Показатели будущей энергетики России |
После кризиса 1998 года экономика России, по крайней мере, пока постепенно развивается.В последние годы было сделано два прогноза производства и потребления в России. Один из них является прогнозом, опубликованным Международной энергетической ассоциацией МЭА (IEA) в 2000 году. Затем была готова программа, одобренная правительством России. В ноябре 2000 года правительство России рассмотрело энергетическую программу «Основные положения Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года».Оба прогноза выдали почти одинаковые цифры по производству первичной энергии на 2020 год, однако, они базировались на разных, действительно значимых, аспектах роста экономики и структурных изменений энергетического сектора. В Энергетической стратегии РФ рост экономики (при оптимистической альтернативе) планируется в 5 процентов ежегодно. С помощью таких темпов роста экономики сократилась бы разница между прожиточными уровнями в Западной Европе и в России. Сценарий предполагает всё-таки то, что эффективность энергопотребления России возросла бы значительно, в большей мере за счёт увеличения скудно потребляющего энергию сервисного сектора, а также за счёт пропорционального подсчётам экономического роста. Таким образом, сценарий привёл бы к умеренным цифрам роста энергетики. Предложение первичной энергии выросло бы до 884 миллионов тонн нефтяного эквивалента (toe), т.е. производство энергии вернулось бы на тот же уровень, на котором оно было перед экономическим спадом. Начальные цифры переведены в тонны нефтяного эквивалента из распространенного в России угольного эквивалента. Рост предложения энергии был бы 36 % уровня 2000 года, когда с интенсивным ростом предложения энергии он был бы почти троекратным. На рубеже смены тысячелетий Российская экономика была очень зависима от природного газа. Согласно новой энергетической программе имеется намерение исправить такое положение. Сценарий предполагает компенсировать газовое потребление в производстве энергии с помощью роста потребления угля, а также предполагается дальнейшее увеличение роли атомной энергетики. Если в 2000 году доля атомной энергии составляла 15 процентов электроэнергетики, то к 2020 году рассчитывают поднять этот показатель до 21 процента. По прогнозу Международной энергетической ассоциации (МЭА) экономика России растёт значительно медленнее (2,9 % в год), так что рост производства энергоносителей предполагается 1,5 процента ежегодно. В этом случае эффективность энергетики в экономике также возросла бы, хотя и не так значительно, как в программе, одобренной правительством. Таким образом, предложение первичной энергии было бы 802 миллиона тонн нефтяного эквивалента. Прогноз Международной энергетической ассоциации не предсказывает роста потребления угля и ядерной энергии. Увеличение доли угля рассматривается как незначительная программа. Сегодняшние газо- и нефтепроводы обеспечивают необходимую инфраструктуру, содержание которой происходит за счёт внутренних и экспортных доходов. Таким образом, можно относиться с сомнением к увеличению потребления угля. Стратегия угольной отрасли России заключается в увеличении производства Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов, а также российского Дальнего Востока. Уголь экспортируется из находящегося к западу от Петербурга морского порта Усть-Луга и даже Мурманска. Нагрузку балтийского порта можно увеличить на 8 миллионов тонн. Обычно дальние перевозки по суше ослабляют конкурентоспособность экспорта. Исключением является доставляемый в Японию уголь российского Дальнего Востока, где производство и логистика конкурентоспособны. Стратегия России - умеренно увеличивать производство нефти. Нефтяные компании производят пробные бурения, разрабатывают новые нефтяные месторождения, которые компенсируют сегодняшние площади, производительность которых снижается. Нефтедобыча растёт согласно прогнозам МЭА гораздо быстрее, чем намечено в России. Согласно Энергетической стратегии России экспорт нефти в 2020 году должен был бы быть примерно на уровне рубежа тысячелетий. Если освоить запланированные инвестиции в новые площади, рост экспорта нефти всё-таки возможен, особенно когда в нефтяном секторе несколько компаний, которые конкурируют между собой. Помимо инвестирования портов Ледовитого океана и Балтийского моря (Варандей и Приморск), также запланированы изменения для трубопровода «Дружба» и для трубопровода Восточной Украины, а также удлинение трубопровода до Китая или побережья Тихого океана. Часть этих новых объёмов доставки может заменить устаревшую сеть трубопроводов. Намечено развивать нефтяные порты Чёрного моря, хотя Турция и не хочет увеличивать нефтяные перевозки через Босфор. Особенно требует расширения Новороссийский порт, потому что через него нефть идёт также и из Казахстана. Трубопровод, соединяющий Одессу с трубопроводом «Дружба», был готов в декабре 2001 года, и через него можно качать нефть в Европу, перевозя её в танкерах через Чёрное море. Помимо российской нефти по Чёрному морю также происходит движение нефти других стран СНГ. Однако намечена цель - увеличить трубопроводную доставку. Доставки нефти из Азербайджана намерены развивать с помощью постройки нефтепровода через Грузию в Джейхан, в Турции. Таким образом, нефтяные поставки независимых республик Южного Кавказа могут уменьшиться через порты Чёрного моря. На внутренних рынках России потребление нефти, согласно прогнозу, будет расти за счёт всех видов транспорта. Возможно, так и произойдёт, если обновление экономики будет продолжаться, и теплофикация будет осуществляться в большей мере с помощью других источников энергии. Таким образом, структурные изменения производства и очистки нефти, а также рост потребления, означают подъём объёмов очищенной нефти на 85 процентов к 2002 году (IEA 2002, 54). Россия стремится постепенно уменьшить зависимость от уже наполовину себя исчерпавших газовых месторождений Западной Сибири, развивая компенсирующее потери производство, как в Западной Сибири, так и в других местах. На подобные намерения влияет в первую очередь сокращение производительности сегодняшних месторождений. В России много проектов, с помощью которых стремятся укрепить газовую отрасль. Они также имеют значение для развития северных частей России. Существует намерение начать новую газодобычу в районе Оби и Таза так, чтобы оно было рядом с сегодняшними газовыми площадями (Ямбург и Уренгой), а также рядом с сегодняшней инфрастуктурой производства и транспорта. Планируется начать освоение этих новых месторождений в радиусе 300 километров от Надыма. В европейской части России, на шельфе Баренцева моря находится новое значительное Штокмановское газоконденсатное месторождение, которое собираются быстро осваивать. В планах упоминается 2006 год как год начала освоения. Но когда бы оно ни началось, в будущем это означает строительство газопровода на юг от Кольского полуострова. Освоение площадей полуострова Ямал запланировано после 2015 года. Эти площади находятся в арктических условиях, к северу от осваивающихся сейчас месторождений Западной Сибири. Газодобычу планируется расширять в Сибири дальше к Иркутску в направлении Ковыткинского месторождения. Другие площади Сибири намерены развивать по мере того, как появятся новые потребители природного газа в Азии. В покупке российского газа заинтересован Китай, а также Япония. На юге Россия строится газопровод «Синий поток » через Чёрное море в Турцию. По нему пойдёт газ с месторождений Западной Сибири. Российские газопроводы износились. 70 процентов труб большого диаметра установлены до 1985 года, из них 19 000 км (13 %) труб превышают расчётный срок эксплуатации. По этой причине значительная часть инвестиций должна быть направлена на компенсационные расходы, т.е. идти на обновление старого трубопровода. Однако новые месторождения тоже требуют огромных инвестиций. Газопровод Баренцева моря и трубопровод, соединяющий площади Ямала с Ухтой, представляют наибольшие технические трудности. Оба проекта также влияют на расположенные по соседству области; от Штокмановского газового месторождения трубопровод потянется через Карелию, а от полуострова Ямал построенный трубопровод соединится с трубопроводом «Северное сияние», по которому газ доставляется на юго-запад на рынки Европы. Россия хочет увеличить поставки газа в Европу вокруг Украины. Для этого к моменту освоения газовых месторождений полуострова Ямал необходимо профинансировать трубопровод, идущий из Белоруссии в Польшу. Одновременно строился бы соединяющий трубопровод из Польши в Словакию, т.е. на юг по направлению к газопроводу «Братство» (IEA 2002, 118). У России есть планы расширить трубопроводную систему в регионе Балтийского моря. Намерение, частично альтернативное проекту Россия-Белоруссия-Польша, построить газопровод, начинающийся севернее Петербурга и идущий в Германию в Грейфсвальд. Трубопровод тянулся бы по дну моря, либо через Финляндию и Швецию. В последнем случае газопровод пришёл бы в Швецию, где относятся к газовому проекту очень прохладно. Планы Северных стран Европы надо рассматривать шире, чем просто проект транспортировки российского газа.Если бы газ Норвегии добавился к газопроводу Северных стран, то открылись бы действующие рынки многих поставщиков. Такая структура газовых рынков является целью Европейского Союза. Евросоюз стремится с помощью директив ограничить прежние монопольные рынки. Согласно его директивам, владелец газопровода и поставщик газа должны быть юридически разными предпринимателями, что обеспечивает конкуренцию и одновременно увеличивает гарантию сохранности предпринимательства. Связанные с безопасностью факторы (например, нестабильное положение в Чечне) способствуют росту энергетического сектора в сторону севера. В России разрабатываются также северные пути доставки электроэнергии. Требования пошлинных платежей за транзит со стороны Украины дошли до того, что инвестиции перемещаются на север. Белоруссия также получила погашение долгов, связанных с энергопотреблением, за счёт транзита энергии России. В связи с таким положением дел становится понятными намерения России расширить сети доставки энергоносителей на север. Самый короткий путь из центра Европы к месторождениям Сибири проходит через Балтийское море, а к Баренцеву морю - через Фенноскандию. Россия хочет снизить транзитную зависимость от стран Балтии. Латвия и Литва имеют значение для нефтяных поставок, поэтому Россия отнеслась отрицательно к проекту расширения порта Вентспилс, ссылаясь на технику безопасности. Однако, значение и положение стран Балтии может измениться, когда они присоединяться к Европейскому Союзу (Martelius 1999, 159).Энергоресурсы и энергопроизводство России: взгляд с Запада Еще статьи на тему "России":Все новости промышленности и технологий на Северо-западе России 23 марта - День работников гидрометеорологической службы России Экологические проблемы Северо-Запада России Бюджетная стратегия Минфина: всестороннее отставание России продолжится В России ухудшается ситуация с безработицей
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2411 |