casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Инновации и стандартизация менеджмента современной компании
Инновации и стандартизация менеджмента современной компании Печать E-mail

В информационной экономике возрастает роль менеджмента компаний 

Мхитарян Юрий Иванович,генеральный директор НИИ «Интерэкомс», председатель ТК «Экологический менеджмент и экономика»

Петросян Евгений Робертович, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, президент Международной академии менеджмента и качества бизнеса, кандидат физико-математических наук.  

Главными отличительными чертами современной экономики являются глобализация, либерализация рынка товаров и услуг, широкое применение товаров и услуг, широкое применение информационных технологий.

Глобализация характеризуется интеграцией мировых рынков, региональных экономик, сфер человеческой деятельности, более высокой динамикой развития, внедрением современных технологий в производство и системы управления. При этом интеграция экономик носит глубинный характер, охватывает все направления деятельности человека. В то же время, с развитием информационных технологий и возникновением информационного общества, по сути дела, создана информационная экономика, увеличившая потенциальные возможности каждой компании и создавшая условия для снижения риска бизнеса. Сегодня Интернет-пространство соединило около 6% всех людей, проживающих на планете, и вызвало эффект, который окажет на развитие человечества большее влияние, чем промышленная революция.

Большинство передовых компаний в мире, через Интернет организует обслуживание клиентов. Интернет-коммуникации связали соедино производственные процессы транснациональных компаний в разных странах мира, обеспечили управление товарными и финансовыми потоками, капиталом и человеческими ресурсами, расширили спектр предоставляемых услуг, снизили издержки производства.

В информационной экономике возрастает роль менеджмента компаний. Профессионализм, компетентность, активность менеджеров во многом определяют жизнедеятельность и эффективность компаний.

Для любой преуспевающей компании сегодня составной частью деятельности стало инновационное развитие.

Инновации, инновационная деятельность выступают в качестве глобальной движущей силы преобразований, влияющей на экономический рост изменения. Внедрение новшеств в продукцию, услуги, применение доли науки, техники, технологий, явления принципиально 'изменяют их конкурентоспособность, обеспечивая конкурентные преимущества в виде научно-технического эффекта, маркетингового результата, увеличения доли компании на рынке и т.д. В связи с этим особое значение в деятельности компании приобретает инновационное лидерство и инновационный менеджмент. В промышленно развитых странах уровень роста производительных сил достигнут в результате активизации инновационной деятельности в области совершенствования средств производства, продукции, управления. При этом мировой опыт показывает, что наибольший эффект достигается в случае коренного изменения технологий производства, перехода к изготовлению принципиально новой продукции, кардинальных перестроек систем управления. По оценкам экспертов, на первом месте среди всех государств мира по конкурентоспособности экономики находятся США. Высокая конкурентоспособность экономики этого государства в значительной степени обеспечена достигнутым уровнем инновационной деятельности.

Задача менеджмента современных компаний заключается в том, чтобы определить стратегическое направление совершенствования компании, создать систему приобретения знаний и преобразования их в деятельность для решения задач компании в конкурентной среде.

Стратегия управления компанией не может не учитывать изменения во внешней среде (экономике, обществе, политике), непредсказуемость бизнес-среды, необходимость ускорения процессов технологического обновления, объединения усилий различных компаний с целью предоставления совместных услуг, привлечения внешних ресурсов для решения технологических и управленческих задач компании. Управление инновациями обеспечивает вывод компаний на новый уровень. Поэтому возросшее значение, инновационной деятельности вызывает необходимость рассматривать инновационный менеджмент не только в комплексе дисциплин теории и практики управления, но и в структуре управления компаниями.

Эффективность инновационного менеджмента в деятельности компании непосредственно связана с применением стандартов, которые являются ориентирами не только для технологических процессов, товаров, услуг, но и для определения стратегий, предопределяющих действия компании на рынке. Развитие инновационного менеджмента обусловило совершенствование стратегии стандартизации, развитие стандартов на системы управления. Широкое распространение получили системы менеджмента качества, в эволюционном развитии перешедшие в интегрированные системы управления, в необходимость разработки стандартов стратегического и корпоративного управления, маркетинга и т.д.

Стандартизация позволяет снизить риски капиталовложений, увеличить вероятность удовлетворения потребителя продукцией, сократить возможные потери, реализовать функциональную совместимость, создать доверительные отношения между производителем и потребителем, компаниями, обществом. О том, что стандартизация позволяет удовлетворить запросы рынка и лучше организовать деятельность компании, свидетельствуют многие данные, в том числе результаты, полученные при внедрении ISO 9001.

Любая система управления непосредственно связана с периодически повторяющимися задачами, действиями по принятию и реализации управленческих решений в рамках тех или иных функциональных направлений деятельности, что позволяет установить требования к их выполнению.

Повышение значимости системы управления в условиях информационной экономики создает потребность в создании нового вида стандартов, охватывающих области стратегического планирования, разработки стратегии деятельности компании на рынке, стратегии самой стандартизации в компаниях и т.д.

ISO 9001 стал базовым стандартом в области управления, необходимым для обеспечения эффективной деятельности компании, «успешного производства продукции для потребителя.

Так, по мнению американских и израильских исследователей, внедрение международных стандартов ISO серии 9000:2000 позволяет на 1/3 повысить объем производства национального продукта. Стратегия управления национальной экономикой на основе применения этих стандартов позитивно сказывается на конкурентоспособности, позволяет экономить затраты. Прибыльность компаний только за счет их внедрения в странах ЕС колеблется от 15 до 40%[1 ].

Как показывают исследования, проведенные Центром сертификации систем качества «Интерэкомс» (ЦССК) в рамках Программы ПРООН «Содействие в повышении уровня конкурентоспособности малых и средних инновационных предприятий в Российской Федерации», приведение систем управления в соответствие с международными стандартами и их последующая сертификация привели:

- к увеличению объема продукции и числа клиентов;

- повышению удовлетворенности потребителя;

- расширению номенклатуры продукции;

- улучшению функциональных характеристик выпускаемой продукции;

- приобретению новых конкурентоспособных качеств [2].

Государственная политика многих стран обеспечивает внедрение этих стандартов. На сегодняшний день около 800 тыс. компаний подтвердило соответствие своей системы управления ISO 9001. Динамика развития количества систем менеджмента, построенных в соответствии с требованиями этого международного стандарта, наглядно свидетельствует о сложившейся закономерности развития мировой экономики [3].

Компании, претендующие на устойчивое развитие и конкурентоспособные преимущества, должны учитывать эти тенденции.

Стандарты могут внести значительно больший вклад в деятельность компаний, если они будут содействовать совершенствованию таких аспектов управленческой деятельности, как маркетинг, продажи, взаимодействие с потребителями.

Стратегия разработки стандартов в компании должна исходить из характера бизнеса, направлений деятельности, целей, возможностей многовариантного поведения компании на рынке, ее ресурсов.

Умение управлять стратегией означает заставить происходящие изменения на рынке и ресурсы компании работать на компанию, а значит, также прогнозировать и изменять бизнес-среду.

Существует три вида стратегии: стратегия инновационная, стратегия обновления и стратегия совершенствования. Инновация — это как раз те изменения, которые характеризуются резким переходом от одних направлений деятельности к другим. Обновление — более плавные изменения. Совершенствование — это практически совершенствование качества продукции, небольшие изменения на предприятии, связанные с тем, чтобы постоянно улучшать свою деятельность. Современный мир как раз отличается тем, что все чаще имеют место инновационные процессы (именно инновационные стратегии сейчас господствуют на рынке). Естественно, все три вида стратегий должны быть поддержаны и соответствующими образовательными процессами, и соответствующими информационными ресурсами.

В большей степени менеджмент качества характерен именно для постепенного совершенствования. И в меньшей степени менеджмент качества продукции влияет на инновационные процессы. Инновационные процессы требуют других, гораздо более гибких, быстрых и более эффективных механизмов, нежели просто постепенное повышение качества продукции.

Если раньше определяющим был менеджмент качества, то сейчас на первое место эволюция выводит качество самого менеджмента. Именно в качестве менеджмента мы видим выход из той ситуации, которая сейчас складывается в конкурентной, быстро изменяющейся среде. Именно менеджмент должен вывести предприятия из того кризиса, в котором большинство из них сейчас находится. Качество менеджмента должно позволить компаниям повысить конкурентоспособность нашей продукции и в итоге привести нас к достойному качеству жизни.

Итак, основные направления инновационного менеджмента — это стратегический менеджмент, менеджмент проектов, что является очень важным, так как любая деятельность предприятия начинается с проектов (не только по созданию и производству конкретных видов продукции, прежде всего — проектов самих предприятий).

Также к основным направлениям инновационного менеджмента относятся системы интегрированного менеджмента. Пока под интегрированным менеджментом подразумевается интеграция систем, построенных в соответствии со стандартами ISO 9001, ISO 14001 и стандартом на систему управления охраной труда -OHSAS18000. Но сейчас начинают появляться и другие направления, входящие в интегрированные системы менеджмента, такие как социальная ответственность, управление рисками и др. [4].

Очень важно управлять архитектурой предприятия. Многие руководители на это не обращают внимания, но, тем не менее, сейчас все больше и больше появляется литературы и разных стандартов именно в этой области — как грамотно планировать архитектуру собственного предприятия.

Еще одно важное направление — менеджмент рисков. Предприятие должно грамотно управлять собственными рисками. Про риски мы говорим и в области технического регулирования, когда разрабатываем технические регламенты. Обязательно нужно учитывать тот риск, который возникает в том случае, если требования к продукции не будут выполнены. Необходимо принимать во внимание и те риски, которым может быть подвержено предприятие в случае неправильного построения собственной стратегии. Управление рисками является наиглавнейшей задачей любого предприятия, любого руководителя.

Одно из следующих направлений - информационный менеджмент и менеджмент образования. Образовательные процессы сейчас очень важны, их надо развивать. Появилось огромное количество курсов. Предприятия более активно начали обучать своих сотрудников современным технологиям управления и по другим направлениям.

И, наконец, еще одно из самых важных направлений - это самооценка деятельности предприятия. Предприятие должно уметь оценивать свою деятельность. В мире уже существует много систем самооценки деятельности. Наиболее развитой является европейская модель этой системы. Не доверять это внешним аудиторам, а само активно и постоянно осуществлять мониторинг своей собственной деятельности.

Чтобы действительно повышать конкурентоспособность, уже недостаточно только внедрять системы менеджмента качества (СМК) на предприятиях, необходимо внедрять интегрированные системы менеджмента и так называемые глобальные системы качества менеджмента. Естественно, все это должно быть подтверждено соответствующими стандартами, процедурами оценки соответствия, в том числе процедурами добровольной сертификации СМК, интегрированных СМ и балльных СМК. И для того, чтобы работать на всех этих уровнях, существуют различные инструменты и механизмы, в частности, проект «Марка года» — добровольная сертификация продукции на соответствие стандартам с повышенными требованиями и по уровню качества, и по уровню безопасности. На основании этой сертификации предприятия получают право ставить соответствующие марки на свою продукцию. Одновременно «Марка года», неся на себе код, является некоторым лотерейным билетом, который будет участвовать в лотереях, разыгрываемых в телевизионных программах. Люди, покупая продукцию, на которую нанесены эти марки, во-первых, поймут, что это качественная продукция, потому что она прошла сертификацию на соответствие национальным стандартам; а во-вторых, появится возможность поучаствовать в лотерее и выиграть какие-то достаточно крупные призы.

В целях развития интегрированных и глобальных систем менеджмента создана Международная академия менеджмента качества и бизнеса.

Международная академия менеджмента качества и бизнеса своими главными задачами видит мобилизацию интеллектуальных ресурсов с целью:

- оказания содействия в повышении конкурентности национальных, региональных экономик, формировании бизнес-среды, ориентированной на социальную ответственность, защиты окружающей среды, развития инновационного менеджмента, совершенствования государственного и корпоративного управления;

- сотрудничества с федеральными, региональными органами власти, бизнес-структурами, общественными организациями. В качестве основных направлений развития Международная академия менеджмента и качества бизнеса предусматривает:

- разработку интегрированных систем менеджмента и систем глобального менеджмента, разработку стандартов в поддержку внедрения и применения таких систем управления на предприятиях, как:

- менеджмент рисков и менеджмент проектов;

- экологический менеджмент;

- информационный менеджмент;

- обучение и аттестацию научных сотрудников.

Связи академии — это, прежде всего работа с Советом Федерации, тесная связь с предприятиями малого и среднего бизнеса, тесная связь и взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами контроля и надзора, Академия планирует совместные направления деятельности с субъектами Федерации, а также с Академией проблем качества — общественной организацией, которая объединяет многих специалистов, как в области стандартизации, так и в области качества, имеет региональные филиалы и которая была создана Госстандартом, а ныне находится под патронажем Ростехрегулирования.

Большой популярностью пользуется программа-конкурс «100 лучших товаров России», который проводится Ростехрегулированием совместно с Академией проблем качества.

Среди приоритетных проектов Международной академии менеджмента и качества бизнеса следует выделить глобальные проекты, проводимые совместно с Ростехрегулированием и Международным институтом качества бизнеса, НИИ «Интерэкомс»:

- национальную премию в области качества «Олимп качества». Как известно, существуют различные способы оценки деятельности организаций. Каждая из них по-своему оценивает результаты и факторы производства, имеет свою функцию и целесообразность применения. В основу национальной премии в области качества положен учет международного авторитета организации, уровень достижений, ее инновационная активность;

- «Лидеры российской экономики» — в основу проекта положена оценка деятельности организации, ее вклада в развитие экономики и ее лидирующее положение в области деятельности, которой она занимается;

- конкурс «100 лучших клиенто-ориентированных компаний» направлен на определение компаний, деятельность которых реально ориентирована на полное удовлетворение интересов своих клиентов, лучшее их обслуживание;

- конкурс «100 лучших эколого-ориентированных компаний» направлен на обеспечение экологической прозрачности и информационной открытости деятельности компаний.

Выводы

Глобальная конкуренция, информационная экономика внесли существенные изменения в инновационную деятельность компаний. Инновации, инновационный менеджмент стали основой достижения лидерства, получения дополнительных конкурентных преимуществ.

Потребность ускоренного инновационного развития обусловила необходимость совершенствования стандартизации, развития стандартов на системы управления, маркетинг, корпоративное управление и т.д.

Учет этих тенденций позволит компаниям лучшим образом обеспечить свою деятельность на конкурентных рынках. Ростехрегулирование совместно с Международной академией менеджмента и качества бизнеса и другими структурами в качестве приоритетных задач рассматривают поддержку глобальных проектов для регулирования бизнес-среды, ориентированной на социальную ответственность, для повышения конкурентоспособности экономики компаний.

Список использованной литературы

1. Алешин Б. С. и др. Философские и социальные аспекты качества. — М.: Логос, 2004.
2. Тверская И. В. Оценка эффективности систем менеджмента качества: Доклад на Международном конгрессе «Менеджмент успешного бизнеса», 8-9ноября 2005 г.
3. Стандартизация в России. 1925-2005.-М., 2005.
4. Петросян Е.Р. От качества продукции — к качеству менеджмента, от качества менеджмента — к качеству жизни. Путь через стандарты: Доклад на Международном конгрессе «Менеджмент успешного бизнеса», 8-9 ноября 2005 г.

Источник: «Вестник технического регулирования» №2(27)02, 2006

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 8-9 2008 г.

Еще статьи на тему "менеджмента":

Формула побед бренд-менеджмента (окончание)

Процессный подход как основа системы менеджмента качества

Международный сертификат системы экологического менеджмента для Кольской АЭС

Аудит системы экологического менеджмента на Кольской АЭС

Стандарты менеджмента качества продукции и услуг - для лучшей жизни

Требования к системам менеджмента качества


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

44.222.134.250

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������