Надежды и ожидания |
С наступлением нового, 1995-го года «Севрыбхолодфлот» отметил свое 30-летие.На юбилее флота вспоминали, конечно же, Г.М.Бородулина, который стал первым начальником предприятия, сумел создать из собранных со всех флотов судов новый, специализированный флот - рефрижераторный и приемотранспортный, сплотить разношерстный морской люд в прочный коллектив со своими привычками, традициями и укладом. Вспоминали М.И.Каргина, который закрепил начатое, под его руководством флот добился значительных успехов, стал гордиться своими прославленными капитанами, которые в море шли не за деньгами, а за славой. Причем не для себя - для «Севрыбхолодфлота». И вот последнее десятилетие - перестройка. А потом - приватизация, обвальный рост цен, отказ государства от финансирования рыбной отрасли, взаимные неплатежи, жуткие налоги, отказ добывающих флотов от услуг «Севрыбхолодфлота»... Казалось бы, именно «Севхолод» должен был пасть первой жертвой перемен и нелепой налоговой системы. Должен был... Но он продолжает барахтаться, приобретает новые суда, избавляется от старых. Ненужным балластом оказываются плавбазы, в том числе и тезка нашей газеты - «Рыбный Мурман». С нее, можно сказать, и начинался «Севрыбхолодфлот». Жалко, обидно, но оставили тезку умирать на рейде индийского порта Читтагон. А сам флот... - Альтернативы приватизации не было, если не считать выбора вариантов, - рассказывает заместитель генерального директора АО «Севрыбхолодфлот» Ю.В.Домбровский. - Хотя сомнения были. Как и всякое серьезное дело, приватизация имеет и минусы, и плюсы. Самый главный плюс - большая самостоятельность. А что касается самой работы - она не изменилась. Как работали, так и работаем. В результате... Обычно считают, что чем выше прибыль - тем лучше. Но ведь чем больше прибыль, тем больше сумма налога. Прибыль - это не наличие денег на расчетном счете, это излишек денег в обороте. А именно в обороте и состоит сила предприятия. Сравните две фирмы: у одной 11 миллиардов рублей доход, а 10 - затраты, а у другой - два миллиарда - доход, и тоже один - затраты. Там и здесь прибыль одинакова. Но ясно, что первая фирма значительно мощнее, у нее больший оборот. На Западе за очень большую прибыль финансового директора предприятия увольняют с работы... Сегодня вряд ли кто ощущает себя собственником «Севрыбхолодфлота». И вовсе не из-за проблем на флоте: разве у западных собственников их нет? Просто чувство собственника нужно воспитывать, как чувство крестьянина: мой дом, моя усадьба, дремать некогда - надо вскопать, отремонтировать и так далее. А мы, я это по себе чувствую, работаем, как и раньше. Хотя почти все акции предприятия реализованы: в фонде имущества осталось 6,9 процента, а 29 процентов продано на аукционе, в основном нашим смежникам. Если говорить о налоговых проблемах, то инспекция проверяла и другие флоты, там ситуация та же самая, что у нас. Это должно насторожить власти и привести их к выводу: надо менять законы. Ни один флот не выдержит таких штрафов. Причем налогов по количеству немного, но какие! С рубля отбирается 94 копейки. Да к тому же из-за неплатежей мы не можем своевременно перечислить деньги, а это новые штрафы.• Что же делать? «Выход один - верить и идти вперед» - такой ответ на этот вечный вопрос дала Инна Березюк, вынеся эти слова в заголовок свого отчета с очередного собрания акционеров АО «Севрыбхолодфлот». Не буду приводить цифры, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность флота в 1994 году. Печальной статистики хватает. «Потому что в России законы стимулируют перекупщика, а не производителя», - сказал в своем выступлении А.Ф.Леванов. И поведал собравшимся о перспективах. Расчет генеральный директор делал на работу банановозов, которые вот-вот будут получены вместе с линией Южная Америка - Европа. На работу филетировщика «Маунт Кент» и гребешколова «Скаллопер». О зарплате вопрос тоже решенный. Ее нельзя повышать напрямую, так как 40 процентов сразу уходят в налоги. Поэтому избрали другой путь - выплачивать в валюте. 12 экипажей рефлагированных судов уже успели оценить преимущества такой оплаты. Идет поиск путей для выдачи зарплаты в валюте и всем морякам... Иными словами, несмотря на неимоверные трудности, флот живет и не собирается сдаваться. Вот и вырученные от продажи акций 149 миллионов рублей направлены на выплату дивидендов акционерам: 300 процентов годовых. Так что собрание акционеров вновь доверило Леванову руководить флотом, что говорит о надежде людей на своего флотоводца. * Лично для Альберта Филипповича Леванова 1994 год был годом упущенных возможностей и разочарований. Определенные надежды он возлагал на выборы в Мурманскую областную Думу, выставив свою кандидатуру в народные депутаты. Особенно близок Леванов был к депутатскому креслу весной, набрав наибольшее количество голосов по своему избирательному округу. Но из-за малой явки избирателей голосование было признано недействительным, видимо, люди рассуждали так: кого ни выбирай - ничего не изменится. Вторая попытка была предпринята осенью. - Свято место не будет пусто, выборы все равно состоятся. Кто займет место у руля экономической политики области - вопрос очень и очень серьезный, - пишет на страницах «Рыбного Мурмана» Инна Березюк, агитируя читателей за Леванова. - Будет в Думе популист красноречивый или грамотный специалист, собственным делом доказавший умение работать и добиваться немалого успеха даже в нынешнем штормовом море так называемого рынка - вот что важно. Весной мы призывали вас отдать предпочтение генеральному директору АО «Севрыбхолодфлот» А.Ф.Леванову. Мы старались показать, насколько смело, твердо и грамотно он руководит флотом, спасая его, флот, от неминуемого краха, чего так хотелось добиться кое-кому. Мы убеждали вас, что Альберт Филиппович мыслит шире масштабов флота, что он постоянно в гуще проблем области. А еще мы рассказывали о том, как заботится Леванов о детях Мурманска: это и строительство стадиона, это и огромная помощь флотилии «Альбатрос», это и спасенные жизни многих и многих малых и старых мурманчан. Импортное оборудование для роддома, диагностического центра, областной больницы и больницы «Скорой помощи» приобретено именно благодаря заботе и настойчивости генерального директора АО «Севрыбхолодфлот». Все это и многое другое, что делают Леванов и его команда, лучше всяких красивых слов свидетельствует: достойный кандидат! - Как нужен в областной Думе рыбацкий депутат! - продолжает свою речь экономический обозреватель редакции. - То состояние, в котором сейчас оказались флоты, в немалой степени обусловлено отсутствием в руководстве областью профессионалов-рыбаков. То есть тех, кто мог бы аргументировано защитить интересы тружеников моря. Мне могут возразить, что, мол, администрация области понимает рыбацкие проблемы. Только ведь из понимания и сочувствия не возьмешь средств на зарплату морякам или на уплату невыносимых налогов. Мы - жители Мурманской области - всегда считались богачами из-за «домашнего» моря, полного рыбы. Разве наша с вами вина, что большая часть этой рыбы проплывает мимо нас? Разве наша вина, что цены на рыбопродукцию не «вписываются» в наш кошелек? И наша ли вина, что один из флотов уже объявлен банкротом, а остальные постоянно под топором: еще чуть-чуть надавят и - раздавят. Это - наша беда. Изменить ситуацию в области под силу профессионалам. Особенно тем, кто смог остановить сползание своего флота в бездну. Да не только остановить, а еще и устремить в будущее, наполнить его паруса уверенностью и финансовой стабильностью. А именно так мог сделать А.Ф.Леванов. Вспомните: еще около двух с половиной лет назад «Севрыбхолодфлот» должен был первым пасть и исчезнуть с лица земли из-за миллиардных «долгов». А в первую очередь должна была слететь с плеч голова генерального директора. Пишу «долги» в кавычках, поскольку (как уже десятки раз объяснялось) вины флота и его руководства тут нет. Есть только, мягко говоря, несовершенство, а проще - глупость законов, регулировавших и в Советском Союзе, и в перестроечной России валютные операции. Так вот, все поползновения насчет уничтожения «Севрыбхолодфлота» не увенчались успехом. Более того, полным ходом идет его реорганизация, создается мощная современная структура, приобретается лучшее в России промысловое судно, где выпускается такое филе, что фирмы США, Англии, Исландии могут позавидовать. Рефлагируются суда. Скоро моряки флота будут получать зарплату не в «деревянных», чей вес постоянно съедает инфляция, а в валюте. Уже приобретена земля и найден подрядчик на строительство коттеджей для моряков в Ивановской области... Что остается добавить к сказанному? Разве что упомянуть о слухах. Говорят, против Леванова заведено уголовное дело - нет его. Говорят, у него дворец где-то - нет его. Есть родительский дом, только что подремонтированный Альбертом Филипповичем. Говорят.... Не верьте! А, вот еще: говорят, Леванов идет в Думу, чтобы иметь депутатскую неприкосновенность. Возможно, вы помните, что он долгое время был депутатом областного Совета. А когда не стало этого Совета, остался Леванов «неприкрытым». Коль он в чем-то обвинялся, тут бы его и хватать, пока нет у него «неприкосновенности». А не за что. Так что досужие вымыслы никогда не затмят истину. Они обречены на провал, как провалились поиски валюты и другого «компромата» на Леванова в его гараже, когда переворошили макулатуру - труды классиков и марксизма-ленинизма. И ушли ни с чем местные пинкертоны...* Сделаем скидку на некий глянец этих коммерческих, платных публикаций. Но доверимся и столь опытному и объективному журналисту, как Инна Петровна Березюк, которая за годы работы в «Рыбном Мурмане» могла отличить ложь от вымысла. И ни за какие деньги не стала бы писать против совести. • Свобода со связанными руками, «РМ» от 26 августа 1994 года. • Выход один: верить и идти вперед, «РМ» от 5 мая 1995 года. • Должен победить разум, «РМ» от 11 ноября 1994 года. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2978 |