Главная 14. Эльдорадо «Мурманрыбпрома» часть 1
14. Эльдорадо «Мурманрыбпрома» часть 1 Печать E-mail

перепрофилировать работу флота на выпуск продукции улучшенного ассортимента


Какое уж там Эльдорадо, какая «золотая страна», если в экономике объединения в конце восьмидесятых годов сложилась критическая ситуация - промысловый флот стал убыточным?! Больше, чем кто-либо другой на Северном бассейне, мурманрыбпромовские суда пострадали из-за изменения сырьевой базы в Баренцевом море. Флот потерял треть объемов добычи рыбы и пищевой продукции рядом с Мурманском, «у берега». Это заставило траулеры уходить в отдаленные районы промысла, перепрофилировать работу флота на выпуск продукции улучшенного ассортимента. Тратились миллионы рублей на оплату перелета экипажей в иностранные порты, где происходила смена команд после окончания промыслового рейса. Министерское «планирование от достигнутого» окончательно поставило флот на колени. В 1988-м году ни один из основных показателей работы объединением «Мурманрыбпром» выполнен не был. Полученной прибыли 5.7 миллиона рублей \при плане 35.2 миллиона\ не хватило на оплату платежей в бюджет. Из-за этого образовался дефицит собственных оборотных средств и перерасход фондов экономического стимулирования и социального развития.

В начале 1989-го положение объединения стало еще более сложным. В феврале, например, флот не смог оплатить счета поставщиков за товары и услуги на сумму свыше двадцати миллионов рублей. Это вызвало финансовые затруднения у рыбных и других предприятий города. Дело уже дошло до того, что не было денег на оплату мелких сумм за этикетки на консервные банки... Объективные сложности усугублялись обидами рыбаков на руководителей «Севрыбы». Они считали, что бассейновое управление намеренно сделало так, чтобы береговые предприятия, включая «Севрыбхолодфлот», имели значительно лучшую рентабельность, чем добывающие флоты, поставленные на грань банкротства. Таким образом, используя финансовые рычаги, «Севрыба» надеялась силой присоединить к себе промысловый флот.

Среди рыбаков «Мурманрыбпрома» распространялось мнение, что руководство БПО заняло по отношению к их флоту выжидательную позицию, радовалось простоям судов в море, ничего не делало по изменению несправедливых тарифов, расчетных цен оплаты работы промысловиков, по решению социальных вопросов. Антагонизм обострился тем, что в предыдущие годы за счет средств добывающих флотов производилась реконструкция и строительство береговых объектов. Так, у «Мурманрыбпрома» было изъято 40 миллионов рублей амортизационных средств. А когда потребовались деньги для ремонта флота, эти средства не вернули. Учитывая все это, генеральный директор объединения «Мурманрыбпром» В.Д.Демяненко на балансовой комиссии по оценке работы БПО «Севрыба» дал этой работе неудовлетворительную оценку. Единственный из руководителей предприятий бассейна!·

В чем же искали и нашли выход мурманрыбпромовцы? Вернувшись из почти двухмесячной командировки в промысловый район Центрально-Восточной Атлантики, где у берегов Мавритании работало немало судов родного флота, заместитель гендиректора «Мурманрыбпрома» А.И. Кухтин опубликовал в «Рыбном Мурмане» большую статью, в которой изложил свои впечатления. Рассказав о самоотверженной работе экипажей судов как тралового, так и кошелькового лова, он пишет:

- Да, высокий вылов здесь имеет место. Однако процент выхода пищевой продукции не может удовлетворить рыбаков. К примеру, судно добыло за сутки 15-20 тонн, а пищевой продукции выпущено всего 8 тонн. Почему? Нет нужного оборудования. В этой связи не могу не заметить, что пора кардинально изменить стратегию развития флота, а именно: валюту использовать только на закупки новейшего промыслового вооружения и новых технологических линий и технологий. Только тогда сможем взять необходимый улов меньшим количеством судов. Иначе мы никогда не вылезем из долговой ямы.*

Последовательно, шаг за шагом в «Мурманрыбпроме» стали переводить флот на выпуск разделанной продукции и продукции улучшенного ассортимента. Исторически сложилось так, что как правило мурманрыбпромовские суда ориентировались на «вал»: мойва и сельдь не требовали особой обработки-разделки. Средняя цена одной тонны такой продукции не превышала 600 рублей. В новых условиях потребовалось перепрофилировать флот на выпуск более дорогой и более трудоемкой продукции, потребовалась модернизация судов.

- Мы убеждены, что, если предприятие не меняет ассортимент продукции, оно становится убыточным и не имеет перспективы развития, - делится опытом заместитель гендиректора «Мурманрыбпрома» по экономике Л.А.Иванов. - На двух судах вырабатываем фарш высоких кондиций, на шести - обычный из мелкой рыбы. Думается, такими линиями надо оборудовать все суда. Ведь фарш пользуется неограниченным спросом, да и выпуск пищевой продукции возрастает. В связи с этим хочу высказать нашу обиду. В Саратове очень обрадовались нашей продукции, заказали фарш, будут делать копченую колбасу. А вот в Мурманске не захотели «связываться» ни горисполком, ни мясокомбинат. А жаль. Люди спасибо бы сказали. А теперь тысячи тонн фарша уйдут за пределы области...

Закупаем и ставим на суда новое фаршевое оборудование, проводим реконструкцию плавмастерской «Резец». Пусть сейчас туго без этих денег, зато дополнительные суда на промысле, фаршевое оборудование дают дополнительную продукцию, поэтому, считаем, игра стоит свеч.*

Однако денег, как обычно, катастрофически не хватало. И тогда руководители «Мурманрыбпрома» обратились в Агропромбанк за помощью, попросили крупную ссуду в связи с недостатком собственных средств на проведение капитального ремонта судов. Не получив никаких гарантий в своевременном возврате средств, банк поначалу отказал. Финансистам оставалось только ужесточить кредитные санкции, дождаться появления просроченной задолженности по ранее полученным флотом ссудам и объявить флот банкротом. На первом этапе все к этому и шло, пока данный вопрос не попал на рассмотрение к начальнику Мурманского областного управления Агропромбанка СССР В.Хохловкину.

- Трудно нам было принять окончательное решение, - рассказал впоследствии банкир на страницах «Рыбного Мурмана». - С одной стороны, мы считали, что, помимо несвоевременного возврата, кредит, как это ни покажется странным, будет даже во вред флоту, явится только временной заплатой на широкой прорехе в его финансово-хозяйственной деятельности, окончательно расслабит его. Напротив, отказав ему в кредитной помощи, мы бы могли надеяться на поиск и использование резервов непосредственно на флоте. Были проведены неоднократные встречи с руководством «Мурманрыбпрома». В результате этого появились мероприятия по оздоровлению финансового положения предприятия. Важную связующую роль между флотом и банком сыграл в тот момент горком КПСС в лице второго секретаря В.Ф.Никитина. Здесь вопросы рассматривались под углом зрения выполнения программы социально-экономического развития коллектива, мобилизации внутрихозяйственных резервов. Все это убедило нас в необходимости риска, и кредит был выдан в сумме 8.3 миллиона рублей. Банк установил жесткий контроль за выполнением программы оздоровления флота, гарантирующей нам своевременный возврат кредита.*

Флотоводцы сумели с умом распорядиться взятыми в долг деньгами. В аппарате управления любое решение принималось только с точки зрения его экономической целесообразности. «Что мы с этого будем иметь?» - спрашивали управленцы, рассматривая предложенный отделом добычи вариант расстановки судов по тем или иным районам промысла. Удалось использовать благоприятную стабильную промысловую обстановку в зоне Перу. Начали понемногу избавляться от убыточных судов, продавая их или передавая в аренду. То есть скрупулезно пункт за пунктом флот выполнял составленную совместно с банком программу.

- Поначалу многие надеялись, что с переходом на рыночную экономику повысятся оптовые цены на рыбу и за счет этого можно будет жить припеваючи. Надеялись на сказочное Эльдорадо, которое еще никто не нашел и вряд ли когда найдет, - писал ведущий инженер объединения «Мурманрыбпром» Б.Кадагидзе. - Во-первых, оптовые цены если и повысятся, то не только на рыбопродукцию, но и на топливо, металл, другие материально-технические ресурсы, повысится стоимость ремонта судов, других услуг, получаемых флотом. Во-вторых, свобода ценообразования на рыбопродукцию, как и на все продовольственные товары, будет значительно ограничена в отличие от других отраслей, производящих ресурсы, потребляемые в нашем производстве. В-третьих, даже если мы получим свободу по установлению цены на нашу рыбопродукцию, глубоко сомневаюсь, что мы найдем покупателя. При рыночных отношениях цена будет определяться спросом, конкурентоспособностью товара, а основная масса вырабатываемой нами продукции - это рыба мороженная, в лучшем случае - обезглавленная, потрошеная. И мы с нашей продукцией - чистейшие банкроты.*

Несмотря на мрачную картину, нарисованную ведущим инженером, в объединении целенаправленно шли к увеличению выпуска продукции улучшенного ассортимента. Считали, что установка на судах фаршевых и высокопроизводительных филейных линий - необходимый, но далеко не последний этап переориентации производства на выпуск высококачественной и пользующейся спросом населения продукции. В последнее время в уловах значительно возросла доля рыб пониженной ценности. Так, самый большой удельный вес приходился на ставриду, затем на криль, путассу, а треска занимала в уловах флота лишь 2 процента. В то же время мясо этих рыб является источником полноценного животного белка, дефицит которого ощущается во всем мире. Традиционная технология, ориентированная на выпуск мороженой рыбопродукции, исчерпала себя. Яркий пример тому работа Мурманского рыбокомбината, у которого в десять раз меньше стоимость основных производственных фондов, чем у флота. Но получает комбинат в три-четыре раза больше прибыли, чем «Мурманрыбпром». Потому что выпускает готовую, пользующуюся спросом рыбопродукцию. Берегу выгодно покупать просто мороженую рыбу и путем несложной технологии самому вырабатывать фарш, в дальнейшем превращая его в кулинарные изделия. Даже оснастив суда фаршевыми и филейными линиями, флот все равно доставит на берег лишь полуфабрикат, а сливки с этой продукции снимет кто-то другой, изготовив на основе фарша и филе рыбы деликатесную продукцию. Разве на варварство гнать выловленную в море сардину на корм пушного зверя, когда консервы «Сардина в масле» во всем мире считается деликатесом? Та же ситуация с крилем, мясо которого - чистейший белок.

Рассуждая таким образом, специалисты «Мурманрыбпрома» пришли к мысли об организации своего берегового производства по обработке малоценных пород рыб. Мысль здравая. Разработана и уже опробована технология изготовления консервов и пресервов в различных заливках, колбасно-сосисочных изделий, различной рыбной кулинарии. Возможности рыбного сырья практически неограниченны, если говорить об аналоговой продукции - от аналогов грибов, лосося и до аналогов ветчины. К нетрадиционным продуктам следует отнести и большую группу лечебно-профилактического назначения, вкусоароматические добавки, продукты, получаемые на базе рыбного жира: маргарин, майонез, салатные масла, - и отходов их производства - шампуни и другие поверхностно-активные вещества. Создание малых и совместных рыбообрабатывающих береговых предприятий как у нас, так и за рубежом - таким путем пойдут не одни мурманрыбпромовцы.

Но не будем забегать вперед, потому что в конце восьмидесятых годов это были пока лишь мечты. Не сказочное, а реальное Эльдорадо обнаружили флотоводцы, сумев найти доверие к своим планам-задумкам у плавсостава, у капитанов и рядовых рыбаков, которые делом доказали правоту некоторых теоретических выкладок.

Продолжение статьи читайте здесь

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

52.91.90.122

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2018 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru