Главная ЕСТЬ БУДУЩЕЕ У ПРИБРЕЖНОГО РЫБОЛОВСТВА!
Есть будущее у прибрежного рыболовства! Печать E-mail

«Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» представлена малым и средним предпринимательством прибрежного рыбного  комплекса Мурманской области

Анатолий Евенко, руководитель 
Некоммерческой организации «Ассоциация прибрежных
рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана»

Заканчивается 2007 год, год по понятным причинам и обстоятельствам знаковый для всей рыбной отрасли Российской Федерации, обеспечивающей значительную часть населения необходимыми для здоровья человека белковыми продуктами питания. К тому же его значимость усиливается на фоне происходящих масштабных политических и экономических событий, как внутри страны, так и за ее пределами.

Прибрежный рыбопромышленный комплекс Мурманской области является важной составляющей пополнения продовольственной корзины каждого человека, в том числе и создания определенного государственного резерва пищевых продуктов рыбного ассортимента.

Определяющим и главным направлением в нем, безусловно, является добыча (вылов) самовоспроизводящихся гидробионтов прибрежья Белого и Баренцево морей.

Основная масса предприятий, входящих в некоммерческую организацию «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана» (НО АПРФХМ) и занимается этим важным, серьезным и прогрессивным делом на Мурмане.

Наша организация структурно представлена малым и средним предпринимательством прибрежного рыбопромышленного бизнес-сообщества Мурманской области.

Как водится, в конце года принято отчитываться о результатах своей работы, выводах и о перспективах на будущее. И в данном случае НО АПРФХМ не является каким либо исключением, а наоборот, постоянно выступает своего рода «застрельщиком» освещения объективных результатов своей деятельности за определенный период, с целью правильного понимания и толкования общественностью самой сути прибрежного рыболовства в субъектах Федерации с наиболее насыщенной рыбопромышленной инфраструктурой.

Следует напомнить, прибрежное рыболовство в Мурманской области в промышленном виде начало развиваться с 90-х годов и, надо прямо сказать, до 2004 года имело под собой вялотекущую основу. Вылов (добыча) составлял 500-700 тонн в год. Правительство РФ, видя это, особенно и не поощряло этот вид деятельности на местах, и в этой связи не уделяло ему должного внимания.

Известно, треска и пикша Баренцева моря являются по международному соглашению общим запасом России и Норвегии. В составе указанных водных биологических ресурсов отдельной строкой обеими странами определены специальные прибрежные квоты в объеме 40 тыс. тонн (сейчас 20 тыс. тонн) каждой стороне.

Касательно норвежской промысловой деятельности в этой части, то ее доля осваивалась и осваивается сполна и достаточно эффективно. А вот российская до 2004-2005 года, к сожалению, почти вся реализовывалась судами океанического лова. И «де-факто», как бы на этой почве, вошла в общий объем национальной квоты трески и пикши для Мурманской области. В этой связи и создалось мнение у крупных рыбодобывающих компаний, что «прибрежники» якобы «присоседились» к океанической квоте и осваивают ее в ущерб океаническому промысловому флоту.

Но, на наш взгляд, это глубоко ошибочные и вредные суждения. Действующие международные соглашения говорят об обратном. В соответствующих материалах международного уровня, прибрежная квота всегда прописывалась и прописывается отдельной строкой для стран участников, осуществляющих свою промысловую деятельность в Баренцевом море по добыче (вылову) тресковых пород рыб.

С подачи Некоммерческой организации «Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана», начиная с 2004-2005 годов, при активной поддержке Правительства Мурманской области, лично губернатора Мурманской области Ю.А. Евдокимова, ежегодная прибрежная квота для Мурманской области Правительством РФ увеличена почти в 10 раз. Это очень серьезный материальный ресурс – 12-13 тыс. тонн валютоёмких объектов лова (треска и пикша).

Как ими распорядились члены - участники НО АПРФХМ в 2006-2007 гг.? Каковы итоги их деятельности? Что мешало и мешает работать лучше? Каковы перспективы развития НО АПРФХМ? Все это и другое я постараюсь довести до заинтересованного читателя, своих коллег, друзей и единомышленников, не только болеющих за рыбную отрасль, но и на деле притворяющих в жизнь прибрежную социально – экономическую политику в нашем регионе.

Сразу оговорюсь – это не летопись прошлых лет – это объективная реальность итогов функционирования одной из общественных неправительственных организаций рыбного профиля, специализирующей на традиционном промысле гидробионтов, прибрежья Баренцево моря.

Всю свою деятельность за прошедший период НО АПРФХМ строила и строит на основе перспективного плана действий указанной организаций на период 2004-2008 годов, а также в его развитие ежегодных планов краткосрочных и среднесрочных мероприятий по социально-экономическому оздоровлению прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области, разработанных самими членами Ассоциации.

Все мероприятия обозначенных нами планово-программных установок направлены на безусловное улучшение экономического самочувствия каждого предприятия, члена-участника НО АПРФХМ.

В этой связи, с целью создания должных, правильных, условий работы, а также защиты и лоббирования в правовом поле интересов членов Ассоциации в различных инстанциях за 2006-2007 годы было подготовлено и направлено в различные инстанции региональных, федеральных, местных органов исполнительной и законодательной ветвей власти – свыше 200 обращений, в основе которых перед заинтересованными вышестоящими органами всех уровней управления прибрежным комплексом РФ в т.ч. и Мурманской области, отражены конкретные постановочно – проблемные вопросы НО АПРФХМ.

Они в себя включают:

· Определение минимальных объемов добычи (вылова) водных биологических ресурсов на одно прибрежное промысловое судно в Баренцевом море на долгосрочную перспективу.

· Регулирование рыболовства при ведении специализированного промысла трески и пикши в Баренцевом море с учетом допускаемых приловов других видов рыб.

· Разработку механизма (порядка) (в рамках Федерального Закона от 15.06.2006 г. № 89-ФЗ) позволяющего рыбопромысловым прибрежным судам осуществлять многократное пересечение государственной границы в ходе прибрежного промысла.

· Разработку дополнений и предложении в Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.

· Приведение в надлежащий порядок (в свете обновления законодательства) ветеринарного и фитосанитарного, а также санитарно-эпидемиологического надзора - касательно хозяйственной деятельности по добыче, поставкам и реализации свежеохлажденной рыбы предприятиями прибрежных промыслов.

· Формирование кадрового потенциала для предприятий прибрежного комплекса Мурманской области.

· Развитие аквакультуры на территории Мурманской области.

· Обновление (строительство судов), модернизацию основных производственных фондов (ОПФ) прибрежного комплекса.

· Введение дифференцированной платы за водные биологические ресурсы для судовладельцев, осуществляющих поставку свежеохлажденного сырья на береговые рыбоперерабатывающие предприятия Мурманской области.

· Повышение ответственности руководителей-судовладельцев по фактам браконьерства в прибрежном рыболовстве.

· Разграничение полномочий между центром и регионами касательно передачи функций управления всем прибрежным комплексом — Мурманской области (как «рыбному» субъекту Российской Федерации).

· Усиление роли Департамента рыбной промышленности Мурманской области в части управления прибрежным комплексом региона.

· Упорядочение и упрощение оформления судов прибрежного промысла государственными контролирующими органами на местах путем установления единого порядка организации обработки судов по принципу таможенного «зеленого коридора», и их работы через «одно окно».

Проанализировав структуру обозначенных нами проблем, можно невооруженным глазом увидеть, что большая их часть, если не вся, легла в перечень поручений Президента Российской Федерации (В.В. Путина) по итогам заседаний президиума Государственного совета РФ 31 августа 2007 года в городе Астрахани, касательно дальнейшего функционирования и развития всего рыбного хозяйства России.

Это хороший знак, и лишний раз говорит о том, что НО АПРФХМ стоит на верных позициях и зрит прямо в «корень» стратегического государственного подхода к прибрежной рыбохозяйственной деятельности непосредственно на местах его осуществления.

И данное внимание к нашим проблемам со стороны высшего должностного лица, руководителя нашего государства – Президента РФ В.В. Путина наводят на мысль, что в прибрежном комплексе субъектов федерации с наиболее насыщенной рыбной инфраструктурой, он видит дальнейшее объективное развитие общего реального сектора экономики Мурманской области.

Но, справедливости ради, следует отметить, указанные проблемы, как прибрежного рыболовства, так и всего рыбного хозяйства — возникли не сейчас и даже не вчера. Порученческие указания в этом направлений давались в 90-х годах соответствующим федеральным исполнительным органам во время премьерства В.В. Путина (1999 г.), а также и исполнения им обязанностей Президента РФ, в частности во время посещения им же Мурманской области (2000 г.).

Однако по непонятным для меня причинам, казалось бы, процесс эффективной и оперативной стабилизации прибрежного рыболовства лежит на поверхности, но он почему-то со стороны федеральных рыбных властей возымел под собой почву явно затяжного характера.
И в результате глубоко стратегическая отрасль не получила должного развития и в настоящее время сильно отстает от аналогичных ей.

Надо сказать, прибрежный рыбопромышленный комплекс Мурманской области в эти годы функционировал «не благодаря», а все - таки «вопреки»! Это неправильно и не по государственному.

Все добывающие предприятия прибрежного комплекса Мурманской области (54), в том числе 32 предприятия члены НО АПРФХМ имеют твердую промысловую историю по добыче (вылову) на пятилетний период, начиная с 2004 года, наиболее востребованных водных биологических ресурсов (треска и пикша).

На основе долевых ежегодных распределении, они гарантированно наделяются квотами на их вылов. Объем составляет:

С 2004 года освоение валютоемких объектов лова (треска и пикша), прибрежных промыслов по мурманской области неуклонно растет (см. диаграмму).

Следовательно, и поставки свежеохлажденной рыбы находится в аналогичной пропорции, причем все 100% идут на Мурманский берег.

За это время в Мурманской области сложилась устойчивая группа (порядка 10-15) предприятий береговой переработки, специализирующихся только на свежеохлажденном сырье, и выпускающих из него качественную конкурентоспособную продукцию и рыбные товары.

Число добывающих хозяйствующих субъектов не удовлетворительно реализующих свою квоту (из расчета выбора на это время до 50%) – подает, с 39 предприятий (2004 г.) до 13 (2007 г). В том числе 100% освоили соответственно одно предприятие, в 2007 г. – 16. Не приступали и не приступили к промыслу соответственно 8 предприятий, в 2007 г.- 7. Общий процент выбора квот по треске и пикше в 2004 г – соответственно 42%/46%, в 2007 г. - 81%/81% (за 10, 5 мес.).

Т.е. даже по оперативным и отдельным показателям ясно и вполне понятно – прибрежному комплексу «быть».

Кстати вся практическая деятельность прибрежного рыбохозяйственного сообщества вполне реально способствует созданию в рыбном хозяйстве Мурманской области благоприятного правового и социально – экономического климата, а также условий, способствующие наиболее рациональной и эффективной эксплуатации водных биологических прибрежных ресурсов. Улучшается экономическое самочувствие в трудовых коллективах рыбопромышленных предприятий.

Федеральные органы и местная исполнительная власть рассматривают наш институт объединения в числе неправительственных организации – как важных партнеров по решению различных государственных задач. Ядром этой работы как раз и выступает НО АПРФХМ, которая по своей сути уже обрела статус социально значимого производства прибрежного комплекса Мурманской области.

Этому способствовало решение в эти годы отдельных проблем, обозначенных выше. Как то: организация прибрежного промысла в 2006-2007 гг. с первых чисел начала года, работа прибрежных судов за пределами 12 морских миль, правильная расстановка судов самими судовладельцами в районах промысла, в отдельных случаях щадящая и скоростная обработка судов прибрежного лова, надзирающими и контролирующими службами и ведомствами(к сожалению единичные).

Развитие наших обращений с целью создания должных условий по дальнейшему развитию прибрежного комплекса Мурманской области: приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации РФ поправки в основной закон по рыболовству, в рамках которого предусматриваются в перспективе налоговые послабления предприятиям, поставляющим рыбу на Российский берег, законодательно закреплена правовая норма, разрешающая по специальному распоряжению Правительства РФ – промысловым прибрежным судам промышлять на континентальном шельфе Баренцева моря, промысловые доли на добычу (вылов) предполагается закреплять за пользователями водных биологических ресурсов сроком на 10 лет, дающим предпринимателям возможность планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.

Это основные положительные моменты, которые лежат на поверхности.

Однако есть и большие недоработки этого законодательного акта, значительно тормозящих прибрежный промысел – не выполнено для нас главное поручение президента РФ В.В. Путина, данное им в г.Астрахань 31 августа 2007 г., касательно разработки правовой схемы по передаче субъектам Российской Федераций полномочий по распределению квот вылова водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства.

Я убежден и уверен в том, что решив эту важную управленческую составляющую – государство и в целом население прибрежных субъектов федераций будет иметь хорошую основу для развития и образования благоприятного и так нужного для них, как политического так и экономического климата. Для Мурманской области, рыбной столицы Заполярья – г. Мурманск – это особенно актуально, не решена до конца схема упрощенного пересечения государственной границы для судов, работающих и доставляющих свежеохлажденную рыбу, выпущенные Правила рыболовства для Северного рыбопромышленного комплекса в наиболее продуктивное промысловое время закрывают промысел в большей части прибрежной зоны (12 миль) на постоянной основе.

Мы надеемся, что все таки разом возобладает над амбицией отдельных государственных мужей и во главу угла будет, наконец-таки, поставлена позиция здравого смысла, основанная прежде всего на традиционной деятельности прибрежного населения, компактно проживающего на побережье Баренцева и Белого морей.

Будущее у прибрежного рыболовства, безусловно, есть!

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 12 2007 г.

Еще статьи на тему "Прибрежного":

Адмирал прибрежного флота

Зарубежный опыт развития прибрежного рыболовства

Перерегистрация судов прибрежного лова

Концепция развития прибрежного рыболовства

Развитие прибрежного рыболовства

Новый импульс для развития прибрежного рыболовства Мурманской области

Есть будущее у прибрежного рыболовства! 2250 из 1500 на основе 5000 оценок. 1350 обзоров пользователей.

busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.235.29.190

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .