Российская академия наук на пути перемен |
Российская академия наук как движущая сила развития фундаментальных основ науки заслужила высокий авторитет не только в своей странеАнатолий Николаев Россия переживает сложный период перехода от планового (в масштабах государства) ведения хозяйства к рыночным отношениям, когда они строятся между предприятиями на основе потребностей, зависящих от финансовых возможностей. Этот переход затронул все отрасли народного хозяйства и сопровождался ломкой привычных связей между отраслями и отдельными предприятиями, трансформацией понятий роли государства, юридических и физических лиц. Российская академия наук (далее также РАН или Академия) как составная часть общегосударственной системы не осталась в стороне от перемен. Российская наука в целом как семейство шести государственных академий за годы перестройки понесли серьезные потери, вызванные, прежде всего недофинансированием науки, невозможностью обеспечения современными приборами и оборудованием, а главное сокращением численности сотрудников и увеличением их среднего возраста.В большей степени пострадала отраслевая наука, роль которой сводилась к доведению инновационных предложений фундаментальной науки до стадии реализации. Частным корпорациям не хотелось вкладывать большие деньги в расширение сырьевой базы и создание современных высокоэффективных производств, поскольку затраты и риски значительны, а законы могли измениться в любой момент по мере изменения передела государственной собственности. Трудно оцениваемое общегосударственное наследство в виде уже готовых или подготовленных к реализации технологий достались новым хозяевам практически бесплатно. Это стало одной из причин рождения, с одной стороны, кучки олигархов и с другой - армии людей, живущих более чем скромно от получки до получки или от пенсии до пенсии. Российская академия наук как основная движущая сила развития фундаментальных основ науки своими результатами заслужила высокий авторитет не только в своей стране, но и в мире в целом. Она была учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года и воссоздана Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России и действительно является им. На территории Российской Федерации Российская академия наук является правопреемницей Академии наук СССР. Деятельность РАН регулируется законодательством Российской Федерации и Уставом РАН. После внесения в прошлом году изменений в федеральный закон от 23.08.96г. № 127-ФЗ «О науке и государственно-технической политике» РАН необходимо было принять на Общем собрании РАН новый Устав РАН, который соответствует измененному закону и законодательству РФ в целом. Для справки: Общее собрание является высшим органом управления РАН и состоит из действительных членов и членов-корреспондентов РАН, а также научных сотрудников организаций, подведомственных РАН, делегированные сроком от одного года до пяти лет этими организациями по квотам, устанавливаемым Президиумом РАН. По поручению Председателя Правительства РФ М.Е. Фрадкова РАН разработала и подготовила проект Устава РАН (председатель Уставной комиссии РАН академик Ю.А. Осипьян). В процессе разработки проекта Устава РАН учитывались поступившие в Уставную комиссию РАН предложения от отделений РАН, членов Академии наук и научных организаций РАН. Проект документа был представлен на рассмотрение Президиума РАН и на согласование в шесть профильных министерств. Модельный устав для государственных академий наук подготовлен параллельно органами исполнительной власти (основные положения этого документа были предложены Минобрнауки РФ). Его разработка выполнена в нарушение действующего Устава РАН и без соответствующего поручения Правительства РФ. Это создало конфликт между РАН и чиновничьим аппаратом исполнительной власти. Суть конфликта сводится к разному толкованию роли науки и стремлением чиновников взять руководство над наукой, ее материальными ценностями и территориями, принадлежащими подразделениям РАН. А именно планируется учредить непрофессиональный Наблюдательный совет из членов Государственной Думы РФ, Администрации Президента РФ и прочих государственных инстанций, а также сделать мифическое правление, которое будет не избираться на Общем собрании, а назначаться. Совет директоров институтов РАН, насчитывающий более 400 первых руководителей, в одном из своих последних решений от 01.03.07. отметил: «Ни для кого не секрет, что в российском государстве образовался плотный слой чиновничьей номенклатуры, который является классово-враждебным науке, в частности РАН. Создалось впечатление, что чиновники не заинтересованы в процветании государства ни в каком виде, и стремятся к уничтожению науки. Союзником для Российской академии наук является только высшее руководство страны, к которому не всегда удается пробиться через этот слой чиновников. В настоящее время не только наука, но и все виды культуры и искусства усиленно разрушаются. Все пущено на коммерческую основу. Возникла мифология, что вся фундаментальная наука должна оцениваться с точки зрения рыночного механизма, но наука есть наука, и она является источником знания для общества, и никакие критерии рыночного хозяйства не применимы к науке, как и не применимы к искусству. Отраслевая наука заброшена и разрушена. Принятый закон об автономных организациях является тенденцией разбить академическое сообщество. Последним оплотом науки, который еще противостоит этой массированной атаке, является Российская академия наук. Она устояла только потому, что была собрана в единую организацию, и сможет противодействовать «оружию», запущенному в ее среду, только если она останется монолитной. Необходимо всему научному сообществу осознать, что сейчас идет классовая борьба научного сообщества с чиновничьим миром. При этом представители этого мира могут быть очень симпатичными людьми, но классовая сущность напора от этого не меняется.» Академия в проекте своего устава отстаивает тезис: «С точки зрения правовой характеристики Российская академия наук теперь является не государственным учреждением, а некоммерческой организацией, созданной в виде государственной академии, финансируемой из государственного бюджета. Из этого следует, что РАН, как всякая организация, имеет право на определенную самостоятельную деятельность и достижение финансовых результатов, которые в виде финансовой прибыли могут быть использованы на уставные цели РАН». Одним из трудных вопросов для согласования единого мнения был вопрос о возрастном ограничении участия ученых в руководящих органах Президиума РАН, отделений РАН, институтов и других подразделений. Предлагались возрастные планка 70 или 65 лет независимо от срока их избрания и назначения на соответствующую должность. Однако внесение данной поправки противоречит существующему законодательству РФ и требует дополнительного урегулирования на уровне законодательной власти страны. Решение вопроса об установлении возрастного ценза было предметом обсуждения на Отделениях РАН и Общем собрании РАН. Совет директоров институтов РАН на заседании 01.03.07. отметил: «Сегодня самое страшное то, что в Государственной Думе РФ, в ускоренном порядке делаются попытки по протаскиванию новых поправок к Закону о науке. На Совете уже рассматривались 4 новых поправки, из них две были отвергнуты сразу, две обсуждались. При изучении документа было обнаружено, что целые фразы были взяты из бумаг, которые готовились фондом «Открытая экономика», который за подготовку Модельного устава получил финансирование. Параллельно рассматривалась поправка к Бюджетному кодексу. Согласно этой поправке академическим институтам будет запрещено заниматься коммерческой деятельностью, хотя везде твердят об инновациях, об экономике знаний, об уходе от зависимости от нефти и газа в экономике и о продвижении вперед, РАН не разрешают заниматься хоздоговорами, не дают деньги на инновационную деятельность, поэтому не понятно, кто приведет Россию к светлой экономике знаний. Готовятся еще несколько документов, которые спешат принять до утверждения Устава РАН. Уровень знаний чиновников, управляющих наукой, наглядно просматривается в документе «Среднесрочная программа фундаментальных исследований». В документе есть основные направления прикладных работ: «Борьба с терроризмом», «Дороги», «Транспорт», «Энергетика» и пр. Всю фундаментальную науку разбросали по этим направлениям. В направлении «Борьба с терроризмом» записаны логика, топология, алгебра и математическая физика. Ядерную физику и плазму записали в «Энергетику», а все астрофизические исследования записали в «Транспорт». Почему в «Транспорт»? Оказывается, есть дороги, есть железные дороги, есть авиационные дороги и космический транспорт. Раз космический транспорт, значит изучение «черных дыр», астрофизики, темной материи и т.д. в это направление. Если следовать политике Минобрнауки РФ, то можно представить к чему мы придем.» Из нового проекта устава РАН следует, что она имеет право создавать подведомственные организации, в том числе социального обслуживания и научно-вспомогательные, образовательные и инновационные структуры и др. Организационно-правовые формы таких организаций определяются Президиумом РАН и их уставами. В соответствии с п. 72 проекта Устава РАН осуществляет права владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и настоящим Уставом, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных РАН организаций, закрепление за ними федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение их руководителей. Полномочия собственника имущества (владение, пользование, распоряжение), находящегося в федеральной собственности, закрепляются за Российской академией наук и Академия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет в полном объеме управление передаваемой ей федеральной собственностью. Финансирование Российской академии наук, несмотря на то, что она не является учреждением, строго определяется ст.ст. 63 и 79 этого документа. То есть, финансирование РАН строится, также как у бюджетных организаций, и состоит из двух частей: финансирования по смете и финансирования различных программ. Для справки по финансированию научных сотрудников мы находимся на 50 месте. Финансирование одного научного сотрудника в России с учетом всех затрат составляет 6000 – 7000$ в год, у американцев - 200000$ и у европейцев - 150000$. Наука России по некоторым экспертным оценкам по результативности занимает 6 место в мире, по другим – 4. Несмотря на катастрофическое снижение финансирования фундаментальной науки в течение последних 15 лет по количеству Нобелевских премий Россия входит в восьмерку лучших показателей в мире. Одной из причин столь высокого положения российской фундаментальной науки, сосредоточенной главным образом в РАН, является положительный опыт почти 300-летней истории демократической организации РАН. Академия представляет собой цвет России и может определять научные направления деятельности России. Хорошо известно, РАН решала не только задачи генерации новых знаний о природе и обществе, но и задачи создания новых технологий, новой техники, индустриализации страны, укрепления обороноспособности и т.д. Общее собрание РАН было проведено 27-28.03.07. Программа работы включала утверждение Отчета о деятельности РАН за 2006 год, вручение медалей и дипломов лауреатам Большой золотой медали РАН им. М.В.Ломоносова и золотых медалей выдающихся ученых по итогам 2006 года, научные доклады лауреатов, а также принятие нового Устава РАН. Безусловно, в короткой статье невозможно объемно осветить результаты работы Общего собрания РАН. Тем не менее, хотелось бы отметить некоторые интересные, на взгляд автора, данные, касающиеся РАН и его регионального отделения – Кольского научного центра РАН.
Общая численность работающих в научных организациях РАН (и в скобках данные для КНЦ РАН) на 31.12.06. составила 104236 чел. (1664), в том числе научных сотрудников – 51908 (650), по сравнению с соответствующими данными 2005 года – 112633 (1837) и 55533 (689). Снижение численности связано с выполнением постановления Правительства РФ от 22.04.96. № 236 «О реализации в 2006-2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров РАН». Численность членов РАН – 1225 чел., из них 496 (3) академиков и 729 (2) членов-корреспондентов. Докторов наук – 9891 (105) и кандидатов наук – 24975 (296). Среди важнейших достижений Академии в отчете о деятельности РАН за 2006 год отмечено 25 работ, выполненных учеными КНЦ РАН, в том числе по пять работ институтов Химии, Геологического, Мурманского морского биологического. Успешно продолжали деятельность созданные ранее инновационные и инновационно-технологические центры, включая центр трансфера технологий в г. Апатиты. В рамках инновационной деятельности постоянно расширяются и укрепляются связи институтов КНЦ РАН с промышленными предприятиями Мурманской области и других регионов страны. В 2006 году основной формой поддержки коммерциализации результатов исследований институтов РАН, в соответствии с Соглашением между РАН и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, стала программ Фонда «Старт-2007». Данный Фонд финансирует и несколько разработок, выполненных в КНЦ РАН. На высоком уровне в КНЦ РАН находится охрана интеллектуальной собственности. Из 419 патентов РФ на изобретения, полученных РАН в 2006 г., на долю КНЦ РАН приходится 16. Руководством страны развитие фундаментальной науки и образования отнесено к стратегическим национальным приоритетам России наряду с повышением качества жизни населения, достижением экономического роста, развитием культуры, обеспечением обороны и безопасности страны. Повышение качества образования в России связывают с повышением при этом роли РАН. Академия обеспечивает взаимодействие академической науки с образовательным процессом в вузах. РАН имеет большую сеть учебно-научных центров и базовых кафедр в системе своих институтов, аспирантуру, являющуюся источником пополнения молодых высококвалифицированных кадров. В полной мере сказанное относится к институтам КНЦ РАН, курирующим вузы в нашем регионе. Институты КНЦ РАН принимают активное участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ, а также программ Президиума РАН и его отделений, Российского фонда фундаментальных исследований. Все выполняемые проекты, а их число превышает 100, связаны с приоритетными направлениями развития науки и техники и решением проблем социально-экономического развития регионов.Рассмотренный во второй день работы Общего собрания РАН проект нового устава, вызвал активное обсуждение и сравнение модельного устава Минобрнауки и проекта РАН. Впрочем, замечаний на самом собрании по проекту Уставу было мало, т.к. до начала Общего собрания РАН Уставная комиссия активно проработала многие сотни замечаний и предложений, согласовав их с действующим законодательством РФ. Данный проект Устава РАН академик, лауреат нобелевской премии Ж.И.Алферов назвал Конституцией Российской науки. Голосование по проекту Устава РАН было практически единодушным, лишь один из участников Общего собрания РАН воздержался при голосовании. Академия продемонстрировала монолитность независимо от различий во мнениях по непринципиальным вопросам. Итак, судьба Устава решена? Пока невозможно ответить, т.к. Устав передается в Правительство РФ для согласования. Академия не находится в пассивном ожидании решения Правительства, она работает на благо своей страны и народа. ЖУРНАЛ "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 6-7 2007 Г. Еще статьи на тему "Наука":Итоги конкурса «Атомная наука и техника -2012» Флагман строительной науки Мурманской области Роль академической науки в развитии строительной отрасли Мурманской области Юность. Наука. Культура - Арктика Конференция «Наука и образование - 2011»
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4891 |