Введение |
В течение советского периода в истории России экономические отношения между Финляндией и Советским Союзом жестко регламентировались правительствами двух стран.Торговля велась по клиринговой системе, и в отличие от большинства западных стран, Финляндия продолжала поддерживать этот вид двусторонней торговли до распада Советского Союза. Торговля между Финляндией и Советским Союзом была существенным экономическим показателем, особенно для Финляндии (25 процентов от внешней торговли в 1982-1983 годы), но примеры прямых контактов в приграничных районах между частными лицами и предпринимателями были очень немногочисленны.После распада Советского Союза в 1991 году Россия провозгласила себя страной-преемницей распавшегося государства, и в конце того же года, президент Ельцин объявил, что правительство начинает проведение радикальных реформ в России. Президент Ельцин также обещал сократить полномочия центральной власти в пользу регионов. Эти заявления Ельцина породили серьезные надежды на истинное международное сотрудничество в Финляндии, которая имеет общую с Россией границу длиной 1269 километров. После распада Советского Союза ожидания, связанные с новоявленными восточными рынками, были слишком завышены (Ollila 1999, 27). Подобные надежды имели место и в Финляндии, особенно в приграничных областях (Север Карелии, Кайнуу и Лапландия), представляющих собой необжитые малонаселенные районы (или районы с менее благоприятными условиями), для которых характерны безработица, недостаток капитальных вложений и предпринимательских инноваций. Пространство нового восточного рынка рассматривалось в качестве возможности решить многие из этих структурных проблем Финляндии, по крайней мере, в отдаленной временной перспективе. Предприниматели совместно с государственными организациями начали несколько новых деловых и образовательных проектов, с целью получить преимущество от возможностей работы на российском рынке. Появление новых государств в Европе и расширение Европейского Союза привели к возникновению новых проблем. Политические кризисы, зачастую переходящие в войны, в Европе в 1990-ых годах доказали сложность человеческого восприятия территориальных проблем. Напротив, во многих приграничных областях социально-экономическое развитие стало неожиданно замедляться и, даже, ухудшаться. Если бы не транзитные передвижения и их позитивный побочный эффект на юго-востоке Финляндии, ситуация в районе финляндско-российской границы была бы одним из примеров этой разновидности вялых экономических отношений. Например, несмотря на высокие ожидания, доля предприятий Северной Финляндии, сумевших создать устойчивые деловые отношения с Россией, составляет менее 5-ти процентов (Ollila 1999, 51). В настоящее время, в Европе насчитывается 49 независимых государств и несколько экономических и политических регионов, что означает, что Европа переполнена новыми и старыми границами Финляндско-советская граница была одним из примеров глубокого идеологического и экономического разрыва между Востоком и Западом. В течение 1990-ых годов изменилось политическое окружение, увеличилось число прямых деловых контактов между предприятиями, но оставалось и советское наследие. Российские компании преуспевали только в экспорте сырья, как это было еще в советский период. Это привело к концентрации торговли в руках нескольких компаний. Например, в торговле между Республикой Карелия и Финляндией в 1995 году половина экспорта Карелии принадлежала трем предприятиям (Statistic Finland 3/98, 29). Аргументация основана на предположении, что вялое развитие экономического сотрудничества в таких регионах, как Карелия и Мурманская область, объясняется различиями формальных институтов и социально-экономических структур прошлого. Например, иностранные предприятия все еще не питают доверия к законодательству России, особенно в части его исполнения, и системе российского налогообложения. Город Заполярный и поселок Никель (рис. 1) - промышленные пункты в районе российско-норвежской границы на территории Мурманской области. Промышленная база этих городов представляет собой цикл переработки никелевой руды Кольской горно-металлургической компании (KГMК), которая является филиалом большого горно-металлургического предприятия ГМК «Норильский Никель» в России. «Норильский Никель» - самый большой производитель никеля и палладия, также второй по величине производитель платины в мире. КГМК состоит из двух больших предприятий Кольского полуострова: «Печенганикель» и «Североникель». ОАО «Североникель» расположен в Мончегорске. В начале 2000 года в данном конгломерате было занято 93 000 рабочих и служащих, из которых 75 000 работали в Норильске, 7 500 - в Заполярном и Никеле, 7 000 - в Мончегорске, несколько тысяч в Оленегорске и Санкт-Петербурге. В Советском Союзе промышленность была строго централизована и полностью контролировалась государством. Добыча и переработка никеля, а также географическое положение Кольского полуострова имели также важное оборонно-стратегическое значение. Печенгский район стал частью этой централизованной оборонно-промышленной системы. Рисунок 1. Никель и Заполярный на Кольском полуострове.Регионы России формально открыли свои границы для международного сотрудничества в 1990-ых годах. Например, Мурманская область стала практиковать на определенном уровне свою собственную внешнюю политику в период 1990-ых годов. Область участвует в системе международного сотрудничества стран Баренц региона, цель действия которой состоит в создании общей экономической и культурной зоны на Европейском Севере. Хотя, результаты этого нового северного регионального сотрудничества могли быть лучше, оно все же позволило установить прямые контакты администрации Мурманской области со Скандинавскими странами и Брюсселем. В советский период международные контакты в этом регионе были очень редки. Примерами разного рода ускорения или замедления развития могут являться отношения США - Мексика в области приграничных территорий на суше и Россия - Япония в области морской границы. Даже при относительно гомогенных социально-экономических условиях (единые язык, национальная принадлежность, культура, территориальное местоположение, и т.д.), экономическая кооперация требует времени, как показывает практика воссоединения федеральных земель в Германии. Объем торговли между Финляндией и Россией менялся с течением времени, отражая политические и институциональные различия между странами. В период с 1809 по 1917 год Финляндия входила в состав Российской Империи, и торговый оборот стремительно возрастал по мере развития города Санкт-Петербурга и российской экономики в целом. После установления социализма в Советском Союзе политические и торговые отношения между капиталистической Финляндией и ее соседней страной перестали быть интенсивными. Послевоенное взаимодействие велось на основе двусторонних торговых соглашений, а с распадом Советского Союза объемы торговли снизились, поскольку финляндским компаниям не выгодно было работать в условиях фиксированных цен и в рамках плановой экономики, что предусматривалось соглашениями.Рисунок 2. Доля России/Советского Союза в импортно-экспортных операциях Финляндии в 1861-1999 годы (до 1917 года Финляндия входила в состав Российской Империи в качестве Великого Княжества России) (Rautava 1998, 6. переработано и дополнено в 2000 г.).Еще статьи на тему "Финляндии":Промышленная реструктуризация села в Финляндии и динамика создания рабочих мест Миграция и изменения численности населения районов Финляндии Сергей Скоморохов встретился с делегацией Парламента Финляндии Закрытие предприятий в странах Запада: на примере Финляндии Финляндия является стратегическим партнером Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1637 |