Состояние разработки технических регламентов в строительстве |
Есть группа из трех системообразующих регламентов, на которых строятся уже все остальные элементы системыС.И.КАВИЦКИЙ, эксперт рабочей группы по реализации системы технического регулирования в строительстве при Министерстве регионального развития Российской Федерации Рабочая группа по реализации системы технического регулирования в строительстве Минрегиона отвечает за формирование государственной политики в области градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому блок о технических регламентах и в целом всю систему технического регулирования, которая прямо относится к строительству, ведет данное министерство и отвечает за разработку и представление проектов в Правительство Российской Федерации.Закон «О техническом регулировании» очень тяжело ударил по техническому регулированию строительной отрасли, поскольку действовавшая ранее система не укладывается в формат, предложенный разработчиками закона. Это требует решения большого количества принципиальных вопросов, многие из которых выходят далеко за отраслевые рамки. Видимо, с нашей точки зрения, по этим причинам на протяжении полутора-двух лет работа по разработке регламентов, построению концепции системы технического регулирования в строительстве практически не проводилась. Необходимо было решить принципиальные краеугольные вопросы, на которых будет строиться система. К настоящему времени ситуацию можно считать изменившейся. В сентябре 2005 года была создана рабочая группа по реализации данной системы. В ноябре на правительственной комиссии по техническому регулированию отраслевая концепция реформы данной системы была одобрена. И с декабря 2005 года приступили к ее реализации. Основу данной системы составляет правовой блок, то есть технические регламенты. По видению Минрегиона, этот блок неоднороден. Есть группа из трех системообразующих регламентов, на которых строятся уже все остальные элементы системы. Это то, что сейчас называется общим техническим регламентом «О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилежащей к ним территории». Это ключевой, с нашей точки зрения, регламент о требованиях безопасности зданий и строительных сооружений гражданского и промышленного значения, который должен включать в себя все требования по безопасности на этапах инженерных изысканий, проектирования, экспертизы проектирования, получения разрешения на строительство, выполнения строительно-монтажных работ и сдачи объекта в эксплуатацию. И третий ключевой регламент - это регламент безопасности строительных материалов и изделий. Эти регламенты должны быть первыми, сделаны они должны быть комплексно, с единой методологией, идеологией, терминологией. И на них уже можно будет строить все остальное. Если группировать технические регламенты, то можно выделить такие группы как требования к обеспечению строительства и объектов строительства. В первую очередь речь идет о коммуникациях - это энергетика, электроэнергетика, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение. И это блоки специальных требований для объектов повышенной безопасности или для неких специфических отраслевых объектов. В качестве примера можно взять требования к безопасности аэродромов, мостов и туннелей и так далее. Помимо этого появляется четвертая группа регламентов, которая будет призвана детализировать то, что не вошло в общую основную группу. В настоящее время все конкурсы на разработку технических регламентов проводятся Минпромэнерго. При этом Минрегион дает свои предложения о составе этих регламентов и проекты технических требований для этих технических регламентов. Минпромэнерго, а также другие заинтересованные министерства и ведомства вносят туда изменения, которые считают необходимыми.После этого проводятся конкурсы, и идет разработка регламентов. В частности, в задачи рабочей группы по реализации системы технического регулирования в строительстве входит организационно-методологическое обеспечение разработки регламентов, согласование этих регламентов заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями, а также экспертиза технических регламентов, которые разрабатываются в смежных отраслях в части строительного блока. С четвертого раза был проведен конкурс о разработке общего технического регламента «О безопасности эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающей к ним территории». Только с декабря 2005 года этот регламент разрабатывается сводным коллективом под руководством ректора и проректора по науке Московского государственного строительного университета. В середине января была разработана концепция данного регламента и предлагаемая структура – определен круг вопросов, которые отнесены к данному регламенту. Данный регламент не был принят рабочей группой, куда входят представители ряда министерств и ведомств, общественных организаций, поскольку регламент сам по себе очень сложный и та концепция, которая была предложена разработчиком, не нашла поддержки большинства. В связи с этим был проведен ряд консультаций с Минздравсоцразвития, Ростехнадзором, МЧС, МВД и другими структурами. Были внесены некоторые изменения, после чего концепция была одобрена Минрегионом и направлена в установленном порядке на согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами. В настоящее время у разработчиков готова к выходу первая редакция проекта этого общего технического регламента. Для того чтобы был закрыт первый этап, нужно получить и согласовать все замечания и разногласия, которые набрались на концептуальном этапе, чтобы не повторять эти проблемы на этапе второй редакции. Сейчас согласование провести просто невозможно. Недавно директор Департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования Ю.А.Перелыгин, который отвечает в Министерстве за эту тематику, направил письмо директору Департамента технического регулирования и метрологии М.К.Глазатовой, которая отвечает в целом за эту проблему, с просьбой на базе Минпромэнерго совместно двумя министерствами провести согласительное совещание, поскольку прийти к консенсусу никакими другими способами не удается. Кроме того, существуют сложности в понимании концептуального перехода, поскольку есть определенный набор ведомственных интересов. То правовое поле, та предметная область, которая закрывалась СНиПами, вполне совпадают с тем, что сейчас остается в строительстве. Ряд вопросов передается смежным областям, которые или не хотят, или не вполне понимают, зачем им нужны эти требования. МЧС России считает необходимым в каждый регламент включать отдельные блоки и разделы, в которых предусматриваются все требования профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций как техногенного, так и всех других характеров, меры предупреждения и ликвидации последствий на прилегавших территориях и прочие разделы. Каким, с нашей точки зрения, должен быть общий регламент? Например, общий регламент по эксплуатации. Он охватывает все - это один из самых емких регламентов - он определяет все взаимоотношения и владельцев, и пользователей, и тех, кто эксплуатирует. Поэтому в данном регламенте должны быть, во-первых, только требования безопасности, во-вторых, они должны быть изложены четким юридическим языком, понятны и доступны. Если учитывать пожелания всех министерств и ведомств, то регламента не будет никогда. Например, МВД считает необходимым в этом регламенте также сделать несколько глав, которые касались бы производства, хранения и реализации боеприпасов и оружия, а также организаций стрелковых и прочих вещей. Таким образом, меняется уже концепция регламента. В результате требуются неординарные меры для того, чтобы он разрабатывался, чтобы в дальнейшем его кто-нибудь когда-нибудь увидел. Второй регламент - «Требования безопасности к строительным материалам и изделиям» - разрабатывается под эгидой Белгородского государственного технологического университета, бывшей Академии строительных материалов. Ситуация приблизительно такая же. На две недели раньше, в январе этого года, концепция была в принципе согласована, разослана заинтересованным министерствам и ведомствам. До настоящего момента согласование не получено. По строительным материалам и изделиям есть тоже принципиальные вопросы, начиная с классификаторов. Но первая редакция этого регламента готова, и в течение 7-10 дней после одобрения первого этапа она может быть вынесена на публичное обсуждение и на обсуждение рабочей группы. Самые большие проблемы с третьим, ключевым, с нашей точки зрения, регламентом, который определяет вопросы проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию. Конкурсы по данному регламенту проводились неоднократно, до сих пор результаты их не подведены. И в настоящее время этот регламент еще не разрабатывается. Мы надеемся, что ситуация изменится в самое ближайшее время, но в настоящий момент она такова. Что касается других блоков, там практически та же ситуация. Часть регламентов, например, требования по безопасности к высотным зданиям, регламент о теплоснабжении, об электроснабжении, разрабатывается и находится на разных стадиях готовности. Часть регламентов до сих пор не выставлена на конкурс. Кроме того, существовала программа разработки технических регламентов на 2004-2006, потом - на 2006-2008 годы. Сейчас в Правительстве рассматривается для утверждения проект программы разработки технических регламентов на 2008-2009 годы.Перечисленные три регламента, образующие системный блок для всей строительной области, не смогут охватить в достаточной степени те вопросы, которые нельзя отдавать в область рекомендации стандартов, а необходимо оставить в требованиях безопасности. Поэтому наша рабочая группа внесла в Правительство предложение о дополнительном включении тринадцати специальных регламентов по строительству в программу 2008-2009 годов. Это, в первую очередь, регламенты, которые переплетаются с еврокодами, регламенты по безопасности строительных конструкций из различных материалов и дополнительные регламенты, которые будут регулировать, например, проведение фасадных работ, работ по сносу, капитальному ремонту, общие строительные работы. Журнал "СЕВЕР строительный" № 8 за 2006 год Еще статьи на тему "регламентов":Технические регламенты будут разработаны под заказ? Как оценить проекты административных регламентов оказания государственных услуг Практическое применение технических регламентов в нефтегазовом комплексе России Как оценить проекты административных регламентов оказания государственных услуг Практическое применение технических регламентов в нефтегазовом комплексе России Состояние разработки технических регламентов в строительстве на основе 27900 оценок. 11562 обзоров пользователей.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5441 |