Главная Биография Мурманского края
Биография Мурманского края Печать E-mail

Мы знакомим вас с наиболее значимыми для промышленного развития Мурманского края событиями 

Областная научная библиотека в течение многих десятилетий издает «Календарь знаменательных дат» Мурманской области. Все даты опираются на достоверные письменные источники. Мы знакомим вас с наиболее значимыми для промышленного развития Мурманского края событиями, произошедшими с 1478 по 1938 годы , юбилеи которых приходятся на 2008 год.

530 лет назад (1478) Кольский полуостров в числе новгородских земель вошел в состав Московского государства.

455 лет назад (1553) состоялась первая английская экспедиция для поисков пути в Китай и Индию через воды Севера под руководством
Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслера. В Ледовитом океане буря разбросала суда. Два из них пристали к Мурманскому берегу. Оставшиеся здесь на зимовку экипажи погибли. Третий корабль под управлением Ричарда Ченслера достиг устья Двины.

455 лет назад (1553) первое упоминание о Кандалакшском монастыре. Монастырь создавался для укрепления православной веры среди новокрещенных лопарей.

425 лет назад (1583) построен Кольский острог – оборонительное укрепление на случай нападения захватчиков. С постройкой острога Кола приобрела облик города.

400 лет назад (1608) начата работа по составлению царским писцом Алаем Михалковым и дьяком Василием Мартемьяновым "Книги Кольского острога и Кольского уезда" (1608-1611). Писцовая книга дает описание укреплений Кольского острога, подробный перечень имеющегося в нем вооружения, казенных строений и т. п. Она содержит обширные материалы о местных монастырях - Кольско-Печенгском и Кандалакшском. Учтены источники доходов населения, подлежащие налогообложению.

305 лет назад (1703) в числе иностранных товаров в Коле впервые появляется табак.

28 апреля 1703 г. в Колу для торговли табаком прибыл Родион Михайлов - торговый представитель английского купца Карла Гутфенля с охранной грамотой из Оружейной палаты.

285 лет назад (1723) вышел Указ Петра I об учреждении казенного Кольского китоловства, на нужды которого ассигновалось 5000 рублей. На Вавчугской верфи братьев Бажениных (на Двине) были построены три китобойных корабля.

285 лет назад (1723) в Кольском заливе основана база Кольского казенного китоловства. Названа Екатерининской гаванью в честь жены Петра I Екатерины. В начале XIX века в Екатерининской гавани размещалась база Беломорской промысловой компании. В 1894 г. гавань осматривал министр финансов С. Ю. Витте, по предложению которого здесь был сооружен "коммерческий порт" Александровск.

275 лет назад (1733) начало добычи серебряных руд на острове Медвежьем в Белом море. За восемь лет рудники дали 46 пудов серебра.

245 лет назад (1763) Михаил Васильевич Ломоносов составил "Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию". Он указывает направление ветров у Мурмана, дает классификацию льдов и другие сведения о морях, омывающих берега Кольского полуострова. Хорошо понимая преимущества Мурмана для арктического плавания, М. В. Ломоносов предлагал избрать местом базирования судов экспедиций Кольский залив или Кильдинское взморье.

235 лет назад (1773) состоялись промерные и описные работы на Белом море и у Лапландского берега под руководством М. Доможирова и П. Григорьева.

195 лет назад (1813) опубликовано "Описание Архангельской губернии" К. Молчанова, содержащее сведения о численности и составе населения Кольского уезда, казенных и общественных зданиях в городе Коле, мурманских промыслах и т. п.

140 лет назад (1868) издан закон о льготах для колонистов Мурманского берега. Поселенцам, зачисленным в сословие "колонистов", предоставлялись определенные привилегии и льготы. Колонизация Мурмана способствовала развитию рыбных промыслов, торговли и транспорта в крае.

140 лет назад (1868) в г. Кола было учреждено полицейское управление. В его ведение перешли 4-й и 5-й станы Кемского уезда (территория Кольского полуострова без Кандалакши). Вновь был открыт тракт Кандалакша - Кола с шестью промежуточными станциями и почтовое отделение в Коле.

125 лет назад (1883) Герман Федорович Гебель основал "Первое Мурманское китобойное и иных промыслов товарищество" с капиталом в 300 тыс. рублей. "Товарищество" построило на острове в Ура-губе завод для вытопки жира и цех по производству клея, казарму на 30 рабочих и различные подсобные помещения. Для боя китов Гебель купил два парохода - "Вельда" и "Мурманец".

125 лет назад (1883) Кола вновь стала уездным городом.
В 1858 г. Кольский уезд как самостоятельная единица был ликвидирован, его территория вошла в состав Кемского уезда. Необходимость снова сделать Колу уездным городом возникла в связи с развитием промыслов на Мурманском берегу и появлением здесь постоянного населения.

115 лет назад (1893) Государственный Совет России издал Указ о создании таможенных учреждений в Кандалакшской губе Белого моря.
В том же году были учреждены таможенные заставы в селах Ковда и Кереть.

115 лет назад введена охрана территориальных вод Мурмана патрульным крейсером.

110 лет назад (1898) началась научно-промысловая экспедиция Николая Михайловича Книповича на парусном судне "Помор". Помимо морских исследований, решено было собрать исчерпывающие сведения о народной жизни на Мурмане и социально-экономических формах организации промысла. Своими исследованиями Н. М. Книпович показал, что рыбные ресурсы Баренцева моря огромны, но для освоения их нужны более совершенные типы промысловых судов и новые способы лова.

95 лет назад (1913) Карл Юрьевич Спаде устроил базу для тралового флота в губе Порчниха, на Мурмане, в 9 километрах к западу от Захребетного. Он мечтал значительно расширить предприятие - приобрести до 50 новых судов, но этим замыслам не суждено было осуществиться. Два его траулера -"Север" и "Юг" - подорвались в 1915 г. на немецких минах, поставленных в горле Белого моря, а остальные два были угнаны в Англию интервентами в период гражданской войны.

90 лет назад (1918) Мурманский Краевой Совет принял постановление о включении Мурманского края в состав антибольшевистской Северной области с центром в Архангельске на правах автономии. 15 сентября 1918 г. постановлением Верховного Управления Северной области автономия Мурманского края была ликвидирована, а спустя месяц на территории края были ликвидированы Советы и восстановлены органы земского и городского самоуправления. Кольский Север находился в составе Северной области вплоть до ее падения 20 февраля 1920 года.

90 лет назад (1918) В. И. Ленин подписал постановление СНК РСФСР об ассигновании 10 миллионов рублей для нужд Архангельского и Мурманского портов. На Мурман была послана специальная комиссия во главе с И. И. Подвойским для изучения производительных сил края.

90 лет назад (1918) Мурманский краевой Совет депутатов принял свою Конституцию, в которой объявлялось о создании Мурманского края в составе Александровского и Кемского уездов и полосы отчуждения железной дороги от Мурманска до Званки.

90 лет назад (1918) в Мурманске состоялся съезд железнодорожников. Для управления делами железной дороги от Мурманска до Имандры съезд избрал исполком (Совжелдор) и специальную комиссию, председателем которой стал И. Б. Ярославцев. Одновременно создавался Кольский подрайонный комитет Совжелдор, который возглавил Г. В. Сироткин.

85 лет назад (1923) в г. Мурманске состоялась торжественная церемония открытия нового железнодорожного вокзала.

85 лет назад (1923) состоялось открытие А. Н. Лабунцовым и Б. М. Куплетским крупных месторождений апатита на горе Расвумчорр. Это послужило основанием для организации более детальных разведочных работ.

85 лет назад (1923) Совет Труда и Обороны утвердил "Положение о колонизации Карело-Мурманского края". Этот документ давал Мурманской железной дороге право в течение 10 лет и более хозяйничать на площади в 3 миллиона гектаров (на 10-километровой полосе, прилегающей к железнодорожному полотну). Она могла осваивать и заселять (колонизировать) данную территорию и эксплуатировать имеющиеся на ней природные богатства (лес, руды, минералы), а полученные средства оставлять в собственном распоряжении. Тем же Положением Мурманский порт переводился в ведение железной дороги. Был создан транспортно-промышленный и колонизационный комбинат. Председателем правления этого комбината был назначен Арон Матвеевич Арнольдов.

85 лет назад (1923) вблизи железнодорожной станции Хибины, Иоганом Гансовичем Эйхфельдом был основан самый северный в мире опытный сельскохозяйственный пункт. В 1931 г. его переименовали в Полярную опытную станцию Всесоюзного института растениеводства (ПОСВИР). Становление и развитие Полярной опытной станции связано с освоением природных богатств Кольского полуострова. В результате исследований были даны рекомендации по развитию земледелия на Кольском полуострове.

75 лет назад (1933) в Мурманске побывали И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров. Они осматривали места возможного базирования кораблей создаваемой Северной военно-морской флотилии. После оценки акватории и побережья Кольского залива высокие гости решили создавать базу флота в Екатерининской гавани.

70 лет назад (1938) Указом Президиума Верховного Совета СССР Мурманский округ Ленинградской области, с присоединением Кандалакшского района КАССР, преобразован в Мурманскую область.

70 лет назад (1938) принято решение Пленума Мурманского обкома ВКП(б) о создании в г. Мурманске областной библиотеки.

70 лет назад (1938) вступил в строй медно-никелевый комбинат "Североникель" в г. Мончегорске. Строительство комбината началось в 1935 г. 8 октября 1938 г. был получен первый полуфабрикат никеля - файнштейн. Первый промышленный никель был получен 23 февраля 1939 г. на электропечи в металлургическом цехе № 1.

70 лет назад (1938) Президиум Верховного Совета РСФСР издал указ об образовании в Мурманской области Мончегорского района с центром в г. Мончегорске.

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 5 2008 г. 

Еще статьи на тему "Мурманского":

Перемены в развитии Мурманского транспортного узла

Итоги II арктического мурманского международного экономического форума

О перспективах развития Мурманского транспортного узла

Пилоты мурманского авиационного предприятия

Проект комплексного развития Мурманского транспортного узла

Начало развития Мурманского транспортного узла

Аттестация выпускников Мурманского технологического колледжа сервиса


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.117.107.90

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .