовой помощи из федерального бюджета. Их совокупная доля в доходах консолидированного бюджета области увеличилась на 8,6 п.п. Консолидированный бюджет Мурманской области
*Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и иной приносящей доход деятельности Уровень жизни: кризис снизил реальные доходы, но по заработной плате позиции удалось удержатьВ сфере доходов населения позитивная тенденция роста реальных доходов населения, наблюдавшаяся в течение последних лет, прервалась. Произошло, хотя и небольшое, но сокращение реальных среднемесячных доходов, в то время как по стране в целом их удалось удержать на уровне прошлого года (см. табл.). Однако показатели динамики реальной заработной платы оказались лучше, чем в среднем по России, – реальная средняя заработная плата, хоть и не намного, но возросла, при заметном падении этого показателя в целом по РФ. В связи с этим соотношение абсолютного размера средней заработной платы в области и среднего по России несколько увеличилось. Для области как региона Севера, где должна сохраняться высокая экономическая привлекательность труда в сложных природно-климатических условиях, это является положительным фактом. Тем не менее, превышение средней заработной платы в Мурманской области ее средней величины по РФ по-прежнему не покрывает разрыв в стоимости жизни, обусловленный действием в области северных удорожающих факторов (например, отношение величин прожиточного минимума населения области к средней по стране составляет около 1,5). Денежные доходы населения
* за июнь 2009, предварительные данные Источник: Мурманскстат Динамика уровня бедности, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, %
Источник: Мурманскстат Прожиточный минимум во 2 квартале 2009 г. равнялся 7627 руб. на человека в месяц. Средний душевой доход обеспечивал 2,65 прожиточного минимума, что несколько ниже уровня 2008 г. (2,7). Это еще раз свидетельствует о том, что имеет место снижение реальных доходов населения. Продолжается реализация региональной целевой программы «Преодоление бедности в Мурманской области» на 2007-2010 гг. Дифференциация населения по уровню доходов впервые за многие годы снизилась: децильный коэффициент фондов в 1П 2009 составил 13,6 при 13,8 в 1П 2008. Степень дифференциации населения области по доходам традиционно ниже, чем по России в целом. В среднем по РФ этот показатель по сравнению с тем же периодом 2008 не изменился, составив 15,8. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини ) в области также снизился (с 0,396 до 0,393), что подтверждает уменьшение дифференциации население по доходам. В целом по стране индекс также немного уменьшился - с 0,415 до 0,414. В использовании денежных доходов, как и следовало ожидать во времена кризиса, заметно возросла доля средств, направленных на сбережения (10,2% в структуре использования денежных доходов против 6,0% в 1П 2008), а также на покупку валюты (3,9% против 2,7 в 1П 2008). Следует сделать вывод, что если к концу 2008 влияние финансово-экономического кризиса на уровень жизни населения было выражено слабо, то в первой половине 2009 оно оказалось заметным, изменив часть показателей уровня жизни в худшую сторону. Рынок труда и демография: ситуация на рынке труда под контролем, в демографической ситуации улучшение по многим позициямСитуация на рынке труда несколько усложнилась, однако, катастрофических потерь рабочих мест не произошло. Во втором квартале 2009 по сравнению с тем же периодом 2008 показатель общей безработицы увеличился на 1,0 пп, а официально зарегистрированной безработицы - на 0,8 пп. В целом по стране эти показатели изменились в худшую сторону значительно сильнее (см. табл.). Уровень общей безработицы в области остался ниже среднего по РФ, что, безусловно, можно считать позитивным явлением, учитывая, что во многих других северных регионах РФ уровни безработицы, как правило, выше среднероссийских. Уровень безработицы, %
*расчетные данные В демографической ситуации наблюдается ряд благоприятных сдвигов: закрепилась тенденция роста рождаемости, общая смертность осталась на уровне прошлого года, заметно снизилась младенческая смертность, миграционный отток уменьшился. Коэффициент рождаемости составил 10,8 родившихся на 1000 чел. населения (10,4 в 1П 2008). Показатель младенческой смертности снизился с 10,5 до 8,8 на 1000 родившихся. Коэффициент общей смертности не изменился и составил 12,2 умерших на 1000 чел. населения. Показатель естественной убыли уменьшился и составил 1,4 тыс. чел. при 1,8 в том же периоде прошлого года. Отрицательное сальдо миграции – 2302 чел., что на 31% меньше, чем 1П 2008 (3328 чел.). Численность населения области продолжает сокращаться: на 1 июля 2009 она составила 839,6 тыс. чел. (99,7% к уровню 2008), уменьшившись с начала года на 2,9 тыс. чел. Творческие индустрии в Мурманской областиПонятие творческой (креативной) индустрии является новым, в определенном смысле, непривычным для экономики Мурманской области, да и России в целом. Своим происхождением оно обязано активно развивающейся на Западе новой концепции социального и экономического развития. Эта концепция выдвигает культурные ресурсы и творчество на первый план постиндустриальной экономики. К креативным индустриям относят музыку, изобразительные искусства, кино, исполнительские искусства, галерейный бизнес, моду, ремесла, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, компьютерные технологии и Интернет, культурный туризм. Т.е. субъектами такой деятельности могут быть предприятия и предприниматели, продукция которых несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Несмотря на то, что составляющие креативных индустрий в Мурманской области имеются, оценить вклад этой составляющей в экономику региона довольно сложно. Прежде всего, потому, что выделить эти виды деятельности среди объектов статистического наблюдения практически невозможно. Служба статистики традиционно выделяет среди видов экономической деятельности «Деятельность в области культуры и искусства», куда включаются деятельность близкая по содержанию к креативным индустриям. Доля занятых в этих видах деятельности в общей структуре занятости представлена в таблице. Численность занятых в экономике Мурманской области за 2008 г.
*С численностью занятых от 16 до 100 чел. Однако представляется, что эти данные не совсем адекватно отражают существующее положение. Прежде всего, потому что большая часть креативных индустрий предполагает частичную занятость. Это связано с тем, что креативные индустрии включают виды деятельности, характеризующиеся разными возможностями зарабатывать деньги, имеющими существенно различную экономическую логику и динамику развития. С точки зрения формы ведения бизнеса – это, чаще всего, индивидуальные, малые и микропредприятия. Для таких предприятий определить однозначно вид деятельности невозможно. В данных статистического учета такие предприятия отражаются по одному виду деятельности. Например, в Мурманской области, судя по различным каталогам предприятий, не один десяток дизайнерских компаний. Однако определить количество занятых в таких компаниях и объем дизайнерских услуг практически невозможно. Аналогичная ситуация и с другими составляющими креативных индустрий. Следует отметить, что существует потребность в образовательных услугах в области «коммерциализации» творчества. На Интернет-форумах часто обсуждаются вопросы о том, как организовать выставку своих фото- или художественных работ, открыть магазин по продаже дизайнерских изделий и т.п. Успешная коммерциализация требует специальных знаний. В Мурманской области существует достаточное количество образовательных учреждений, в которых производится обучение специалистов и бакалавров в области экономики и предпринимательства. Однако образовательных услуг, специализированных в области коммерциализации результатов творческой деятельности учреждениями образования не предоставляется. Следует отметить, что частично эту проблему пытаются решать структуры поддержки предпринимательства, творческие союзы и молодежные организации. В частности, Мурманским региональным бизнес-инкубатором начат проект «Фабрика идей», в рамках которого проводятся семинары по основам коммерциализации. Примером международного сотрудничества в области продвижения идеи развития креативных индустрий является международная конференция «Креативные индустрии, молодежное предпринимательство и туризм как факторы развития регионов Балтийского и Баренцева морей», состоявшаяся в Санкт-Петербурге в феврале 2009 г. Конференция проводилась как итоговое мероприятие Совета Министров Северных Стран по развитию туризма и креативных индустрий, ей предшествовали семинары в Мурманске (октябрь 2008 г.), в Петрозаводске (ноябрь 2008 г.) и Архангельске (декабрь 2008 г.). На Западе организационной основой развития креативных индустрий являются арт-площадки - многофункциональные творческие кластеры, объединяющие на своей территории людей креативных профессий и предоставляющие им инфраструктуру для самовыражения и коммуникаций с единомышленниками и обществом. Создавались они, как правило, на опустевших территориях бывших фабрик или заводов. Аналогичные процессы начали происходить и в России, примерами таких творческих кластеров являются московские «Фабрика» и «Винзавод». В Мурманской области на данный момент подобного рода площадок не существует. Своего рода основой такой площадки может стать региональный открытый фестиваль творчества молодежи "ТРАССА". Главная идея фестиваля – это творчество в движении. В рамках фестиваля в различных городах области проходят мини-фестивали, которые охватывают все виды молодежного творчества. Еще статьи по теме "Мурманская область":Краткая характеристика Мурманской области Геополитическое положение Мурманской области Миссия «Санкт-Петербург – Мурманская область» Мурманская область сумела сохранить поголовье крупного рогатого скота Мурманская область в планах и проектах Новые времена для Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6755 |